Реформы, произошедшие за последние десятилетия в странах постсоветского пространства, значительно изменили социальнокультурную жизнь, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения. По мнению Е.В. Петровой, наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних, асоциального и антисоциального поведения учащейся молодёжи. Представители поколения, которому предстоит решать глобальные проблемы современности, при моделировании собственного мира во главу ставят утилитарные ценности, а не общечеловеческие, нравственные идеалы. Достижение высокого материального благосостояния рассматривается ими в качестве важнейшего, а нередко и первого по значимости жизненного успеха [1].
Изменения в молодежной субкультуре - игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм- существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности. Закономерно, что в связи с данными обстоятельствами одна из самых важных задач любого общества - нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейший стратегический ресурс развития общества.
На современном этапе, в условиях сохраняющейся межнациональной нестабильности и возможного обострения межнациональных конфликтов, особенно актуальны проблемы разработки научно- методологического и методического содержания образования на этнокультурной основе, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой- на национально- культурные и регионально- этнические традиции.
Решить эту задачу можно совместными усилиями, возрождая и используя в воспитании подрастающего поколения прогрессивные традиции народов Казахстана, сопоставляя различные педагогические системы.
В последнее время увеличивается количество исследователей, изучающих вопросы науки, растет количество публикаций и ширится география научно-практических конференций, посвященных вопросам этнопедагогики. Резюмируя вышесказанное, прихожу к выводу, что к этнопедагогике в последние годы резко увеличивается интерес в педагогической науке и практической деятельности педагогов. Расширяющийся поток материалов по данной тематике вызывает потребность дать научную рефлексию и провести концептуализацию этнопедагогики как науки.
Этнопедагогика - сравнительно молодая ветвь педагогической науки. Системные исследования в этой области начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания нашла отражение и в педагогических работах К. Д. Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П. И. Ковалевского. Проанализировав педагогическое наследие различных народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа — своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы»[2]. Народ из поколения в поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества.
Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обратился Г.Н. Волков. Он определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, сложившуюся под влиянием исторических условий, сохранившуюся благодаря национальной системе воспитания, и претерпевающую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педагогической культуры народа. Исторически сущность воспитания в этнопедагогике заключается в формировании и развитии добротолюбия, чести, любви к Родине, преданности семейному очагу.
Так как наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, способные обогатить мировую цивилизацию и педагогическую мысль, считаю ,что именно поэтому формирование нравственных качеств у молодежи должно основываться на изучении и пропаганде национальных культурных ценностей. За многовековую историю сформировалась духовная культура, самобытный нравственный уклад, сохранились до наших дней обычаи и традиции, которые мы встречаем в устном народном творчестве, в отношении к природе, в народных промыслах, традициях гостеприимства, на которых воспитывалось и продолжает воспитываться молодое поколение.
В качестве основных средств воспитания этнопедагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, народные художественные промыслы, сказку, пословицы, поговорки, традиции и обычаи. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения учащихся; основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверия; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Народные наставления подчас содержат прямые воспитательные советы, почти полностью соответствующие рекомендациям современных педагогов и педагогических психологов [3].
В этнопедагогике имеются характерные для каждого этноса средства и приемы воспитания, для кочевников - благословение ( бата), напутствие, айтыс (песенные состязания).
Необходимо подчеркнуть, что одним из результативных средств воспитания нравственных качеств являются традиции и обычаи. Особенность воспитательного воздействия заключается в том, что они не ограничиваются каким-то одним возрастным периодом жизни человека: каждый человек находится в сфере действия обычаев и традиций. Выполнение требований оказывает значимое влияние на формирование культуры чувства и поведения личности, на её отношения к окружающему миру.
Традиции и обычаи как средства воспитания и обучения этнопедагогики представляют различные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение учащихся. Будучи общественным явлением, традиции выступают виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.
Для воспитания высоконравственной личности исторически подходят условия в Казахстане: накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающий мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. Основным принципом функциональности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение интересов населяющих страну этносов, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других.
Считаю, что возможности этнопедагогики значительны, так как именно в Республике Казахстан, в связи с полиэтничностью общества, сохранилась дань традициям и обычаям всех этносов, проживающих на территории страны.
Литература
- Кожахметова К.Ж. Этнопедагогика народов Казахстана/ Алматы, «Алем», 2001.
- Нигматов З. Никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа// ж. Народное образование № 6, 1999 (93).
- Цалагова З.Б. Этнопедагогические наставления народов Северного Кавказа // ж. Педагогика № 9, 2010, стр. 51.