Методология патриотического воспитания школьников на основе ценностей «Мəңгілік Ел»: к разработке методологической базы исследования

Методологическая база исследования содержит в себе определенные концепции и теории, которые важны для раскрытия основного вопроса и способствуют оформлению гармоничных и структурированных выводов. Методологическая база исследования представляет собой совокупность общих и специальных научных методов, которые крайне важны для получения достоверного и правдивого конечного результата. Следовательно, разрабатываемая методологическая база нашего исследования содержит два блока: теории и концепции в области патриотического воспитания, отраженные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых; методы исследования. Одной из важнейших задач, стоящих перед казахстанским обществом, является воплощение в жизнь общенациональной идеи «Məңгілік Ел». Здесь трудно переоценить роль общеобразовательной школы. «Məңгілік Ел» — это воспитание социально активных членов общества с высоким уровнем развития национального самосознания и патриотизма, успешно работающих в условиях инновационной экономики, впитавших общечеловеческие и национальные ценности, обладающих чувством ответственности за судьбу страны. В нашем исследовании планируется проведение методологического анализа ценностей «Мəңгілік Ел» в контексте их возможной имплементации в содержание учебных программ среднего образования.

Исходной позицией для разработки методологической базы исследования является следующая трактовка данного понятия: «… это концепции и теории, которые легли в основу исследования» [1]. При этом отбираются те научные труды, которые определяют логику исследования, его основные принципы и подходы. Кроме того, следует учитывать характер научного исследования. В нашем случае это фундаментальное исследование. Исследования этого вида, как правило, направлены на открытие новых, ранее не изученных явлений и законов природы и социальной реальности, а также на создание новых исследовательских методологий. Их целью является расширение научного знания в целом. Они ведутся на границе известного и неизвестного и обладают значительной степенью неопределенности. В отличие от прикладных исследований, результаты которых изначально адресованы производителям и заказчикам и которые руководствуются нуждами или желаниями этих клиентов, фундаментальные исследования адресованы, прежде всего, другим членам научного сообщества и направлены, в первую очередь, на расширение знания о мире как такового [2]. Однако это не означает, что результаты фундаментальных исследований прагматически бесполезны. Одним из главных признаков фундаментального знания является его интеллектуальность. Как правило, оно обладает статусом научного открытия и является приоритетным в своей области. Фундаментальную науку за то, что она развивается главным образом в университетах и академиях наук, называют еще академической [3, 4].

Однако на современном этапе развития науки в некоторых моментах фундаментальные и прикладные исследования сходятся. В частности, методы фундаментальных исследований используются для решения прикладных проблем, а работа, направленная на прикладные цели, может носить фундаментальный характер. Критериями их разделения являются в основном временной фактор и степень общности. К примеру, в определенный период времени одни исследования являются фундаментальными, но в исторической перспективе они, с развитием и углублением познания в соответствующей отрасли науки, неизбежно утрачивают фундаментальный характер.

Какие бы, однако, проблемы ни решали различные науки, все они стремятся объяснить факты и явления известные и предсказать неизвестные. Именно объяснительная и прогностическая функции науки дают возможность использовать ее для руководства практической деятельностью. В этой общности основных функций проявляется связь между фундаментальными и прикладными исследованиями.

Сравнивая различные теории, научные дисциплины и целые отрасли научного знания, следует выявить: во-первых, объекты их исследования (онтологический аспект); во-вторых, глубину постижения ими сущности изучаемых явлений (гносеологический аспект); в-третьих, возможность использования одной теории для разработки и проверки другой (методологический аспект); в-четвёртых, пути практического использования более абстрактных теорий и дисциплин через менее абстрактные, стоящие ближе к действительности (прагматический аспект).

С этой общей точки зрения фундаментальные исследования будут отличаться от прикладных по своему объекту тем, что они охватывают более широкий круг явлений [5–11].

Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями по постановке прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных результатов, научными публикациями и т.д.

Исходя из всего сказанного выше задачи нашего исследования были определены следующим образом:

  1. Изучение существующего состояния и перспектив обучения и воспитания школьников в контексте патриотического воспитания.
    1. Изучение концептуальных моделей патриотического воспитания в Казахстане и в мировом образовательном пространстве.
    2. Изучение нормативно-правовых и программных документов по проблемам воспитания.
    3. Выявление сущности и содержания воспитательного контента образования.
  2. Анализ ценностей общенациональной идеи «Мəңгілік Ел» в контексте их возможной имплементации в содержание учебных программ школьного образования.
    1. Методологический анализ ценностей идеи «Мəңгілік Ел» в контексте использования в патриотическом воспитании.
    2. Выявление психолого-педагогических условий патриотического воспитания учащихся на основе ценностей идеи «Мəңгілік Ел».
    3. Анализ содержания гуманитарных и общественных дисциплин в контексте задач патриотического воспитания школьников.
  3. Разработка «Матрицы имплементации ценностей «Мəңгілік Ел» в учебновоспитательный процесс общеобразовательной школы».

3.1 Концептуальная разработка «Матрицы имплементации ценностей «Мəңгілік Ел» в учебновоспитательный процесс общеобразовательной школы».

  1. Разработка и издание научно-методических рекомендаций по внедрению «Матрицы имплементации ценностей «Мəңгілік Ел» в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы» в практику.
  2. Подготовка монографии по теме исследования.

Как видно из указанных задач, наше исследование, будучи фундаментальным, все же завершается, помимо подготовки монографии (а это научный труд, как правило, теоретического содержания), изданием конкретных рекомендаций для практиков образования (педагогов, руководителей различных уровней, методистов). Сама матрица имплементации (от англ. to implement — «претворять в жизнь»), претендуя на теоретическую значимость, в своем объекте содержит пути (механизмы, алгоритмы) реализации на практике и претворения в жизнь общенациональной идеи «Мəңгілік Ел».

Все задачи (подзадачи в том числе) подчинены общей цели исследования, которая заключается в выработке практических предложений по обновлению содержания и модернизации форм и методов обучения и воспитания школьников в контексте ценностей общенациональной идеи «Мəңгілік Ел».

Мы не случайно подробно изложили задачи нашего исследования, так как именно они напрямую обусловливают содержание его методологической базы. Как уже отмечалось, методологическая база исследования содержит в себе определенные концепции и теории, которые важны для раскрытия основного вопроса и которые способствуют оформлению гармоничных и структурированных выводов. Это, во-первых. Во-вторых, методологическая база исследования представляет собой совокупность общих и специальных научных методов, которые крайне важны для получения достоверного и правдивого конечного результата [12]. Следовательно, разрабатываемая методологическая база нашего исследования содержит два блока: теории и концепции в области патриотического воспитания, отраженные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых; методы исследования.

Рассмотрим, первый блок методологической базы исследования на тему «Методология патриотического воспитания школьников на основе ценностей «Мəңгілік Ел».

Для нашего исследования представляют большой интерес система обучения Дж. Дьюи, теории личности К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма, концепция поликультурной личности Дж. Бэнкса и др., труды по методологии образования В.В. Краевского, Е.В. Бережновой, В.И. Загвязинского, Б.С. Гершунского, М.А. Данилова, Л.И. Новиковой, Ю.К. Бабанского и других, а также казахстанских философов, психологов и педагогов Ж.М. Абдильдина, А.Н. Нысанбаева, А.П. Сейтешова, Т.С. Садыкова, Ж.И. Намазбаевой, У.Ж. Алиева, Ш.Т. Таубаевой, К.Ж. Кожахметовой и других.

В казахстанской научной базе в целом выделяется несколько направлений исследований патриотизма:

  •  в контексте общенациональной идеи, которая требует активного включения в свою реализацию (А.С. Калмырзаев, А.Н. Нысанбаев, А.Х. Бижанов, Б.Б. Абдыгалиев, М.А. Биекенов, Л.А. Байдельдинов, М.С. Машан, Р.К. Турысжанова и др.);
  •  как основы собственной модели национального развития Казахстана (С.Ф . Ударцев, Л. Матакбаева, Н.Б. Сейсен, К.Н. Мамирова и др.);
  •  в качестве фактора политики общественного согласия и средства достижения всеобщего духовного благополучия всех этносов и этнических групп нашей страны (Ж. Кенжалин, Ж.А. Смирнова, Н. С. Кужукеева, З.Н. Нурлигенова, М.Б. Жиенбаев и др.);
  •  в рамках патриотического воспитания учащихся средствами народной педагогики (К.Ж. Кожахметова, Р.Н. Кенжебаева, Ж.Н. Калиев, А.А. Бейсембаева, Н.А. Мухамединова, Л.Т. Сейдахметова и др.);
  •  с точки зрения формирования высоконравственных принципов, норм и правил поведения в условиях воспитательных систем школ, дополнительного образования, усиления воспитательного компонента в цикле школьных дисциплин (М.Е. Демеуова, К.Ж. Кожахметова, Л.Б. Аратай, Ш.Б. Молдыбаева, А.С. Жаксыбеков, В.И. Рябова, И.И. Ивакина, У.А. Есназарова, Т.В. Имангулова, М.Н. Кунанбаева, Ж.А. Касымбеков и др.).

Такие казахстанские ученые, как А.Х. Аргынов, Р.А. Жумаканова, А.А. Бейсембаева, Е.З. Батталханов, Л.А. Байсеркеев, О. Салимбаев, В.А. Ким, К. Болеев, К.К. Пралиев, Х.М. Рахимбекова и другие занимались изучением мировоззренческих, нравственных, гуманистических вопросов, посвященных проблеме воспитания патриотизма.

Исследование литературы показало, что в современной патриотической семантике Казахстана широко используется концепт «казахстанский патриотизм», основанием для которого выступают общность исторических судеб этносов, черт менталитета, общегосударственная сопричастность, гражданская ответственность, толерантность как проявление понимания и принятия культуры всех этносов Казахстана и мира.

Казахстанский патриотизм ориентирован на практическое активное участие граждан в делах государства, динамизм участия, сформированное мировоззрение.

Как показывает рейтинг мероприятий политического блока Стратегии «Казахстан – 2050», формирование нового казахстанского патриотизма оценивается отечественными экспертами как достаточно актуальное направление — 5,44 балла (по 7-балльной шкале). Однако степень его реализуемости оценивается лишь на среднем уровне — 3,64 балла [13].

Ключевые идеи патриотического воспитания в целом, понятия «казахстанский патриотизм» разработаны Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым: «…патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине.

Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям — это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

…лучшая форма патриотизма — это изучение истории родного края в средних школах» [14].

Обозначенная в проекте проблематика изучается учеными стран СНГ. В российской педагогической науке понятие патриотизма рассматривается в контексте проблем патриотического воспитания как предмета исследования. А.Н. Вырщиков, В.В. Гладких, Е.Л. Райхлина, В.Ю. Микрюкова и другие определяют патриотизм как методологию патриотического воспитания.

В контексте нашего исследования выявлены сходные проблемы, описанные российскими учеными В.И. Слободчиковым, И.В. Корольковой, А.А. Остапенко, М.В. Захарченко, Е.В. Шестун, С.Ю. Рыбаковым, Д.А. Моисеевым, С.Н. Коротких, Д.Я. Травиным и другими. В частности, Д. Травин указывает на отсутствие механизма формирования российского патриотизма, «который быпривязал его к реальности», ссылаясь на то, что в нынешних условиях национальная идея вообще не может быть включена», «у народа нет осознания надвигающейся угрозы» [15].

Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь рассматривались В.В. Буткевич, М.А. Можейко, А.С. Лаптенок, А.Д. Живейко, К.И. Шик, М.Ю. Узгорок, В.А. Кротюк и другими. В понимании патриотизма содержится деятельностный компонент.

Западные исследователи развивают идеи патриотизма с психологической точки зрения (Л. Дэб, США), как ценностную категорию современного западного общества (В. Тюне, Германия), рассуждают о месте и роли патриотизма в истории и современном массовом сознании французского общества (Ж. Леньян), исследуют и другие направления.

Таким образом, анализ научной базы по проблеме патриотического воспитания показывает, что сегодня происходит трансформация понятия «патриотизм».

Также изучение источников помогло выявить:

  •  отсутствие системы научных знаний концепта «патриотизм» с учетом современных реалий быстроменяющегося мира;
  •  отсутствие комплексного понимания казахстанского патриотизма, так как отмечается дефицит теоретических научных разработок в педагогической сфере;
  •  слабую базу научных, научно-популярных, публицистических изданий, статей, докладов для просвещения общества;
  •  отсутствие специальных исследований, посвященных изучению условий эффективного применения инновационных методов и приемов воздействия на обучающихся с целью актуализации деятельностного проявления патриотизма;
  •  новые теоретические подходы к патриотическому воспитанию на данном этапе еще весьма ограничены.

В этой связи, мы считаем, необходимы фундаментальные исследования, посвященные системе патриотического воспитания модернизируемой общеобразовательной школы Республики Казахстан на основе государствообразующих, общенациональных ценностей «Мəңгілік Ел».

В тюркской философской традиции идея «Мəңгілік Ел» имеет следующие смысловые коннотации. Это сильное государство, для построения которого нужны такие условия, как мудрый правитель, поддержка среди жителей, справедливый закон, стремление к знаниям и др. Это идеальное общество, «Жерұйық», в котором воплотились чаяния народа о мирной стране, с процветающим народом, живущим в комфортных природных условиях. Это стремление к «Мəңгі өмір», вечной жизни, которая, в итоге, не противопоставляется Смерти, а понимается как бессмертие добрых дел и славного имени, остающиеся навечно в памяти потомков.

Елбасы в своем Послании народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» подчеркнул, что «Мəңгілік Ел» — национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков [16].

Целью «Мəңгілік Ел» является объединение всех казахстанцев на основе ценностей, сформировавшихся в процессе тысячелетнего исторического опыта Казахстана. Ценности представлют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

В Послании Президент Н.А. Назарбаев назвал семь ценностных основ общенациональной идеи «Мəңгілік Ел»: Независимость Казахстана и Астана; национальное единство, мир и согласие в нашем обществе; светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; Общество Всеобщего Труда; общность истории, культуры и языка; национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем [16].

Одной из важнейших задач, стоящих перед казахстанским обществом, является воплощение в жизнь общенациональной идеи «Məңгілік Ел». Здесь трудно переоценить роль общеобразовательной школы. «Məңгілік Ел» — это воспитание социально активных членов общества с высоким уровнем развития национального самосознания и патриотизма, успешно работающих в условиях инновационной экономики, впитавших общечеловеческие и национальные ценности, обладающих чувством ответственности за судьбу страны.

В нашем исследовании планируется проведение методологического анализа ценностей «Мəңгілік Ел» в контексте их возможной имплементации в содержание учебных программ среднего образования. Предусматривается разработка «Матрицы имплементации ценностей «Мəңгілік Ел» вучебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы». Будут предложены новые формы патриотического воспитания, направленные на включение в систему школьного обучения и воспитания общенациональных проектов «Туған жер», «100 новых лиц Казахстана», «Қазақстаның қасиетті рухани құндылықтары».

Второй блок методологической базы представляет собой совокупность методов исследования. Метод (от греч. methodos) — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Научные методы — общее собирательное имя для обозначения огромного числа используемых в науке средств, методик, технологий для достижения ее познавательных и практических целей. Методы науки являются существенно различными для разных областей научного знания, разных уровней знания, видов научных исследований. В науке не существует единого для всех областей науки и видов научной деятельности универсального метода, который можно было бы выучить и применять во всех случаях. Поэтому в современной науке принята многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения): философские методы, общенаучные подходы и методы исследования, частнонаучные методы, дисциплинарные методы, методы междисциплинарного исследования [17, 18].

Исходя из такого понимания сути научных методов в нашем исследовании будет использован комплекс научно-исследовательских методов, адекватных природе изучаемого явления: теоретические — изучение и анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы, нормативных и программно-методических документов по теме и проблеме исследования; моделирование, прогнозирование, сравнение, синтез, обобщение, классификация, формулирование выводов и др.; эмпирические — наблюдение, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок, технологические процедуры мониторинга и др. Все указанные методы будут применяться в контексте диалектики развития образовательных систем, синергетики образования, теории деятельности, теории личности. Указанные выше теории в данном проекте будут использованы как формы организованного достоверного знания в сфере исследуемой проблемы.

Не вдаваясь в подробное описание методов (они весьма разнообразны и широко известны), мы при выборе методов опирались на их основную функцию — внутреннюю организацию и регулирование всего хода исследования.

 

Список литературы

  1. Теоретико-методологическая база исследования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lektsii.org/8- 86620.html.
  2. Фундаментальные и прикладные научные исследования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.ru/9_172491_ fundamentalnie-i-prikladnie-nauchnie-issledovaniya.html.
  3. Фундаментальные и прикладные исследования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studwood.ru/1573722/ekonomika/fundamentalnye_prikladnye_issledovaniya.
  4. Фундаментальные и прикладные науки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/4-1-23- metodologiya-prava/26.htm.
  5. Рузавин Г.И. Фундаментальные и прикладные исследования в структуре / Г. И. Рузавин // Философские вопросы технического знания: сб. ст. АН СССР, Иститут философии. — М.: Наука, 1984 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 20.05.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory /expertize/6202.
  6. Капица П.Л . Эксперимент, теория, практика / П.Л . Капица. — М .: Наука, 1974. — 288 с.
  7. Ишлинский А. Ю. Взаимосвязь между фундаментальными и прикладными науками и техникой / А.Ю. Ишлинский // Философские основания естественных наук. — М., 1976. — C. 144–149.
  8. Флеров Г.Н. Наука в век научно- технической революции / Г. Н. Флеров, В. С. Барашенков // Вопросы философии. — 1974. — № 9. — C. 64.
  9. Кедров Б.М. О науках фундаментальных и прикладных / Б.М. Кедров // Вопросы философии. — 1972. — № 10. — C. 39–49.
  10. Яновская С.А. Методологические проблемы науки / С.А. Яновская. — М.: Мысль, 1972. — C. 241.
  11. Алексеев И.С. Наука: Структура науки / И.С. Алексеев // БСЭ. — 3-е изд. — М., 1974. — Т. 17. — С. 963.
  12. Кислякова А. Что такое методологическая база: суть и характеристика данного термина [Электронный ресурс] / А.Кислякова. — Режим доступа: http://советстуденту.рф/referaty-kursovye/chto-takoe-metodologicheskaya-baza/.
  13. Абишева М. Несколько слов о патриотизме [Электронный ресурс] / М. Абишева. — Режим доступа: https://vlast.kz/avtory/neskolko slov o patriotizme-3399.html.
  14. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания, 12.04.2017 [Электронный ресурс] / Н.А. Назарбаев. — Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/special/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy- gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-mod.
  15. Травин Д. Может ли быть патриотизм национальной идеей? [Электронный ресурс] / Д. Травин. — Режим доступа: https//ok-nform.ru/politics/domestic/55533-mozhet-li-patriotizm-byt-natsionalnoj-ideej.html.
  16. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь–2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». 17 января 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstana nazarbaeva-narodu- kazahstana-17-yanvarya-2014-g.
  17. Методология научного познания. Классификация научных методов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lektsii.org/3-52349.html.
  18. Методы фундаментальных и прикладных исследований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.ru/9_175413_metodi-fundamentalnih-i-prikladnih-issledovaniy.html.
Год: 2018
Город: Караганда
Категория: Педагогика