Анализ современного состояния рынка креативных индустрий в Казахстане

В статье рассмотрены прoблeмы современного состояния рынка креативных индустрий в Казахстане. Очевидный рост интереса к творческим профессиям и продуктам креативных индустрий в Казахстане имеет объективные причины и конкретные результаты. Новизна и ценность настоящего исследования определяются тематикой, объемом собранных статистических данных, методологическими находками. Авторами представлены базовые теоретические понятия, связанные со сферой креативных индустрий. Впервые изучены три типа организации креативной деятельности, которые принципиально отличаются друг от друга и оказывают максимальное влияние на формирование и развитие артрынка страны: международные институты; государственные проекты или проекты, поддерживаемые государственными институциями; частные инициативы и независимые проекты. Как уникальный и специфический сектор арт-рынка, характеризующийся популярностью, национальным содержанием и перспективностью, анализируется рынок казахской традиционной музыки. Приведены самостоятельно собранные на основе анкетирования данные и показатели по основным областям Казахстана. В заключение обозначены преимущества и недостатки, проблемы и перспективы реального арт-рынка Казахстана. Формирующийся почти хаотично сектор традиционной казахской музыки обладает всеми качествами, чтобы претендовать на статус базового арт-сектора страны.

Введение

Креативные индустрии в современном Казахстане переживают период бурного развития. Ежегодное появление новых проектов и продуктов искусства связано со стремительным ростом значения и финансового влияния креативных индустрий во всем мире. Этот сектор экономики для Казахстана достаточно нов, но имеет безусловный экспортный потенциал и вполне может быть использован для формирования позитивного имиджа страны. В настоящее время рынок креативных индустрий растет, в основном, за счет двух главных мегаполисов страны – Алматы и Астаны, в которых частные инициативы наращиваются до стабильных постоянно функционирующих структур (арт-кафе, частные фестивали, лектории, мастерские, выставки и галереи, ансамбли и оркестры, арт-площадки). Хаотичный на первых порах рост данного сектора начинает привлекать внимание серьезных финансовых институтов, международных организаций, государственных органов. Как следствие, все чётче осознаются проблемы данного сектора, связанные с недостаточно развитой инфраструктурой, отсутствием профессиональных коммуникаций и т.д. Более того, арт-рынок Казахстана начинает четко структурироваться по ключевым «игрокам».

К вопросу об основных понятиях и терминологии. Креативная экономика многогранна и полифонична: это литература, музыка, театр, кино, дизайн, реклама, мода, фотография – словом, творчество в самом широком понимании.

Креативные индустрии как особая сфера культуры стали предметом теоретического осмысления во второй половине XX в. Значимость культурного потенциала и творческого труда была обоснована с помощью экономических показателей. Все творческие виды деятельности и обслуживающие их производства объединены в экономический сектор, который получил название «креативные индустрии». Этот термин быстро распространился, вошел в риторику чиновников и административного аппарата, а также в научный дискурс. Как в административных документах, так и в научных исследованиях два понятия – «креативные индустрии» и «культурные индустрии» часто встречаются рядом.

Международный опыт демонстрирует разные трактовки этих терминов. К примеру, в австралийской практике [1] культурные индустрии включают все виды творческой деятельности, в том числе государственные и субсидируемые организации, а креативные индустрии – коммерческие организации, организации индивидуальных предпринимателей и бизнес-проекты в сфере искусства и культуры. В концепции креативной Британии [2, 3] эти понятия отождествляются. Также креативные и культурные индустрии упоминаются как одна из основ различных типов постиндустриальной экономики, таких как культурная экономика, экономика знаний, экономика впечатлений, экономика переживаний и т.д. Ученые Квинслендского технологического университета предлагают рассматривать креативные индустрии как социальные сетевые рынки.

Исходя из сложившихся на сегодня концепций и подходов, мы в настоящей работе к креативным индустриям относим деятельность в области исполнительских и визуальных искусств, дизайна и ремесел, кино, телевидения и медиа. Поэтому креативные (творческие) индустрии можно также определить как тип социально-культурных практик, доминирующей и объединяющей идеей в которых выступают творческие и культурные компоненты, а также как отрасль экономики, объединяющую предпринимателей и предприятия, продукция которых несет в себе потенциал создания, производства и эксплуатации творческой интеллектуальной собственности.

В Казахстане терминология «креативные индустрии», «арт-рынок» и «арт-менеджмент», по сравнению с западными странами, стала известна относительно недавно, причем управление искусством, как отдельно взятой областью, считается исключительно молодой отраслью, чье развитие начало интенсивно реализовываться в 2000-х годах. Арт-рынок же Казахстана начал развиваться уже после обретения независимости страны в 1990-е годы. Однако данное становление рынка искусства в Казахстане, как утверждают специалисты, более интенсивным и результативным было в сфере изобразительного искусства. Данный тренд был обусловлен открытием первых казахстанских частных художественных галерей, таких как «Тенгри-Умай» и «ARK», и проведением ряда международных выставок. Пo cлoвaм иcкуccтвоведа Oльги Бaтуринoй, тoлчком для рaзвития aрт-рынка стал oткaз oт цeнзуры: «90-e дeйcтвитeльнo рacкрeпocтили cрeду. Кaртины нaших худoжникoв в тo врeмя в cрeднeм прoдaвaлиcь пo 1000 дoллaрoв. В 2000-e oбъeмы прoдaж гaлeрeй были вышe, чeм ceгoдня. Тo былo врeмя бoльших дeнeг, oни были лeгкими и нeпрeдcкaзуeмыми…» [4]. Показательно, что именно художники сейчас активно монетизируют и продвигают свой продукт, ярким примером последних достижений может быть проект Focus Kazakhstan BREAD & ROSES: Four Generations of Kazakh Women Artists [5].

Актуальность данного исследования связана со стремительным темпом развития креативных индустрий во всем мире. Достижения Казахстана последних лет, включая феномен Димаша Кудайбергена и Данелии Тулеш, блестящую работу Самал Еслямовой, успех Молданазара, серию актуальных выставок современных художников, привлекают серьезное внимание не только потребителей, но и исследователей арт-рынка. Особенный интерес представляют такие примеры креативных индустрий, которые находятся вне поля субсидируемого сектора, являются достаточно самостоятельными в принятии решений и способствуют развитию творческого труда в современных социальноэкономических условиях в Казахстане.

Основная часть

Существующий международный опыт позволяет определить структуру aрт-рынка Кaзaхcтaнa. В нacтoящee врeмя oн прeдcтaвлeн рaзнooбрaзными oтрacлями и нaпрaвлeниями, тaкими кaк кинoиcкуccтвo, кинeмaтoгрaфия. музыкa, хoрeoгрaфия, фэшн индуcтрия и т.д. В крупном плане структура арт-рынка Казахстана может иметь следующий вид (см. рис.):

Безусловно, рынок имеет более сложную иерархическую структуру и может быть детализирован дальше. Так, собственно core creative arts представлены следующими направлениями: Literature, Mu-

sic, Performing arts, Visual arts. Более того, сектор Music, в свою очередь, содержит различные жанры, существующие и развивающиеся достаточно автономно.

В рамках данной статьи мы рассматриваем три типа организации креативной деятельности, которые принципиально отличаются друг от друга и оказывают максимальное влияние на формирование и развитие арт-рынка страны:

  1. международные институты, деятельность которых существенно меняет арт-рынок и вообще картину креативных индустрий в Казахстане. В этом ряду как наиболее активных мы рассматриваем Гёте-Институт и Британский совет;
  2. государственные проекты или проекты, поддерживаемые государственными институциями. Яркий пример – деятельность Фонда Первого Президента;
  3. частные инициативы и независимые проекты. В музыкальной сфере в качестве образцов рассматриваются Ne prosto orchestra и ансамбль «Хассак».

Можно утверждать, что в настоящее время обозначенные три типа «игроков» арт-рынка формируют основные тренды в сфере культуры, представляют наиболее характерные черты и проекты данной отрасли.

Деятельность международных организаций. На территории Казахстана действует большое количество международных организаций. Среди них, в качестве наиболее эффективных, стабильных и регулярных, можно обозначить работу Goethe Institute (Гёте-Институт) и British Council (Британский совет).

Goethe Institute функционирует в Казахстане с 1994 г., поддерживает международное сотрудничество в области культуры через проведение и содействие проведению культурных мероприятий, участие в международном культурном обмене, распространение информации о культурной жизни Германии. В числе уже реализованных ярких арт-проектов последних лет могут быть названы фестиваль «Unsound Dislocation» Молодёжный театральный фестиваль «Немецкий язык на сцене» в г. Алматы, музыкальные проекты, связанные с джазом, классической и contemporary музыкой, мастер-классы и лекционные курсы отдельных художников и многое другое.

Показательна стратегия выбора арт-проектов Институтом Гёте. Их анализ позволяет сформулировать приоритеты организации: актуальность и современность проектов, долгосрочность, влияние на развитие культуры Казахстана. В ряду долгосрочных проектов можно назвать джазовый фестиваль. Один из самых примечательных примеров последнего года, который свидетельствует о влиянии деятельности института на культурный ландшафт Казахстана, – мастер-классы Хайнера Геббельса весной 2018 г. Хайнер Геббельс – выдающийся немецкий композитор и театральный режиссер современности, который выступил с публичной лекцией и представил русское издание своей книги «Эстетика отсутствия». Приезд Хайнера Геббельса включал презентации и показы его спектаклей. Данный проект получил широкий резонанс как в средствах массовой информации, так и в артсоциуме Алматы. Практическим результатом этого стал появившийся через год новый спектакль казахстанского производства. Режиссер Рустем Бегенов, считающий Х. Геббельса своим единомышленником и наставником, создал произведение на основе творчества и дневников Сергея Калмыкова. Спектакль «Светопредставление. Сергей Калмыков» – технологичный спектакль-инсталляция, созданный ведущей инновационной творческой компанией Центральной Азии – Центром универсальных искусств ORTA. Безумная постановка, сочетающая современную электронную музыку, наивный театр, настоящих масштабных роботов, изобретательные световые технологии и предметы из повседневной жизни, была вдохновлена трагической и полной веселья и свободы жизнью художникаавангардиста Сергея Калмыкова. Спектакль уже стал хэдлайнером международного фестиваля «Новая драма» (Москва, Россия) в июне 2018 г. В настоящее время спектакль вошел в лонг-лист престижной премии им. Сергея Курёхина.

Другой влиятельный международный институт, активно действующий в культурной среде Казахстана – это Британский совет. Деятельность British Council немного отличается от деятельности Гёте-Института. Они больше сосредоточены на наращивании научного потенциала, обмене кадрами и создании совместных исследовательских центров в рамках Партнерской программы «Ньютон – Аль-Фараби», созданной в 2004 г.

В рамках проблематики настоящей статьи особенный интерес представляет аналитическая работа Британского совета по проблемам креативной индустрии. Именно British Council принадлежит первый международный анализ, первые отчеты о сфере культуры Казахстана. Международный форум «Культурные индустрии в Казахстане: модели, проблемы, стратегии», состоявшийся в 2018 г.,включал дебаты и дискуссии с представителями сектора культурных индустрий Казахстана (из сфер архитектуры, театра, декоративно-прикладного искусства, моды, дизайна) и Центра развития г. Алматы. Британский совет, совместно с университетами Казахстана и Великобритании, провел первое картирование креативных индустрий в Казахстане. Полученные данные свидетельствуют о существовании в Казахстане культурной экономики, которая становится важным фактором национального роста в целом и роста городов (Алматы и Астаны, в частности). К примеру, на январь 2018 г. в реестре юридических лиц насчитывается 17 581 креативное предприятие, которые можно отнести к креативным индустриям Казахстана, что составляет 3,8 % от общего числа зарегистрированных в стране юридических лиц [6]. По количеству зарегистрированных предприятий на январь 2018 г. креативная экономика в Казахстане превосходит размерами как в сфере недвижимости, так и в сфере бизнес-услуг.

Следует отметить серьезный опыт данной организации в подобных исследованиях. Даже сегодня к этим исследованиям присоединяются новые академические ученые, тем самым дополняя построение моделей существующих креативных связей и цепочек, основанных на социологических и статистических исследованиях. Данные исследования стали основой методологии и нашей работы по картированию музыкальных индустрий Казахстана.

В прошлом году Британский совет объявил конкурс Creative Spark на гранты для разработки и реализации проектов, нацеленных на обучение предпринимательским навыкам и развитие креативных индустрий в странах Центральной Азии, Южного Кавказа и в Украине. Цель грантов Creative Spark – развить существующие партнёрства или создать новые между высшими учебными заведениями и национальными институтами креативного сектора Соединенного Королевства и эквивалентными институтами в странах, участвующих в программе. Creative Spark представляет действительно новые перспективы для творческих вузов и профессий Казахстана. Другими влиятельными направлениями работы British Council являются сфера киноиндустрии (глобальный форум короткометражных документальных фильмов Global Short Docs Forum, GSDF), а также работа со всеми музыкальными жанрами – от электронной музыки до джаза, от традиционной музыки до классики и инди.

Такие международные организации, как Гёте-Институт, British Council вносят огромный вклад в развитие креативной индустрии в Казахстане – новыми идеями, конкретными обучающими курсами, содействием профессиональным контактам и даже финансированием.

Государственные проекты и проекты, поддерживаемые крупными институциями. Крупнейшим государственным проектом нашего времени, оказывающим прямое влияние на развитие креативной индустрии, является Государственная программа «Рухани жаңғыру». Среди шести обозначенных в рамках Программы специальных проектов особый интерес представляет «Казахстанская культура в современном мире». В 2017 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Программы «Рухани жаңғыру», проведены мероприятия, продемонстрировавшие зарубежной аудитории различные направления казахстанской культуры. К настоящему времени организовано около 20-ти зарубежных гастролей, выставок и других культурных мероприятий с участием отечественных театров, музеев и музыкальных коллективов; проведены Дни казахстанского кино в США и Италии с показом 7 кинокартин; организован первый международный литературный конкурс «Рух», нацеленный на выявление новых талантливых авторов и произведений; оцифровываются музейные фонды.

Масштабы реализации культурных проектов в рамках Программы «Рухани жаңғыру» начинают оказывать стимулирующее влияние на реальную практику. Отдельно важно отметить открытие официального проектного офиса Программы, курирующего многочисленные проекты по всей стране.

Казахстан впервые участвовал в сессиях Комитета на правах члена данного престижного органа ЮНЕСКО. Обряды «кымыз мурындык» (употребление первого кумыса), «бие байлау» (привязывание кобылиц) и «айгыр косу» (включение жеребца в табун) были включены в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества под номинацией «Традиционные весенние обряды казахских коневодов».

Крупной институцией, влияющей на развитие креативных индустрий, является Фонд Первого Президента. Финансируя начинания молодых, креативных студентов и предпринимателей, Фонд дает возможность показать свой потенциал каждому. Социально направленные проекты и благотворительность – второе приоритетное направление Фонда. Именные студенческие стипендии Фонда присуждаются для поощрения учебной, научной и творческой деятельности студентов. Серьезным стимулом для студентов творческих профессий является ежегодный конкурс на соисканиепремий в сферах науки и искусства, конкурс на звание лучшего Совета молодых ученых, Премия Фонда Первого Президента РК — Елбасы за лучший казахоязычный интернет-сайт, фотоконкурс «Асыл мұра», конкурс «Алтын Тобылғы», конкурс трэвел-грантов, конкурс грантов для поддержки творческих проектов, Международный конкурс молодых художников «Энергия. Молодость. Искусство». Важно отметить, что Фонд поддерживает и независимые проекты в сфере культуры. Один из примеров – Международный фестиваль джаза.

Серьезное внимание развитию креативной индустрии уделяют и муниципалитеты городов. Только в Алматы при поддержке акимата прошел первый международный фестиваль скульптур и малых архитектурных форм, где созданные арт-объекты позволили улучшить облик города, эмоциональный фон жителей; фестиваль Spirit of Tengri; АRTPOINT (выставочное пространство под открытым небом) и многие другие проекты.

Для государства и государственных структур, для серьезных институций творческие индустрии и арт-проекты становятся стратегическим приоритетом, реальным сектором экономики и культуры страны.

Частные проекты и неависимые инициативы. Пожалуй, такая форма существования и развития арт-проектов представляет наибольший интерес. Инициаторы и руководители таких проектов изначально рассчитывают не только содержательную часть, но и финансовую, позволяющую обеспечить независимое существование.

В творчестве частные инициативы – это всегда рискованный шаг, потому что вложенные усилия и инвестиции могут не окупиться. В пространстве страны уже достаточное количество успешных примеров, наиболее ценные для общества проекты получают и социальную поддержку. Постепенное вовлечение аудитории позволяет на основе краундфандинга обеспечить издание книг, создание фильмов и даже обустройство стационарной базы для независимого театра «АРТиШОК».

В ряду музыкальных частных инициатив хотелось бы отметить этно-фольклорный ансамбль «Хассақ», оркестр Ne prosto orchestra, а также проект «Целинный». Первые два проекта созданы студентами, последний масштабный проект осуществляется за счет инвесторов.

Этно-фольклорный ансамбль «Хассак» был организован в 2010 г. В состав вошли студенты и выпускники Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Ансамбль «Хассак» работает в жанре казахской традиционной музыки, создавая уникальные авторские обработки, максимально соответствующие современности. Помимо популярных песен и кюев, ансамбль возрождает редкие забытые произведения через их переложения на разные инструменты (қыл қобыз, домбыра, жетіген, сыбызғы, шертер, нар қобыз, саз сырнай, шаң қобыз, даңғыра, дауылпаз, дабыл, су сылдыр, қоңырау и т.д.). Этно-фольклорный ансамбль «Хассак» имеет свой репертуар, сложившуюся целевую аудиторию, международную известность. Ансамбль не имеет своего помещения и постоянной площадки для выступлений, существует за счет гонораров и коммерческих выступлений.

Еще один проект, существование которого сложно было представить всего 3-5 лет назад, Ne prosto orchestra — симфонический оркестр из Алматы. Уникальность связана с масштабом коллектива, в котором около 65 человек. Организован оркестр дирижером Мадияром Тойболды и его единомышленниками. Изучив рынок, увидев потребность слушателей и незанятую нишу, молодые люди сконцентрировались на исполнении саундтреков из популярных фильмов. Только за один год симфонический оркестр успел дать шесть крупных концертов. Это первый оркестр в Казахстане, который исполняет саундтреки из «Властелина колец», «Звездных войн», «Игры престолов», «Гарри Поттера» и других культовых фильмов. Их первое выступление настолько поразило зрителей, что они поставили его три раза, и в итоге его посетили 1 700 человек. Следует отметить, что все концерты проходят при полном аншлаге, что позволяет молодым музыкантам не только окупить аренду концертного зала, но и заработать средства на развитие. У оркестра нет ни государственной поддержки, ни кураторства авторитетного наставника. Проект полностью самостоятельный и независимый. Концерты сопровождаются видеорядом, рекламой; продвижением оркестра занимаются сами музыканты. В прошлом году оркестр впервые был приглашен на гастроли в Астану.

Отдельно необходимо отметить самый крупный частный проект последних лет – Центр современной культуры «Целинный». Полноценное открытие и работа Центра заявлены на 2020 г. Однако в 2018 г. «Целинный» провел ряд мероприятий и презентаций, которые продемонстрировали небывалый для Казахстана масштаб частного проекта. Главным инвестором и основателем Центра стал известный бизнесмен Кайрат Боранбаев. Базой Центра стал нефункционировавший кинотеатр «Целинный», что тоже показательно как модель переосмысления пространства. 14 сентября 2018 г.открылось несколько выставок. За это короткое время «Целинный» запустил проект «Начало», в который вошли кинопоказы, лекции, дискуссии, воркшопы и экскурсии. Проект осуществлен при участии Московского музея современного искусства «Гараж». В бывшем кинозале была развернута экспозиция «Открытый архив. Алматы». Здесь через фотографии, копии проектов, видео и разные артефакты рассказывается о 20-ти алматинских зданиях, построенных в 1960–1980-х годах. Можно прогнозировать, что «Целинный» действительно может стать центром современной культуры, уже на стадии презентации сплотившим современных художников, музыкантов, дизайнеров, актеров.

Из всего перечисленного выше следует отметить, что частные инициативы многогранны и фантазиям человечества нет предела. Каждая из этих частных инициатив абсолютно уникальная; они запускаются без какой-либо поддержки со стороны государства. Это новый этап развития креативных индустрий.

Резюмируя обзор разных типов организации креативной деятельности, следует отметить разнообразие и эффективность обозначенных способов организации, растущий профессионализм менеджеров культуры и качество осуществляемых проектов, появляющуюся рентабельность.

Уникальность и специфика традиционной музыки Казахстана. В пространстве креативных индустрий страны абсолютно уникальным и специфическим сектором, характеризующимся популярностью, национальным содержанием и перспективностью, является казахская традиционная музыка. Для пoнимaния cпeцифики aрт-рынкa трaдициoннoй кaзaхcкoй музыки вaжнo oпрeдeлитьcя в cлeдующих хaрaктeриcтикaх:

  1. Кaзaхcкaя трaдициoннaя музыкa – выcoкoхудoжecтвeннoe нacлeдиe кaзaхcкoгo нaрoдa, имeющee бeзуcлoвную эcтeтичecкую, филocoфcкую, иcтoричecкую цeннocть.
  2. Кaзaхcкaя трaдициoннaя музыкa рeпрeзeнтируeт cтрaну нa урoвнe вceгo мирa.
  3. Кaзaхcкaя трaдициoннaя музыкa имeeт caмocтoятeльныe яркиe иcпoлнитeльcкиe инcтрумeнтaльныe и пeceнныe шкoлы. В их чиcлe: домбровые токпе и шертпе школы, мангышлакская традиция сыбызгы, блестящая аркинская песенная традиция, школа жетысу и многие другие.
  4. Кaзaхcкaя трaдициoннaя музыкa в нacтoящee врeмя aктивнo рaзвивaeтcя, дeмoнcтрируeт яркиe дocтижeния в твoрчecтвe кaк caмoдeятeльных, тaк и прoфeccиoнaльных иcпoлнитeлeй и кoллeктивoв.
  5. В нacтoящee врeмя кaзaхcкaя трaдициoннaя музыкa прeдcтaвлeнa прaктичecки вo вceх рeгиoнaх cтрaны.

Осознание уникальности традиционной музыки автоматически ведет к стремлению современных арт-менеджеров разработать релевантные методы продвижения этого продукта на арт-рынке. Вместе с тем, до сих пор не существует целостной картины данного рынка. В целях объективизации анализа нами предусмотрен комплексный метод, совмещающий первичные и вторичные источники информации. Для определения масштаба традиционного музыкального рынка также планируется анкетирование в нескольких фокус-группах. Анкета была выбрана основным инструментом опроса и методом эмпирического исследования. В анкете были отражены следующие вопросы: название коллектива/музыканта, адрес; состав коллектива/музыканта; источник финансирования; репертуар коллектива/музыканта; частота выступлений; среднее количество слушателей; характеристика аудитории; участие на республиканских и международных конкурсах, фестивалях; основные встречающиеся проблемы (реклама, маркетинговые подходы, пропаганда, финансирование, менеджмент, профессиональные кадры, курсы повышения квалификации, мотивация т.д.).

Разработанная анкета была разослана 27 государственным учреждениям городов Астаны, Алматы, Алматинской, Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, ЗападноКазахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Мангыстауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей. На настоящий момент собраны первичные данные, получены ответы из Алматы, Астаны, Атырау, Караганды, Кокшетау, Кызылорды и Алматинской области.

Предварительный обзор полученной информации позволяет зафиксировать, что на сегодняшний день в Казахстане функционируют 44 коллектива, пропагандирующие традиционную казахскую музыку. Наиболее активными и популярными из них являются 11 оркестров: Казахский государственный академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы; оркестр народных инструментов «Фараби сазы»; оркестр государственной академической филармонии; оркестр народных инструментов им. М. Толебаева; Государственный фольклорно-этнографический оркестр»Отрар сазы» им. Н. Тлендиева; КГКП «Академический оркестр казахских народных инструментов им. Дины Нурпеисовой Управления культуры, архивов и документации Атырауской области»; Академический оркестр им. Таттимбета; оркестр народных инструментов им. Турмагамбета; оркестр народных инструментов Западно-Казахстанской области; оркестр народных инструментов им. Абылая Таракулы; Казахский симфонический оркестр.

По результатам анкетирования, самым большим регионом где существует максимальное количество групп и ансамблей (22), является территория Алматы и Алматинская область. Следующим регионом по численности традиционных групп является город Астана. Там зарегистрировано 19 групп. В Атырау – 1 оркестр, 1 группа; в Кокшетау – 1 ансамбль; в Кызылорде – 1 оркестр, 3 ансамбля; в Караганде – 1 оркестр, 1 ансамбль, 3 группы. Наименьшее количество музыкальных коллективов зарегистрировано в Кокшетау.

Активность рынка традиционной музыки в городах Астана и Алматы связана не только с количеством музыкантов и коллективов, но и с частотой выступлений. Например, группа «Quartet Premium» дает в год 35-40 концертов; «Qaz made» выступает 1-2 раза в неделю; ; группа «The Song» – несколько раз в неделю; оркестр имени Таттимбета и группа «Tarlan's» – 3-4 раза в месяц; группа «Толғау» – 2-3 раза в месяц; дуэт «Хан Шатыр» – каждый день; Rivende II – 3-4 дня в неделю; фольклорный ансамбль «Айнакөл» – 4-5 выступлений в месяц; фольклорный ансамбль «Мұрагер» дает 2-3 концерта в месяц; фольклорный ансамбль «Ақмешіт» – 35 концертов в год.

Во время анкетирования были сделаны попытки выявить проблемные зоны в работах традиционных групп или исполнителей (нехватка рекламы и маркетинговых методов, пропаганды, финансирования, менеджмента, профессиональных кадров, мероприятий по повышению квалификации, мотивации и пр.).

По результатам проведенного анкетирования были определены следующие основные проблемы развития рынка традционной казахской музыки: нехватка рекламы и маркетинговых методов, пропаганды (назвали 11 групп); недостаточное финансирование (12 групп); отсутствие профессионального менеджмента (8 групп). 2,7 % респондентов указали проблему нехватки профессиональных кадров; 2,7 % отметили недостаточность мероприятий по повышению квалификации; 8,8 % показали отсутствие мотивационных мер как основную проблему.

Резюмируя результаты анкетирования, можно рассмотреть другие показательные детали музыкального сектора арт-рынка, который является не самым технологичным и развитым, но одним из самых масштабных. Данный сектор разнороден по составу и включает различные сегменты/жанры. Рынок традиционной музыки представлен различными игроками, основными из которых могут быть названы оркестры, ансамбли, любительские коллективы и солисты. Все эти игроки работают на одну целевую аудиторию, предлагая свой «продукт» на фестивалях, концертах, ТВ и радио, на «той бизнес». В этом ряду уникальным явлением музыкального рынка является так называемый «той бизнес». В настоящее время это самое прибыльное направление сбыта музыкальных продуктов, предполагающее выступление на свадьбах и специальных мероприятих. Согласно данным Euro Event Agency, рынок отечественного шоу-бизнеса оценивается в $10 млн, и 80 % доходов генерируется именно той-бизнесом. Оставшиеся 20 % распределяются равномерно между «корпоративами» и концертами.

Выводы

Итак, арт-рынок Казахстана представлен разнообразными продуктами. При этом сам рынок находится лишь в стадии становления, следовательно, переживает серьезные структурные и качественные затруднения. Одна из очевидных проблем, артикулируемая всеми представителями творческих профессий, это малая востребованность представителей творческих специальностей в Казахстане. Согласно данным аналитиков, каждый год рынок Казахстана обогащается 1500 специалистами традиционного профиля, более 30 % из них — это специалисты музыкального искусства. При этом наблюдается дисбаланс между количеством специальностей творческого профиля и емкостью инфраструктуры, в результате которого и происходит излишняя подготовка или переработка специалистов данного профиля [7].

Кроме того, можно обозначить следующие серьезные проблемы креативной индустрии Казахстана: недостаток и недостаточная квалификация менеджеров; неразвитость инфраструктуры; хаотичность развития рынка; однотипность художественного продукта; идеологизация и политизация сферы.

В данный момент креативные индустрии не имеют четких норм и рамок для их регулирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Задача определения правового поля деятельности креативных (творческих) кластеров имеет первостепенное значение.

При всех существующих противоречиях и сложностях креативные индустрии бурно развиваются – как в мире, так и конкретно в Казахстане. Aктивнoe рaзвитиe aрт-рынкa Кaзaхcтaнa cвязaнo c пoлитикoй гocудaрcтвa и c oбъeктивными рeaлиями глoбaльнoгo рынкa. При вceм eгo ceгoдняшнeм мнoгooбрaзии и рaзнoвeктoрнocти caмoй уникaльнoй cфeрoй являeтcя, бeзуcлoвнo, рынoк трaдициoннoй кaзaхcкoй музыки. Дaнный рынoк нaибoлee пeрcпeктивeн и кoнкурeнтocпocoбeн, нo — oднoврeмeннo — и нaибoлee cлoжeн.

Новый экономический статус арт-индустрии, изучаемый и анализируемый в развитых странах как потенциал для экономического роста, для Казахстана может значить необходимость развития отрасли.

 

Список литературы

  1. Commonwealth Department of Communications and the Arts. Creative nation: Commonwealth cultural policy. — Canberra, 1994. — 102 p.
  2. The Department of Culture Media and Sport. Creative Industries Mapping Documents 2001. — 21 p. [Electronic resource]. — Access mode: http://www.culture.gov.uk. (Accessed: 06th February 2014).
  3. The Department of Culture Media and Sport. The Creative Britain Strategy, 2008. — 79 p. [Electronic resource]. — Access mode: http://www.agcas.org.uk/assets/download?file= 567&parent=253. (Accessed: 06th February 2014).
  4. Батурина О. Основные аспекты изучения современного искусства // Менеджмент социокультурной сферы: тенденции и перспективы развития: материалы Междунар. конф. (9, 10 апреля, 2009). — Луганск, Украина: Гос. ин-т культуры и искусства, 2009. — С. 85–90.
  5. Clara Tang. Focus Kazakhstan: Bread And Roses. ArtAsiaPacific Magazine. — 2018. October 20.
  6. «Креативная Центральная Азия». Астанинский форум Отчет 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://24.kz/ru/news/social/item/207799-forum-kreativnaya-tsentralnaya-aziya-prokhodit-v-astane.
  7. Левченко И.И. Значение «креативной экономики» в современном инновационном развитии: зарубежный опыт / И . И. Левченко // Креативная экономика. — 2014. — № 12.
Год: 2019
Город: Караганда
Категория: Педагогика