Ценности модернизации общественного сознания (духовного возрождения) в контексте когнитивной педагогики

В статье подробно раскрыта сущность социальных преобразований в Казахстане с опорой на программную статью Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». При этом принципы духовного возрождения рассмотрены авторами статьи в контексте когнитивной педагогики, предметом которой является интеллектуальное развитие в системе образования. В этом плане особо внимание обращено на то, что в практике современной школы отсутствует система интеллектуального развития, вследствие чего внимание к интеллекту не приводит к его развитию. Принимая за исходное положение о том, что когнитивно- компетентностная парадигма образования построена на обучении мышлению как одному из видов деятельности, авторы проанализировали специфические особенности новых образовательных стандартов в Республике Казахстан, где на уровне среднего образования впервые прописаны ценности. В связи с этим в статье сделан краткий обзор известных в науке дефиниций понятия «ценности». При этом однозначно утверждается, что данные ГОСО (Государственные общеобязательные стандарты образования) представляют собой действенный механизм продвижения ценностей духовного возрождения в систему образования всех уровней. Стратегии реализации указанных ценностей определяются практической частью общенациональной программы «Рухани жаңғыру». В заключении авторами сделан вывод о том, что в практическую реализацию общенациональной программы строго следует вовлечь все уровни образования, начиная с дошкольного и завершая послевузовским образованием, с той лишь разницей, которая предопределяется целями и задачами активного участия каждой возрастной группы, методами, средствами и формами, соответствующими этим целям и задачам.

Предметом когнитивной педагогики является интеллектуальное развитие в системе образования. В этом смысле, как утверждают ученые, проблема современной практики состоит в том, что отсутствует система интеллектуального развития. Поэтому само внимание к интеллекту приводит не к его развитию, а к подавлению.

Когнитивно-компетентностная парадигма образования обусловливает переход от обучения на уровне знаний, умений, навыков к обучению на уровне знаний, смыслов, идей. Данная парадигма направлена на воспитание когнитивного субъекта, обладающего компетенциями рационального познания, творчества и критического мышления [1]. Такой подход начинается со следующего положения: обучение мышлению — это обучение одному из видов деятельности. Это означает нацеленность образования на развитие таких качеств интеллекта, как:

  • - способность к постановке и решению различных задач;
  • - гибкое реагирование на различные ситуации;
  • - формулирование и проверка гипотез;
  • - освоение окружающей среды, выявление структуры изучаемого предмета, приобретение интеллектуальных умений адекватно ориентироваться в изменяющихся условиях и т.д. [2].

Мы согласны с мнением ученых о том, что интеллектуальная традиция в обучении проявляется в следующем:

  • - мышление человека имеет статус главнейшей способности, в связи с этим и возникает дидактическая задача развития интеллекта, т.е. воспитание дисциплинированности и подвижности ума, внимания, памяти, воображения, проницательности или способности выделять главное, способности к собиранию знаний, анализу, синтезу или обобщению [3];
  • - обучение включает в себя обучение мышлению, его правилам и методам, методологическим познавательным умениям и навыкам;
  • - творческим признается любой процесс получения нового знания: обучая творческому мышлению, педагог обучает добывать знания, вместо того чтобы заучивать и повторять наизусть тексты, предписанные программой [4].

Все указанные идеи отражены в новых стандартах образования Казахстана. Особенности новых ГОСО Республики Казахстан заключаются в следующем:

  1. От «человека знающего», т.е. вооруженного системой знаний, умений и навыков, к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности», т.е. человеку, способному активно и творчески мыслить, действовать и саморазвиваться.
  2. От концепции «Образование на всю жизнь» к «Образованию через всю жизнь». Это означает психологическую готовность к дальнейшему образованию и переквалификации, а также готовность воспринимать их как данность, а не как жизненную катастрофу. Это должно формироваться в ходе современного школьного и профессионального образования.
  3. Развитие инициативности. Инициативность может гарантировать успех в жизни, мобильность человека, готовность его к решению различного рода проблем. Инициативность надо не просто поддерживать, но и целенаправленно, последовательно формировать.
  4. От знаний к компетенциям. Знаниевая модель образования уже давно перестала удовлетворять реальные потребности развития общества и личности. Необходимо вовлечение ученика в процесс тяжелой и разноплановой работы при обучении, приобретении навыков, необходимых для изучения материала. Важным является обучение, способствующее сотрудничеству.

Механизмами и инструментами реализации этих принципов являются:

  • - таксономический подход к определению ожидаемых результатов;
  • - достижение ожидаемых результатов через систему целей обучения;
  • - преемственность — спиральный подход к изложению учебного материала;
  • - внутрипредметная и межпредметная интеграция учебного материала;
  • - трехъязычное образование;
  • - коммуникативный подход к изучению языков;
  • - деятельностный подход в обучении;
  • - критериальное оценивание результатов обучения.

Средством развития различных качеств интеллекта выступают разные учебные предметы. Организация учебного материала, которая строится на принципе постепенного усложнения, представляет собою особый метод, на ее основе используется другой метод — поэтапное развитие мышления учащихся. То есть в настоящих условиях необходимо расположить учебные предметы так, чтобы обеспечивалось поэтапное усложнение приемов и методов мышления, а следовательно, и поэтапное развитие интеллекта обучаемых.

Однако нужно не только определенное расположение учебных предметов, но и формирование интеллектуального самосознания у учащихся, которое дало бы им возможность осмысленно наращивать свои интеллектуальные способности. В таком случае учащийся стремится наращивать интеллект, развивает рефлексию и переходит к самоорганизации. Процесс обучения невозможен без ценностного отношения учащегося к интеллекту.

В связи с этим мы посчитали уместным в нашей статье кратко изложить суть понятия «ценности». Оно было введено в научный оборот в середине XIX столетия. В социологии — это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции. В настоящее время можно выделить три подхода, имеющих своих основателей и последователей, при этом в трактовке каждого автора есть специфические особенности [5]. Первый подход связан с именами М. Вебера и Т. Парсонса и основан на том, что ценность предстает в роли мотива, критерия выбора ориентации. По Т. Парсонсу, социальные ценности — это «общепринятые представления о желательном типе социальной системы — прежде всего об обществе в представлении его собственных членов» [6; 7].

Согласно второму подходу, регуляторами социального поведения являются не ценности, а ценностные ориентации. Это объясняется тем, что ценности становятся общепризнанными идеалами и ориентирами, но в сознании разных людей они приобретают разную значимость. В такой трактовке важным условием является воплощение в жизнь разделяемых ценностей, что превращает их в ценностные ориентации. Этого подхода придерживаются многие ученые (У. Томас, Ф. Знанецкий,Н.И. Лапин, В.А. Ядов, Ж.Т. Тощенко) [8–13]. Согласно третьему подходу, ценности зависят от потребностей (Р. Инглхарт, Х. Йоас) [14; 15]. Здесь хотелось бы отметить, что, по мнению этих исследователей, группы, относящиеся к более высокому социально-экономическому статусу, больше ориентированы на постматериалистические ценности, что может быть объяснено тремя причинами: 1) ощущение экономической безопасности; 2) уровень образования; 3) ощущение экономической безопасности, испытываемое индивидом во время ранней социализации (этот показатель тесно связан с показателем благосостояния родителей).

Как пишет А.М. Коршунов, «в обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Но только некоторые из них — положительно значимые — составляют ценность». В связи с этим он дает такое определение ценности. «Ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом» [16].

Ценность, по определению М.С. Кагана, — это «значение объекта для субъекта», а оценка — «эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом». Субъектом в данном случае может выступать отдельный индивид, личность, небольшая контактная группа (семья, коллектив), большая неконтактная социокультурная группа (нация, профессиональная группа, поколение) и, наконец, человечество в целом [17].

По П. Мецнеру, ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением [18]. Наиболее созвучным нашим представлениям является мнение А.Г. Здравомыслова, который полагает, что ценности — это суть и свойства предмета, явления, определенные идеи, воззрения, интересы, обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства. Но объектом этих обособившихся интересов, предметами стремления человека в данном случае выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концепции чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного [19].

Итак, ценности играют существенную роль в интеграции системы личности и социокультурной системы, обеспечивая необходимую между ними адекватность. В этом плане как личная, так и общественная жизнь с необходимостью требуют ценностных стандартов, в отношении которых должно доминировать всеобщее согласие. Поэтому особо важным является то, что впервые в казахстанских стандартах образования прописаны ценности. Это:

  • - казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;
  • - труд и творчество;
  • - уважение;
  • - сотрудничество;
  • - открытость;
  • - образование в течение всей жизни.

Реализация этих ценностей в образовательном процессе является основой научно-методического обеспечения развития базовых идей Плана нации «100 конкретных шагов», «Современное государство для всех», Программы «Рухани жаңғыру».

Основные принципы «Рухани жаңғыру» изложены в Программной статье Первого Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» [20].

Эти приниципы, по сути своей, неизменны, но в разные эпохи они актуализируют разные качества. Так, в ХІІІ веке Бейбарс превратил Египет в могущественную державу, руководствуясь принципами воина, а в ХХІ веке Нурсултан Назарбаев сформулировал шесть принципов духовного возрождения Казахстана. Это:

  1. Конкурентоспособность.
  2. Прагматизм.
  3. Сохранение национальной идентичности.
  4. Культ знания.
  5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана.
  6. Открытость сознания.

Первый принцип связан с идеей продвижения интеллектуальных продуктов на региональных и глобальных рынках. Это определяется глобальным индексом конкурентоспособности (ГИК).На сегодня он формируется по 114 показателям, распределенным на 12 составляющих. ГИК Казахстана отличается подъемами, начиная с 2012 г.

Все эти цифры могут казаться чем-то далеким, непонятным. Но зависят они от образованности и конкурентоспособности каждого казахстанца. Это и есть фактор успеха нации. Любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия — это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке.

Второй принцип — прагматизм. Он означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. На протяжении столетий наши предки сохранили экологические традиции Великой Степи, прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. Но всего за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. Прежний национальный прагматизм обратился в расточительность. Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества — это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. И это единственно успешная модель устойчивого развития в современном мире. Здесь очень важны изменения ряда привычек и стереотипов. Прежде всего, тех, которые влияют на бюджет и экологию семьи.

Третий принцип — сохранение национальной идентичности. Это становится возможным при единстве прошлого, настоящего и будущего. Сегодня в мире есть угроза двух сценариев культурной глобализации:

  • - первый из них разыгрывает образ глобального слияния культур;
  • - второй предсказывает миру глобальное противостояние культур.

Но есть и третий сценарий — глобальный диалог культур, построенный на собственных моделях развития каждой страны и региона.

Концепция диалога культур может помочь отдельному человеку выйти за рамки своей культуры, не чувствовать себя чужим в новых культурных условиях, найти новую самооценку во взаимодействии с другими культурными группами. Но при этом право на культурные различия должно быть сохранено. Это означает, что наш национальный дух, наша самобытная культура должны оставаться с нами вечно. Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Задача в том, чтобы понять два непреложных правила.

Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.

Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.

Четвертый принцип — культ знания. Сегодня в Казахстане стартовал новый стандарт образования. Он нацелен на переход от «хорошего образования на всю жизнь» к обучению в течение всей жизни. Почему так? Дело в том, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.

Но нередко мы наблюдаем, особенно в студенческой среде, что немало желающих просто приобрести диплом, не прилагая интеллектуальных усилий, не планируя в дальнейшем работать по своей специальности.

Важно понять и принять каждому, что образование — это фундаментальный фактор успеха в будущем. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.

Следующий принцип — эволюционное, а не революционное развитие Казахстана. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений. Его уроки для нашего народа во многом трагические: был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства, нанесен страшный демографический удар по нации, едва не были утрачены казахский язык и культура, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.

Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану. Мы обрели свою Независимость. Символом процветания Казахстана стала Астана. Нам удается сохранять единство, мир и согласие в нашем обществе. Наши достижения в началеХХІ века — это индустриализация, создание социальной и производственной инфраструктуры, формирование новой интеллигенции. Мы вошли в число 50-ти развитых стран мира, а наши экономические, политические и социальные программы нацелены на дальнейшее продвижение Казахстана в число 30-ти наиболее успешных стран.

Шанс на процветание нации дает эволюционное развитие. Это не означает вечной консервации, важно понять и уроки истории, и примеры современности, и сигналы будущего. Эволюционное развитие должно быть одним из ориентиров для каждого казахстанца.

Шестой принцип — открытость сознания. Открытость сознания — это:

  • - понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты;
  • - готовность к переменам, способность принимать нечто новое, непривычное, нестандартное;
  • - любознательность и стремление к обучению;
  • - то, что выше профессионального опыта и знаний;
  • - умение отказываться от привычных стереотипов и категорий, традиционно считающихся «правильными»;
  • - способность учиться у других, перенимать лучший опыт.

Конечно же, заимствование должно быть осмысленным, оно не должно превращаться в слепое подражание, но и не должно строиться на предубеждениях. Открытость сознания всегда сопряжена с духовностью — высшей ступенью развития человека. Духовность выражается в интеллектуальных, этических, эстетических ценностях, которые превращаются в определенные цели. И здесь не должно быть застоев.

Исходя из указанных принципов, в Казахстане начата реализация программы «Рухани жаңғыру», которая состоит из двух компонентов — концептуального и практического. Концептуальная часть программы «Рухани жаңғыру» — «О национальном сознании в XXI веке». Здесь определены шесть направлений модернизации общественного сознания. Они изложены выше.

Практическая часть «Повестка дня на ближайшие годы» предусматривает реализацию конкретных проектов:

  1. 1. Поэтапный переход казахского языка на латинскую графику, что имеет свою глубокую логику и взаимосвязан с особенностями технологической, коммуникативной среды и научнообразовательного процесса в XXI веке.
  2. «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам, который качественно поднимет уровень подготовки студентов, сделает их главными проводниками модернизации сознания.
  3. «Туған жер», который предполагает серьезную краеведческую работу, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников местного масштаба, разные формы поддержки малой родины.
  4. «Сакральная география Казахстана». Этот проект позволит надежно закрепить в сознании народа духовные святыни, образующие каркас национальной идентичности, и создаст защитный барьер для чуждых идеологических влияний.
  5. Проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире», предполагающий продвижение отечественной культуры на языках ООН, особенно важен, поскольку конкурентоспособность в современном мире — это еще и конкурентоспособность культур.
  6. «100 новых лиц Казахстана», рассказывающий конкретные истории современников, которые добились больших успехов за годы независимости. Казахстанцы должны знать тех, кто составляет золотой фонд нации.

В целом, общенациональная программа «Рухани жаңғыру» содержит шесть спецпроектов, четыре подпрограммы («Тəрбие жəне білім», «Атамекен», «Рухани қазына», «Ақпарат толқыны») и порядка 15 базовых проектов.

Как видим, продвижение ценностей модернизации общественного сознания в солидной мере обеспечены с точки зрения их реализации в социальной практике. И это благодаря конкретным и вполне выполнимым проектам социального характера.

Ясно, что идеи легче прописать, нежели претворить в жизнь. В нашем случае главные сложности связаны с тем, насколько понятны человеку (обществу) указанные выше ценности, насколько человек (общество) предрасположен и в какой степени он (общество) уже приобщен к ним.

Именно понимание сути ценностей и ценностных ориентаций обусловливают успешность продвижения принципов модернизации общественного сознания. Основным фактором является, безусловно, система образования. Причем в практическую реализацию общенациональной программы «Рухани жаңғыру» строго следует вовлечь все уровни образования, начиная с дошкольного и завершая послевузовским образованием, с той лишь разницей, которая предопределяется целями и задачами активного участия каждой возрастной группы, методами, средствами и формами, соответствующим этим целям и задачам.

 

Список литературы

  1. Когнитивная педагогика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: revolution.allbest.ru›Педагогика›00964113_0.html.
  2. Кузнецова А. Я. Философский анализ гуманистических идей образования в контексте современного научного мировоззрения / А.Я. Кузнецова // Фундаментальные исследования. — 2006. — № 7. — С. 61, 62.
  3. Кузнецова А. Я. Когнитивные исследования в образовании [Электронный ресурс] / А. Я. Кузнецова // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 6–6. — С. 1324–1327. — Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view? id=34339.
  4. Кузнецова А.Я. Образование как становление духовного человека / А. Я. Кузнецова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 11–2. — С. 478–482.
  5. Евдокимова Т.Г. Теоретико- методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Г. Евдокимова // Вестн. РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. — 2018. — № 1(11). — С. 65–75. БОТ: 10.28995/2073– 6401–2018–1-65–75.
  6. Вебер М. Избранные произведения / М . Вебер. — М.: Прогресс, 1990. — С. 266, 267.
  7. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000. — С. 469.
  8. Ручка А. А. Ценностный подход в системе социологического знания / А.А. Ручка. — Киев, 1987.
  9. Besmenova I.K. Attitudes and their interrelation with behavior: Abstract review / I.K. Besmenova, O.A. Gulevitsch. — M.: Rossiiskoie psikholohicheskoie obshchestvo, 1999. — Р. 4.
  10. Yadov V.A. Social stratification in crisis society / V.A. Yadov // Sotsiolohicheskii zhurnal. — 1994. — 1. — P. 35–52.
  11. Fromm E. Anatomy of human disruptiveness / E. Fromm. — M.: Respublika Publ.; 1994. — 368 p. (in Russian).
  12. Lapin N.I. Dynamics of population values in reformed Russia / N.I. Lapin, L.A. Belyaeva, ed. — M.: Editorial URSS, 1996. — Р . 56.
  13. Toshchenko Zh.T. Values and valuable orientations / ZhT. Toshchenko (Ed.). — M.: YuNITI-DANA Publ., 2013. — Р. 105.
  14. Andreenkova AV. Materialistic/post-materialistic values in Russia / A.V. Andreenkova// Sotsiolohicheskiie issledovania. — 1994. — 11. — P. 73–81.
  15. Joas H. Emergence of values / H. Joas. — M.: Aleteiya, 2014. — 311 p. (in Russian).
  16. Сокурянская Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: моногр. / Л .Г. Сокурянская; [Рец.: В. И. Астахова и др.]; Харьков. нац. ун- т им. В. Н. Карамзина. — Х., 2006. — С. 112.
  17. Михайлева Е.Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде / Е.Г. Михайлева; Нар. укр. акад. — Харьков: Изд-во НУА, 2004. — С. 5.
  18. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: курс лекций / Н.Ф. Головатый. — Киев: МАУП, 1999. — С. 69.
  19. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. — М., 1986 — С. 166.
  20. Назарбаев Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания [Электронный ресурс] / Н. Назарбаев. — Режим доступа: www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee- modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya.
Год: 2019
Город: Караганда
Категория: Педагогика