Патологии сетчатки глаза являются одними из наиболее распространённых заболеваний и, по данным офтальмологов, являются причиной инвалидности по зрению (Тарасова Л.Н. с соавт., 2003). Этиологические факторы, приводящие к нарушению функции сетчатки, разнообразны, и среди них гипертония занимает особое место (Е.И.Сидоренко, 2003; В.М.Жабинская, 2005; Abu El-Asrar Am et al, 1998). В связи с этим в литературе имеются многочисленные сведения, объясняющие механизм поражения сетчатки глаз при гипертонии (Ю.Б.Белоусов, 1997; Dithmar et al, 2003), однако некоторые вопросы, особенно касающиеся повреждающей роли креатинина в сетчатке, не изучены.
Если учитывать тот факт, что гипертония часто является следствием поражения почек и резкое повышение уровня креатинина в крови и креатинин в свою очередь повреждает эндотелий сосудов (О.А.Кононова, 2006; В.А.Игонин, 2007; Т.Е.Ничик, 2008; О.А.Дмитриева, 2008), то постановка вопроса является актуальной, поскольку решение данного вопроса может открыть новые направления в лечении вышеизложенноенарушенной функции сетчатки.
Учитывая , мы поставили цель изучить состояние сосудистой структуры после удаление повышенного содержания креатинина из крови.
Опыты поставлены на 25 кроликах породы шиншилла весом от 2-х до 3-х кг животные были разделены на 3 группы.
В (у животных) 1-й группе на 5 кроликах проводили эникуляцию правого глаза и изучали сосудистую структуру сетчатки глаза в интактном состоянии.
Во 2-ой группе на 10 кроликах моделировали гипертонию путем перевязки одной из ветвей почечной артерии. В 3-ей (у животных) группе на 10 кроликах через 5 и 15 дней после моделирования ишемии почек проводили гемасорбцию. Операции по поводу перевязки почечной артерии проводили под внутреннем введением раствора коллипсола.
У всех подопытных животных было зарегистрировано артериальное давление при помощи тонометрии общей сонной артерии. С целью оценки функционального состояния почки на автоматическом микроанализаторе сиспользованием стандартного набора реактивов в крови определялось содержание креатинина, остаточного азота и мочевины.
Из сетчатки глаза приготовили микропрепараты (по методу Гримелуса) и на них проводили морфометрию по методу А.А.Автандилова и определяли следующие показатели:
Количество функционирующих гемокапилляров на 1 мм2 и их диаметр (мкм);
Общую площадь микроциркуляторного русла (мкм2);
Общую площадь среднекалиберных артерий (мкм2), а также их диаметр (мкм).
Гемасорбцию проводили на специально собранном аппарате для экспериментальных животных с применением сорбента СКТ-6.
Результаты эксперимента выявили следующие показатели:
У животных 1-й группы артериальное давление колебалось в пределах 90-130 мм рт. ст. (M±m=111±4,203).
У животных 2-й группы на 5-й день после ишемии почки артериальное давление повысилось на 43% по сравнению с интактным состоянием. Её уровень составлял 135-180 мм рт.ст. (M±m=158,5±5,27).
На 15-й день артериальное давление продолжало повышаться. Оно стало на 69% выше по сравнению с интактным состоянием. Следовательно, на 15-й день после моделирования ишемии почки давление в сонной артерии повысилось довольно резко и составило 170-220 мм рт.ст. (M±m=188±5,83).
Таким образом, перевязка одной из ветвей почечной артерии в течении 15 дней способствует резкому повышению артериального давления.
В 3-й группе животных, которым гемасорбцию проводили на 5-й день моделирования ишемии почки, артериальное давление заметно снизилось. Так, на 5-й день моделирования ишемии почки артериальное давление составляло 140-180 мм рт.ст. (M±m=160±7,07). Через 3 дня после гемасорбции артериальное давление резко снизилось и составило 100-150 мм рт.ст. (M±m=127±6,63). Как видно, при этом артериальное давление по сравнению с уровнем до гемасорбции снизилось на 21%. Однако, по сравнению с интактным состоянием артериальное давление всё ещё превышало норму на 14%.
У тех животных, которым гемасорбция проводилась на 15-ые сутки после моделирования ишемии почки, гемодинамические показатели несколько отличались от предыдущих сроков наблюдения.
До гемасорбции артериальное давление составляло 190-240 мм рт.ст. (M±m=214±9,27), т.е. было на 96% выше нормы. Однако через 3 дня после гемасорбции уровень артериального давления заметно снизился. Таким образом, благодаря гемасорбции повышенное артериальное давление понизилось на 17%. Несмотря на полученные положительные результаты, артериальное давление всё ещё было на 63% выше по сравнению с интактным состоянием.
Таким образом, результаты наших исследований показали, что применение гемасорбции при ишемии почки заметно влияет на уровень артериального давления. Однако свойства гемасорбции, понижающие артериальное давление, зависят от срока ишемии почки. При увеличении срока ишемии уменьшается эффект о гемасорбции.
Биохимические исследования крови выявили следующие показатели (таб. 1).
У животных 2-й группы до перевязки почечной артерии содержание креатинина было 87,6±9,01 mkmol/l. Через 5 дней после создания модели ишемии почки содержание его в крови повысилось на 298%. Через 15 дней его уровень резко превысил интактное состояние и составил 544%.
В 3-й группе у 5 кроликов гемасорбцию проводили на 5-й день после моделирования ишемии почки. Через 3 дня после гемасорбции уровень креатинина по сравнению с животными 2-й группы снизился на 54%, оставаясь при этом на 80% выше нормы.
У животных, которым гемасорбция проводилась на 12ые сутки, результаты оказались совсем иными. Уровень креатинина по отношению к животным 2-й группы снизился почти на 46%. Однако превышение уровня по сравнению с нормой составлял ещё 248%. Эти данные говорят в пользу того, что ранняя гемасорбция больше даёт положительный результат.
Уровень мочевины в крови у животных 2-й группы в интактном состоянии было 1,28±0,087 mkmol/l. Через 5 дней после моделирования ишемии почки его уровень повысился на 121%. Через 15 дней разница с интактным состоянием составила 248%.
Таким образом, после перевязки одной из ветвей почечной артерии, как и другие маркеры, уровень мочевины резко повысился, что характерно для нарушений функций почки.
У животных 3-й группы, которым гемасорбция проводилась на 5-ые сутки моделирования ишемии почки, на третьи сутки после гемасорбции уровень мочевины снизился до интактного состояния. Однако, у тех животных, которым гемасорбция проводилась на 15-ые сутки, уровень мочевины по сравнению с интактным состоянием повысился на 77%. Однако, наряду с этим, гемасорбция способствовала снижению уровня мочевины на 49% по сравнению с животными 2-й группы.
Количество остаточного азота у животных в интактном состоянии составило от 3 до 5 mkmol/l и её средняя величина равнялась 4,1±0,27 mkmol/l. На 5-й и 15-й день после моделирования ишемии почки содержание остаточного азота повысилось на 159% и 402% соответственно.
У животных 3-й группы после гемасорбции отмечалось заметное снижение содержания остаточного азота в крови. Так, проведение гемасорбции на 5-й день моделирования ишемии почки способствовало снижению остаточного азота до уровня интактного состояния.
В отличие от этой группы, после гемасорбции, проведенной животным на 15-й день моделирования ишемии почки, снижение уровня остаточного азота не доходило до уровня интактного состояния. Так, по сравнению с животными 2-й группы, её уровень снизился на 59%, оставаясь при этом на 105% выше интактного состояния.
Таким образом, при ишемии почки гемасорбция вымывает из крови токсичные продукты, в том числе и креатинин, образовавшийся вследствие ишемии почки. Однако, позднее применение гемасорбции, хоть и положительно влияет на удаление из крови креатинина, однако не доводит его до нормального уровня.
Морфологические исследования, проведенные на животных в интактом состоянии, показали, что количество функционирующих гемокапилляров колеблется в пределах 610-1070, их средний арифметический показатель составляет 846±86,87. Диаметр указанных сосудов составляет от 2,9 мкм до 6,2 мкм (M±m=4,38±0,57).
Общая площадь микроциркуляторного русла не очень отличалась друг от друга и колебалась в пределах 5000-5420 мкм2 (M±m=5244±83,23).
Полученные данные были приняты нами за норму и результаты, полученные в ходе исследований, сравнивались с этой нормой.
У животных 2-й группы, которым энуклеация проводилась на 5-ые сутки после моделирования ишемии почки, количество функционирующих капилляров и их диаметр уменьшились на 29% и 31% соответственно. Общая площадь микроциркуляции и артерии средних калибров уменьшилась на 7%. Однако, диаметр артерий средних калибров уменьшился гораздо больше, чем общая площадьмикроциркуляции. По отношению к интактному состоянию этот показатель составил 15% (табл. 2).
Энуклеация, проводимая на 15-ые сутки после моделирования ишемии почки, выявила большее изменение сосудистой структуры сетчатки (табл. 2).
Число функционирующих гемокапилляров уменьшилось на 39%. Их диаметр на 36% больше сузился по сравнению с интактным состоянием.
Выраженное сужение отмечалось при измерении общей площади микроциркуляторного русла. Она подвергалась уменьшению на 14% по сравнению с интактным состоянием.
Общая площадь артерий средних калибров и их диаметр по сравнению с интактным состоянием уменьшились на 10% и 21% соответственно.
Таким образом, в результате наших исследований было выявлено, что при почечной гипертонии происходит сужение диаметров сосудов сетчатки. При этом, больше поражаются функционирующие гемокапилляры. Нарушение их структуры тесно взаимосвязано с длительностью ишемии почки.
У животных 3-й группы, которым гемасорбция проводилась на 5-й день после моделирования ишемии почки, отмечены заметные положительные сдвиги по сравнению с аналогичными сроками исследования у животных 2-й группы. Количество функционирующих гемокапилляров увеличилось на 10%. Сдвиги больше происходили в диаметре сосудов, увеличенных на 19%.
Также заметное расширение отмечалось со стороны микроциркуляции. Их общая площадь увеличилась на 8%. Общая площадь артерий средних калибров, а также их диаметр увеличились на 4% и 13% соответственно.
Эти данные говорят о том, что удаление креатинина из крови больше способствует расширению диаметра сосудов. Однако, наряду с этим гемасорбция полностью не корригирует нарушения структуры сосудов сетчатки.
Так, по сравнению с 1-й группой число функционирующих гемокапилляров уменьшилось на 22% а их диаметр на 18%. Общая площадь микроциркуляций соответствует интактному состоянию. Однако общая площадь артерий была меньше на 3%, их диаметр – на 4%.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что повышенное содержание креатинина, по всей вероятности, сужает эндотелий сосудов, в результате чего нарушается сосудистая структура сетчатки.
У животных, которым гемасорбция проводилась на 15-е сутки моделирования ишемии почки, коррекция нарушенной сосудистой сетчатки была слабее, чем на 5-ые сутки. Правда, по сравнению со 2-й группой животных отмечены значительные сдвиги со стороны сосудистой структуры сетчатки.
Так, количество функционирующих капилляров было на 2% больше, чем у животных 2-й группы (табл. 2). Наибольшая разница отмечалась со стороны размеров диаметров гемокапилляров. Их диаметр увеличился на 9% по сравнению с животными 2-й группы. Общая площадь микро- циркуляторного русла артерий средних калибров увеличена на 7% и 2% соответственно. В отличие от общей площади артерий средних калибров их диаметр увеличен больше. По сравнению с животными 2-й группы этот показатель составил 8%. Это ещё раз свидетельствует о том, что креатинин повреждает эндотелий сосудов, поэтому уменьшение его в крови способствует расширению диаметра сосудов.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о повреждающей роли креатинина в сосудистой структуре при артериальной гипертензии почечной этиологии.
Литература
- Белаусов Ю.Б. Поражение органов мышеней при артериальной гипертонии // Тер.архив. 1997, №3, с. 12-15.
- Дмитриева О.А. Функциональное состояние почек у больных артериальной гипертонией и ожирением при применении разгрузочно-диетической терапии // Автореф.дисс. канд. мед.наук. М., 2008, 24 с.
- Жабинская В.М. Комплексная оценка состояния зрительного анализатора с учётом орбитальной и церебральной гемодинамики у женщин в менопаузе с артериальной гипертонией //Тез. докл. VIII съезда офтальмологов России. М., 2005. – С. 394.
- Игонин В.А. Артериальная гипертония при ишемической болезни почек: клинические проявления, особенности диагностики, состояние прессорных механизмов и эндотелиальной функции, пути оптимизации лечения //Автореферат дисс.на соиск.учён.степени д-ра мед.наук. М., 2007, 40 с. Кононова О.А. Анализ структуры ритана сердца в скрининг- 8. диагностике первичной и вторичной почечной артериальной гипертензии у детей //Автореф.дисс. канд.мед.наук. М., 2006, 20 с. 9.
- Ничик Т.Е. Структурно-функциональная характеристика почек у больных с артериальной гипертензией и умеренной протеинурией //Автореф.дисс. канд.мед.наук. М., 2008, 10. 21 с.
- Сидоренко Е.И. Место офтальмологии среди других медицинских дисциплин (глазные симптомы при заболеваниях) 11. // В кн.: Офтальмология под ред.Сидоренко Е.И. М. Изд.
- ГЕОТАР – Мед. 2003, с. 41-66.
- Abu El-Asrsr Am., Abdel Gader., Al-Amro S., Al-Monen A.K. Hypercoagulable states in patients with retinal venous occlusion //Doc. Ophtalmol. 1998, vol. 95, N 2, p. 133-143.
- Belland R.J., Oulette S.P., Giefers T., Byrne G.I. Chlamydia pneumonia and atherosclerosis //Cell. Microbiol. 2004, N 2, p. 117-127.
- Brown B.A., Marx J.L., Ward T.P., et al. Homocysteine: a risk factor for retinal venous occlusive disease // Ophtalmology, 2002, vol. 109. p. 287-290.
- Dithmar S., Hansen L.L., Holz F.G. Retinal vein occlusion [in German]. //Ophtalmology, 2003, vol. 100. p. 561-577.