Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Развитие творческих способностей учащихся в дмш при обучении игре на баяне

Творческие способности понятие комплексное, его основу составляет высокий уровень восприятия, воображения, умения находить новые оригинальные решения, проявлять настойчивость, независимость в суждениях. Это своеобразный ключ к успеху. Причем, к успеху не только в артистических профессиях, но практически во всех сферах жизни. Развитые навыки нестандартного мышления открывают перед человеком широкие возможности для самореализации. Психологи и педагоги заметили, что дети с богатой фантазией успешно решают нестандартные, а значит, и сложные задачи, легче переживают неприятности, пользуются уважением среди сверстников, хорошо адаптируются в социальной среде. От того, насколько развиты наши творческие способности, зависит наше восприятие окружающего мира и то, кем и насколько комфортно мы себя в нем ощущаем.

Овладение игрой на инструменте дает детям круг новых знаний и навыков, помогает развитию исполнительской инициативы, что связано с активным формированием музыкальных способностей. Ребенок приходит на первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков, а, самое главное, с желанием извлечь их собственными руками. Только от нас, педагогов, зависит, как мы распорядимся этим запасом детского восторга.

К сожалению, обыденность наших будней, рутинность в обучении приводит ребенка в иной мир, оторванный от его интересов. Перед ним выдвигают непонятные требования: сидеть прямо, держать правильно руки, брать клавишу тем пальцем, который написан, а не тем, каким хочется. Многие из наших требований лишают ребенка инициативы, в то время как обязанность трудиться не должна вступать в конфликт с радостью игры на инструменте. На практике порой приходится сталкиваться с явлениями, которые трудно объяснить только наличием способностей к музыке. Здесь следует учитывать психологические факторы обучения в музыкальной школе, чтобы огонек интереса всегда оставался в глазах ребенка.

Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на личности ребенка, на его воспитании, обучении и развитии в процессе общения с музыкой. Если раньше педагог занимал авторитарную позицию: «нужно делать так, как я сказал», то теперь приоритеты изменились. Во главу угла в современных условиях ставится проблема гуманизации образования – обучение во имя развития личности ребенка. Процесс обучения искусству должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, ученик развивал в себе качества творца. Учитель должен заботиться не только о передаче классических знаний и опыта, что характерно для традиционной методики, но и применять инновационные методы, направленные на развитие индивидуальных качеств детей, владеющих арсеналом творческих приемов.

В повседневной работе мы сталкиваемся с различными категориями учащихся, поэтому следует учитывать и опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Научные открытия последних лет подтверждают, что все люди рождаются с доминантой работы правого полушария, которое заведует художественно-образным мышлением, и привилегия эта сохраняется до 10-13 лет, когда чувственное восприятие, интуиция притупляются от недостаточной загрузки эмоциональной сферы, что приводит в итоге к угасанию творческих способностей ребенка.

Одной из актуальных задач музыкального образования в детской музыкальной школе является развитие творческих способностей учащихся. Надо всегда помнить, что мы воспитываем музыканта, а не исполнителя различных произведений. Нам надо научить детей слушать музыку, находя в ней смысл, самостоятельно разбираться в нотном тексте, научить их музицировать. В основе любого обучения, тем более музыкального, стоит развитие творческих способностей, самостоятельности и инициативы. Эту проблему можно решить на основе только комплексного обучения, т.е. кроме исполнительских проблем входят такие элементы, как подбор по слуху, сочинение, импровизация и транспонирование.

В философском словаре «творчество» это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности; в педагогической энциклопедии – это деятельность человека, порождающая новое, ранее не существовавшее. И именно этот взгляд на творчество автор статьи взял как базовое и использую его при обучении игре на баяне. При стимулировании осознанного интереса детей к творчеству, приобщению учащихся к творческой деятельности, пытаемся уже на раннем этапе обучения игре на баяне выявить и развить творческие способности учащихся.

В своей работе автор статьи использует опыт педагогов-музыкантов Ю. Акимова, А. Агафонова, П. Говорушко, которые начальный этап обучения игре на баяне связывают с творческой заинтересованностью учащегося.

На уроках существует дифференцированный подход к особенностям ребёнка, степени развития его музыкальных способностей, в умении педагога разглядеть потенциал, заложенный природой в ученике. Значимость уроков еще и в том, что они рассматривают представления о баяне, как о популярном народном инструменте. Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

«Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки одна из целей уроков. Развитие творческих способностей при обучении игре на баяне повышается за счет:

  1. индивидуальности ученика;
  2. самостоятельности;
  3. участия в конкурсах, концертах, фестивалях;
  4. импровизация.

Творческие способности раскрываются в подготовке ученика к выступлению в форме сольного концерта, что ставит обучение игре на баяне на более высокий уровень. Процесс обучения можно представить в виде трёх этапов:

  1. закладывание основ начального обучения игры на баяне, умения внимательно слушать музыку. Для творческого воображения учащихся уже на первом этапе применяются упражнения и задания творческого характера, это сочинение окончаний лёгких пьес и пропущенных в них тактов или сочинения коротких мелодий на определённый ритм;
  2. умение учащихся творчески подходить к изучению более сложного репертуара, формирование основных исполнительских приёмов музыкальной выразительности. Ученику предлагается задание самостоятельной расстановки аппликатуры, смены направления движения меха. Ученик делает разбор музыкальной фразы, учится грамотно анализировать нотный текст. На этом этапе даются более сложные задания на сочинение вариаций к танцам и песням, импровизаций небольших пьес и музыкальных отрывков;
  3. становление ученика как концертирующего музыканта-исполнителя. Ученик самостоятельно анализирует музыкальное произведение и выявляет характерные особенности данного произведения. Учащийся направляется к поиску самостоятельных решений неизвестных проблем.
  4. цель воспитать потребность к постоянному музицированию, импровизации, сформировать эстетический вкус. Феномен музыкальной импровизации рассматривается как особый вид творческой деятельности и как метод развития музыкальнотворческих способностей детей.

Что же такое импровизация, в чем ее отличие от других видов творческой деятельности? Импровизация это «особый вид творчества, при котором сочинение происходит непосредственно во время исполнения», «вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается субъективно объективный новый продукт». Импровизация возникла как реакция на непосредственные чувственно-эмоциональные впечатления. Она всегда основана на интуиции. Музыкальная импровизация это «одна из форм продуктивной художественной деятельности, в результате которой появляется новое произведение. В основе этой деятельности лежит творческое музыкальное мышление, которое реализуется посредством музыкального языка». Искусство музыкальной импровизации в различных формах его проявления во все исторические эпохи было неотъемлемой частью музыкальной культуры любой национальности, являясь средством выражения определенного эмоционального состояния, а также способом отображения художественных впечатлений, находя свое претворение в инструментальной музыке, в народном творчестве и в исполнительском искусстве музыкантовпрофессионалов. Основой ее являются выработанные веками определенные формы музыкального мышления: интонационного, ладового, ритмического, гармонического.

Импровизация вырабатывает подвижность нервных процессов, навыки мгновенной интерпретации музыкальной мысли на инструменте, развивает деятельность обоих полушарий головного мозга, так как является образно-эмоциональным действием, требующим аналитического и конструктивного мышления, что ускоряет процесс обучения, делает его более эффективным, а главное дает возможность ученику осознать свою творческую индивидуальность, свою уникальность в мире. Большое значение импровизации в музыкальном воспитании придавал Б.В. Асафьев: «Самым необходимым делом я считаю развитие способности к импровизации. Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном стремлении меньше созерцать или механически выполнять предначертанное, но охотнее самим участвовать и вносить свое».

Достижение высокого мастерства в импровизационном искусстве невозможно без овладения профессиональными навыками, присущими данному творческому процессу. В первую очередь, это безупречное владение навыками игры на инструменте в техническом, фактурном, тембровом многообразии, развитие музыкального слуха, умение «мыслить нотами», чтобы мгновенно материализовать музыкальную мысль в звуковой план с последующей передачей на инструменте.

Ученикам предлагается сочинять различные варианты одной мелодии, затем подголоски к предложенной мелодии, добиваясь максимума самостоятельности голосов, развивая полифоническое мышление.

Результаты работы можно отметить в следующем: появился устойчивый интерес учащихся к творческому самовыражению, желание импровизировать и сочинять музыку. Активизировались общие художественно-творческие и специальные музыкальные способности. Появились навыки импровизации на заданный образ с использованием различных штрихов, динамики, типов фактуры, педализации, ладово гармонических связей, навыки свободной импровизации и сочинения собственных пьес, а также выработалось умение записывать придуманные мелодии на стихотворный текст, аккомпанемент к мелодии. Занятия импровизацией положительно повлияли на исполнительские качества учащихся: владение музыкальным инструментом стало более уверенным, прибавился артистизм, что подтверждено успешными выступлениями на концертах, фестивалях, конкурсах.

Таким образом, мы отмечаем, что обучение навыкам импровизации способствует развитию музыкально-творческих способностей и воспитанию профессиональных исполнительских качеств у учащихся детских музыкальных школ.

Творческие способности у учащихся выражаются в следующих показателях: 1) интерес к творчеству, сольному исполнению на баяне; 2) слушать и понимать музыку; 3) умение осуществлять грамотный разбор нотного текста произведения; 4) умение применять подбор аппликатуры в тексте; 5) умение находить оптимальные средства музыкальной выразительности для создания художественного образа музыкального произведения; 6) умение оценивать свою учебную деятельность.

Основываясь на вышеуказанных показателях, прослеживается следующая положительная динамика. У учащихся возросла заинтересованность в обучении игре на баяне, домашняя работа на инструменте стала более качественной, к занятиям относятся ответственно. При подборе учебной программы ученики предпочитают классическую музыку и обработки народных песен и танцев. На начальном этапе обучения ученики хорошо осваивают нотную грамоту, улучшился навык разбора текста. У многих учеников развилось умение осуществлять правильную аппликатуру. Многие учащиеся старших классов самостоятельно анализируют характер произведения, опре-

деляют и выражают кульминационные моменты в произведениях. Учащиеся приобретают навык применять средства музыкальной выразительности: штрихи, динамические оттенки, нюансы. Учащиеся теперь могут дать объективную оценку своей игре на баяне, выявлять ошибки и недочёты, допущенные при исполнении произведения. Показателем результативности явилось то, что ученики стали активны на занятиях, научились мыслить музыкальными образами, поэтому исполняемые на инструменте пьесы стали более яркими, выразительными. И, как следствие, учащиеся с интересом принимают участие на всех концертах.

Наиболее ярким результатом явилась победа детей на городских, областных и международных конкурсах.

Воспитание юного музыканта сложная и актуальная задача. В современных условиях обучения важно предоставить ученику возможность полностью раскрыть свои возможности и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители, и как творцы.

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Акимов Ю.Т., Гвоздев П.А. Прогрессивная школа игры на баяне. – М., 1970. Ч. 1.
  2. Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс ДО и После – 2006 г. № 4.
  3. Варфоломос А.Д. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов // Вып. 5 – Л., 1969.
  4. Говорушко П.И. Основы игры на баяне: Методическое пособие. – Л.: МУЗГИЗ, 1961.
  5. Семенов В. Современная школа игры на баяне: методическое пособие. – Л., 1982.
  6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: «Музыка», 1973.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.