Возрастные особенности представлений о любви

Любые изменения в развитии государства и социума, несомненно, влекут за собой изменения, как в обществе в целом, так и в системе ценностей личности. Изменение это процесс перехода от одного состояния в другое. Эти изменения имеют личные, психологические и социологические последствия. В связи с рыночными отношениями и урбанизацией формируется новый подход к личностным отношениям.

Поэтому возник интерес к исследованиям возрастных особенностей представлений о любви какое представление преобладает в отдельных возрастных группах: во взрослости как тех, кто застал еще некоторые представления ценностей прошлого, юношества как тех, кто несет в своем мировоззрении новые ценности и подросткового возраста, тех, кто впитывает и формирует комплекс новых ценностей.

Представления о любви трансформируются и переопределяются в процессе развития человека и общества.

Они начинают складываться в архаической культуре. В это время детерминирует понимание любви как воздействие души мужчины на душу женщины. К культуре Древнего Египта приписывается возникновение индивидуальной любви: истории любви Эхнатона к Нефертити, дочери Ахура к ее брату стали легендами и дошли до наших дней.

В Древней Индии любовь вписывается в систему жизненных ценностей и целей человека (три цели в жизни человека: исполнение обязанностей, достижение материального благополучие, удовлетворение чувственных побуждений), и, будучи вписана в эту систему, становится предметом религиозных и философских рассуждений. В эпоху античности представления о любви усложняются: возникает мотив верности, вечности в любви (любви после смерти), амбивалентности чувств в любви (люблю, но ревную до того, что ненавижу и т.д.), расширяется классификация видов любви.

Дальнейшие культурно-исторические трансформации представлений о любви дают новые интерпретации связи любви с потребностями нравственного субъекта (любовь как способ постижения Бога, любовь как самоактуализация личности, любовь как способ поиска смысла жизни и самоопределения) [1].

Любовь это чувство, которое живет, развивается и изменяется вместе с каждым человеком, и у каждого человека свое представление о любви.

Представления о любви у молодых и пожилых значительно отличаются. Если для молодых главным фактором является половое влечение и красота, то для пожилых большее значение имеют моральные и деловые качества: забота друг о друге, терпимость и умение прощать, хозяйственность в быту.

Тема любви находила отражение больше в рамках философии. Любовь изучали Аристотель, Платон, Б. Спиноза, Д. Юм, А. Шопенгауэр.

В психологии тема любви нашла отражение в работах З. ФрейдаЭФроммаКИзардаДЛиРСтернбергаАМаслоуВВилюнасаЕИльинаПСимоноваЛГозман и др.

В отечественной психологии особый интерес к проблеме любви возник в 20-30-е гг. ХХ века. В дальнейшем эта проблема изучалась не систематически.

В настоящее время в психологии тема любви прослеживается в работах А. Бэтлера, В.М. Розина, Г. Иванченко, также в работах нейробиолога Стефани Ортиг [2]. Частотные словари современных языков свидетельствуют о том, что «любовь» одно из самых употребляемых слов [3]. При этом не существует единого точного определения любви, многозначность употребления этого понятия приводит к размыванию границ любви и утрате специфического содержания данного слова.

В психологии существуют различные подходы к осмыслению феномена «любви». Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны. Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом психологического анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений. Гештальт-теории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений, и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальт психологии просто переносятся в область психологии любви [4].

Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально-волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви. Бихевиористский и необихевиористский подход игнорирует субъект субъектную природу близких отношений, не учитывает влияние социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этого подхода, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур. Гуманистические теории любви, несмотря на всю их привлекательность (ориентированы на человека, верят в его возможности), носят чисто гипотетический, философско-описательный характер. Это скорее авторский взгляд на проблему, чем научная работа.

Плюсом биологизаторских теорий является их ориентация на поиск объективно существующей, материальной основы любви, рассмотрение феномена «любви» в контексте эволюции человечества. Очевидными недостатками этих теорий является отрицание собственно психологического аспекта любви, рассмотрение ее как эпифеномена, надстроенного над физиологическими процессами. Зарубежные социальнопсихологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными и непроверенными экспериментально. Проведенные социально-психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Отечественные теории любви не основаны на экспериментальных данных, гипотетичны. Теория Л.Я. Гозмана, включающая ряд социально-психологических исследований, не дает нового понимания самого феномена любви (принимая определение двухфакторной теории эмоций), а лишь вписывает любовь как аттракцию в социальный контекст.

Категория «любовь» по-разному соотносится с ядром теоретических представлений рассматриваемых психологических школ. Так, в классическом психоанализе [5] либидо, как основная энергия Ид, является основой активности человека. Эрос и Танатос два основных принципа организации психического мира человека. Любовь и ее корреляты выступают в рамках данной теории как объяснительный принцип, как аксиома, на которую ссылаются (потому что есть либидо, Эрос, реализуется определенное поведение). Сама любовь и стоящие за ней феномены теоретического объяснения не получают, но являются ядром концепции классического психоанализа. В более поздних вариантах психоанализа «любовь» перестает быть главным объяснительным принципом, но остается ведущей категорией анализа: выясняется ее коллективно-бессознательное начало (К.Г. Юнг [6]), невротические механизмы (К. Хорни [7]), роль в возрастном развитии человека (Э. Эриксон [8]), в его социализации и адаптации к обществу (А. Адлер [9]).

Тесно связана с ядром теоретических представлений «любовь» и в гуманистических теориях. Гуманистические психологи постулируют отличие человека от животных в силу имеющихся у людей высших потребностей. Человек в своем стремлении к самоактуализации и самореализации ориентируется на высшие сугубо человеческие ценности. В этом смысле сам факт существования любви является подтверждением гуманистических концепций. Естественно, любовь при этом анализируется как высшее чувство, проявление личности, направленность на уникальную личность другого человека. А. Маслоу отмечает существование также дефицитарной любви, но такая любовь является результатом патологии, а не нормой для человека.

В когнитивной, бихевиоральной психологии, гештальт-психологии любовь мало связана с теоретическим ядром концепции. На нее автоматически переносятся общие объяснительные схемы и принципы (категоризация жизненного мира, обусловленность реакции внешним раздражителем, реализация потребностей в контакте со средой). В отечественной психологии "любовь" также оказывается на периферии теоретических дискуссий. В советский период феноменология любви косвенно анализировалась в рамках социальной и медицинской психологии (принцип двойной детерминации психики соблюдался строго). Все, что не изучалось научными методами, традиционно относилось в этот период к сфере философии, поэтому работ по философии любви в советский период больше, чем по психологии.

Интересной оказалась эволюция связи в психологических концепциях любви с уровнями потребностной сферы человека. Первые психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта (биологическая энергия либидо в психоанализе, схема стимул-реакция общая для человека и животных в бихевиоризме). Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. В гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека). Правда, гуманистические психологи отмечают, что, как правило, люди любят дефицитарно, пытаясь удовлетворить с помощью близкого человека потребности физиологические, в принятие и уважении другими людьми, потребность в безопасности.

Метафорически можно соотнести классический психоанализ и бихевиоризм с архаическим периодом истории человечества (любовь в контексте функций природного субъекта), гештальт, когнитивную психологию и поздние варианты психоанализа и бихевиоризма с эпохой Великих цивилизаций (любовь как отражение потребностей культурного социального субъекта), гуманистическую психологию с античностью (связь любви с потребностями нравственного социального субъекта).

Из теоретического анализа можно сделать вывод и дать определение любви, на которое мы будем опираться в нашей работе: «Любовь это эмоциональночувственное переживание».

В свою очередь, переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни [11].

Проанализировав развитие личности, начиная с подросткового возраста, включая зрелый возраст, можно сделать следующий вывод: начиная с подросткового возраста, эмоционально-чувственные переживания личности кристаллизуются. Данный процесс происходит на основе потребностей в дружбе, понимании, близости, саморефлексии, самоидентификации. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста. Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Юношеская мечта о любви, выражает, прежде всего, потребность молодого человека в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.

Молодой человек психологически готов к близости. Он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов. Молодость психологически нуждается в другом человеке, в социальной взаимности. Поиск партнера и вступление в брак – одно из средств ее достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью.

Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения. Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено по крайней мере 5 основными мотивами. Это любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений. Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом. К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят, более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний. В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости это достижение идентичности и близости.

Близость основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес возбуждение и удовольствие радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревностикоторое может выражаться эмоциями гневапечализлости и тд.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна. Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит. Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.

В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества. Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой пожилым родителям.

Данные теоретические выводы стали основой для нашего эмпирического исследования.

Цель эмпирическое исследование возрастных особенностей представлений о любви.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

  1. представления о любви имеют особенности в подростковомюношеском и зрелом возрастах;
  2. в подростковом возрасте доминирующим является представление о любви через отношение к объекту любви. В юношеском возрасте преобладает представление о любви как о романтическом идеалесозидательной силеспособной все преодолетьВо взрослости представления о любви принимают более четкое представлениевключающее в себя ответственностьвзаимопонимание и взаимоуважение.

Эмпирические задачи:

  1. Провести эмпирическое исследование возрастных особенностей представлений о любви.
  2. Проанализировать и интерпретировать данные исследования.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Диагностическиеаопросник «Представления о любви» (авторы: И.А. Джидарьян, Е.В. Беловол, О.В.Маслова), б) метод незаконченных предложений (автор: Джозеф М. Сакс), вцветовой тест отношений (А.М.Эткинд).
  2. Метод анализа данных – контент - анализ.

Выборку в данном эмпирическом исследовании составляют представители подросткового, юношества возраста и взрослости. В ходе исследования было опрошено 115 человек. Для интерпретации и анализа были отобраны данные 105 испытуемых.

В группу подростков вошли учащиеся средней школы №7 г.Усть-Каменогорск. Возраст учащихся в данной группе 15-16 лет. Общее количество подростков 35 человек, из них 18 девочек и 17 мальчиков. Число испытуемых в группе юношеского возраста также составляет 35 человек, из них 7 юношей и 28 – девушек. В выборку юношеского возраста вошли студенты Казахстанско-Американского свободного университета, специальностей «психология и «иностранный язык», в возрасте от 17 до 20 лет.

Число представителей взрослости составило также 35 человек, из них 16 мужчин и 19 женщин. В данную группу выборки вошли медицинские работники, сотрудники компаний «Казахмыс» и «Технические масла Казахстан», психологи школ города и университетов, а также служащие Воинской части 3477. Возраст представителей данной группы составляет от 21 до 55 лет.

Испытуемые в ходе исследования успешно заполнили бланки ответов по методикам, используемым в нашем эмпирическом исследовании.

Стандартизированной методикой используемой в исследовании возрастных особенностей представлений о любви является: Опросник «Представления о любви». Данная методика создана в 2014 году, ее авторами являются И.А. Джидарьян, Е.В. Беловол, О.В. Маслова.

Анализируя представления о любви в каждой возрастной группе, можно заметить некоторые особенности.

Самый большой процент по шкале «Любовь помеха» в подростковой группе, это может свидетельствовать о том, что любовь воспринимается респондентами как существенное препятствие, помеха в жизни и не является конструктивным чувством. Можно предположить, что в этом возрасте это удачная позиция, чтобы ограничить себя от необдуманных поступков, которые можно совершить под действием быстро сменяющихся эмоций. Важнее, чтобы данная позиция не закрепилась у подростка. Ведь настоящая любовь позволяет познать самого себя и стать таким человеком, каким всегда хотелось быть [12, с. 17].

По шкале «Любовь – самоотдача» самый больший процент выявлен во взрослости. Следовательно, в данный возрастной период любовь представляется не только как возвышающая человека сила, но соответствует представлению о том, что любовь связана с самоотдачей, жертвенностью, служением и жизнью в другом, умением отдавать, а также со смыслом жизни. Данная позиция более позитивна, если человек не погружается полностью в любовь, ломая себя. Конечно, важно понимать, уважать, идти на компромисс в некоторых случаях, но ведь не стоит приносить жертвы, чаще всего это не оценивается, а человека наполняет обида.

В группе юношеского возраста 85,71% респондентов представляют «Любовь как возвышающая человека силу». Это свидетельствует о склонности представителей юношества рассматривать любовь как источник всего доброго и светлого, проявление уникального и лучшего в человеке, идеализировать данное чувство, рассматривать его в соответствии с представлениями классической литературы как о неком романтическом идеале, созидательной силе, способной все преодолеть. На первый взгляд, самая позитивная позиция. Все же одной любви не достаточно, если говорить о серьезных отношениях и браке. В 2011 году группа ученых из Австралийского национального университета (Австралия) объявила, что научно доказала: одной любви для долгого и счастливого брака недостаточно. Например, согласно исследованию, если муж на 9 или более лет старше жены, или же если он женился до того, как ему исполнилось 25 лет, это вдвое увеличивает вероятность развода. Наличие детей обычно продлевает брак, однако если жена хочет детей больше, чем ее супруг, это влияет на брак негативно. Кроме того, на длительности брака отражаются отношения внутри семей каждого из супругов. Если родители одного из них разведены или живут раздельно, это несколько увеличивает вероятность развода. Также если брак является вторым или третьим, то супруги на 90% больше склонны к раздельному житью, чем люди, состоящие в первом браке. Плохо влияет на брак и бедность или отсутствие работы у мужа [13]. Следует учитывать множество факторов, чтобы не испытывать разочарований и утверждать, что любви не бывает.

Для определения отношения и содержания любви в понимании респондентов подросткового, юношеского и зрелого возраста, был использован модифицированный метод незаконченных предложений.

В подростковом возрасте любовь представляется как чувство, направленное на объект любви. В юношеском возрасте любовь представляется как чувство, которое приносит счастье. В зрелом возрасте любовь понимается как чувство, дар и смысл жизни. В подростковом возрасте любовь включает в себя страсть, заботу, искренность, а в юношеском – доверие и уважение. В зрелом возрасте любовь включает взаимопонимание, взаимоуважение, семью и детей.

В подростковом возрасте любовь понимается как взаимодействие с объектом любви. В юношеском возрасте любить значит быть счастливым уже от того, что ты испытываешь данное чувство. В зрелом возрасте любить значит доверять, уважать, жить и быть счастливым.

В подростковом возрасте преобладает представление: где любовь, там имеется и что-то негативное, юношеском и зрелом возрасте данное представление уменьшает свой показатель.

С возрастом в описании любовных отношений начинает преобладать положительная характеристика. Также с возрастом, все больше счастье связывается с любовью. То есть я могла быть счастливая, если любила и была любимой, например.

Любовь в подростковом и юношеском возрасте понимается как что-то негативное, а в зрелом преобладает положительное описание.

По мнению подростков, когда человек любит, он становится слабее, уязвимее, по мнению юношей он счастлив, а по мнению взрослых, когда человек любит он становится лучше и сильнее.

Для определения эмоционального отношения к любви в группах подросткового, юношеского и зрелого возраста, был использован цветовой тест отношений. В процессе исследования испытуемым к каждому понятию из списка нужно выбрать подходящую цветовую карточку.

В списке всего 27 понятий, которые относятся к трем категориям: эмоционально-чувственные категории, категории, описывающие людей и категории отношений.

Интересно, как происходят изменения в объединении слов по цветам с возрастом. Если супруг / супруга и любимый человек находились по цветам в разных группах в юношеском и подростковом возрасте, то в зрелом возрасте супруг/супруга, любимый человек, партнер, мужчина / женщина, любовь, эмоции, стремление, все это, входит в одну группу. Если в подростковом возрасте с карточкой № 2 связывают только друга, дружбу и стремление, то в юношеском возрасте в эту группу уже входят: понимание, забота, доверие, брак, семья, родители, брат/сестра, супруг / супруга. В зрелом возрасте в эту же группу еще входит искренность, отношения. А в юношеском возрасте искренность относится к группе с карточкой № 4 вместе с общением с любимым человеком и эмоциями. Ответственность в подростковом возрасте ассоциируется с карточкой № 7, так же как желание и брак. А в юношеском и зрелом возрасте ответственность переходит к группе карточки под № 1.

Таким образом, наиболее часто в подростковом возрасте использовалась цветовая карточка № 5. По Люшеру, данная карточка – фиолетовый цвет – символизирует высокую степень чувствительности, ведущую к полному слиянию субъекта и объекта, нереальность желаний и безответственность. Часто используемая карточка в юношеском и зрелом возрасте карточка № По Люшеру – это цвет эластичной напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений [14, с. 17-19].

Анализируя данные эмпирического исследования возрастных особенностей представлений о любви, можно сделать следующие выводы:

Представления о любви в подростковом, юношеском и зрелом возрасте имеют некоторые особенности. В подростковом возрасте, любовь представляется не только как возвышающая человека сила, но и как помеха. В юношеском возрасте любовь представляется как возвышающая человека сила. В зрелом возрасте любовь представляется не только как возвышающая сила, но и как самоотдача. В подростковом возрасте любовь понимается как чувство, направленное на объект любви, включает в себя страсть, заботу, искренность. В юношеском возрасте любовь понимается как чувство, которое приносит счастье, включает доверие и уважение. В зрелом возрас-

те любовь понимается как чувство, дар и смысл жизни, включает взаимопонимание, взаимоуважение, семью и детей.

С возрастом изменяется отношение понятию любви и его составляющим. Если в подростковом возрасте любовь подразумевает обязательное наличие объекта, может вести к слиянию субъекта и объекта и некоторую безответственность. То в юношеском возрасте, для человека достаточно испытывать данное эмоционально – чувственное переживание. В зрелом возрасте любовь выступает не только как чувство, но и как труд, уважение, подразумевается как смысл жизни.

Таким образом, наша гипотеза, состоящая из предположений, что:

  1. представления о любви имеют особенности в подростковомюношеском и зрелом возрасте;
  2. в подростковом возрасте доминирующим является представление о любви через отношение к объекту любви. В юношеском возрасте преобладает представление о любви как о романтическом идеалесозидательной силеспособной все преодолетьВо взрослости представления о любви принимают более четкое представлениевключающее в себя ответственностьвзаимопонимание и взаимоуважениеподтвердилась на теоретическом и эмпирическом уровне.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Научно информационный журнал «Биофайл» //http://biofile.ru/psy/
  2. Философия любви Эриха Фромма. Бэттлер А. // http://www.lyubi.ru/
  3. Психология эмоциональных отношений. Гозман Л.Я. // http://padaread.com/
  4. Зигмунд Фрейд о любви. – Пушкарев Е. // http://www.lyubi.ru/psy60.php
  5. Фрейд З. Психология бессознательногоСбпроизведенийСост., научред., автвстстМ.ГЯрошевскийМ.: Просвещение, 1990. – 448 с.
  6. Хьелл Л., Зиглер ДТеории личностиосноные положенияисследования и примененияперСМеленевской и ДВикторовой // http://psylib.org.ua/
  7. Хорни К. Невротическая личность нашего времениперс англМ.: Академический Проект, 2009. 208 с.
  8. Эрик Г. ЭриксонДетство и общество // http://www.pedlib.ru/Books/1/0154/1_0154 -1.shtml
  9. Адлер А. Воспитание детейВзаимодействие половпер с англААВалеева и РАВалеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/ДФеникс, 1998. – 448 с.
  10. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper&Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999; Терминологическая правка В.Д анченко К.: PSYLIB, 2004 // http: //psylib. org. ua/ books/ masla 01/
  11. Василюк Ф.Е. Психология переживания анализ преодоления критических ситуаций // http: // psylib .org. ua/ books/
  12. Чепмен Г. Любовь как образ жизниперс англТНовиковой. – М.: Эксмо, 2014. -352 с.
  13. Одной любви недостаточно // http:// posobie. info/posobik_news/33940
  14. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест ЛюшераПрактическое руководствоСПб.: Речь, 2001. – 112 с.
Год: 2015
Категория: Психология