Сравнительный анализ этнической идентичности у детей в младшем школьном и подростковом возрасте

Актуальность исследования этнической идентичности особенно возросла со второй половины XX столетия, когда в мировом масштабе наметился всплеск осознания своей принадлежности к определенному этносу (этнической общности), и расслоение общества на группы всё в большей степени стало происходить по этническим основаниям. Это позволило говорить об этническом возрождении и о том, что оно стало одной из основных черт развития современного человечества.

Организация поликультурного воспитания подрастающего поколения является актуальной проблемой современного казахстанского образования. Специфика Казахстана определяется полиэтническим составом населения. В Казахстане зарегистрировано 117 национальностей, среди них русские, казахи, немцы, украинцы, татары, белорусы, азербайджанцы, корейцы, чеченцы, поляки, таджики, башкиры, уйгуры, узбеки, турки, дунгане [1].

Осмысление этнокультурных проблем в современных дискурсах и актуальная идея формирования национального самосознания на всех ступенях социализации сегодня приобретают особую значимость и глубину. Это обусловлено целым рядом социально-психологических, культурных, идеологических причин. Исчезновение резких границ между государствами, национальными группами и этническими общностями, с одной стороны, приводит к увеличению объема межнациональных контактов и освоению универсальных культурных ценностей, с другой требует адекватных представлений о своем и чужих этносах для более полных и содержательных ориентаций в современной реальности. Поскольку процесс становления этнических представлений, способствующих формированию адекватных возможностей межнационального взаимодействия, растянут во времени, актуальной задачей становится рассмотрение его в возрастном аспекте. Понимание основных закономерностей становления этнических представлений, условий их развития на разных возрастных этапах и факторов, влияющих на их объем и качество, является необходимой основой для последующего формирования этнической ментальности в современных образовательных системах. Наиболее значимым компонентом этнической ментальности является комплекс этнических представлений (В.В. Абраменкова, Л.А. Андреева, Т.В. Андреева, В.Ю. Бутузов, Е.П. Ильин, В.В. Кочетков, В.К. Малькова, Ф.С. Эфендиев и др.), который складывается уже в детских и подростковом возрастах. Несмотря на очевидную востребованность возрастных этнопсихологических исследований, отмечаемую в работах М.В. Крюкова, Ю.В. Бромлея, А.Х. Гаджиева, Г.В. Старовойтовой, B.C. Мухиной, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, в возрастной психологии ещё недостаточно изучены закономерности развития этнических представлений, условия и закономерности их изменения [2].

Среда развития современного ребенка, являясь многонациональной, создаёт возможности разнообразных контактов с артефактами иных культур, с особенностями представителей других национальных групп, что требует понимания этнопсихологических сходств и различий, закрепляющихся в представлениях и стереотипах. Дети, с одной стороны, окружены большим количеством доступной и порой противоречивой информации о других этнических группах. С другой стороны, отсутствие или недостаточность знаний о мультикультурной среде, привычках и традициях, нормах поведения и ценностях в современном обществе настоятельно требует осмысления складывающихся у дошкольников, школьников и подростков представлений об особенностях разных этносов, различий и сходств между ними. Современные педагогические системы, даже содержащие в себе программы приобщения ребенка к этнической культуре, фольклору способствуют не столько формированию целостной структуры этнической ментальности, сколько развитию одного ее компонента – эмоционального отношения к своей этнической группе, поскольку в них не отражена необходимая совокупность разных этнодифференцирующих признаков, становящихся доступными ребенку на разных возрастных ступенях. Для разработки образовательных программ, имеющих целью развитие этнических знаний и этнической толерантности, необходимо выявление возрастных закономерностей становления этнических представлений как когнитивной подсистемы ментальности [3].

Проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. Но в последние годы она обрела свое место в психологии познания. Для Казахстана проблема этнической идентичности обрела особое значение во второй половине ХХ века, в связи с различными этнополитическими изменениями, затронувшими территорию Евразии. Эти события привели к повышению значимости этнического фактора, включающего в себя этнически обусловленные предпочтения в сфере общения и деятельности.

Проблемы этнической идентичности в современной науке изучены достаточно глубоко. Однако исследования в этой области характеризуются многоплановостью. Перед исследователями встает вопрос выбора традиции, которой они будут придерживаться, занимаясь проблемами идентичности.

В современной отечественной психологии при изучении этнической идентичности делается акцент на тех изменениях, которые происходят в ней в эпоху коренных социальных преобразований.

Таким образом, исходя из выше сказанного, актуальность данной работы в изучении этнической идентичности, разработки путей ее формирования.

Именно в детстве закладываются основы отношений к своей собственной и к другим этническим группам, особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления этнической идентичности в детстве. Знание этих психологических закономерностей является необходимым условием организации процесса межэтнического взаимодействия. Очевидно, что наиболее остро духовный кризис отражается на подростках, вынужденных формировать и отстаивать собственные приоритеты и ценности. Это отрицательно сказывается на их личностном развитии, определяя остроту и значимость изучения психологических закономерностей становления у подростков этнической идентичности как необходимого условия организации процесса межэтнического взаимодействия и социализации. Нередко проблемы с этнической идентичностью возникают у индивида уже в детстве, в процессе ее формирования. И чаще всего с ними сталкиваются члены этнических меньшинств [4].

Выявление в работе особенностей осознания детьми своей этнической принадлежности создает предпосылки для построения системы национального воспитания. Описание качественных характеристик этнической идентичности представителей групп различного этнического статуса, обладающих различными культурными особенностями, может лечь в основу эффективной организации процесса межэтнического взаимодействия. Полученные данные могут быть использованы и в учебном процессе, так как дополняют и детализируют определенные разделы возрастной психологии.

Цель: исследование этнической идентичности у детей в младшем школьном и подростковом возрасте.

Объект: Этническая идентичность.

Предмет: Особенности этнической идентичности у детей в младшем школьном и подростковом возрасте.

В соответствии с целью, выдвинуты следующие задачи теоретического и практического характера:

  1. рассмотреть представления об этнической идентичности;
  2. ознакомиться с этапами становления этнической идентичности;
  3. изучить особенности этнической идентичности в младшем школьном и подростковом возрасте;
  4. обосновать базу и методы эмпирического исследования этнической идентичности у детей в младшем школьном и подростковом возрасте;
  5. провести эмпирическое исследованиеобработать и проанализировать результаты.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

  1. Для младших школьников и подростков наиболее характерными являются такие типы этнической идентичности как норма и этническая индифферентностьа менее характерными этноизоляционизм и этнонигилизма доминирующим аффективный компонент.
  2. Для младших школьников характерны значимость национальности и оценка принадлежности к собственной этнической группетогда как для подростков значимость национальности и взаимоотношение этнического большинства и меньшинства.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме становления этнической идентичности в младшем школьном и подростковом возрасте.
  2. Психодиагностические методы:

А) Типы этнической идентичности (Г.УСолдатоваС.ВРыжова);

Б) Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности;

В) Шкальный опросник О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков.

Методы математической статистикикорреляция Спирмена

Практическая значимость данной работы определяется использованием результатов в педагогической практике. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в практической работе школьного психолога с учащимися.

На основе теоретического анализа можно сказать, что этническая идентичность – это составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре [5].

При рассмотрении некоторых аспектов этнической идентичности можно характеризовать этническую идентичность как сложное по содержанию многокомпонентное образование, включающее онтологический (существование, бытность этнической идентичности как таковой), гносеологический (отражение в самосознании и мировоззрении личности или общности феномена этнической идентичности во всём многообразии его связей и проявлений); эмоционально-ценностный компонент (ценностные основания этнической идентичности, и возможные ориентиры для индивида или социальной группы) и субъективно-деятельностный компонент (поведенческое проявление и функционирование этнической идентичности в жизни индивидов, общностей). Данные структурные компоненты обеспечивают устойчивость этнической идентичности при условии их единства и тесной взаимосвязи.

Важно, что бы рост этнической идентичности не привел к усилению этноцентризма, который в условиях падения нравственности в обществе чреват негативными последствиями.

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка, от диффузной до реализованной идентичности, и результатом этого процесса является эмоционально оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе в уже подростковом возрасте.

Выделяется три этапа формирования этнической идентичности в период онтогенеза:

  1. Фрагментарные и не систематические знания о национальной принадлежности (в 6-7 лет);
  2. Идентификация себя со своим государством, основываясь на национальности родителей, месте проживания, родного языка. Появление национальных чувств (в 8-9 лет);
  3. Формирование этнической идентичности в полном объеме (в 10-11 лет).

На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, так и этническая самоидентичность [6].

В настоящее время существует несколько моделей развития этнической идентичности, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы и содержание его этапов. Между этими моделями существуют значительные различия, но каждая из них отражает изменения в понимании ребенком своей групповой принадлежности, связанные с повышением его способности воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки.

Этническая идентичность детей младшего школьного возраста находится в стадии активного формирования. В связи с этим, возникает проблема осмысления складывающихся у школьников представлений об особенностях различных этносов, различий и сходств между ними. Без учета этих данных невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития.

Особенностью этнической идентичности младшего школьного возраста является то, что дети еще слабо ориентируются в собственном этническом происхождении, аффективный компонент еще на низком уровне сформированности, а когнитивный компонент повышается в сравнении с дошкольным, так как возрастают знания ребенка во многих областях, в том числе и в области национальных особенностей. В этот период основа знаний о собственной национальной группе уже заложена.

В подростковом возрасте происходит динамика компонентов этнической идентичности. В младшем подростковом возрасте большинство детей имеют частично сформированную этноидентичность, в которой преобладает либо аффективная, либо когнитивная идентичность. У старших подростков чаще выявляется гармоничное развитие аффективной и когнитивной идентичности.

В подростковом возрасте происходят значительные трансформации идентичности. Эту особенность можно рассматривать как этап развития этноидентичности, когда начинается становление собственной идентичности за счет принижения других этносов. Однако в старшем подростковом возрасте происходит изменение в сторону нормальной идентичности. Подростки вырабатывают более критичное отношение к своему этносу, проявляя позитивное отношение к другим, повышается этнотолерантность.

Подростковый возраст является ключевым моментом формирования этнической идентичности. Достигнутый в подростковом возрасте этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека, но может и подвергаться изменениям.

Выборку в данном эмпирическом исследовании составляют представители младшего школьного и подросткового возраста. В ходе исследования было опрошено 120 человек. В группу младших школьников вошли ученики КГУ «КазахстанскоРоссийской гимназии» акимата города Усть-Каменогорск. Возраст учащихся в данной группе 9-10 лет. Общее количество учеников в данной группе составило 60 человек, из них 41 – девочек, 19 – мальчиков.

В группу подростков вошли учащиеся КГУ «Казахстанско-Российской гимназии» акимата города Усть-Каменогорск. Возраст учащихся 12-13 лет. Общее количество учеников в данной группе составило 60 человек, из них 32 мальчика, 28 девочек.

Испытуемые в ходе исследования заполняли бланки методик, используемых в эмпирическом исследовании.

По методике «Типы этнической идентичности» были выявлены следующие результаты.

У групп младшего школьного и подросткового возраста в результате исследования выявились такие различия по шкалам:

  1. «Этнонигилизм», с разницей в 2% с преобладанием у младшего школьного возраста (одна из форм гипоидентичностипредставляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию);
  2. «Этнофанатизм», разница 10% с преобладанием у младшего школьного возраста. Это говорит об их готовности идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересоввплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиямипризнание приоритета этнических прав народа над правами человекаоправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
  3. «Этноэгоизм», разница в 9% с преобладанием у подросткового возраста. Данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагатьнапримернапряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужойсчет.
  4. «Этническая индифферентность», разница в 3% с преобладанием у младшего школьного возрастаразмывание этнической идентичностивыраженное в неопределенности этнической принадлежностинеактуальности этничности.
  5. «Норма», разница в 3%. Сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народамВ полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинствуОна задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

По методике Дж. Финни, измеряющей выраженность этнической идентичности, были выявлены следующие результаты.

У группы младшего школьного и подросткового возраста в результате исследования выявились такая разница по аффективному компоненту в 1,9% с преобладанием у младшего школьного возраста, разница по когнитивному компоненту в 2,4% с преобладанием у младшего школьного возраста. Данные, полученные по методике Дж. Финни, говорят о том, что по показателю когнитивного и аффективного компонента у групп младшего школьного и подросткового возраста практически одинаково имеются значения и представления об особенностях собственной группы, они осознают себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков.

По шкальному опроснику О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности, были выявлены следующие результаты. У групп младшего школьного и подросткового возраста в результате исследования выявилась следующая разница в шкалах:

  1. «Чувство принадлежности к своей этнической группе», разница составила 1% с преобладанием у младшего школьного возрастаэто говорит о томчто опрошенные интересуются историей и культурой своего народаих крайне задеваетесли они слышат что-либо оскорбительное в адрес своего народаиспытывают глубокое чувство личной гордостикогда слышат чтолибо о выдающемся достижении своего народаесли они встречаются с обвинениями в адрес своего народато относят это на свой счетесли бы они имели возможность выбора национальностито предпочли бы тукоторую имеют сейчас;
  2. «Значимость национальности», разница составила 1% с преобладанием у подросткового возраста. Это говорит о томчто в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своейнации, национ альная гордость чувство, которое нужно воспитывать с детства, при общении с людьми нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность, представители каждой национальности должны жить на земле своих предков;
  3. «Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства», разница составила 2% с преобладанием у подросткового возраста. Это говорит о томчто политическая власть в многонациональном государстве должна находиться в руках коренного большинства населенияпредставители коренного большинства населения должны иметь преимущества перед другими народамиживущими на данной территорииПредставители коренной национальности должны иметь определенные преимуществатак как они живут на своей территории;
  4. «Использование того или иного языка», разница составила 2% с преобладанием у младшего школьного возраста. Это говорит о томчто представители одной национальности должны общаться между собой на своем родном языкепреподавание в школе в многонациональном государстве должно быть организовано на языке коренного большинства населения.

Подведя итог анализа результатов методики по типам этнической идентичности, можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного и подросткового возраста наиболее высокими выявились такие типы этнической идентичности, как норма и этническая индифферентность. Также в группе младшего школьного и подросткового возраста преобладает аффективный компонент этнической идентичности. Данные, выявленные по шкальному опроснику О.Л. Романовой, свидетельствует о более выраженных понятиях значимости национальности, принадлежности к этнической группе, взаимоотношениям этнического большинства и меньшинства у подростков, чем у младшего школьного возраста.

Таким образом, поставленные цели и задачи были выполнены, в результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза, что для младших школьников и подростков наиболее характерными являются такие типы этнической идентичности, как норма и этническая индифферентность, а менее характерными являются этноизоляционизм и этнонигилизм, а доминирующим аффективный компонент, и о том, что для младших школьников характерны значимость национальности и оценка принадлежности к собственной этнической группе, тогда как для подростков значимость национальности и взаимоотношение этнического большинства и меньшинства подтверждена.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. О численности населения Республики Казахстан по отдельным этносам: Демография от 1 января 2014 г. // Официальная газета. – 2014. – 2.
  2. Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А.. Психодиагностика толерантности личности. – М.«Смысл», 2008. – 172 с.
  3. Кожанов И.В. Показатели сформированности гражданской идентичности личности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – 75 с.
  4. Лебедева Н.М. Теоретико методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н.МЛебедевойМ.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. 10–34 с.
  5. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: «Смысл», 1998. 103–122 с.
  6. Стефаненко Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / Под ред. Н.МЛебедевойМ.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 35–48.
Год: 2015
Категория: Психология