Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрадная музыка сегодня – это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен. Она привлекает почитателей своей экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению с академическим пением, содержанием и эмоциональным строем произведений.
Система дополнительного образования, следуя веяниям нового времени, с каждым годом все активнее использует для приобщения детей к музыкальному искусству эстрадную музыку.
Детская эстрада это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей своей яркостью, «взрослыми» аранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности, воплотить самые смелые идеи и мечты. У детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным певческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Занимаясь эстрадным пением, маленький артист не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, а также учится красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя в любой обстановке, в том числе на сцене.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией (3, с. 185).
Эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой пения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это сольное или ансамблевое пение, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т.е. объединение вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики и пластики, оформление номера яркими, красочными костюмами). Внешнее оформление номера очень важно. Причем, все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. В каждом ребенке нужно раскрыть артиста, подчеркнуть его индивидуальность, подобрать репертуар, подходящий к тембру голоса и темпераменту юного певца. Пластика, актерское мастерство, пение все эти навыки необходимо развивать у любого ребенка, а не только у того, кто хочет связать свою жизнь с искусством.
Педагог всегда должен заботиться о комплексном развитии певческого аппарата, а не отдельных его частей. Одной из главных задач преподавателя является выявить в каждом ученике самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе.
Необходимо отметить, что обучение эстрадному пению предполагает не только обучение правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и владение сценическим движением и актёрскими навыками. Как правило, программа, по которой ведутся занятия по обучению детей эстрадному вокалу в ДМШ, предполагает скоординированную деятельность педагогов по вокалу и хореографии. Современные эстрадные вокалисты стремительно обращаются к зримым формам в своём сценическом творчестве. Наряду с художественно-техническими средствами, певцы широко используют в этих целях разнообразные ритмопластические, хореографические элементы и спортивную лексику.
Специфический язык условностей хореографического искусства, применение комплекса элементов танцевальных движений, освоенных артистом вокальной сцены в период обучения профессии, расширяют возможности его пластической выразительности как одного из основных элементов профессионализма. Занятия хореографией необходимы эстрадному певцу как тренинг его психофизического аппарата, в т.ч. системы дыхания.
Движение на сцене одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста. Исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем. В свою очередь, актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. Поэтому в современном эстрадном искусстве занятия хореографией имеют достаточно большое значение. Для певцов и актеров танец неотъемлемая часть творческого образа, без хореографии номер исполнителя будет неполным, будет нахватать эмоций, передаваемых зрителю (1, с. 36).
Проработанные хореографом движения дают возможность осознанно контролировать движения во время исполнения, доставляя зрителям не только удовольствие слушать, но и удовольствие смотреть. Кроме того, занятия хореографией способствуют формированию красивой осанки и хорошей физической формы, что немало важно для артиста, работающего на сцене.
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом и эстетического воспитания. Хореография (в переводе с греческого танцевальное искусство) это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Уроки хореографии в классе эстрадного вокала воспитывают и развивают не только художественные навыки хореографического сопровождения пения, но и вырабатывают у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты (2, с. 54).
Неотъемлемой составляющей на уроках хореографии для учащихся эстрадного отделения является формирование и развитие пластической культуры. В содержание понятия «пластическая культура» входит комплекс специальных знаний, в результате освоения которых эстрадный певец оснащается «пластической выразительностью», то есть умениями и навыками, необходимыми исполнителю для создания художественного образа эстрадного вокального произведения (5, с. 4).
Художественный образ вокального эстрадного произведения создаётся многообразием средств разных видов искусств, главные из которых – голос и пластика исполнителя. Пластика является следствием эмоционального состояния, получаемого певцом от музыкального произведения, и в этом смысле она выражает замысел авторов. Включением элементов сценического танца в развитие драматургии концертного номера исполнитель создаёт вокальнохореографический образ музыкального произведения. Иные художественные и технические средства (свет, грим, видео, пиротехника и т.д.) используются для создания зрелищности эстрадного номера.
Любое движение человеческого тела может стать основой пластического образа эстрадного вокалиста, если будет драматургически и ассоциативно связано с вокальным произведением и становится средством создания музыкального образа исполняемого произведения. То есть пластика является составной частью сценического образа и создает эмоционально содержательное состояние исполнителя. Поэтому основной задачей эстрадного певца выступает создание единого художественного образа произведения посредством вокальной выразительности и пластики.
Вокальное мастерство исполнения эстрадных произведений учащиеся ДМШ постигают на уроках вокала, а мастерство пластики – на уроках постановочной хореографии, где основной задачей хореографа является умение подобрать такой комплекс выразительных средств пластики, который, во-первых, достаточно полно и ярко раскроет образно-художественное содержание исполняемого произведения, и, во-вторых, будет посильным для исполнения конкретным ребенком. В этой связи необходимо учитывать индивидуальные разновозрастные психофизиологические особенности детей (уровень умственного развития на данном этапе, особенности дыхания, особенности физиологического развития, выносливость психологическую и физическую и т.д.).
Занятия в классе хореографии по постановке сценических движений для той или иной песни можно начинать только после глубокого и полного освоения смысла музыкального произведения, так как эстрадный певец обязан уметь собирать воедино комплекс выразительных средств, чтобы ясно и ярко раскрыть свою основную идею в данном вокальном произведении, свое видение, связанное с музыкой и драматургией песни. Через единственно нужные выбранные «пережитые» сценические движения, родившиеся от неразрывной связи музыки и содержания песни, возможен «диалог» певца со зрителем и воздействия на него. Эстрадный певец должен убедить своими найденными пластическими красками, привлечь, изумить, заставить поверить зрителя в творческий замысел (4, с. 195).
Пластика – это составная часть сценического образа. Она развивается параллельно музыкальному материалу и создает определенное состояние, характерное для конкретной эмоционально-содержательной структуры.
С первых шагов занятия по хореографии для учащихся эстрадного отделения ДМШ необходимо обратить внимание на пластическую выразительность в статике (позу певца). Поза – самый лаконичный элемент пластики, однако она способна выражать образ, смысл, характер, эмоциональное состояние. Поза должна быть оправдана внутренним состоянием исполнителя-певца. «Именно поза акцентирует «оценочные» моменты, именно через нее выстраивается кульминационный пик действия и события. Часто поза сама по себе является зримым символом происходящего» (1, с. 256).
Вторым по значимости выразительным элементом пластики эстрадного певца является жест, который выполняет задачу конкретного сообщения, готовит к восприятию сложного потока эмоциональносмысловой информации через пластику. Творческой функцией жеста является
«...создание формы воображаемого объекта. Иногда, подобно междометию, он делает ощутимым психологическое содержание момента: нерешительность, радость, страх. Отобранный, осмысленный, он демонстрирует нам обнаженные конструкции воссоздаваемых объектов» (6, с. 67). «Жест это стрела, выпущенная из души, он оказывает немедленное действие и попадает прямо в цель, если только правдив» (7, с. 34).
Одним из основополагающих качеств сценической выразительности в целом является артистизм. Артистичность исполнения танцевальных движений непосредственно связана с мимикой артиста, что является важным средством выразительности.
Таким образом, музыкально пластический образ вокально-эстрадного номера есть результат эмоционального отношения певца к музыкальному материалу. И в этой связи немаловажную роль играет синтез пластики и музыки, в результате которого открывается широкий диапазон в развитии движения, аналогий и разнообразных приемов.
Пластический рисунок эстрадновокального концертного номера представляет собой танцевально-движенческую композицию, в единстве с пением воплощающую замысел музыкального произведения. Необходимым условием результативности работы над созданием пластического рисунка эстрадно-вокального концертного номера является степень подвижности психофизической и эмоциональной природы певца, уровень оснащённости пластической культурой. Постановочный процесс предваряется изучением песеннотанцевального материала и импровизацией движений под музыку.
Здесь, главным образом, должны прорабатываться упражнения на развитие фантазии, воображения, на обнаружение интонационных и темповых оттенков звучания музыки. Все эти пластические упражнения требуют профессионального танцевального запаса, поскольку невозможно сочинение без знаний движенческого материала. Поэтому, преподавание основ хореографического искусства является обязательным, но с последовательным переходом во вторую часть урока импровизацию. Здесь танец и сценическое движение соединяются в пластическом рисунке, становясь выразительными и изобразительными движениями, а порою и пантомимой.
Необходимо учиться создавать и организовывать бесконечные варианты танцевальных движений, многочисленные разновидности одного и того же движения или положения. Это способствует развитию координации движения. В момент импровизации полезно изменять положения головы или корпуса, кисти руки, стопы, мимики. Для создания новых движений возможно варьирование ракурса положения тела, темпо-ритма, исполнение в продвижении или на месте, другие варьирования в зависимости от музыкальной драматургии вокального произведения. При таком развитии музыкального материала возможен подход к пластическому раскрытию характера, мыслей, чувств, заложенных в том или ином эстрадно-вокальном произведении.
Немаловажную роль играет художественное обобщение и осмысление взаимодействия искусств. Для сочинения пластического рисунка при исполнении вокального эстрадного произведения необходимы как драматургический анализ песни, так и погружение в структуру музыкальной стихии, что вызывает рождение нужных вариантов поз и движений, которые в свою очередь могут быть выражением характера литературно-музыкальной основы песни, являться важным выразительным средством пластического образа. Развитие движения в творческом поиске способно высказывать внутреннее состояние, переживаемое в момент исполнения эстрадного вокального произведения, особенно в тех случаях, где пластическая лексика затрагивает сюжетные линии, конфликтные ситуации, и там, где музыкальная структура музыкального вокального произведения требует от исполнителя яркого, эмоционального, пластического применения.
Найденный характер в эстрадной песне определяет пластическую образность в целом.
Импровизация движений на основе танцевально-песенного репертуара в системе пластического воспитания эстрадного певца требует постоянного стремления к тому, чтобы движения, жесты, мимика выражали мысли, действия, поступки, но и, вместе с тем, создавали барельефность и скульптурность поз, что, безусловно, вызывает необходимость определенных знаний в различных жанрах хореографического искусства. В этом смысле наиболее полезным будет изучение историко-бытового танца. Его роль состоит не только в выработке осанки, умения исполнять приветствия, поклоны, реверансы. Он воспитывает вкус, элегантность, пластический стиль и манеру исполнения, а также прививает основы этикета, правила хорошего тона, отражает историю, обычаи, характер и, безусловно, развивает пластичность, грациозность и выразительность. В этом смысле велико значение импровизации движений, связанных с такими понятиями, как радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть, гнев и нежность. Здесь артист языком пластического движения стремиться выражать свои эмоциональные представления. «Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем больше эмоциональный отклик вызывает песня у публики. В актерских навыках эстрадного певца большое значение имеет фантазия и воображение, без которых создание киноленты видения невозможно» (2, с. 13).
Придумывание пластики через структуру музыки способствует рождению новых движенческих выражений, жестов, поз, мимики, без участия которых исполнительское искусство эстрадного певца сегодня не представляется возможным. Здесь необходимо выделить особенность значения мимики, которая для эстрадного певца является средством игры, позволяющим раскрывать и объяснять смысл движения пантомимы.
Таким образом, использование классического музыкального материала больше всего необходимо при формировании пластической культуры современного эстрадного певца, несмотря на огромный эстетический водораздел между современной эстрадной и классической музыкой. Именно последняя придает движениям одухотворенность, одушевленную выразительность, учит выражать свои мысли жестами, сценической статикой, в момент вокальных пауз, которые, в свою очередь, должны быть отыграны актерски убедительно и правдиво.
Для создания художественного образа исполняемой песни современному эстрадному певцу необходимо сегодня свободное владение танцевальной пластикой и сценическим движением, включая навык импровизации в определенном стиле. Конечно, научить певца ставить пластическую композицию для эстрадного вокального произведения не всегда представляется возможным. Здесь решают способности эстрадного певца, его уровень хореографических знаний, но необходимость развивать представление, воображение, фантазию под музыку становится в современном эстрадном вокальном искусстве неотъемлемой его частью и является той самой особенностью специфики пластического образования (воспитания) артиста эстрады вокального жанра.
ЛИТЕРАТУРА
- Богданов И. А. Постановка эстрадного номера. СПб., 2004. С. 256.
- Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.-М., 1963. С. 13.
- Изюрова О.С. Детская вокальная эстрада в системе дополнительного образования. // Статья в журнале «Известия российского государственного педагогического университета им. Герцена», вып. № 102, 2009.
- Козлов Н.И. О пластической культуре эстрадного вокалиста. // Статья в журнале «Известия российского государственного педагогического университета им. Герцена», вып. №53, 2007.
- Козлов Н.И. Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде. Автореферат. – СПб., 2013.
- Маркова Е. В. Современная зарубежная пантомима. М., 1985. С. 67.
- Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах. М., 1965. С. 34.