Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Роль духового исполнительства в музыкальной культуре Казахстана

Исполнительское искусство Казахстана к сегодняшнему дню достигло значительных успехов. Наличие в Республике множества художественных коллективов, где нужны профессионалы духовики, владеющие в совершенстве своими инструментами, выдвигает перед учебными заведениями новые современные требования к воспитанию и обучению специалистов. Огромную роль в этом играют представители старшего поколения казахской духовой школы, педагогическая деятельность которых тесно связана с исполнительством. Такие мастера искусства, как Ю.С. Клушкин, Т.К. Нуралы, Т.Г. Ткишев, А.А. Федянин, К.М. Ахметов, А.С. Каньшин, Х.А. Жумакенов, В. Книтель, Д.Н. Ремизов это не только замечательные исполнители, но и прекрасные педагоги. Стремление проникнуть в глубину содержания музыкальных произведений, неустанные поиски новых целесообразных художественных методов в раскрытии содержания произведения - всё это подчинялось одной цели: формированию исполнителя духовика казахстанской школы.

Подчёркивая важность воспитания и обучения современной школы духовиков, нельзя не отметить методическую мысль педагогов, стремящихся теоретически обосновать практику исполнителей.

Чем больше методическая мысль проникает в область обучения, чем больше она содействует познанию объективных закономерностей духового исполнительства, тем быстрее и легче осуществляется преодоление трудностей. Если раньше и было мнение среди духовиков, что научиться играть можно только тогда, когда больше занимаешься, то сейчас без науки, без понимания процессов обучения и без применения самой методики на практике быстрого и хорошего результата не получишь.

Существует много различных методических разработок по каждому духовому инструменту и их специфической особенности, касающихся рациональной постановки мундштука, трости, исполнительского дыхания, способов, звукоизвлечения и т.д. Но какой бы элемент исполнительского аппарата или средств музыкальной выразительности мы не брали, всегда есть что-то общее, что объединяет духовиков.

Казахские народные духовые инструменты

Духовое исполнительство в Казахстане имеет давнюю историю. Существуют самые разнообразные казахские народные духовые инструменты: сур, сурма, зурна, сурнай, най, нэй, сарнай, сырбаснай. и т.д.

Название сырнай является общераспространённым термином, применяемым к различным видам музыкальных инструментов.

В казахском языке слова сыр означает тайну, секрет. Словом най называли инструменты и некоторые трубчатые предметы.

Для отличия духовых инструментов к общему названию сырнай добавляли слово, связанное с особенностью конструкции или материала, из которого был изготовлен инструмент, а иногда с приёмом звукоизлечения. Например: камыссырнай инструмент из камыша, муиз сырнай инструмент из рога, коссырнай – инструмент, состоящий из двух трубок, саз сырнай инструмент, изготовленный из глины. Позже сырнаем стали называть гармонику и губную гармошку.

В 20-е годы прошлого столетия русский музыкант и исследователь А. Затаевич записывает несколько мелодий, в прошлом широко бытовавших в репертуаре для сырная. Особенность строения мелодий, исполняемых на сырнае, заключается в их близости к свободной импровизации, в наличии приёмов варьирования, как правило, в заключительных разделах.

  1. Лабиальные сыбызги, саз сырнай, ускирик, тастаук.
  2. Язычковые с одинарным язычком (тростевые) камыс сырнай, кос сырнай.
  3. Мундштучные муиз сырнай, уран керней, бугышак.

Сыбызги в этнографических источниках XVIII-XIX веков наиболее часто

упоминаемый инструмент, который с конца XIX века встречается все реже и реже. Изготавливается он быстро: на тростниковой трубке длиной 500-700 мм делается тричетыре игровых отверстия. С прошлого века стали встречаться сыбызги, сделанные из металла. Это любимый инструмент пастухов, на котором исполняли песни и кюи, в основном, лирического характера, сохранившие древнейшие пласты музыкального языка. Техника звукоизвлечения и игры на нем сложна ввиду примитивности конструкции. Звукоряд инструмента с тремя отверстиями с использованием передуваний составляет больше двух октав. Используется в современных ансамблях и оркестрах.

Саз сырнай, ускирик, тастаук. Сырнай древнее название духовых инструментов. Добавочные слова несут информацию о материале изготовления и конструкции. Саз сырнай флейта типа окарины делалась из глины с последующим обжигом. Также делались ускирик и тастаук (тас камень, таук курица). Это детские инструменты малого диапазона, на которых подражали голосам птиц, а также крикам животных, играли простые песни. Усовершенствованные глиняные флейты, привлекающие завораживающим мягким тембром, стали очень популярны, используются как своеобразная окраска в современных инструментальных ансамблях.

Камыс сырнай инструмент из камыша, кос сырнай инструмент, состоящий из двух камышовых трубок. На этих пастушьих инструментах сильного звучания исполнялись несложные народные мелодии небольшого диапазона, которые варьировались при многократном повторе.

Муиз сырнай, уран керней. Эти три инструмента использовались для подачи сигналов в военных походах. Муиз сырнай изготавливали из рога. Керней из деревянной трубки, обтянутой кишкой. Бугышак охотничий манок для привлечения самки марала.

Творческое наследие композитора и исполнителя Сармалая представляет сыбызговую ветвь казахской народной инструментальной культуры. До настоящего времени она остается наименее исследованной, хотя является очень интересной и своеобразной областью музыкально творческого выражения казахов. Он играл на пастушьей дудке сыбызгы, подражая отцу, отлично владевшему этим инструментом. В любом уголке степи можно найти дикорастущий тростник, из которого изготавливался этот инструмент. Игра на сыбызгы в родных местах Сармалая была широко распространена. Пастушеский образ жизни, постоянное пребывание на фоне природы, повседневное общение с пастухами, среди которых было немало любителей кюев, способствовали развитию природной склонности Сармалая к музыке.

Сыбызгы не нуждается в постоянном уходе, как домбра или кобыз. Она имела 34 отверстия, для того, чтобы их проделать, не требовалась особого мастерства. Только во время игры ее надо было часто смачивать в воде, так как сухой тростник не звучит. Поэтому сыбызгисты постоянно держали около себя ведро с водой, а в открытой степи играли, сидя прямо возле озера или у реки.

Сыбызгы стала постоянной спутницей Сармалая, как и многих других кочевников-пастуховПастушеский образ жизни сыбызгистов и весьма скромные возможности инструмента определяли характер и тематику их произведений. Почти все сыбызговые кюи носят лирический, а зачастую и грустный характер. Сюжеты их в большинстве случаев связаны с природой с животными, птицами, озерами, реками. Именно через образы живой природы выражал сыбызгист свои мысли, чувства, мечты, свое отношение к миру и людям.

Самые лучшие кюи Сармалая также связаны с образами живой природы. Человеческая психология, конфликты между людьми, мечты и печаль зачастую выражаются у него через образы животных. Его ранний кюй «Сармалай» носит лирический характер. Сюжет кюя неизвестен. Можно сказать, что автор испытывает в нем свои творческие силы и возможности инструмента. В дальнейшем творчество Сармалая развивается по линии создания своих вариантов на известные сюжеты уже бытующих в народе кюев. Одним из таких произведений является кюй «Нар идтрген» («Доение верблюдицы»). Кюй строится на элементах звукоподражания. Например, ворчание верблюдицы изображается в нижнем регистре. Это достигается не просто вдуванием в инструмент, а усилением звука собственным голосом, играющим иногда роль бурдонного баса, что создает особую окраску мелодии и своеобразное двухголосие.

После нескольких удачных попыток сочинения кюев Сармалай начинает совершенствовать свой инструмент доводит число отверстий до шести. Это раздвигает рамки его диапазона, прибавляет новые регистры, и музыка приобретает новые краски. Находя новые выразительные средства на обновленном инструменте, Сармалай сочиняет один кюй за другим. Используя традиционные народные сюжеты, он интерпретирует их по-своему. Пастушеские сюжеты, связанные с жизнью и поведением животных, служат у него основой для изображения глубоких и сильных человеческих чувств. К такого рода кюям относятся «Кара жорга» («Черный иноходец»), «Коцыр бука» («Бурый бык»), «Аксаккула» («Хромой саврасый»).

Вершиной творчества Сармалая является кюй «Мунды кыз» («Печальная девушка»), посвященный горестной судьбе тех казахских девушек, которые, как скот, покупались и продавались. Этот кюй выделяется высоким мастерством, сложным строением, тематическим развитием, ясностью и четкостью мелодий.

Сармалай прожил около шестидесяти лет. Он умер примерно в 1885 году. Кроме названных кюев, ему принадлежат «Коныр» («Мягкий»), «Сансызбай», «Шунай» (собственные имена), «Карагаш» (название рода) и другие.

Ниже приводим изображения нескольких казахских духовых и ударных народных инструментов, не вошедших в предыдущие описания.

Керней древний казахский национальный духовой инструмент. В древности он часто применялся для подачи сигналов во время военных походов.

Бугышак охотничий рог. Духовой инструмент, звук которого имитирует звуки животных.

Дудыга шумовой инструмент, изготовлен из дерева, кожи и металла.

Конырау набор колокольчиков различного звучания.

Сакпан это шумовой инструмент с деревянными пластинами (трещотка). Применялся во время охоты.

История духового исполнительства в Казахстане в ХХ веке

Первый этап: до семидесятых годов прошлого века К настоящему времени назрела необходимость собрать воедино и зафиксировать фактический материал, представляющий интерес для истории казахстанского духового исполнительского искусства, но практически отсутствующий в музыковедческой литературе.

Развитие духового искусство в Казахстане неразрывно связано с развитием духового искусства в Российской империи, когда в начале XVIII века Пётр I ввёл военные оркестры в армии и были созданы военные школы музыкантов.

Наиболее активное развитие духовое искусство в Республике получило в середине ХХ века, когда выпускники Московской и Ленинградской консерваторий были направлены поднимать Академическую музыкальную культуру в республики Средней Азии. В их числе находится русский по происхождению композитор Евгений Брусиловский (1905-1981), который явился основоположником казахской классической музыки. Он – автор первой казахской оперы «Кыз Жибек». Имена наиболее известных среди исполнителей вошли в «Биографический словарь музыкантов исполнителей на духовых инструментах» С. Болотина. В этой книге упомянуты музыканты-духовики, профессоры Алма– Атинской государственной консерватории им. Курмангазы Сабиров Р.Н. (кларнет), Коноплёв И.П. (флейта), Ткишев Т. (гобой), Клушкин Ю.С. (труба).

Второй этап: от семидесятых годов до сегодняшнего дня

Известные исполнители Ю. Клушкин (труба) и К. Ахметов (тромбон).

Позже, в семидесятые годы прошлого века, появилась целая плеяда виртуозов исполнителей на духовых инструментах, солистов государственного симфонического оркестра Республики Казахстан: Книтель В.А. (флейта), Димант А.З. (валторна), Нуралиев Т. (гобой), воспитавшие, в свою очередь, немало лауреатов международных конкурсов: Жумакенова К., Нургалиева Е. (флейта), Ахметова К. (тромбон). Молодое поколение музыкантов-духовиков Казахстана представляют: Ерманов Ж. (кларнет), Бисенгалиев М. (тромбон), Шубин И. (саксофон), Денисов А. (валторна).

Вторая половина XX столетия стала временем подлинного расцвета духового исполнительства в Казахстане. Лучшие его представители, многие из которых получили образование в высших учебных заведениях Москвы и Ленинграда, сосредоточили свою деятельность в стенах Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.

В самой Республике сложилась собственная школа духового исполнительства. Один из выдающихся современных музыкантов народный артист Казахстана, лауреат международных конкурсов, профессор Юрий Клушкин: «Солнечная труба Казахстана», «Золотая труба Казахстана», «Труба belcanto». Весной 1985 года на XXV Международном фестивале «Мартовские музыкальные дни» в Болгарии выступление Ю. Клушкина имело такой колоссальный успех, что после концерта к нему подходили музыканты и любители и в буквальном смысле с трепетным благоговением притрагивались к инструменту, издавшему такой волшебной красоты звуки и показавшему беспредельную виртуозную технику. Общепринято, что в тех случаях, когда не хватает слов для выражения совершенства игры музыканта, говорят: «Это – Мастер».

Произведения композиторов Казахстана для духовых инструментов

Наличие яркой плеяды исполнителей в Казахстане вызвало к жизни появление ярких произведений для духовых инструментов. Большой вклад в духовую музыку внес Еркегали Рахмадиев (1930-2013). Одной из стилевых особенностей Е. Рахмадиева является тонкое ощущение инструментализма. Но оно проявилось своеобразно. Показателем его творчества стали симфонические кюи, и именно они рождены были стихией инструментализма, которую композитор воспринял от домбровых кюев, по мысли самого автора, способных освежить звучание симфонического оркестра. Е. Рахмадиев написал также несколько ярких инструментальных сочинений, составивших концертный репертуар исполнителей. Наряду с ранней фортепианной пьесой “На зов Абая”, к лучшим произведениям можно отнести «Скерцо для трубы и оркестра», а также пьесы для скрипки «Осенью» и «Мелодия». В Скерцо композитор нашел возможности соединения типичной для трубы скерцозной мелодики с кюевым тематизмом.

Поиски инструментального воплощения лирических, скерцозных и национальных образов, характерных для композитора, отразились в двух концертах, написанных уже в период творческого расцвета. Концерты объединяются романтической трактовкой циклической композиции и богатым претворением народных мелодий. Национальные песенные и инструментальные традиции особенно сильно проявились в трехчастном скрипичном концерте. Здесь использованы мелодии народных песен и кюев. В каждой части развивается определенная жанровая традиция, и все это сочетается с возвышенным стилем выражения, характерным для романтического концерта. Через все части проходит философская нить размышления подобно народному толгау (размышление).

Еще более романтизирован концерт для трубы. Здесь все типичные особенности романтического концерта. Это одночастная сонатная композиция со вступлением, двумя серединными эпизодами, соответствующими скерцо и медленной части, и с гимническим проведением главной партии в репризе. В темах концерта нет непосредственных связей с народными мелодиями (за исключением интонаций песни «Елiмай»). Тематические связи-ассоциации возникают с популярными современными мелодическими оборотами. Таковы темы главной партии и особенно заключительной партии.

Таким образом, мы видим, что история духовой музыки уходит к истокам становления человечества и остается популярной по сей день.

Профессионалы исполнители на духовых инструментах очень востребованы в Казахстане, и поэтому в областных музыкальных училищах преподаватели активно работают в этом направлении. Например, Восточно-Казахстанское училище искусств, существующее 60 лет, является базовым в Республике по духовым инструментам, поскольку подготовило большое количество лауреатов, областных, республиканских, международных конкурсов.

Духовые коллективы Казахстана и их руководители

Большую роль в развитии духового исполнительского искусства в Республике играют два музыкальных вуза: Казахская национальная консерватория им. Курмангазы (г. Алматы) и Казахский национальный университет искусств (г. Астана), выпускники которых работают в профессиональных коллективах Казахстана. За годы независимости в Республике возникли такие коллективы, как:

  • государственный духовой оркестр Республики Казахстан, (художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный деятель Республики Казахстан, профессор Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы, Канат Ахметов);
  • духовой оркестр филармонии города Астаны (художественный руководитель и главный дирижёр Аким Мухаджанов);
  • духовой оркестр Восточно Казахстанской областной государственной филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр заслуженный деятель Республики Казахстан Сергей Косачёв);
  • симфонический оркестр акима Восточно – Казахстанской области (художественный руководитель и главный дирижёр Александр Галсанов);
  • симфонический оркестр Павлодарской областной государственной филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр Булат Рахимжанов);
  • симфонический оркестр Петропавловской областной государственной филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр Сергей Имашбаев) и другие.

Эти коллективы, участвовавшие в международных фестивалях духовых оркестров в Алматы, Астаны, Новосибирска, Барнаула, Екатеринбурга, Москвы, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Наблюдая в течение ряда лет творческий процесс в сфере духового исполнительства «изнутри», можно сделать вывод, что развитие исполнительства на духовых инструментах в Казахстане находится на подъеме. В Республике с переносом столицы появляются новые творческие коллективы, открываются театры, развивается также военно–духовая музыка. Поощряется развитие новых музыкальных стилей и направлений благодаря стажировкам разных музыкантов в странах ближнего и дальнего зарубежья. Организуются новые конкурсы республиканского и даже мирового уровня («Шабыт»).

Если сравнивать с практикой других стран бывшего советского Востока (например, Туркмения), в Казахстане отчетливо просматривается ориентир на европейскую, «светскую» модель развития музыкальной культуры. Это обещает духовому исполнительству перспективы творческого роста.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотин С. Биографический словарь музыкантов – исполнителей на духовых инструментах. – Л.: Музыка, 1969.
  2. Казахская национальная консерватория им. Курмангазы. – Алматы, 2004.
  3. Нуралы Т.К. Штрихи к портретам. – Алматы: «Онер», 2008.
  4. Сборник статей аспирантов и соискателей. Музыкознание. Алматы, 1968.
  5. Усов Ю. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. – М.: Советский композитор, 1989.
  6. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. – Изд. – 2. – М.: «Музыка», 1986.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.