Применение педагогических принципов в решении современных задач обучения в классе гитары в условиях дополнительного образования

Музыка – это составляющая часть нашей жизни. Каждый человек в той или иной степени касается музыки каждый день: является ли просто слушателем или сам играет на музыкальном инструменте. Для многих музыка становится профессией.

В настоящее время всё больше популярность завоёвывает шестиструнная гитара. Практически этот инструмент утвердил себя как в домашнем музицировании, так и в профессиональном исполнительстве, ансамблях и оркестрах.

Интерес к этому инструменту приводит любителей гитары в кружки, студии, музыкальные школы. Кружок или студия, как правило, не дают полноценного всестороннего наполненного обучения музыки. В музыкальной школе учащиеся приобретают навыки игры на инструменте, изучают историю игры на инструменте, знакомятся с шедеврами классического искусства, изучают теорию музыки, работают над развитием слуха, ритма, памяти, музыкального мышления, учатся коллективному исполнительству в составе ансамбля и оркестра. Обучение в музыкальной школе имеет много положительных моментов в воспитании и становлении личности: воспитывает волю, целеустремлённость, терпение, выносливость. «Занимая специфическое место в системе образования, детская музыкальная школа имеет и специфические особенности образовательного процесса» (1).

Основа работы в музыкальных школах – индивидуальное обучение в классе по специальности. Это позволяет преподавателям не только научить ребёнка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить слушать и понимать музыку, наслаждаться её, «воспитать у ученика качества, необходимые для овладения данным видом искусства, осуществлять непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей работе воспитание – влияние и развитие лучших задатков ученика и обучение, то есть передача ученику знаний, умений, приёмов исполнительской работы» (1).

Но музыкальная школа – это учреждение дополнительного образования, то есть основная школа – общеобразовательная занимает главное место в жизни учащегося: это и больше времени, сил, и приоритетный выбор относится к основной школе. Музыкальную школу дети посещают в свободное время от общеобразовательной (училища или даже института). Поэтому уже с первого класса детям приходится нести огромную нагрузку. Плюс к этому различные факультативы, которые также необходимы детям, чтобы успевать за школьными программами. А ещё спортивные секции также необходимы ребёнку для укрепления здоровья. В результате на занятия музыкой времени практически не остаётся.

XXI век – время последних технологий. Современная социальная культурная ситуация характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов в повседневной жизнедеятельности людей. В нашу жизнь прочно вошёл компьютер. В музыкальной сфере сейчас утвердились электромузыкальные инструменты. Но что может сравниться с настоящей живой музыкой?! Преподаватели музыкальных школ, учителя музыки оказались в сложной ситуации, как привить ученику любовь к живой музыке, классическому инструменту, тогда, как овладение инструментом требует прикладывания усилий, отведения времени для занятий каждый день.

Все эти вопросы нам – педагогам – приходится решать в отдельности с каждым ребёнком. Поэтому у преподавателей музыкальных школ в условиях дополнительного образования стоят задачи:

  1. приспособиться к расписанию ребёнка;
  2. учитывать нагрузку, которую несёт на себе учащийся в общеобразовательной школе;
  3. найти подход к каждому, наладить индивидуальный контакт с учеником.

«Отличительной чертой организации деятельности детских объединений является гибкость, вариативность. Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы организаций, которые актуальные и наиболее эффективные» (2).

Педагог должен быть внимателен ко всем сторонам жизни ученика: интересоваться успехами в общеобразовательной школе, кружках, спортивных секциях, состоянием здоровья, домашней атмосферой. Учитель должен стараться во всём, не только в музыкальных занятиях, помочь своему ученику, морально поддержать, если нужно, порадоваться успехами учащегося в различных сферах жизни.

Успешность всей работы преподавателя в воспитании гитариста зависит от складывающейся системы «педагог – ученик», которая может действовать только в условиях индивидуального обучения. Важно, чтобы между педагогом и учеником не было дистанции, так как настоящая продуктивная работа возможна лишь тогда, когда существует взаимное уважение друг к другу.

Дети в музыкальную школу приходят разные: с хорошими музыкальными данными, средние и слабые. «Психологи утверждают, что все способности поддаются развитию, и что именно методике обучения определённому виду деятельности принадлежит решающая роль в проявлении человеком способностей в данной области» (3).

Мы должны уметь научить любого ребёнка, не все дети будут профессиональными исполнителями, но все должны научиться понимать и любить музыку. Знания о музыке в наше время играет всё большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность.

Бурное динамичное наполнение всей жизни людей разнохарактерной музыкальной информацией, бурные потоки различных направлений в сфере культуры и искусства ещё более повышают роль детской музыкальной школы в воспитательном процессе. Как правило, дети, подростки особенно, которые посещают музыкальную школу, учась слушать и понимать музыку, приобщаясь к прекрасному, легче ориентируются в огромном потоке музыкальной информации, в любой жизненной ситуации стараются «обойти» всё негативное, стремясь к хорошему.

Огромное влияние музыкальных школ на эстетическое, нравственное, духовное воспитание подрастающего поколения неоспоримо. Современные педагоги сейчас находятся в постоянных поисках, чтобы успеть за динамичным развитием в сфере культуры и искусства. Перед ними стоят сейчас нелёгкие задачи: отвечать интересам современного общества в обучении музыки, при этом держать крепкую связь с классическим традиционным и музыкальным искусством, который плавно переходит в современность. Несомненно, музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию детей. Но в настоящее время перед педагогами встаёт ряд проблем, среди которых:

  1. большая загруженность в общеобразовательных школах;
  2. много дополнительных занятий, факультативов, кружков, спортивных секций;
  3. демографический спад, массовое распространение у детей нарушений психофизического и двигательно-моторного характера.

В начальном этапе обучения большое значение имеет внутренняя установка самого учащегося, его желание и потребность заниматься музыкой. Дети, как правило, в своём воображении видят лишь конечный результат: представляют себя играющими на гитаре и, конечно, ничего не знают о том пути, который необходимо пройти, чтобы этого достигнуть, о тех трудностях, которые встретятся с первых занятий.

В этот период педагог должен так организовать занятия, чтобы «не отбить желание», с которым ученик начинает процесс обучения. На этом этапе хорошо включать в урок игровые моменты, помогающие ребёнку преодолеть первые трудности. Положительно складываются упражнения, связанные с развитием ассоциативного мышления ребёнка (4).

Специфика гитары заключается в том, что постановка игрового аппарата связана с довольно болезненными ощущениями пальцев левой руки. Преподаватель должен с особым вниманием отнестись к этому и не давать больших нагрузок до исчезновения болезненных ощущений. В этих же целях освоения движений в позициях можно начать не с первой, а с пятой позиции. Данная методика начального обучения имеется в методическом пособии Ю.П. Кузина «Азбука гитариста» (часть первая). При правильной организации занятий можно с большей долей вероятности ожидать, что начальные трудности будут преодолены.

Для достижения положительных результатов в занятиях музыкой, освоения инструмента необходимо взять за основу принципы современной дидактики, творчески переосмысливающей многовековой педагогический опыт и разрабатывающей теорию обучения и образования. К принципам, ставшими уже традиционными – систематического и последовательного обучения, сознательного усвоения знаний, доступности обучения, наглядности – добавились еще принцип индивидуального подхода и принцип активности (1).

Именно эти два последних принципа отражают особенности музыкального обучения.

Принцип индивидуального подхода стоит в музыкальной педагогике на первом месте, потому что связан с развитием присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Учитывая то, что дети в музыкальную школу приходят разного возраста, необходим дифференцированный подход и к возрастным особенностям учащихся. Для сравнения можно взять ребенка 8-ми или 9-ти лет, 12ти и 16-ти лет, пришедших учиться на гитаре в 1 класс. Совершенно разные дети и по физиологическому строению, и по уровню развития. Естественно, что 16летний подросток будет быстрее осваивать инструмент даже просто в силу своих физических данных. Гораздо труднее будет 8летнему ребенку, с его небольшим ростом, маленькими и ещё слабыми пальцами. Здесь необходим индивидуальный подход. Занятия по специальности в музыкальной школе – это индивидуальный урок. Эта форма занятий позволяет активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся. Задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребёнка процессом владения инструментом. Успешность всей работы по обучению и воспитанию музыкантов в большей мере зависит от складывающейся с первых уроков системы – «педагог-ученик», который функционирует в условиях индивидуального обучения. Продуктивная работа на уроке возможна лишь тогда, когда существует взаимное уважение и доверие друг к другу. Важную роль в психологических предпосылках успешности урока играет мягкость и искренность педагога в обращении с учащимся. В работе с учениками следует отдавать предпочтение «позитивности», когда педагог вырабатывает в ученике уверенность в своих силах, в том, что ошибки в его игре легко устранимы, и он способен хорошо сыграть это произведение.

Принцип активности выдвигается как признание ведущей роли педагога и необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях учебного процесса. Индивидуальный урок в музыкальной школе носит импровизационный характер, так как исходным моментом работы является исполнение учащегося, степень его готовности, активность на уроке. Но, вместе с тем, в самой импровизации урока формируется чёткая программа, разработанная опытным педагогом. Принцип активности связан с активной деятельностью ученика на уроке, это проведение урока в вопросно-ответной формеПреподаватель должен постоянно подталкивать учащегося к активной деятельности, побуждая самостоятельно размышлять, делать выводы, проявлять собственное творчество в работе над произведением. Очень полезно включать в раздел урока игру в ансамбле. Здесь можно хорошо увидеть результаты применения этого принципа. При совместном исполнении произведения повышается ответственность ученика, появляются конкретные цели: не ошибиться, не споткнуться, вместе "взять дыхание", сделать динамические оттенки и вместе закончить игру. Ученик становится как одним из колес в велосипеде или автомобиле без него ничего не поедет. Это побуждает его к активным действиям быстрее выучивать, запоминать текст, динамические оттенки, отрабатывать темп, внимательней слушать своего партнера по исполнению, научаясь играть в единстве. Игра в ансамбле это ещё и очень интересно!

Применение принципа активности в условиях дополнительного образования просто необходимо, так как дети, как правило, приходят на урок специальности после огромной нагрузки в общеобразовательной школе, приходят уставшие. И если ещё урок в музыкальной школе будет проходить монотонно и скучно это угасит интерес к занятиям, усыпит восприятие учебного материала ребенком и снизит эффективность проведенного урока. Поэтому преподаватель должен быть готов к активному проведению урока, учитывая индивидуальные данные ученика, чтобы урок имел положительный результат.

Принцип систематического и последовательного обучения означает регулярность занятий, последовательность изложения предмета, согласно логике развития данного предмета, последовательность применяемых методов и их систематичность. Очень важно не "перескакивать" от легкого к более сложному, так как непреодолимые трудности могут отбить интерес к занятиям, а также это может сказаться на экзаменационном выступлении учащегося, который в силу недостаточной подготовки к разучиванию данного произведения не сможет справиться с его качественным исполнением. При таких ошибках педагога чаще всего ученик не справляется с темпом, исполнением новых приемов игры, ритмом и правильным звукоизвлечением. В результате этого ученик может потерять уверенность в своих силах и способностях. Характерной особенностью музыкального обучения является необходимость систематических домашних занятий, хотя в условиях дополнительного образования добиться этого очень сложно в связи с загруженностью детей общеобразовательной школой и другими факультативами. Немногие из учеников занимаются дома, чаще всего приходится всё делать на уроке. И в этом вопросе педагог нуждается в мудрости, чтобы не давать даже способному, но загруженному ученику сложную программу, чтобы учащийся успел справиться с ней.

Принцип сознательного усвоения знаний требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, знаках (тональностях), аппликатуре, штрихах, позициях и другой общей и специальной терминологии, в структуре (фактуре) и содержании исполняемого произведения. Ученик должен осознавать, что он исполняет (или только разбирает), суметь проанализировать произведение. Этому необходимо научить ребенка, и прививать это педагог должен с первых уроков.

Принцип прочного усвоения знаний это последовательное накопление музыкальных знаний и умений, для чего необходимо развитие общей и музыкальной памяти. Для этого уже с первого года обучения необходимо повторять выученные пьесы, анализируя, улучшая качество их исполнения. Необходимо учить ребенка накапливать репертуар и держать в форме. Для более прочных знаний необходима тщательная проработка каждого произведения, а также исполнительских навыков. Особенно важно это для хорошей подготовки учащегося к выступлению на концерте или экзамене.

Принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень способностей, одарённости, способность к усвоению. Необходимо тщательно подбирать программу ученику, чтобы она способствовала его росту в обучении на инструменте и в то же время была доступной и понятной на основании предыдущего материала.

Принцип наглядности обучения подразумевает два вида: показ и объяснение. Цель показа создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов: педагогический или исполнительский. Более эффективен педагогический, который сопровождается анализом игровых приёмов и указанием способов овладения ими. Педагог проигрывает произведения (особенно при выборе программы), указывая на особенности данного произведения, его характер, сложности, новые приемы игры. Это способствует созданию у ученика правильного представления о данном произведении, помогает (стимулирует) к быстрому разбору. При работе над отдельными частями, приемами игры, звукоизвлечением наглядный показ помогает ученику в правильном воспроизведении данного приема, отрывка для дальнейшей отработки его. В условиях дополнительного образования это облегчает работу ученику, стимулирует его к занятиям.

Современными задачами обучения детей в классе гитары в условиях дополнительного образования является:

  1. развитие природных способностей детей.
  2. формирование навыков игры на инструменте.
  3. освоение предметов музыкальнотеоретического цикла.
  4. формирование навыков музицирования на инструменте.
  5. воспитание устойчивого интереса к занятиям музыки и умением ориентироваться в музыкальных стилях.
  6. формирование и развитие исполнительских качеств.
  7. выявление наиболее одарённых детей для их профессиональной ориентации.

Исходя из этого, следуя принципам последовательности и доступности обучения, необходимо учебный процесс вести по трём направлениям: общеэстетическое, академическое, профессиональное.

Общеэстетическое направление обучения или домашнее музицирование подразумевает облегчённую форму учебной программы. Цель направления – воспитание гармонически развитой личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования. Это направление рассчитано на обучение учащихся, которые по ряду объективных и субъективных причин не могут осваивать полный объём и отвечать более высокому уровню требования программы дополнительного музыкального образования. Это могут быть учащиеся со слабым здоровьем, ограниченными музыкально-слуховыми и двигательными возможностями, замедленным мышлением, незаинтересованные в интенсивных занятиях, имеющих другие более важные для них увлечения.

Академическое или классическое направление охватывает учащихся со средними музыкальными данными, достаточным уровнем мышления, желающих более или менее освоить классическую гитару. Цель этого – воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно эстетическим потенциалом. Не только потребителя, но и производителя духовных ценностей: музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками.

Профессиональное направление предполагает обучение перспективной группы учащихся, которые могут рассматриваться как будущие профессионалы. Эти учащиеся должны владеть полным объёмом знаний и навыков и работать по более расширенным творческим планам.

Определение направления обучения каждого учащегося можно сделать уже после окончания первого класса. Первый год обучения уже показывает способности ученика, его физические данные, выносливость, усидчивость, его интересы, трудолюбие, желания.

В процессе обучения допускается корректировка в направлении, если это обусловливается какими-либо факторами – смена интересов, развития уровня способностей, исполнительского мастерства или потребности самого учащегося. Такая форма дифференцированного обучения поможет педагогам решить самые насущные проблемы на сегодняшний день, обучение учащихся разных возрастов, интересов и способностей в условиях дополнительногообразования, а также стимулирует обучение на гитаре всех желающих, позволит восполнить потребности всех кто приходит в музыкальную школу.

Таким образом, получить наиболее оптимальный результат в музыкальном развитии учащихся в условиях дополнительного образования можно только при творческом применении дидактических принципов и гибких методов обучения, которые допускают разнообразное использование репертуара и различные способы его изучения. Поэтому необходимо, чтобы преподаватель выработал определённые направления педагогической деятельности, при этом имея в виду три важнейших педагогических принципа, которые на практике часто игнорируются:

  1. Цель учебного процесса может быть достигнута различными способами. Все пути могут оказаться «стоящими внимания», и нет необходимостей принуждать себя при выборе к категоричному «либо либо».
  2. Деятельность преподавателя музыки никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо методических указаний. Это должен быть постоянно творческий процесс.
  3. Как изменяются учащиеся от поколения к поколению – и каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы выбора соответствующих форм и методов преподавания, так и сам педагог и его работа изменяются на протяжении жизни.

Педагог должен постоянно находиться в движении, в поиске новых методов и форм, стремясь к совершенству. Только в этом случае он может дать необходимые знания ученикам, найти подход к каждому ребёнку, проникнуть в самые глубокие «потайные» уголки человеческой души, найти ростки таланта и суметь создать благоприятные условия для их роста и развития, взращивать в каждом истинного ценителя культуры и искусства, прививая любовь к прекрасному, оберегая тем самым от всего негативного, воспитывая полноценного гражданина современного общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону, 2002.
  2. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. М.«Владос», 2003.
  3. Болгарский А.Г. Формирование интереса подростков к народной музыке через их участие в вокально-инструментальном ансамбле. // Музыкальное воспитание в школе, выпуск 16. М.: «Музыка», 1985.
  4. Полянцев В.Г. Искусство игры на гитаре. Барнаул: АГИИК, 2003.
Год: 2014
Категория: Педагогика