Развитие творческих способностей детей в работе над исполнительской интерпретацией

Музыку и театр, в отличие от живописи, называют исполнительским искусством. Только исполнитель может заставить музыку зазвучать и погрузить нас в тот мир чувств и мыслей, который заложил композитор в своё произведение. Но исполнитель может и углубить наше впечатление от своей игры. Толкование, которое даёт музыкальному произведению исполнитель, называется интерпретацией. Глубина, своеобразие, яркость её зависят от творческой индивидуальности музыканта.

Всякое талантливое исполнение импровизационно, это позволяет в уже знакомом произведении выявлять новые грани, черты. Тонкие нюансы, динамические и темповые отклонения, разнообразие в извлечении звука – всё это выразительные средства, и их применение составляет манеру инструменталиста. Крупный мастер выразительно доносит до нас музыкальное содержание каждого предложения, каждой фразы, части произведения, всего сочинения, раздвигая рамки представлений о хорошо известном сочинении. Его фразировка произведения зависит, прежде всего, от степени яркости таланта и выявляется в отчётливом художественно-смысловом донесении до слушателя музыкальных фраз, частей, общего замысла сочинения в целом. Этому же служит применение нюансировки – индивидуальная отличительная особенность применения нюансов, оттенков. Всё, что у артиста самобытно, свежо, оригинально, убедительно, относится к индивидуальному стилю исполнителя. Все средства выразительности у выдающихся артистов существуют не порознь и не как некая «механистическая сумма» они объединены и подчиняются логике интонационно-образного развития музыки.

Тонкие, как бы незаметные свойства игры составляют тайну обаяния выдающихся исполнителей, заставляют бесконечно вникать в музыку, открывая в ней глубокие источники творческого развития, толкования художественного замысла композитора. Исполнение на концертной эстраде – живой, действенный и изменчивый творческий процесс. Мы как бы видим рождение на наших глазах музыкального сочинения, радуемся, сопереживаем этому рождению, чувствуем его уникальность.

Мастерство интерпретации – один из краеугольных камней исполнительской деятельности, поэтому развивать в ребёнке любовь и вкус к нему следует как можно раньше. В начале обучения особенно важен фактор накопления музыкальных впечатлений. Игре на любом инструменте для ребёнка должен предшествовать период формирования музыкально-слуховых представлений. Начинать занятия музыкой на фортепиано целесообразно с развития восприятия. И в дальнейшем необходимо развивать и совершенствовать в своих учениках не только технологические навыки овладения инструментом и техническое мастерство, но и внутреннее ощущение музыки. С первых же встреч с ребёнком в классе фортепиано важно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, приучать слушать небольшие произведения, говорить с ним о них, учить сразу же активному слушанию.

Со временем на смену навыкам слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы приходят боле сложные навыки: узнавание повторяющихся музыкальных тем-образов, различение контрастных тем, осознание структурных элементов и т.д. Полезно слушание сочетать с движением под музыку, хлопаньем, дирижированием (при этом важно дирижировать не столько правильно, сколько эмоционально). Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо.

Начиная учиться игре на инструменте, маленький музыкант довольно долгое время не может «получить» в руки понастоящему глубокий, содержательный материал, а как раз этот начальный период обучения надо посвятить, прежде всего, развитию чувств и умению пользоваться ими в своей творческой деятельности. Ведь если чувства не развиты, если ребёнок не в состоянии определить и назвать их, если не может вызвать в себе в нужный момент и произвольно изменить их, то играть выразительно он не сможет. Исполнение ребёнком будет чисто формальным, и музыка в его руках не оживёт.

Развитие эмоциональной сферы – процесс длительный и объёмный. Различные виды музыкальной деятельности – пение, ритмико-пантомимические и танцевальные движения, слушание музыки, сочинение сказок, художественное чтение стихов – способствуют обогащению эмоционально-чувственного мира ребёнка.

Например, игра «Изобрази походку» предложить вспомнить, как двигаются знакомые сказочные или лесные персонажи, и передать их повадки и походку каждый в своём, заданном характерном ритме.

Импровизация – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения. Импровизация – это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и её исполнение или оформление жестикуляции в заданном музыкой ритме, темпе и характере. Музыкальная импровизация может выражаться в разных видах – вокальном, инструментальном, двигательноритмическом.

Использование импровизации – перспективный приём для воспитания интереса к музыке и накопления музыкальнотворческого опыта. Ведь при этом виде работы ребёнок сразу вводится в непосредственный контакт с музыкой. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает вокальнослуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

Например, импровизация на звукоподражания: имитация знакомых природных звуков – голосов кукушки, кошки, часов. Варианты голосов знакомых героев сказок и мультфильмов в их разном возрасте и настроении. (Кошка в хорошем настроении или сердится. Собака приветствует хозяина или потерялась).

Мини-рассказы, в ход которых включена импровизация. Учитель читает или нараспев рассказывает сюжет. Задача ребёнка – в нужных местах исполнить свои примеры вокальных или инструментальных импровизаций.

Дети собрались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице … и пешком пошли по улице -… Когда они пришли к другу, то каждый из детей поздравил его …, …, …

Потом они танцевали разные танцы: вальс -… и польку -… А потом праздник закончился, и гости пошли к себе домой. Гости немного устали от шумного праздника, и поэтому каждый из них спел себе колыбельную песенку …

Импровизация с использованием стихов. На начальной стадии овладения импровизацией текстом может выступить простая строчка. Сначала нужно проанализировать особенности поэтического настроения и характера предполагаемой музыки. Вот возможные тексты для импровизации.

Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.

Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом.

Стихотворения и литературные тексты отбираются по следующим принципам:

  • лаконизм и яркость в изображении художественного образа;
  • художественная и педагогическая ценность;
  • возможность использования жизненного опыта ребёнка;
  • напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объём, короткие строфы, удобный текст);
  • разнообразие характера;
  • доступность самостоятельного повторения.

Внутри некоторых стихотворных строчек может встречаться даже по два художественных образа, что будет помогать учащимся разнообразить создаваемые мелодии. Безусловно, что наличие двух художественных образов в одном стихотворении диктует и непременную смену характера для импровизации. Дети, овладев методом создания интерпретации через работу над исполнением стихотворения, могут легко использовать его в работе над фортепианной литературой.

Подводя итог практически накопленному эмоциональному опыту детей, необходимо научить их конкретизировать свои чувства и выражать их при помощи слов, научить умению словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать об её эмоциональном восприятии, дать им необходимый словарный запас. Необходима специальная работа по обогащению речи детей разнообразными художественными эпитетами. Этой работе можно дать условное название «Копилка музыкальных терминов». На уроках можно использовать два варианта такого приёма.

Первый вариант построен на том, что ученик должен подтвердить или опровергнуть мнение самого педагога о прослушанном ими музыкальном произведении. Например, из предложенных 10 эпитетов только пять действительно соответствуют характеру сочинения. Остальные пять ученик должен выделить как неправильные. Если ребёнок допускает ошибку (а этого не избежать), то тут же в ходе работы нужно провести блиц-обсуждение термина – верен он или нет.

По мере приобретения у детей навыка «интеллектуального боя» целесообразно уделять внимание накапливанию эпитетов синонимов, то есть схожих по смыслу, но разных по звучанию.

Вот примерные группы таких терминов-синонимов в отношении к разнохарактерной музыке:

Весёлая – радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.

Грустная – печальная, невесёлая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая.

Взволнованная – тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная, торопливая, стремительная, волшебная.

Отрывистая – лёгкая, острая, шутливая, колючая.

Второй вариант приёма «Копилка музыкальных терминов» заключается в том, что дети расширяют свой художественно-определительный лексикон, запоминая новые термины, которые всплывут в памяти при прослушивании музыки и последующей беседе о характере музыкального произведения, после чтения уже знакомых сказок и определения в них настроения персонажей. Разговаривая с ребёнком о том, кому он сопереживает, и какие чувства испытывают действующие лица, после просмотра какого-либо телефильма. Дети учатся давать не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.

Косвенное привлечение к музыкально-воспитательной работе родителей может внести достаточно серьёзное подспорье в обогащении музыкальной памяти детей, а также приобщение их к творческому домашнему музицированию. Чтобы участие родителей в музыкальном воспитании учащихся стало регулярным, удобнее всего использовать их помощь при выполнении детьми творческого домашнего задания.

Основными требованиями предъявляемыми к домашним заданиям являются посильное создание атмосферы домашней музыкальной деятельности детей и подведение детей к самостоятельным музыкальным действиям.

Типовые творческие задания можно выстраивать по принципу цикличности, то есть неоднократного обращения к определённому материалу с вариативностью поставленной задачи.

Основами домашних заданий могут стать следующие предпосылки:

  • мелодизация предложенного педагогом текста;
  • сочинения двойной импровизации – слов и мелодии;
  • ввода деталей «звукописи жизни» изобразительно-подражательных звуков, окружающих ребёнка в повседневности;
  • обыгрывании в вокальных импровизациях и рисунках ситуаций, связанных со сменой настроения и действия;
  • создания музыкальных диалогов. Примерная тематика творческих домашних заданий.
  • Прогулка в лес: вспомни и исполни звуки осени (зимы, весны, лета).
  • Что звучит вокруг нас: музыкальные звуки у тебя дома.
  • Зоопарк – повадки, голоса и портреты обитателей.
  • Спой загадку.
  • Сочини загадку сам.
  • Сочини музыкальный портрет героя сказки.
  • Сочини музыкальную сказку.

Воображение важная черта каждого творчества. Нельзя творить, не воображая. Воображать – значит создавать образы. Понятно, что исполнителю фантазировать с нотным текстом без особого разрешения нельзя, с нотами нужно обходиться бережно и строго выполнять тот порядок их воссоздания, который задуман и зафиксирован композитором. В чём же проявляется воображение? Если нельзя фантазировать с самим нотным текстом, то можно с подтекстом. Воображая, исполнитель выходит изпод власти нот, оставляя нотный текст таким, каков он есть. Это не значит, что он искажает что-то. Нет, он воссоздаёт не только сам текст. Преодолеть ноты – значит сделать так, чтобы исполняемое выражало не язык своей записи, а некоторое художественное явление. Звуки из только физических должны стать музыкальными, «рисовать» образ, выражать красоту. Понятно, что одним выученным текстом здесь не обойтись, при такой установке и начинает работать воображение исполнителя. Воображение окрашивает нотный текст особым значением. Когда ноты не являются для нас самоцелью, когда необходимо проникнуть в подтекст, узнать что же там за нотами. Тогда перед нами разворачиваются некоторые «события». Это и есть работа воображения. Эти события могут быть как реальными сюжетами, картинами, красками, так и некими «эмоциональными событиями». Поскольку существование образных ассоциаций является несомненным фактом, то и ассоциативное образное мышление и воображение в процессе обучения маленьких музыкантов для преподавателей должно стать более значимым. Как пишет А. Артоболевская: «ребёнок ближе поэту, чем логику, благодаря огромной роли, которую играют у него чувственные впечатления и переживания. Вот почему преподавание должно быть ярким и образным в первую очередь и логичным во вторую. Надо научить ребёнка жить как бы в иной стране, стане чувств, образов, мыслей, выраженных не словами, а особым языком».

На фортепианном отделении в течение многих лет в работе над произведениями практикуется использование подтекстовок. Подтекстовки сочиняются обычно на уроке, в тесном контакте с учеником. Пусть кому-то они покажутся наивными, (ребёнок не в состоянии сочинить поэтический шедевр), но зато эти строчки, придуманные именно детьми, понятны и быстро запоминаются. Эти подтекстовки необходимо воспринимать в тесной связи с нотным текстом, иначе они могут выглядеть очень примитивно. Тем не менее, практика показывает, что они помогают реализации основной цели начального образования – научению осмысленной игре, умению связно и просто выразить музыкальным языком всё, что может встретиться в содержании исполняемой пьесы. Вот примеры таких подтекстовок, они же могут служить вокальным вариантом работы над пьесой.

Иршаи «Вальс восьмушек» Мы ноты восьмые, играем в миноре, На улице дождь, настроенье плохое. Намокла скамейка, намокла беседка И надо учить нам к экзамену вальс. Но выглянет солнце, и тучи прогонит, И мы побежим по траве босиком!

Ах, как же нам грустно, ах, как же уныло. А дождь всё стучит бесконечно в окошко, Но мы всё играем, мы всё повторяем.

Восьмушечек вальс кружит нас в тишине.

Питерсон «Старый мотив» Тихо в зале, на экране кинолента.

Старый, милый звучит мотив… Любимый джаз!

Так же, как раньше плачет и смеётся Чарли…

Как же оно, немое кино, хорошо!

Работа над музыкальным произведением является творческим процессом, многообразие которого связано как с художественными особенностями произведения, так и с различными индивидуальными особенностями исполнителя, стимулирует формирование его музыкального вкуса, профессионального мастерства.

Исполнять – значит творить; от исполнителя зависит, оживит он музыкальное произведение, одухотворит его или омертвит, принизит. Как этого достичь? Путём глубокого проникновения в содержание произведения и воплощение музыкального содержания на основе художественного образа. Воссоздание содержания произведения предполагает верность авторскому тексту, понимание идейной направленности сочинения, эмоциональную насыщенность.

Создание художественного образа невозможно без учёта своеобразия исторической эпохи, в которую было создано произведение, его жанровых особенностей, национальных черт мировоззрения композитора, характера использования выразительных средств музыки то есть всего того, что мы называем стилевыми особенностями или чертами. Всё это необходимо учитывать в работе над музыкальным произведением. Они определяют саму сущность работы, в основу которой положено всестороннее изучение произведения, стремление возможно глубже проникнуть в его содержание. Всё это тесно связано с понятием интерпретация.

Любая музыка (произведение) реальна только в звучании, в исполнении. Формальное воспроизведение звуков – это ещё не исполнение, не живая музыка. Содержание музыкального произведения может быть выражено только благодаря отношению к нему исполнителя, то есть благодаря интерпретации. Интерпретация в переводе с латинского – истолкование, объяснение, перевод на понятный язык. В музыке это художественное истолкование музыкального произведения, результата понимания сущности, идеи, смысла произведения. Собственное прочтение – всегда защита своей точки зрения, своей позиции на основе данных того или иного музыкального текста.

Первоначальный этап работы над сочинением, охват его в целом – большей частью процесс интуитивный. Это период «живого созерцания». Сначала нужно охватить произведение в целом, почувствовав его образ, дух, своеобразие. И лишь потом приступать к отделке деталей. Оттолкнувшись от интонации – смысла, найти личностный смысл, своё в сочинении – это задача не только первого этапа, но и всей работы. Главное условие формирования интерпретационных и артистических способностей, умений является развитие самостоятельности музыкального мышления, интерпретационного осмысления, умение слышать произведение внутренним слухом. Как говорил А.Б. Гольденвейзер, исполнитель должен «до мельчайших подробностей воспроизводить у себя в голове произведение, которое он играет». Созданные музыкально-слуховые представления, образы исполнитель должен использовать вариативно, прорабатывая их с различными установками (темп, динамика, форма и т.д.) с учётом исполнительских возможностей. Далее необходимо разрабатывать «свою партитуру» с чёткой расстановкой интонационных, смысловых акцентов. По выражению Ф. Листа, пропустить всё через голову, сердце, а затем – руки. Чтобы создать индивидуальную концепцию, исполнитель должен обладать широким кругозором. Техника же всегда только средство раскрытия образа. Поэтому приёмы и методы работы будут определяться содержанием произведения, а также уровнем развитости технического аппарата ученика. Урок в классе конструируется как своего рода прообраз домашних занятий учащегося. Задание самостоятельно разучить музыкальное произведение можно использовать как своеобразный методический приём.

Испытанным методом развития творческого интерпретационного мышления является метод ассоциаций. Было бы интересным, приступив к изучению нового сочинения, дать ученику сочинить рассказ или сказку, исходя из образного строя произведения. Тем самым, педагог активизирует мышление ученика и одновременно выявляет опорные точки для построения образа сочинения. Полезно также задание найти созвучное музыкальному, произведение из изобразительного искусства или литературы. Например, при работе над «Испанским танцем» Мошковского у учащейся Шелухиной Маши возникли ассоциации с новеллой Мопассана «Кармен», в работе над образом помогли и стихи Райнер Мария Рильке «Испанская танцовщица». Ассоциации с известной сказкой Метерлинка вызвала пьеса Эрню «Идём за синей птицей» у учащейся Малиновской Влады.

Интересным также является метод сюжетно-ролевых игр для выявления интерпретации произведений. Например, «Детский альбом» Чайковского – предложить рассмотреть его как музыкальноспецифическое произведение, со своим сюжетом, фабулой, драматургией. Предложить инсценировать цикл, срежиссировать пьесы в соответствии с замыслом. Это позволит ярче показать каждому из исполнителей, проявить свою индивидуальность.

Работа над произведением строится так: чувства, смены настроения, фразировка, динамические и темповые отклонения и т.д. определяем сразу. Всё намечается в момент знакомства с нотным текстом уже при втором проигрывании. Первое проигрывание – это чтение с листа с разбором гармонии, определении ключевых моментов позволяющих крайне быстро запомнить текст наизусть, определить форму произведения, понять общее настроение и основную мысль. При разучивании произведения детям с самого начала необходимо играть с чувством. Во-первых, когда ребёнок играет с чувством, он находится в постоянном сопереживании с музыкой, а именно это и доставляет наибольшее удовольствие, для которого, в общем, и занимаются музыкой. Благодаря этому крепнет интерес, любовь к занятиям. Полученное удовольствие всегда вызывает желание повторить его. Вовторых, состояние сопереживания переходит в увлечённость процессом деятельности. Следовательно, ученик работает с полной отдачей: он активен, сосредоточен, усерден, инициативен. В-третьих, если эмоциональный настрой входит в моторику пальцев, рук, и т.д., то есть всего пианистического аппарата, то исполнение в любой обстановке будет всегда выразительным. Вижу – слышу – играю – это основ-

ной метод обучения музыканта исполнителя. «Учащийся окажет себе очень хорошую услугу, если он не устремиться к клавиатуре до тех пор, пока не осознает каждой ноты, секвенции, ритма, гармонии и всех указаний имеющихся в нотах… Только когда овладеешь музыкой таким образом, можно её озвучивать на рояле… ибо «игра» это только выражение при помощи рук того, что исполнитель прекрасно знает.» Гофман. И ещё немного об интонации. Интонация имеет настроение или эмоциональную окраску, которая определяет движение к главному слову, или ноте, энергетическую насыщенность (сила, направляемая на слушателя), темповые отклонения (агогика).

«Я тщился уточнить свои намерения касательно всех оттенков, всех ускорений, замедлений и т.д.обильно проставляя исполнительские ремарки условные обозначения. Было бы, однако иллюзией думать, будто можно зафиксировать на бумаге то, что определяет красоту и характер исполнения», так сказал Ф. Лист.

У учителя есть огромное преимущество перед учеником – разговорный жанр (можно назвать и сценическая речь), который позволяет любой фразе придать особый смысл, чтобы вызвать у слушателей эмоциональный отклик и спровоцировать желаемые действия. Для людей, а особенно для детей большое значение имеет не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите.

Итак, при втором и последующих проигрываниях ребёнок должен самостоятельно определить характер произведения, оттенки настроения, находить образные сравнения, расставлять собственную нюансировку, отрабатывать желаемое им звучание. Пробовать, решать, менять, то есть находиться в состоянии творческого поиска – полноценно работать над интерпретацией и техническими моментами, позволяющими её воплотить. Тогда домашняя работа приобретает совершенно иной характер. Из отсиживания за инструментом «положенного» времени, неохотного выполнения или кратко записанных в дневнике рекомендаций преподавателя (отметим – не своих, а чужих рекомендаций), превращается в процесс самообучения – единственно результативный метод.

Только при подключении собственной головы значительно сокращается время и улучшается качество обучения. Когда голова наполнена мыслями, а душа чувствами, то человеку не может быть скучно, он не ищет раздражителей во внешней среде, ему не нужны партнёры, способные развлечь его, он самодостаточен. В моменты творческой активности у человека возникает лишь одно желание – чтобы его оставили в покое и не мешали заниматься.

Как стать необыкновенным учителем? В чём их секрет? Почему остаётся след в душе? Потому, что обучать надо не на информативном уровне, а на эмоционально-образном: и интересно, и понятно и запоминается надолго. Конечно, для этого мало самому хорошо знать свой предмет, надо обладать профессионализмом – быть учителем, умеющим отдавать.

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Агапова И.Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы, викторины. – М., 2007.
  2. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.
  3. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М., 2001.
  4. Погосян Г.Г. О вопросах интерпретации в музыкальной педагогике. – М., 2003.
Год: 2013
Категория: Психология