Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Развитие у учащихся навыков ансамблевого музицирования сквозь призму идей педагогики сотрудничества в условиях дополнительного музыкального образования

В постоянно меняющемся современном мире система дополнительного музыкального образования испытывает потребность в новых методах и формах учебного процесса. Один из видов деятельности, создающий для этого самые благоприятные условия – ансамблевое музицирование.

Совместным музицированием занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. Ансамблевая игра открывает учащимся большие возможности для всестороннего и широкого ознакомления с лучшими образцами музыкальной культуры. Музыканты-исполнители проходят произведения различных художественных стилей исторических эпох. Значение ансамблевой игры раздвигает горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд их слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специфических сведений и т.д., оно способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания (1, с. 68).

Ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Совместная игра создает максимально благоприятные условия для кристаллизации музыкально интеллектуальных качеств учащихся. Они имеют дело с материалом, говоря словами В.А. Сухомлинского, «не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться» (2, с. 15). Поэтому на занятиях в ансамбле царит особый психологический настрой. Музыкальное мышление заметно улучшается, восприятие становится более ярким и живым. Все это способствует развитию «центра музыкальности» – эмоциональной отзывчивости на музыку. Накопление запаса ярких, многочисленных слуховых представлений стимулирует формирование музыкального слуха, художественного воображения учащихся.

Игра в четыре руки – один из кратчайших, наиболее перспективных путей общемузыкального развития учащихся, где происходит усвоение максимума информации в минимум времени.

Затрагивая эту сферу деятельности, учитель каждый раз находит новые приемы и средства для развития у учащихся навыков совместного музицирования. Эффективность такой работы существенно повышается при использовании идей педагогики сотрудничества.

Педагогика сотрудничества – это гуманистическое направление педагогики, в котором главной по отношению к другим категориальным понятиям является категория «сотрудничество», выступающая как педагогическая ценность, формирующаяся в учебно-воспитательной системе, и в тоже время как фактор, объединяющий участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящий каждого в субъектную позицию в воспитании, обучении и развитии. То есть основной акцент делается на воспитание партнерских отношений и предполагает соблюдение ряда принципов: обучение без принуждения, отсутствие негативных оценок, идея свободного выбора, идея опережения и др.

Именно в процессе совместного музицирования реализуется принцип – «обучение без принуждения». Его плоды видны уже на начальном этапе обучения, когда некоторые ученики испытывают неуверенность, робость из-за недостатка определенных знаний и технических навыков, боязни трудностей и всего нового. Другие испытывают психологические сложности в общении с педагогом. Здесь учителю необходимо тонко чувствовать своего «партнера» в общении. Ведь это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства. Важно не «учить», а создавать атмосферу, в которой ученик сам и с удовольствием включается в преодоление возникающих трудностей.

Учитель, используя идеи и принципы педагогики сотрудничества, находит свои пути в поисках оптимальных средств обучения. В данном случае поможет верный выбор репертуара, с учетом психофизиологических особенностей, типа темперамента каждого ученика, его вкусов, интересов. Необходимо заинтересовать ребенка и помочь ему сделать «первые шаги» легко и увлеченно, чтобы он даже не заметил, как у него получилось то или иное действие.

Для начала все пьески, а они в этот период обучения состоят всего из нескольких звуков и могут показаться ребенку довольно скучными и неинтересными, превращать в ансамблевые произведения, то есть помогать ученику, поддерживать его во всем, учить слушать себя и чувствовать поддержку учителя.

Педагогический опыт показывает, что гармонический слух нередко отстает от мелодического. Именно на первоначальных этапах, когда учащиеся исполняют преимущественно одноголосные мелодии, они могут испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Благодаря ансамблевому музицированию, за счет насыщенного богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Учителю можно на одном и том же материале менять аккомпанемент, создавая разные образы, развивая творческую фантазию ребенка. Постепенно развивая исполнительские навыки учащихся, учителю следует усложнять и фактуру аккомпанемента.

Сейчас появилось достаточно ансамблей, которые сразу же приучают слух юного музыканта к сложным гармониям. Воспитание полифонического слуха одна из важнейших и наиболее сложных задач в музыкальном образовании. Ребенок не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, но владеет при этом достаточным умением слышания нескольких мелодических линий для исполнения сложной полифонической ткани.

В дальнейшем наиболее эффективным приемом, который можно использовать в ансамблевой практике – совместное проигрывание на одном или на двух инструментах полифонического произведения по голосам, по парам голосов и т.п.

Таким образом, ученики с первых же уроков участвуют в исполнении многоголосной музыки. Ансамблевая игра развивает умение слышать полифонию, дает возможность вслушаться во все ее составные элементы, облегчает ее воспроизведение и помогает ярче оттенить, или высветлить отдельные элементы звуковых конструкций. При этом развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, то есть ребенок будет воспринимать всю вертикаль. Л.А. Баренбойм считал, что необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали.

В средних и старших классах в репертуаре ансамблевого музицирования можно использовать фортепианные переложения, транскрипции камерной и оперно-симфонической музыки, а также сочинения, популярные в любительской аудитории. Здесь выбор произведений определяется задачами на перспективу развития учащихся. Учитель учитывает степень технического развития учащегося, его достижения и недостатки пройденного репертуара. По трудности каждое произведение должно соответствовать дальнейшему развитию его исполнительских навыков с учетом их обязательной разносторонности и в некоторых случаях работать на опережение (некоторые учащиеся очень хорошо реагируют на элемент новизны).

В настоящее время подростки очень активно слушают современную музыку, популярные саундтреки, и учителю необходимо учитывать эту заинтересованность детей. Предоставляя право выбора учащимся понравившейся мелодии, соблюдается один из принципов педагогики сотрудничества. Однако, реализуя этот принцип, учителю следует хорошо владеть навыками аранжировки и ориентироваться в современных музыкальных стилях.

Благодаря обогащению фактуры, можно услышать воображаемое оркестровое звучание. Совместно с учителем творческий поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов и многое другое предоставляет большой простор для развития тембродинамического слуха учащихся и накапливает разнообразные музыкально-слуховые представления. В этом сотворчестве создаются благоприятные условия для проявления самостоятельности и творческой инициативы учащихся. Г.Г. Нейгауз подчеркивал, что «в ансамбле учитель-ученик, устанавливается единение не только между ними обоими, но и что еще более важно, гармоничное воздействие между учеником и композитором, при участии педагога» (4, с. 38).

Учебная деятельность учащегося стимулируется не только посредством интересного материала и разнообразных методов его преподавания, но и характером отношений, которые утверждает учитель в процессе обучения. Взаимоотношения по типу сотрудничества создают возможности для возникновения психологического контакта учителя и ученика. Это сейчас довольно актуально, так как ребенок приобретает опыт общения, который поможет ему в дальнейшем адаптироваться в современном социуме. Возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание одной партии с другой, достижение общей цели, а также атмосфера радости совместного творчества, взаимной поддержки воспитывает чувство товарищества, ответственности у учащихся.

Большое значение в педагогике сотрудничества имеет организация оценочной деятельности учащихся. Дело в том, что оценивание какого-либо вида деятельности воспринимается учащимся как оценка его личности. Если эта оценка негативна, она может вызвать развитие заниженной самооценки, что формирует комплекс неполноценности, создает напряжение во взаимопонимании между учителем и учеником. Поэтому необходимо изменить характер и форму оценки в пользу усиления её содержательности развивая у учащихся чувство защищенности, уверенности, успеха, формируя у них адекватную самооценку на основе навыков самоанализа.

Игра в ансамбле может вполне использовать этот принцип педагогики. Эта форма работы в основном не облагается жестким оценочным критерием и поэтому, дети, занимаясь подобным видом деятельности в инструментальных классах, получают только положительный эмоциональный заряд от совместного музицирования. Они с удовольствием выступают на концертах, не боясь за качество своего исполнения, за конечный результат. В отличие от сольного выступления здесь имеется ряд преимуществ. Во-первых, рядом с ними серьезная поддержка в роли учителя (или иного партнера), который всегда придет на помощь в нужный момент. Во-вторых, игра в ансамбле чаще всего не требует исполнения наизусть. Для многих детей существенно то, что в любой момент можно заглянуть в ноты и это ощутимая поддержка как в психологическом плане, так и на физическом уровне.

Все идеи педагогики сотрудничества хороши, но не нужно забывать, что учителю нужно сохранить у детей любовь к музыке, развить интерес к музыкальным занятиям. Это зависит от многих условий, среди которых не маловажную роль играет и личность самого педагога, его взаимоотношения с учеником. Ведь в течение какого-то времени учитель становится в глазах учащихся олицетворением идеального музыканта и человека-друга, который всегда придет на помощь какие бы ситуации не возникали. Поэтому, очевидно, что педагогика сотрудничества делает акцент на личностный подход в обучении детей.

Таким образом, ансамблевое музицирование является областью наиболее наглядного и активного действия педагогики сотрудничества и, вместе с тем, примером их творческого преломления в соответствии с задачами и особенностями музыкальной педагогики.

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Готлиб А. Основы ансамблевой техники.– М.1989.
  2. Крюкова В.В. Особенности музыкального процесса и учебных программ ДМШ.– Ростов н/Д.2002.
  3. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
  4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: «Музыка», 1987.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.