Соотношение категорий «общество» и «государство» в теории государствоведения

Общество и государство, их соотношение кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственноорганизованное [1, с. 23].

Государство социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами которыми они ставят перед собой, и другими причинами.

Термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (хан, эмир, хаким, обладающие властью). Следует отметить, что обобщающее понятие государство появилось в XVI веке. Его ввёл Н. Макиавелли, использовав термин

Юридический подход к государству состоит в там, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного право народа. Власть есть само право..

При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трёх элементов: власть, территория, население.

рия, население.

Такой подход, в общем, lostato, образованный от латинского status. До этого использовалось более конкретные понятия: полис (государство-город), ciwitas (государство-город), respublica (дело народа), княжество, империя, герцогство, ханства, эмират и т.д. Впоследствии этими терминами стали обозначать преимущественно формы государства. Однако следует отметить, что сам термин «государство» никем не отрицается, ибо государство действует на определённой территории, оно – оружие политической власти, власть его распространяется на всё население. Кстати, международное публичное право придерживается именно классическому подходу к пониманию государство, в уставе ООН имеются нормы, регулирующие эта сферу, где сказано, чтобы потенциальное государство стало государством, неоднозначен. Иногда с его помощью обозначаются общество в целом или страна как некое географическое пространство.

необходимо иметь как минимум три вышеизложенных элемента.

Государство в истории политической мысли понималось и определялось разным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию. Остаётся актуальным теологический подход к пониманию государства. Согласно христианскому учению, государство божественного происхождения. «Дар власти от бога», сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела»). «Это как бы власть Божья – с отеческой заботой, которая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д. Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) – не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.

Кибернетический подход к государству состоит в том, что она рассматривается как определённая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Такой подход, безусловно, отражает определённые реальности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определённой мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.

Социологический подход заключается в том, что государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т.д. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому, государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное, По Аристотелю, государство – «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы тем более) исключаются из государства. Государство выступает как часть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство – объединение людей под эгидой права. Конкуров определил государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.

Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это, по сути дела, современный подход, основывающийся на чётком разграничении гражданского общества и государства. Государство – это организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?

Либеральная концепция государства это концепция «государства ночного сторожа». Государство не в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т.п., а только устанавливает «правила игры» нормы права, охраняет в обществе порядок и т.п. Согласно концепции «государство – менеджер», государство нейтральный управитель общественными делами.

Концепция «Государство – социальный арбитр» состоит в следующем, общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют различные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать различного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, оперяющееся на легитимное принуждение.

Каждое из этих определений отражает какую-то одну сторону государства и имеет, следовательно, под собой определённые основания.

Особое место занимает марксистское понимание государства. Марксизм рассматривает государство как особую организацию, выделившую из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчёркивает классовую сущность государства, видит в государстве орудие политического господства одного класса над другим, как правило, экономический господствующего. С помощью государства этот класс становится не только экономически, но и политически господствующим. К. Маркс и В.И. Ленин зачастую использовали метафорическое выражение: государство – «машина для подавления одного класса другим». Это орудие диктатуры пролетариата как власть большинства. В нынешнем веке взгляды марксизма на социалистическое государство претерпели изменения. Был сделан вывод о перерастании диктатуры пролетариата в общенародное государство, а, впоследствии марксизм воспринял в концепцию правового государства.

Итак, государство – это организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Следовательно, важно рассмотреть специфические признаки государства, отличающие его от других организаций.

Государство – организация территориальная, организация власти на определённой территории. Власть государства распространяется только на тех, кто находится на территории государства. На одной и той же территории не может быть власти двух государств. Встречающиеся в истории случаи двоевластия обычно имеют место обычно в какой-то переходный период, носят кратковременный характер, заканчиваются переходом к единовластию.

Вопрос о территориальных границах весьма важный и кардинальный вопрос для государства. Он регламентируется законами государства и международными договорами. Границы своей территории государство защищает всеми допустимыми способами. Такой институт государства, как армия, создается главным образом для защиты его границ. Создаются также специальные формирования пограничной охраны, органы таможенной службы.

Государство – территориальная организация и в том смысле, что население делится по территориальному принципу, по административно территориальным единицам (области, районы, округи). К этим территориальным единицам привязывают и органы государства, власти которых функционирует в пределах этих единиц.

Государство организация универсальная, действующая в рамках всего общества. Власть государства распространяется на все общество. Принадлежность членов общества к государству, как правило, не зависит от их воли. Сам факт рождения человека на территории государства уже включает его в государство, отдает под власть государства. Это проявляется в таких институтах, как гражданство, а еще ранее подданство. Факт гражданства связывает личность с государством, возлагает на него определённые обязанности и в то же время дает ему определенные права, возлагает на само государство определенные обязанности перед личностью (обязанность правовой и социальной защиты личности и т.п.). Универсальность государства проявляется и в том, что оно своей управляющей, регулирующей и охранительной деятельностью может охватить самые разнообразные сферы общественной жизни: политическую, экономическую, экологическую, нравственную и т.д.

Государство организация публичной власти, не совпадающая с обществом, населением, осуществляемая особым аппаратом, системой государственных органов. Эта система фактически и есть само государство как политическая организация. Эта власть осуществляется людьми, которые выделяются из общества, составляют человеческий субстрат государства. Эти люди (государственные чиновники, военные и т. п.) не занимаются непосредственно производительным трудом, а осуществляют деятельность, связанную с управлением общественными делами.

Государство обладает монополией на издание законов. Образно выражаясь, только государство говорит языком законов, с помощью законов как решений, носящих обязательный характер. Государство придает своей воле, своим велениям общее значение и посредством законов осуществляет власть.

Государство организация принудительнаяВ своей деятельности оно опирается на организованное принуждение, для чего создаются специальные органы: суды, полиция, армия и т. д. Между этими органами существует определенное разделение труда. Цель принуждения обеспечить соблюдение законов и иных решений государственной власти. Государству принадлежит монополия на легальное физическое принуждение, в том числе с применением оружия и других специальных средств. Применение принуждения другими, негосударственными структурами государство рассматривает как противозаконное, противоречащее суверенитету государства. В правовом государстве государственное принуждение может быть только правовым, осуществляемым на основе и в рамках законов. Государство – суверенная организация. Суверенитет государства это политико-юридическое выражение независимости государственной власти от власти иного государства.

Внутренняя сторона государственного суверенитета состоит в том, что государство самостоятельно учреждает и формирует систему своих органов, наделяет их определенными властными полномочиями, устанавливает в обществе правопорядок путем принятия законов, системой своих органов поддерживает, охраняет этот правопорядок, независимо от других государств осуществляет юрисдикционную деятельность по рассмотрению и разрешению различного рода юридических дел (уголовных, гражданских и т.п.).

Внешняя сторона суверенитета проявляется в том, что государство самостоятельно осуществляет внешнюю политику, политику по отношению к другим государствам, по своей воле и в интересах общества, которое оно представляет: вступает в международные организации, союзы, сообщества, заключает договоры с другими государствами, решает вопросы войны и мира, охраны своих территорий.

Суверенитет государства во многом зависит от экономической базы государства и его военной мощи. Государство экономически слабое и слабое в военном отношении может утратить суверенитет полностью или частично. Полным суверенитетом в прошлом обладали мировые империи: Римская, Оттоманская, Российская, в недавнем прошлом Советский Союз.

Внутренний суверенитет трактуется как принцип внутригосударственного права, а внешний как принцип международного права.

Суверенитет как фактическое состояние независимости государства может быть различной степени (большей или меньшей). Однако минимум суверенитетанеотъемлемая черта государства. Его наличие является необходимым условием его признания в качестве государства со стороны других государств. Государственный суверенитет является политико юридической формой суверенитета (независимости) нации, народа. Народ независим от других народов, если независимо его государство. В суверенитете демократических государств, как правило, выражается суверенитет народа. В конституциях этих государств существуют такие положения, как «вся власть от народа», «народ источник власти». Имеется в виду весь народ, независимо от национальной принадлежности. Суверенитет государства, выражающий провозглашение государственного суверенитета как суверенитета национального, суверенитета отдельной, обычно называемой титульной, нации, дающей название государству, в современных условиях является недемократическим, могущим послужить ограничению, ущемлению прав наций нетитульных.

Государство – организация, обладающая монополией на легальные сборы налогов. Налоги это обязательные платежи граждан государства и организаций, действующих на его территории, в пользу государства (в казну, в бюджет). Наряду с налогами взимаются в пользу государства различные другие сборы и государственные пошлины. С их помощью формируется материальная финансовая база, необходимая для функционирования государства: для содержания и обеспечения деятельности органов государства, армии, закупки оружия, для осуществления различного рода программ в сфере экономики, экологии, просвещения, здравоохранения и др. От объема налоговых поступлений в государственную казну зависит сила, мощь, в том числе и военная, государства, его суверенитет.

Объем поступления налоговых платежей, в конечном счете, зависит от уровня развития экономики, доходов самого населения. Цепочка: уровень развития экономики уровень и объем сбора налогов сила и независимость государства отражает определенные взаимосвязи и закономерности.

Каждое государство, конечно, стремится быть более независимым, сильным и эффективно действующим, а потому сбору налогов придает первостепенное значение. Государство великий выдумщик по части налогов и сборов. Некогда в государстве даже существовали специальные чиновники, задача которых выдумывать налоги.

Объектами налогового обложения, прежде всего, являются доходы и расходы населения, объекты собственности: земля и иное недвижимое (дома, фабрики, заводы и т.п.) и движимое имущество. Объектом налогообложения в истории были и сам человек (подушный налог), дымовые трубы, окна, отдельные деревья, животные. Существуют целевые налоги на строительство и ремонт дорог, косвенные налоги (акцизы) на товары (водку, табак, предметы роскоши и т.д.). Налоги могут быть как натуральными, так и денежными. Государство, конечно, не удовлетворяется натуральными и денежными сборами с населения. Оно зачастую устанавливает и некоторые повинности, обязанности подданных или граждан в пользу государства: повинности гужевые, трудовые, военные (воинские постои, обязательная служба в армии).

Сведя воедино существенные признаки государства, можно дать такое его определение: государство это территориальная, суверенная орган,изация политический власти в классовом обществе, делающая свои веления обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем, степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется, в конечном счете, объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие "относительная самостоятельность государства", подчеркивает В. В. Лазарев, призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социальнокультурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни». Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной [2, с. 45]. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается, прежде всего, гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое, в свою очередь, стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе Материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивносозидательного характера. Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а, в конечном счете, ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием [3, с. 44].

При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.

Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.

Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем, право вбирает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него. С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия.

Словом, право служит своеобразным обручем, удерживающим общество от саморазрушения. Право как искусство добра и справедливости, воплощение достижений мировой культуры и цивилизации несет в общество информацию о добром и справедливом и постоянно подпитывает его гуманистическими идеалами и ценностями. В то же время оно вытесняет из общества чуждые ему отношения и привычки.

Право служит мерой общественной и личной свободы. Подобно тому, как не бывает рек без берегов, точно так же нет и быть не может безмерной, безграничной свободы. Свобода без границ это своеволие, вседозволенность, беспредел, т. е. отрицание свободы. В границах права, правовых норм люди, их объединения и организации могут свободно действовать и поступать по своему усмотрению.

Правовые нормы выполняют важную и необходимую функцию согласования различных интересов людей, их объединений, больших и малых коллективов, а также нахождения и принятия согласованных, компромиссных решений. Право не вытесняет другие социальные регуляторы, оно входит важнейшим элементом в единую нормативную систему общества, становится регулятором самых важных (товарноденежных и др.) общественных отношений. В расколотом на классы, раздираемом непримиримыми противоречиями обществе право является выразителем и проводником в жизнь воли властвующей олигархии. В таких условиях тускнеют его гуманистические идеалы и ценности, оно приобретает деспотические и тиранические черты. Напротив, в демократическом обществе роль права и правового регулирования неизмеримо возрастает, в полной мере реализуется его гуманистический потенциал. Благодаря праву и правовым процедурам, широкие массы народа получают доступ к материальным и духовным благам, к механизмам власти, законным формам волеизъявления и реализации своих интересов. Общество, пронизанное правовыми началами, приобретает качество правового.

В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только несли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком-гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы [4, с. 92].

На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либеральнодемократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придаток государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.

В Советском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимся значительных социально экономических прав, но в целом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел человеку роль винтика в государственной машине, сделал его полностью беззащитным перед государством. И в послесталинский период интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба была судебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское государство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя. Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне все это и многое другое было реальностью. Конституция Республики Казахстан закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.

В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Казахстан являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними. Однако с принятием Конституции разрыв между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Акмамбетова А.Г. Взаимодействие права и морали в деятельности органов национальной безопасностиАлматы, 2001.
  2. Кужукеева Н.С. Взаимодействие права и религии в духовном формировании личности и регулировании ее поведения. Алматы, 2001. – 52 с.
  3. Баймаханов М.Т. О необходимости переосмысления некоторых научно методологических вопросов теории государства и права // Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2003.
  4. Сапаргалиев Г. Проблемы идеологии унитарного государства Казахстан. // «Эдилет», 2003. № 1. С. 89-98.
Год: 2013
Категория: Юриспруденция