Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Некоторые вопросы этнолингвистической истории древних аланов в свете трудов абу рейхана бируни (к 1040летию великого ученого-энциклопедиста)

Прославленный сын среднеазиатских народов, великий хорезмийец с мировым именем, непревзойденный ученыйэнциклопедист Абу Рейхан Бируни (973– 1050) оставил следующее ценное сведение по теме данного нашего сообщения, русский перевод которого гласит примерно так: «Это род аланов и асов, и язык их теперь смешанный из хорезмийского и печенежского». Примечательно то, что, используя в целом контекст соответствующего труда Бируни, современные русскоязычные исследователи интерпретируют указанные слова великого средневекового ученого несколько пространно: «У Бируни имеется сообщение, что асы или аланы ранее жили вместе с печенегами по нижнему течению Аму-Дарьи, а затем после того, как эта река изменила свое русло, переселились на берега Хазарского моря. Далее этот автор замечает, что язык этих асов – алан состоит из печенежских и хорезмийских языков» [Артамонов 1962, с. 407]. «Аль-Бируни в одной из своих работ отмечает, что на территории туркмен раньше жили аланы и что в его время язык их стал смешанным из хорезмского и печенежского» (А. Ю. Якубовский) [Советская этнография 1947, с. 324]. Сюда же следует добавить следующее утверждение М.З. Закиева, согласно которому «хорезмийцам лишь по некоторым словам, сохраненным в арабских источниках, приписан иранский язык подобно тому, как иранисты навязали этот язык и тохарам, и согдийцам, и другим историческим народам. На самом деле хорезмийцы были в основном тюркоязычными и входили в массагетский союз племен, которых древние отождествляли с гуннами. По сообщению Аль-Бируни, хорезмский язык был близок печенежскому, который в свою очередь, по сообщению переводчика Иосифа Флавия, напоминал аланский/ ясский язык» [Закиев 1995, с. 38–57].

Выдающийся российский тюрколог ХХ века В. В. Бартольд (1869–1930), ссылаясь на английского востоковеда Хирта, писал: «Хирт делает вывод, что туркмены – потомки покоренных хуннами алан, и выражает мнение, что установление этого факта будет способствовать выяснению генеалогии туркменского народа... Такое мнение выражал еще в 1896 г. Аристов» [Бартольд, с. 551]. Исходя из указанных постулатов, мы ниже попытались еще раз констатировать общие вопросы концептуального характера, а также рассматривать некоторые конкретные вопросы, которые связаны с этнолингвистической историей древних аланов.

Все без исключения древние и средневековые авторы при описании аланов и асов/ясов или не затрагивают их языковую принадлежность, или же перечисляют их среди тюркоязычных народов и племен, не говоря уже о более древних усуней – предполагаемых предков асов и аланов, которые согласно китайским источникам, являясь современниками и соседями азиатских хуннов (хунну/ сюнну), бесспорно были тюркоязычными. В этом вопросе прав М.А. Хабичев, когда утверждает, что «аланы возглавляли гуннское (европейские хунны – М.С.) нашествие на Запад и перешли Гибралтар. Во всех летописях народов Востока и Европы, древнеписьменных памятниках, древних исторических трудах их называют тюркоязычными племенами. Ни в одном древнем источнике аланы и ясы не считаются ираноязычными» [Хабичев 1992, с. 179]. Тем не менее, вопреки здравому смыслу в последние столетия, в частности ХХ веке, в мировой, особенно в русскоязычной исторической и филологической науке господствовало мнение об ираноязычности древних аланов, которое было связано с усилением скрытого евроцентризма, выраженного в отношении тюркских народов в форме иранизации (индоевропеизации) их древней истории в целом, и научным авторитетом отдельных ученых (Миллер, Абаев и др.) – в частности.

Научная несостоятельность существовавшего вопреки здравому смыслу взгляда об ираноязычности древних аланов с течением времени становится все более очевидной, порождая обоснованные сомнения у специалистов. Но это еще не означает окончательное решение всех проблем, связанных с языковой принадлежностью древних аланов, ибо в силу накопленного в науке безрезультатного опыта, а также по инерции многолетней ненаучной «традиции» этой области знаний у не уведомленной аудитории (например, в Интернете) все еще не утекают страсти вокруг вопроса об ираноязычности/ тюркоязычности аланов. Поэтому результаты проведенных исследований – последние достижения науки нуждаются в широкой и ежедневной популяризации. Вместе с этим необходимо также продолжить исследования по данному направлению. Это, во-первых. А вовторых, признание в науке тюркоязычности аланов является само по себе не только итогом предыдущей работы ученых, но и служит для них точкой опорой – прочной позицией и незыблемым аспектом для новых плодотворных исследований по алановедению. По существу перед исследователями открываются новые горизонты для проведения более глубоких и разнообразных разработок по аланской тематике.

Испанский исследователь Агусти Алемань в своей работе «Аланы в древних и средневековых письменных источниках» (русский перевод: М.2003) приводит около 600 отрывков из трудов приблизительно 200 авторов, писавших об аланах [Алемань 2003]. Первичные сведения о них содержат работы китайских, греческих и римских авторов древности, а в средние века аланами живо интересовались представители арабов, персов, армян, грузин и других народов. Арабоязычный географ и историк Абу-л-Фида (Абульфеда, 1273–1331) сообщает: «... аланы являются тюрками, которые приняли христианство... В соседстве находится народ тюркской расы, называемый асами; этот народ того же происхождения, той же религии, что и аланы» [См.: Алиев].

Другой арабоязычный автор Ибн Рушта еще в 903 году утверждал, что «народ аланов состоит из четырёх племён, но благородство и царская власть принадлежат племени, называемом D.hsas. Царь аланов называется B.gay.r, имя, которое носят все их цари» [См.: Асы–аланы]. Спустя более тысячи лет, историк-этнограф А. Бахтиаров в своей статье «Осколки “исчезнувших” аланов», опубликованной в 1930 году, также указал на деление ходжамбазских туркмен-оламов (бывших аланов) ровно на четыре рода (племени). Из них, как показывают наши полевые записи, представители рода хеким (т.е. häkim «правитель») считаются беками, и их предки в далеком прошлом правили народом оламов (аланов). Можно предположить, что аланское племя начала Х века D.hsas соответствует позднейшему роду хеким туркменоламов.

Четырехкрылое деление аланов (оламов) было связано, скорее всего, с объединением в единый народ под общим названием «алан» асов (усуней) и самих аланов, каждый из которых имел двухкрылое деление. Как известно, их сородичи древние огузы-туркмены (хунны) также имели двукрылое внутреннее деление.

Из хорезмийских авторов, спустя 600 лет после Абу Рейхан Бируни, хивинский хан и историк Абу-л-Гази Бахадур-хан (1603–1663) в своем историческом трактате «Родословное древо туркмен» сообщает о туркменском племени «олам-ургенчли» (т.е. оламах из Ургенча) [Кононов 1958, с. 74]. Можно с уверенностью предположить, что эти двое ученых писали об одном и том же этносе. В силу разных обстоятельств в данном историческом этнокультурном регионе и в данном историческом периоде прежний народ «аланы» трансформировался в последующее племя «оламы», которое вошло самостоятельным компонентом в состав современного туркменского народа [См.: Соегов 2010, с. 133–142]. А.А. Росляков в своей работе «Происхождение туркменского народа» считает, что аланы появились в современной территории Туркменистана еще две тысячи лет тому назад, и долихокефалия (длинноголовость), красный наряд, а также некоторые виды конских украшений перешли ко всем другим туркменским племенам непосредственно от аланов [Росляков 1962, с. 12].

Аланы были большой группой кочевых племен (отдельным народом), которая впервые упоминается во II веке до н. э. в китайских анналах династии Хань далеко на востоке [Алемань 2003], в то время, когда хунну (азиатские гунны) были северными соседями Китая [Бичурин 1950, с. 39; Eberhard 1996]. Гунны как единый народ заново сложились в Европе на основе тюркоязычных азиатских хуннов (хунну) между II и IV веками в Приуралье с участием отдельных племен угров и сарматов (аланов). Тем не менее, хунну и гунны являются одним и тем же народом, хотя в некоторых работах их рассматривают как два самостоятельных народа.

Самой древней и первоначальной исторической прародиной аланов (массагетов) следует признать Среднюю Азию (в основном территорию современного Туркменистана). О не ираноязычности массагетов (аланов) свидетельствует тот исторический факт, что в 530 г. до н.э. состоялось решительное сражение между персами и массагетами. Сам «отец истории», древнегреческий ученый Геродот (между 490 и 480 гг. – около 425 г. до н. э.), дал ему такую оценку: «Эта битва, как я считаю, была самой жестокой из всех битв между варварами». Массагеты победили, почти все персидское войско пало, погиб и царь Кир II Великий, правивший Персией 29 лет (с 558 до н. э.), завоевавший Мидию, Лидию, греческие города в Малой Азии, значительную часть Средней Азии и покоривший в 539 г. до н.э. Вавилон и Месопотамию. Средневековый историк Павел Оросий указывает даже количество убитых персов в этом сражении, может быть, несколько преувеличенное – 200 тысяч, причем «в живых не остался ни один, кто мог бы быть вестником столь великого поражения» (цитируется по книге В.А. Кузнецова «Очерки истории алан». Владикавказ, 1992) [См.: Массагеты и асии]. Такая страшная битва никак не может разыграться между родственными, ираноязычными народами, и противники, воевавшие в этом сражении, несомненно, были неродственными, разноязычными народами. В последующем на основе исторических преданий иранцев это и некоторые другие сражения, состоявшие между древним Ираном и древним Тураном, вошли в знаменитую поэму «Шахнаме» Абулькасима Фирдовси (около 940 г. – 1020 г. или 1030 г.).

Соседние туркменские племена (в частности, эрсары, сурхы и др.) до недавнего времени оламов именовали хыйра олам [hyýra olam], которое по-русски будет звучать примерно как ‘строптивые, своевольные, непокорные оламы’. Этим эпитетом пользовались иногда сами оламытуркмены для характеристики друг друга. Являясь крупным тюркоязычным этническим образованием Евразии, аланы (предки оламов), никогда не покорились полностью гуннам (хунну), хотя составляли с ним единую военную силу, и находились с гуннами в компромиссных отношениях. Об этом свидетельствует тот современный факт, что представители колена гунеш [güneş] (прямые потомки гуннов) туркменэрсарынцев, к оламам относились всегда очень уважительно и обращались к ним со словами Олам ага! [Olam aga!] ‘О, мой старший брат Олам!’ [Соегов 2008, с. 329– 330]. У карачаевцев-балкарцев – прямых потомков древних аланов, этноним «алан» сохранился также как обращение друг к другу. Знающие люди отмечают одну важную деталь: слово «алан» используется в значении «сородич»«соплеменник» и исключительно при обращении к людям, понимающим язык балкарцев и карачаевцев, т. е. практически только к соплеменникам.

Одним из свидетельств о не ираноязычности, а именно тюркоязычности древних аланов является то, что в прошлом в составе оламов наряду с «исконно» туркменскими (т.е. аланскими) племенами (их всего четыре) присутствовали также как самостоятельное подразделение гуллар [gullar] ‘рабы’, которые отличались от остальных оламов своеобразным строением лица и носа, а также густым покровом тела темно-черными волосами. Для обозначения их женской половины использовался термин чоры [çory] ‘рабыня’. Их дальних предков еще в детстве привезли в качестве трофея в результате набегов (аламан) на Иран или же как будущую рабочую силу купили у работорговцев. В недалеком прошлом туркмены-оламы, называя их торбада гелен [torbada gelen], ‘привезенными в мешках’, не женили своих сыновей на их дочерей и не выдавали своих дочерей в же-

ны за их сыновьями (из полевых материалов автора). Если бы когда-либо оламы (аланы) были бы ираноязычными, никогда не стали бы поступать подобным образом со своими историческими сородичами. Следует также отметить, что по мнению местного любителя-этнолога из Ходжамбаза Гандыма Худдыева оламы (аланы) никогда не имели и не имеют в своем составе подразделение гуллар [gullar] ‘рабы’, и оно является выдумкой отдельных людей, легких на язык.

По нашим наблюдениям, впервые в современной науке вопросами этнической связи туркмен-оламов, проживающих в Ходжамбазском этрапе нынешнего Лебапского велаята Туркменистана, с древними аланами занимался в конце двадцатых годов прошлого столетия видный историкэтнограф А. Бахтиаров (настоящая фамилия: Г.И. Карпов, 1890 – 1947) [См.: Соегов 2011 (II), c. 317–329], хотя еще в IV веке Аммиан Марцеллин (330–395) описывал аланов в сопоставлении с гуннами и писал, что по образу жизни аланы напоминают гуннов, однако они более цивилизованные в сравнении с гуннами [См.: Аланы]. Как известно, тюркоязычность гуннов (хуннов, хунну) в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, и неслучайно аланских царских имён собственных Аддак, Респендиал, Гунерих и Сарозий можно сравнивать с оламо-туркменским словами соответственно Atak, atda, ata «отец», Ruslan, arslan «лев», Gün «Солнце» и Sary özi «рыжий», «белокурый» [Еще см.Соегов 2011 (III), с. 258–259].

Пришли оламы (аланы) в Ходжамбазский этрап, как передают старики, с полуострова Мангышлак, где у них имелось большое укрепление под названием Аланкала. Данный топоним напоминает Алханкалу, раннюю столицу алан в Северном Кавказе. Район Мангышлака и прилегающие местности во II–III вв. служили областью кочевания аланских племен. В юговосточной части Хорезмского оазиса по старым картам обнаружены топонимы: урочище Кырк-алан (сорок алан) на правом берегу Амударьи и канал Алан-яп – на левом [См.: Соегов 2011 (I), c. 184–185].

Мужчины у оламов предпочитали белый цвет одежды. Оламской женской головной убор хасава также украшали обычно белыми платками. У осетин (современные потомки северокавказских аланов) белой была одежда невесты во время свадьбы, жених также старался быть в белой черкеске. Много общего можно найти в традиционных женских танцах осетин и оламов, которые не присущи другим этническим группам туркмен. Идентичные названия предметов материальной культуры содержат диалект оламов-туркмен и язык карачаевцев и балкарцев – прямых потомков древних аланов.

Специалисты обратили внимание на тот факт, что между коврами полукочевников Кавказа и коврами туркменов нет существенной разницы. Ибо полукочевая культура ковроделия проникла на Кавказ и Турцию через туркмен, в том числе – салыров и оламов. Последние относятся к потомкам аланов ушедших на Кавказ из Туркменистана. Беширские ковры искусственно относят к эрсаринскими. При этом само название «беширский орнамент» не было этническим. В ауле Бешир Ходжамбазского этрапа живут потомки древних салыров и оламов. Первенство внутри этих двух групп по ковроткачеству держали оламы (в древности – аланы), искусству которых и принадлежит красота беширских-эрсарынских ковров [См.: Кадыров].

В конце статьи хотелось бы остановиться об одном небезынтересном лингвистическом вопросе, а именно о древнеаланском апикальном согласном [з (дз)], утраченном в карачаево-балкарском и сохраненном в туркменском языке. О происхождении апикальных согласных [з] и [с] туркменского литературного языка и большинства его диалектов, которые в других родственных языках, кроме башкирского, имеют употребление в своем дорсальном произношении, у тюркологов нет единого мнения. Некоторые ученые считают эти звуки туркменского языка остатками иранского субстрата. По нашему мнению, данные звуки были присущи диалектам древних тюркоязычных аланов (массагетов), часть которых переселилась на Северный Кавказ и стала предками современных карачаевцев и балкарцев. В последующем карачаево-балкарский язык испытывал сильное влияние тюркских языков кыпчакской группы, в результате чего утратил свои апикальные согласные звуки [з (дз)] и [с (дс)], заменив их соответствующими дорсальными согласными. Предки же современных осетин и некоторых других народов Кавказа, которые находились долгое время в составе государственных объединений древних аланов, где господствовал их язык, приняли от них в свой язык апикальные согласные [з] и [с] и сохранили их в несколько видоизмененных вариантах до наших дней. Древнеаланский [з (дз)] проник также в украинский и некоторые другие славянские языки. Что касается туркменского (древнеаланского) апикального согласном [с], то он во многих указанных выше языках или их диалектах превратился в аффрикат [ц], то есть [тс], а исторически [дс].

Таким образом, туркменский апикальный согласный [з] и осетинский согласный аффрикат [дз] имеют общее аланское происхождение. Вполне допустимо, что данная гипотеза может быть использована в отношении японского согласного [дз], согласно которой исторически следует считать современный туркменский апикальный [з] через древнеаланский язык, одним их общеалтайских (праалтайских) звуков [Еще см.: Соегов 2010, с. 133–142; Соегов 2011 (IV), c. 73].

Как известно, общепринятая классификация тюркских (алтайских) языков, предложенная еще в 1952 году Н.А. Баскаковым, хронологически начинается с хуннской эпохи (хунну, гунны) [См.Алиев 1972, с. 10]. Уже установленная наукой тюркоязычность древних аланов, которые являются дохуннским суперэтносом, в будущем, несомненно, вовлечет собой необходимости внесения серьезных изменений в существующую классификацию языков.

Данную статью, возвращаясь к ее началу – в эпоху Бируни, хотим завершить словами С.П. Толстова, включенными в десятую главу его знаменитого труда «По следам древнехорезмийской цивилизации», которая названа «Время Бируни», и содержащими ценные сведения об огузах – прямых предках современных туркмен: «Этнически огузы X в. – результат дальнейшего развития скрещения туземных приаральских племен массагетско -аланского происхождения с внедряющимися с востока элементами. Если эфталиты – продукт скрещения массагето-алан с гуннами, то в лице сыр-дарьинских огузов мы можем видеть этническое переоформление тех же эфталитов, смешавшихся с собственно тюркскими элементами, внедрившимися сюда из Семиречья в VI–VIII вв… Огузская культура X в. – прямое развитие эфталитской культуры V– VI вв.» [Толстов 1948, с. 245]. А сам Абу Рейхан Бируни в той золотой в истории науки эпохе, как пишет об этом тот же С.П. Толстов, наряду с привлеченным хорезмшахом к своему двору великим согдийским ученым Абу-Али ибнСиной (Авиценна), явился украшением придворной «Академии» Мамуна II и первым советником хорезмшаха [Там же, с. 234].

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аланы. Борьба аланов с гуннами. Цитю по сайту в Интернете http://historic.ru/ books/
  2. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003. Цит. по сайту в Интернете: http://www. iriston.com/ (05.08.2010.)
  3. Алиев К. Асы (ясы) и вопрос о их происхождения в свете письменных источников периода Золотой Орды (XIII–XVI вв.). Цит. по сайту в Интернете http:// kumukia.ru/
  4. Алиев У.Б. Синтаксис карачаевобалкарского языка. М., 1972.
  5. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.
  6. Асы–аланы. Цит. по сайту в Интернете http://mirslovarei.com/ content_his/
  7. Бичурин (Иакинф) Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I. М.-Л.: Издво АН СССР, 1950.
  8. Бартольд В.В. Сочинения, том II, часть I.
  9. Закиев М. Аланы: Кто они? // Татары: Проблемы истории и языка (Сборник статей по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995. С. 38–57. Цит. по сайту в Интернете: http:// kavkaznasledie.ru/
  10. Кадыров Ш. К проблеме системного изучения истории туркменского ковроткачества. Цит. по сайту в Интернете: http: // www.central-eurasia.com/
  11. Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана Хивинского. М. – Л., 1958.
  12. Массагеты и асии. Цит. по сайту в Интернете: http://fandag.ru/
  13. Росляков А.А. Туркмен халкынын гелип чыкышы. Ашгабат, 1962.
  14. Советская этнография, VI–VII. V. М.Л., 1947.
  15. Соегов М. Древние аланы и современные туркмены // Древняя материальная культура Туркменистана и ее место в развитии мировой цивилизации. Материалы международной научной конференции. Ашхабад, 2011.
  16. Соегов М. Еще раз о статье, посвященной «изчезнувшим» аланам // Türkmen ylmy Galkynyş we halkara gatnaşyklar ýolunda (Ylmy makalalar ýygyndysy – 2011-1). Aşgabat: Ylym, 2011.
  17. Соегов М. Из опыта реконструкции некоторых пластов лексики языка древних аланов // Актуальные вопросы карачаево-балкарской филологии. Нальчик, 2010.
  18. Соегов М. Как можно восстановить язык древних аланов? // Mahmyt Kashgarly – the Founder of Scientific Turkology. Abstracts of Reports of the International Scientific Conference. Ashgabat, 2008.
  19. Соегов М. К этимологии некоторых личных имен древних аланских правителей // Бронзово-железный век и материально-духовное наследие туркмен. Материалы Международной научной конференции. Ашхабад, 2011.
  20. Соегов М. О древнеаланском апикальном согласном [з (дз)], утраченном в карачаево-балкарском и сохраненном в туркменском языке // Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве. Материалы Международной конференции. Нальчик, 2011. (IV)
  21. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948.
  22. Eberhard W. Çin’in Şimal Komşuları. Bir Kaynak Kitabı. 2. baskı. Türkçeye Çeviren Nimet Uluğtağ. Ankara, 1996.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.