Феномен проектной культуры не только все более привлекает внимание исследователей, философов, историков, теоретиков культуры, методологов проектирования, но и становится одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса. Однако то, что становление проектной культуры происходило в практическо-производственной сфере, порождает при исследовании проектирования и использовании проектной методологии в гуманитарной сфере целый ряд проблем. Так, В.Ф. Сидоренко в статье, посвященной генезису проектной культуры, отмечает, что «институционально проектная культура явлена в проектной деятельности, представляющей сегодня сложную организованную систему взаимодействия различных специалистов, функционально связанную с системами управления, планирования и производства и, в свою очередь, являющуюся особого рода производством проектной документации, в языке которой предвосхищается желаемый и предназначенный к осуществлению образ будущего объекта. вещи, предметной среды, системы деятельности, образа жизни» [1].
Но проектная культура не сводится только к проектной деятельности, поэтому взаимоотношения проектирования с наукой, философией, образованием, искусством, техникой, производством, потреблением, управлением и другими социальными институтами и функциональными системами деятельности выводятся из понимания основного культурного статуса проектирования, его инновационного и культуротвоческого потенциала.
Проблема формирования проектной культуры является актуальной для системы образования, поскольку она, «по сути, прогрессивна, отвечает потребности формирования Нового Качества Человека XXI века жизненно и практикоориентирована, культуросообразна и способствует становлению социальной компетентности субъектов образовательного процесса» [2].
В таком контексте проектную культуру можно определить как «социальнопрогрессивную творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания, при этом являющуюся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия); направленную на преобразование окружающей их действительности; на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности; на всемерное выявление и развитие сущностных сил участвующих в проектировании субъектов» [3].
Обращаясь к механизмам формирования проектной культуры, отметим, что, по мнению В.И. Чернобытова, они включают в себя все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую, проектировочную, воспитательную, образовательную, управленческую в их сложной взаимосвязи [4].
Научно-исследовательская требует разработки теоретических основ самого феномена проектной культуры, выявления признаков личности, овладевшей названной культурой, принципов, закономерностей, условий формирования нового типа культуры, разработки диагностических процедур.
Проектировочная направлена на создание педагогической системы образовательного учреждения, ориентированной на формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса и описание технологии ее функционирования.
Воспитательная ориентирована на специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие коллектива воспитателей и воспитанников с целью формирования у последних проектной культуры и социальной зрелости как обобщенных результатов развития личности.
Образовательная ориентирована на включение технологий проективного образования непосредственно в процесс обучения как по основным, так и по дополнительным образовательным программам.
Управленческая требует принятия организационно-педагогических решений по внедрению проективного образования в жизнедеятельность образовательного учреждения.
Становление проектной культуры опирается на следующие основные концептуальные положения, содействующие рефлексивному освоению субъектами мира культуры и их собственному становлению; ориентация проектирования на те изменения, которые должны произойти в субъектах проектирования, в окружающем их социуме, а не на сам по себе разрабатываемый проект; рассмотрение образования как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности; проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой отвечает идеям целенаправленного преобразования социума, практико-ориентированности и реализуемости;
Личность формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает проектная деятельность. Проектная культура является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности.
Здесь представляется необходимым еще раз подчеркнуть мысль о том, что процесс формирования проектной культуры - если мы действительно хотим, чтобы он вносил глубинные, сущностные изменения в личность невозможен без самоопределения субъектов в гуманистической парадигме, которая на сегодняшний день принята в образовании, осмысления ими понятия «личность», создания условий для овладения проектной культурой. Нельзя не остановиться и на тех условиях, которые делают возможным овладение со стороны личности проектной культурой: мотивация личности на овладение проектной культурой и разработанный комплекс педагогических мероприятий по овладению методологией проектирования; наличие у каждого из субъектов образовательного процесса опыта творческой деятельности; содержание образования, зафиксированное в образовательных программах; организация процесса проектирования как системообразующей деятельности, отражающей специфику моделирования образовательной среды школы.
Хотелось бы подробнее остановиться на рассмотрении первых двух условий. Рассматривая проектирование в самом общем смысле как идеальное промысливание, конструирование и практическое воплощение того, что возможно, или того, что должно быть. А значит, проектная деятельность оказывается состоятельной в той мере, в какой в ней учтено потенциальное самоопределение субъектов образования, включающихся в реализацию этого проекта.
Таким образом, базовым основанием проектировочного процесса как целенаправленного способа изменения педагогической действительности является ценностно-смысловое самоопределение его субъектов, что требует от них не только включения в алгоритм проектировочного процесса и формирования уникальной системы мотивации каждого из участников этого процесса. Процесс формирования проектной культуры личностно значим. Личность, овладевшая проектной культурой это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.
Конструирование и проектирование деятельности предусматривают:
- умение проектировать содержание будущей деятельности;
- умение проектировать систему и последовательность собственных действий;
- умение проектировать систему и последовательность действий иных участников проектировочного процесса.
Осознание, формулирование и творческое решение задач включает в себя умения:
- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
- выразить проблему в конкретной задаче;
- выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;
- ясно видеть несколько различных возможных путей и мысленно выбрать наиболее эффективный;
- распределить решение на «шаги» в оптимальной последовательности.
Опыт методологической рефлексии включает:
- самоанализ, включенный в непосредственную проектировочную деятельность и осуществляемый в ходе проектировочного процесса: самонаблюдение, самоконтроль, самооценка;
- самоанализ ретроспективного типа, обращенный в прошлое;
- самоанализ прогнозирующего типа, обращенный в будущее: самопредвидение, самообязательство, самоотчет.
Как уже отмечалось выше, важной задачей становления проектной культуры является формирование определенной системы умственных и практических действий. Она необходима для осознанной самостоятельной работы, включающей выбор целей деятельности, методов их достижения и оценку полученного результата. Иначе говоря, каждый из субъектов образовательного процесса должен быть подготовлен к тому, чтобы индивидуально или в составе группы разработать и осуществить определенный проект. Результаты этой проектной деятельности должны иметь продуктно-ориентированный характер, то есть фиксироваться в виде описания целей, методов и условий их достижения с учетом педагогической, экономической, экологической и социальной целесообразности, а также в виде результата этого проекта осуществленной деятельности, дающей полезный педагогический результат. Совокупность всех этих рабочих и уточненных материалов, а также осуществленной деятельности и есть проект, по которому должен оцениваться уровень овладения проектной культурой.
Рассматривая становление проектной культуры как процесс, мы пришли к выводу о необходимости моделирования указанного процесса для проверки на практике теоретических положений и обоснованности наличия тех или иных компонентов в структурно-функциональной модели проектной культуры личности.
Процесс становления проектной культуры– это непрерывный, сложный динамический процесс, определяющийся в большей мере активностью самого человека, его субъектной позицией. Предполагается поэтапное его осуществление на основе комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, единства теоретической и практической подготовки и направленности на последовательное развитие всех компонентов проектной культуры.
Педагогическое взаимодействие в данном процессе рассматривается как сочетание приемов педагогической поддержки со стороны преподавателя, обеспечивающей успешность усвоения знаний и умений в процессе работы над проектом; позволяющей актуализировать и развивать внутренний потенциал личности обучающегося, который самоопределяется в ценностно-смысловой сфере, находя личностный смысл в проектировании, способствующем повышению его общей культуры.
В основу модели становления проектной культуры учащихся были заложены принципы: культуросообразности, комплексности и социальности; кроме того, мы использовали личностно-деятельностный и системный подход к образованию и воспитанию. Руководствуясь логикой построения педагогической модели, мы представили ее в виде взаимосвязанных структурных элементов. Целевой комплекс модели отражает прогнозируемые результаты процесса становления проектной культуры учащихся. Структура содержания имеет обязательный минимум дидактических единиц, интегрирующих тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала. Основанием процесса становления проектной культуры является субъектная позиция учащегося, которая подразумевает личностную значимость процесса и результатов проектирования, творческую активность в проектной деятельности.
Динамическая природа процесса становления проектной культуры учащегося рассматривалась как поэтапный переход из одного состояния в другое, отличающееся своими функциями в решении задач становления личности учащегося. В данном целостном и непрерывном процессе мы условно выделили три этапа (установочный, проектировочный, продуктивный). Каждый компонент проектной культуры на определенном этапе наполняется различным содержанием, характеризуется развитием и формированием системы отношений, личностных качеств, а также получением определенной суммы знаний, выработкой умений и навыков.
На установочном этапе учащимся дается мотивационно-ценностная установка на актуальность и значимость проектной деятельности в современной культуре, его проектной и творческой сущности, необходимости его изучения для профессиональной самореализации. На данном этапе происходит дифференциация учащихся по уровню сформированности проектной культуры, которая позволяет преподавателю наметить пути и средства формирования проектной культуры, а учащимся самоопределиться в выборе индивидуальной траектории получения образования.
На проектировочном этапе учащиеся продолжают изучать основы педагогического проектирования в процессе освоения элективных курсов и выполнения проектных заданий.
Третий этап (продуктивный) характеризуется активной самостоятельной деятельностью учащихся по разработке и реализации педагогических проектов.
Проектная культура учащихся должна формироваться не отдельными предметами, а целостной образовательной средой, где преподаватели и учащиеся являются коллективом единомышленников, воспроизводящих и творящих культурное, эстетически организованное пространство образовательного учреждения.
Выделенные компоненты проектной культуры проявлялись в разной степени выражения в поведении и отношениях учащегося, что и нам позволило представить уровни сформированности проектной культуры личности как совокупности личностных проявлений и обозначить их как начальный, тактический и стратегический. Оценка уровня сформированности основ проектной культуры учащегося проводилась по критериям, которые отражают характеристику компонентов проектной культуры студента, а именно:
- интеллектуальный – знание особенностей своей личности; проектных методов, умение пользоваться ими в процессе проектной деятельности; владение знаниями, умениями, навыками по основам композиции, методами дизайн проектирования;
- социально-целевой – увлеченность различными видами искусства и творчества, адекватная степень их понимания; высокий уровень коммуникативных и информационных умений; вовлеченность в творческую, проектную деятельность, проявление инициативы;
- нравственно-оценочный сформированность ценностных ориентаций и норм поведения; положительное отношение к окружающим, обучению, проектной деятельности; способность осуществлять рефлексию своей деятельности;
- деятельностно-волевой – способность к самореализации, целеустремленность, ответственность, активность.
Разработанная технология становления проектной культуры учащихся, достаточно эффективна, ее результатами является творческое развитие учащегося, сформированность его коммуникативных и организаторских способностей, информационных умений, субъектной позиции, ценностно-эстетического отношения к среде жизнедеятельности, повышение качества профессиональной подготовки и, как следствие, повышение уровня проектной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
- Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии, 1998. – № 3. – С. 86–99.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996, 344 с.
- Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань, 1995. 31 с.
- Чернобытов В.А. Педагогическое проектирование как акмеологическая технология педагогического образования – проект кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена «Твои вершины». – 2004.