Возможности групповых форм психологической помощи для актуализации транскоммуникативного потенциала личности

Современные методологические подходы подчеркивают актуальность и эффективность использования групповых форм, применяемых в психологической практике. Основным инструментом психологического воздействия здесь выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы ее участников за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики.

На сегодняшний день в психологической практике можно выделить четыре основных типа форм групповой работы, главной задачей которых является трансформация (преобразование) жизненных проблем человека.

  1. Групповая терапия основывается на медицинской модели оказания психологической помощи. В связи с этим, ее основной целью является «лечение», или восстановление психического здоровья; она ориентирована на тот контингент, который обращается за помощью для облегчения психического напряжения. Участники терапевтических групп обычно называются «пациентами», поэтому терапевт относится к ним как к «больным» людям с «нездоровым» поведением.
  2. Группы самопомощи – сознательно игнорируют профессиональную систему руководства. Такая форма групповой работы ориентирована на людей, которых объединяет общий симптом, опыт переживания похожих жизненных событий или проблемных ситуаций. Группы самои взаимопомощи являются достаточно распространенным методом в организации психологической помощи людям, страдающим разного рода зависимостями.
  3. Группы тренинга и группы встреч связаны с обращением к человеческому потенциалу и внутренним ресурсам личности. Такая форма групповой работы предполагает профессиональный подход к реализации принципов и механизмов, определяющих личностный рост человека. В отличие от групповой терапии, центрирующейся на психологическом заболевании и статусе пациента, или от групп взаимопомощи, это направление групповых занятий является доступным для тех, кто стремится к личностному росту и развитию.
  4. Группы повышения сознания практикуют непрофессиональный подход, ориентируясь при этом на систему взаимного контроля. Основным связующим механизмом здесь является какая-либо общая социальная или психологическая особенность, характеризующая большие группы людей – пол, возраст, национальность, этническую принадлежность, политические или религиозные убеждения и т.д., допускающая широкий спектр индивидуальных особенностей.

Уникальным феноменом, синтезирующим в себе многообразие психотерапевтических принципов и групповых подходов, рассмотренных выше, является система групповой самои взаимопомощи, базирующаяся на принципах группового психотерапевтического процесса. Ярким примером феноменологии групповой формы взаимопомощи является модель психолого-терапевтической помощи, основанной на методологии программы «12-шагов» Всемирного Сообщества Анонимных Алкоголиков. Программа была написана в 1938 году самими алкоголиками, которые смогли обобщить свой собственный опыт, обогатив его некоторыми специальными знаниями, с тех пор она существует в неизменном виде. Практический опыт реализации этой программы широко описан в трудах западных и отечественных специалистов (J. Njwihski, S. Васег, К. Carol, 1994; Kulewitcz, 2004; Д. Пита, 2004; Т.Т. Горский, 2003; Барцалкина В.В.,1994; Н.Н. Иванец, 1997; В.В. Батищев, 2000; Воронович Б., 1999; О.В. Зыков, 1999 и др.).

Распространенность данной программы демонстрируют следующие данные: в США около 70% медицинских центров по лечению зависимости используют в той или иной мере программу Анонимных сообществ в своей структуре оказания лечебной помощи, еще 20% рекомендуют своим пациентам после завершения стационарного лечения посещать группы взаимопомощи Анонимных Алкоголиков (АА) и Анонимных Наркоманов (АН). В Западной и Восточной Европе, России также достаточно распространены программы, использующие принципы «12 Шагов» [1].

Существенную роль в создании Сообщества АА сыграл доктор Уильям Д. Силкворт, огромное влияние на формирование Программы Сообщества АА оказали взгляды Карла Густава Юнга и философа Уильяма Джеймса. В основе идеологии подхода АА лежит представление, согласно которому химическая зависимость (алкоголизм и наркомания) является неизлечимой хронической болезнью, при которой алкоголик или наркоман, тем не менее, может начать выздоровление, под которым понимается не собственно воздержание, а процесс личностного роста, который невозможен без межличностного взаимодействия с окружающими и групповой коммуникации в целом. В основе выздоровления по этой программе находится коммуникация, во время которой в группе снимаются защиты, химически зависимый, видя себе подобных и не чувствуя привычного в обычном окружении осуждения, не стремится выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Проявляется значительное снижение защит, стремление к самораскрытию, чему сопутствуют особые эффекты катарсиса и инсайта. Происходит изменение отношения к болезни как к распущенности, отсутствию силы воли, вредной привычке. Идентификация с членами группы позволяет расширить собственную картину болезни. Расширяются поведенческие паттерны, которые могут быть полезны в реальной жизни.

Сообщество Анонимных Алкоголиков является альтернативным кругом общения, что при условии эмоционально тёплого и поддерживающего отношения окружающих способствует более успешной, чем раньше ресоциализации.

Таким образом, суть программы можно свести к следующим основным моментам:

  1. Признание наличия проблемы.
  2. Поиск выхода и принятие решения.
  3. Самоанализ и исповедь.
  4. Проработка личных недостатков.
  5. Налаживание социальных связей.
  6. Передача своего опыта другим.

Существует еще один ряд общих принципов, характерных для психотерапевтических групп:

  1. Облегчение выражения эмоций.
  2. Появление чувства принадлежности к группе.
  3. Возможность, а иногда и обязательность самораскрытия.
  4. Опробование новых видов поведения как в группе, так и вне ее.
  5. Разрешенное групповое осуществление межличностных сравнений, выражение своего мнения по любым вопросам и проблемам, решаемым во время занятий.
  6. Разделение с назначенным (избранным) лидером ответственности за руководство группой (Lakin, 1975).

Для групповых собраний АА характерны те же терапевтические преимущества, что и для любой формы групповой терапии, направленной, прежде всего, на изменение стереотипных установок личности, а также ее внутреннего состоянияОсновополагающие принципы, характеризующие групповой процесс, прослеживаются во многих психотерапевтических школах и в группах Анонимных Алкоголиков. Психотерапевтическая аналогия проявляется во многом и, в первую очередь, в возможности получения членом группы «обратной связи» в условиях коммуникативного, межличностного взаимодействия с другими членами группы. Другим важным фактором психотерапевтического содержания движения АА является принцип поддержки, который предполагает, что люди, имеющие одинаковые проблемы и проживающие схожие жизненные события и ситуации, способны лучше понять и помочь друг другу.

Группа помогает значительно облегчить процесс самоисследования, обеспечивает своим членам необходимое внимание, участие и принятие в ходе раскрытия своей личности. Также в групповой работе по принципу АА практикуется интенсивное изучение основ духовно-ориентированной программы «12 шагов», что дает возможность использовать эту программу как инструмент своего дальнейшего выздоровления и формирования активной жизненной позиции, т.е. установки на непрерывный личностный рост и развитие, так как остановка в процессе восстановления ведет к возврату зависимого (наркотического, алкогольного или иного) мышления и, зачастую, к срыву.

Подводя итог анализу феноменов групп самои взаимопомощи, основанных на принципах программы АА, следует заключить, что программа «12 шагов» после апробации нашла применение и в других видах групп взаимопомощи. Во всем мире существеют огромное количество таких групп. Например, существуют группы Анонимных наркоманов с 1953 г., Анонимных игроков с 1957 г., Анонимных обжор с 1960 г., Анонимных эмоционалов с 1971 г., Анонимных должников с 1976 г., Анонимных никотинщиков с 1985 г., а также группы созависмых с 1984 г. Также существуют группы Анонимных астматиков, суицидентов, людей, имеющих проблемы в семье, страдающих мигренью и т.п. Все эти факты свидетельствуют об универсальности и широкой распространенности групп самои взаимопомощи, работающих по принципам программы «12 шагов».

Рассмотренная модель «12-шаговой программы» соотносится в некотором смысле с идеями коммуникативного подхода и концепцией транскоммуникации В.И. Кабрина. В рамках данной концепции, как и в программе «12 шагов», коммуникация выступает основным интегрирующим критерием, определяющим процесс становления личности и ее дальнейшее развитие. В концепции транскоммуникации личность понимается как «встреча человека с миром» (Кабрин В.И.), «личность рассматривается как субъект и внешнего (межличностного) и внутреннего (духовного) пространства коммуникативного мира, в котором она поддерживает и развивает коммуникативные и ментальные структуры своего Я» [2, c. 37]. Поскольку личность имеет коммуникативную природу, то основными интегральными характеристиками личности становятся коммуникативность и коммуникабельность, которые успешно могут развивать в групповых видах деятельности. Становление личности как «транскоммуникативный» процесс связан с такими категориями как Энергия, Информация, Пространство и Время, которые представляют собой сложные, специфичные механизмы разнопорядковых, разнокачественных миров. Иерархия этих миров (органического, индивидного, личностного, культурного) наиболее ярко проявляется в личностном росте [Кабрин В.И., 2005].

В процессе реализации практических идей концепции транскоммуникации нами была адаптирована форма работы группы взаимопомощи применительно к учебному процессу. Таким образом, предметом исследования на данном этапе стало исследование особенностей коммуникативного мира личности студентов первого курса, проживающих ситуацию социальнопсихологической адаптации к новым транскоммуникативным, средовым условиям. Мы полагаем, что проблема адаптации при поступлении и последующем обучении в вузе характеризуется не только социально-психологическими видоизменениями учебной деятельности, но в большей степени связана с динамикой и факторами транскоммуникативных состояний в процессе социализации и личностного развития человека. Средством изучения стал «Метод моделирования коммуникативного мира личности» (ММКМ) В.И. Кабрина, который позволяет реконструировать базовые координаты жизненного мира личности как коммуникативного пространства: коммуникативное пространство (внутреннее и внешнее) и коммуникативное время. В результате мы выявили закономерные особенности, характеризующиеся особым коммуникативным состоянием – коммуникативным стрессом (В.И. Кабрин, 2005). Для студентов первого курса такое состояние является вполне закономерным, поскольку процесс адаптации к новым социально-бытовым (проживание в общежитии), территориально-пространственным (все студенты данной выборки являются жителями села) условиям непосредственно связан с переживанием стресса именно в коммуникативной сфере личности.

В результате контент-анализа нами были сформулированы основные проблемы, характеризующиеся проживанием стресс-коммуникативных состояний студентов первого курса:

Проблема адаптации к новому учебному заведению (вузу) и процессу учебы. Приведем некоторые примеры из сформулированных студентами тем по данной проблеме:

«Не могу привыкнуть к университету, постоянно теряюсь в поисках аудиторий, часто из-за этого вообще не хочется идти на занятия»;

«С каждым днем растет моя неуверенность в себе. Смогу ли я учиться в университете?»;

«Меня страшно бесит, что я не понимаю, о чем говорят преподаватели. Чувствую себя инопланетянином».

«Я так устала от университета и учебы, а еще учиться и учиться».

«Поток учебной информации разрывает мой мозг, я скоро сойду с ума».

«Слишком тяжело учиться, хочу бросить учебу. Боюсь огорчать родителей».

«Все время уходит на учебу и подготовку к занятиям, личной жизни совсем нет».

  1. Проблема адаптации в новой учебной группе. Приведем некоторые сформулированные студентами темы по данной проблеме:

«Все девчонки разные, другие, чужие».

«Мне неприятны некоторые девочки из нашей группы».

«Я серая мышь, в группе никто не обращает на меня внимания».

«Каждый сам по себе. Меня это не устраивает».

«Так скучаю по своим одноклассникам, не могу привыкнуть к девчонкам из группы».

«Тяжело учиться, в группе совсем не с кем поговорить».

Проблема адаптации к общежитию и проживанию в новых бытовых условиях. Приведем некоторые примеры из сформулированных студентами тем по данной проблеме:

«Общага – это кошмар. Я так долго не смогу».

«Не могу жить в общежитии, если родители не снимут квартиру, я брошу учебу».

«В комнате девочки, с которыми я живу, не принимают меня и не хотят со мной разговаривать. Это очень напрягает, не знаю, как быть с этим».

«Тяжелая моральная обстановка в комнате в общежитии, бывает, доходит до драки».

«Девочки, к которым меня подселили, с четвертого курса, требуют, чтобы я мыла посуду и готовила. Боюсь им отказать».

«Постоянно в комнате пропадают вещи и деньги. Не знаю, как быть дальше. Боюсь говорить родителям».

Проблемы общения с юношами, новые знакомства и т.д. Приведем некоторые примеры из сформулированных студентами тем по данной проблеме:

«Так одиноко без любимого».

«Больно из-за разрыва отношений с молодым человеком».

«Моя неуверенность мешает мне знакомиться с парнями, не знаю, как от этого избавиться».

«Подруга увела моего парня. Ненавижу обоих».

«Никто из парней не хочет со мной знакомиться»

«Мой парень меня раздражает. Не знаю, как с ним расстаться».

Проблемы, связанные с личной коммуникабельностью в процессе взаимодействия с новыми, незнакомыми людьми как преподавателями, представителями административных структур, так и другими абитуриентами. Приведем некоторые примеры из сформулированных студентами тем по данной проблеме:

«Ком в горле стоит, когда прихожу в деканат или на кафедру».

«Преподаватель по английскому не любит меня. Постоянно придирается и орет. Не знаю, что теперь делать».

«Я впадаю в растерянность, когда вижу незнакомых людей».

«Страх перед преподавателем».

«Раздражает, когда старшекурсники прикалываются и разыгрывают нас».

«Все на факультете неприветливые, злые, замкнутые. Кроме куратора».

Проблемы, связанные с переживанием стресса по поводу оторванности от дома, семьи, привычной коммуникативной среды. Приведем некоторые примеры из сформулированных студентами тем по данной проблеме:

«Никто меня не понимает, кроме мамы».

«Я сильно скучаю по маме, иногда даже не иду на пару, сижу и плачу».

«Сильно тоскую по дому».

«Скучаю по друзьям, трудно здесь без их поддержки».

«Не могу смириться с разлукой с домом».

«Живу в городе как ребенок, ничего в этом мире не понимаю».

«Скучаю по школе, друзьям, одноклассникам».

Таким образом, становится очевидным, что студенты первого курса переживают некий коммуникативный вакуум, на фоне которого и формируются коммуникативные стресс-состояния. В условиях закрытости психологической системы такие состояния проявляются в неспособности адаптироваться к изменившейся социально-психологической реальности. Формируются различные формы психической ригидности, происходит смещение уровня субъективного контроля с позиции балансирования между интернальностью и экстернальностью в пользу последнего, что может проявляться в конформном, уступчивом поведении, а это, в свою очередь, может являться причиной формирования девиантного, аддиктивного, деликвентного поведения. Таким образом, данная тенденция может породить множество проблем, связанных с динамикой эмоциональных, мотивационных и других внутренних психологических компонентов, непосредственно связанных с процессом развития личности. Такая трансформация личностных конструктов может порождать реверсивную динамику в процессе развития человека как открытой самоорганизующейся системы и может привести, в конечном счете, к деформации многомерного мира человека, к распаду его психологической системы.

Далее решая задачу трансформации (преобразования) стресс-коммуникативных состояний студентов, мы обратились к групповой форме проработки жизненных проблем (обозначенных нами выше студентов), используя при этом базовые терапевтические принципы и механизмы. Современные методологические подходы подчеркивают актуальность и эффективность использования групповых форм, применяемых в психологической практике. Основным инструментом психологического воздействия здесь выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы ее участников за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики.

Мы полагаем, что в групповой работе более эффективно задействуется и раскрывается транскоммуникативный потенциал личности, а также оптимизируются базовые коммуникативные координаты, отвечающие за личностный рост. Уникальность такой формы работы заключается в том, что человек, который переживает транскоммуникативный кризис, находясь в динамике стресс-коммуникативных состояний, стремится уйти в себя, закрыться, эмоционально изолировать себя от внешней реальности. Поэтому новые формы транскоммуникативных состояний, переживаемые личностью в процессе групповой работы, способствуют расширению круга связей с внешним миром и приводят к позитивным изменениям на личностном уровне. Мы считаем, что критерием эффективности здесь является коммуникация, в процессе которой в группе снимаются психологические защиты, человек, видя себе подобных, т.е. людей, проживающих похожие, жизненные события и ситуации, не стремится моделировать у себя социально значимое и приемлемое поведение, а остается самим собой. Идентифицируя себя с членами группы, человек открывается новому опыту, созиданию самого себя, что позволяет ему трансформировать субъективную систему отношений к существующей реальности. Такая тенденция объясняется особенностью жизненного самоопределения, потенциалом, направленностью, самореализацией, самоактуализацией как реализацией внутренних ресурсов и возможностей личности, характеризуя при этом человека как открытую, самоорганизующуюся систему [3].

Для обеспечения процесса трансформации коммуникативного мира личности студентов первого курса мы взяли за основу модель группы самои взаимопомощи и назвали ее группой «Жизненного опыта». Данная группа работала в течение трех месяцев, с интенсивностью встреч – один раз в неделю, продолжительность одного группового сеанса составляла примерно 1,5 часа. Эффективность работы данного вида групп нами была описана выше и подтверждается мировой практикой в сфере оказания психологической помощи.

Передача личного опыта и принятие жизненного опыта других членов группы посредствам вербальной коммуникации является ключевым механизмом в процессе трансформации коммуникативного мира личности в условиях закрытости психологической системы.

Данная форма групповой работы ориентирована на людей, которых объединяет общий симптом, опыт переживания похожих жизненных событий или проблемных ситуаций. Группы самои взаимопомощи являются достаточно распространенным методом в организации психологической помощи людям, переживающим разного рода психологические трудности, в том числе проблемы, связанные с адаптацией.

Таким образом, опираясь на концепцию В.И. Кабрина, мы полагаем, что возможность трансформации коммуникативного мира личности в условиях закрытости психологической системы будет осуществляться за счет транскоммуникативного потенциала личности. Поскольку именно транскоммуникативный потенциал определяет то, насколько личность может в коммуникативном процессе менять свои состояния.

По нашему мнению, эффективность такой трансформации будет выражаться в личностном росте, самоактуализации и самореализации личности. Условием трансформации коммуникативного мира личности (актуализации транскоммуникативного потенциала) личности в нашем случае является группа «Жизненного опыта».

Практическое значение группы «Жизненного опыта»

  1. Группа «Жизненного опыта» направлена на самораскрытие, которое предполагает открытое выражение чувств и мыслей. В группе субъект принимает риск быть самим собой, отказываясь от неадекватных защитных стереотипов, что положительным образом сказывается на его личностном росте.
  2. В группе «ЖО» путем идентификации себя с членами группы предоставляется возможность субъекту увидеть свою роль и позицию в стандартных межличностных ситуациях и глубже понять собственные проблемы и мотивы.
  3. В процессе работы в группе «Жизненного опыта» среди участников возникает ощущение общности, единства, взаимопонимания, необходимости и сопричастности, что положительным образом сказывается на продуктивности коммуникативного опыта, приобретаемого в процессе динамичной работы участников группы.
  4. В ходе работы группы у участников исчезает ощущение уникальности собственных проблем и исчезает установка «мне никто не сможет помочь». Осознав идентичность собственных проблем с проблемами других участников группы, субъект оказывается в состоянии принять помощь от других членов группы «Жизненного опыта».
  5. Трансформация коммуникативного мира личности происходит путем формирования новых форм транскоммуникативных состояний, переживаемых личностью в процессе групповой работы.
  6. В процессе работы в группе «Жизненного опыта» человек открывается новому опыту, созиданию самого себя, что позволяет ему менять систему отношений к субъективной реальности и конструировать новые, эффективные поведенческие паттерны, которые могут быть реализованы в реальной жизни.

Таким образом, группа «Жизненного опыта» – это система групповой самои взаимопомощи студентам первого курса, базирующаяся на принципах группового психотерапевтического процесса.

В основе этой группы находится коммуникация, во время которой в группе снимаются защиты, субъект, видя себе подобных и не чувствуя осуждения со стороны других членов группы, не стремится выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Вследствие этого происходит значительное снижение защит, стремление к самораскрытию, чему сопутствуют особые эффекты катарсиса и инсайта.

В процессе работы в группе «Жизненного опыта» происходит изменение отношения к собственным проблемам и трудностям. Идентификация с членами группы позволяет расширить собственную картину мира.

Непосредственной целью группы «ЖО» является развитие транскоммуникативного потенциала личности студентов первого курса.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Двенадцать шагов и двенадцать традиций. Alcoholics Anonymous World Services, Inc. НЬЮ-ЙОРК. 1989. – 213 с.
  2. Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. – М.: Смысл, 2005. – 248 с.
  3. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко. – Томск: Том. гос. Ун-т, 2005. – 174 с.
Год: 2012
Категория: Психология