Переживание утраченных возможностей

Жизненный путь личности – путь отклоненных альтернатив.

Б.Г. Асмолов

На протяжении жизни человек множество раз сталкивается с ситуацией выбора. Открывающаяся человеку свобода выбора возможностей, обнаруживаемых в процессе его взаимодействия с миром, подразумевает разные возможности, разные способы взаимодействия, а, следовательно, и разное жизненное самоосуществление. Свобода выбора возможностей создает условие для подлинного воплощения самости человека, на что указывает И.О. Логинова.

Выбирая одну из альтернатив, человек, однако, отказывается от другой, что имеет свое отражение во внутреннем мире: утрата альтернатив переживается людьми определенным образом. Ситуация обостряется тем, что общество постоянно развивается, возможности человека расширяются, жизнь объективно предлагает человеку огромный выбор. Сегодня человек намного свободнее и богаче в плане собственных перспектив, чем когда-либо в истории. Соответственно, и утраченных возможностей становится значительно больше. Иногда переживание утраченных возможностей сохраняет свою актуальность на протяжении многих лет, может приводить к изменениям на уровне поведения (аддикции, невротические состояния). В психологической практике такие случаи довольно частые. Переживания, с одной стороны являются проявлением человеческого в человеке, с другой стороны – отвлекают человека от настоящего, заставляют его снова и снова возвращаться в ситуацию прошлых решений.

Ф.Е. Василюк под альтернативами, между которыми совершается выбор, предлагает понимать не различные объекты или способы действия, а существенные жизненные отношения, каждое из которых символизирует особый образ жизни. И. Ялом показывает, что «исключающий эффект альтернатив – одна из фундаментальных причин, по которой решения трудны» [5].

При этом человек «не отпускает» ни одну из альтернатив в связи с их ценностью, особыми смыслами: «жизненные решения дóроги, потому что они сопровождаются отречениями» (И. Ялом), «во внутреннюю структуру выбора как необходимый элемент входит акт жертвования» (Ф.Е. Василюк). Экзистенциальный выбор это особым образом переживаемое отклонение альтернатив, выбор, который человек «не может не делать и вместе с тем не хочет делать» (А.П. Мерсиянова).

По словам А. Бергсона, «поскольку каждый из нас проживает лишь одну жизнь, то он вынужден делать выбор. В действительности мы выбираем беспрестанно; беспрестанно мы и отказываемся от многого. Путь, проходимый нами во времени, усеян обломками всего, чем мы начинали быть, чем мы могли бы стать».

При экзистенциальном выборе, который довольно глубоко представлен в человеке, отвергнутые альтернативы могут быть рассмотрены как потенциальные, нераскрывшиеся личности, включенные в структуру, но незавершенные в своем развитии. По мнению Л.И. Анцыферовой, несостоявшиеся «личности» в определенных условиях способны актуализироваться, достраиваться и приводить к перестройке мироощущения человека, его чувств, самосознания, жизненных установок [1, с. 23].

Экзистенциальный выбор предполагает отклонение одной из альтернативценностей, что представляет собой «малую (психологическую) смерть» человека возможного, которая феноменологически может выражаться в разнообразных переживаниях: «утрата»«прощание»«тоска», «грусть», «вина». Человек свободен в выборе: какую альтернативу отклонить, какого себя возможного «убить», а какому дать «родиться». Делая выбор в экзистенциальном одиночестве, человек несет за него ответственность. При этом вся жизнь человека и мир вокруг него не имеет объективно заданного смысла. Сможет ли человек ответить на вопрос «зачем я совершаю этот выбор и зачем выбираю именно эту возможность», зависит только от него. Каждый раз «решение» человека разворачивает его в сторону того или иного полюса экзистенциальных данностей. Такая своеобразная экзистенциальная нагрузка на человека сопровождается тревогой, которая чаще всего заглушается защитными механизмами, однако в ситуации необходимости принятия важного решения, жизненные данности начинают проступать более очевидно, что и приводит к динамическим процессам [4].

Возможно такое, что в самой ситуации выбора решение было принято довольно легко, но позже, даже через несколько лет человек возвращается к ней и благодаря нелинейности психологического времени наделяет этот выбор признаками экзистенциального [4]. Во-первых, экзистенциальный выбор осуществляется между возможностями, которые не просто способны удовлетворить потребность «здесь и сейчас», а «помечены» именно как ценности. Ценности определяются человеком как альтернативы, то есть исключающие друг друга возможности, и предполагают необходимость осуществления выбора, который человек не может не делать и вместе с тем не хочет делать, так как каждая из альтернатив является ценной, по-своему «дорогóй» (структурный признак экзистенциального выбора). Во-вторых, экзистенциальный выбор влечет за собой качественное изменение, имея соответственно жизнеопределяющее значение, меняя магистраль жизненного пути (функциональный признак). В-третьих, это сопутствующая выбору напряженность экзистенциалов, феноменологически проявляющаяся в актуализации экзистенциальной тревоги, которая, в свою очередь, может трансформироваться в любые другие «посильные» для человека переживания (динамический признак).

Вслед за Ф.Е. Василюком, мы понимаем под переживанием особую внутреннюю деятельность, внутреннюю работу, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией. Продукт работы переживания всегда нечто внутреннее и субъективное – душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание. Процесс переживания связан с процессом поиска нового смысла – смыслопорождением [2].

Рассмотрим в качестве иллюстрации консультационный случай.

На психологическом тренинге одна из участниц заявила о переживаниях, которые беспокоят ее уже больше 20 лет. Речь шла о «первой любви» парне, с которым она встречалась четыре года, но потом резко рассталась с ним в связи с изменившимися у нее вкусами. Спустя годы, она объясняет это появлением в старшем школьном возрасте интереса «к модным вещам и стильным парням». Девушка стала встречаться с другим (своим будущим мужем), молодой человек женился и уехал, с тех пор они не виделись. Информация о нем иногда поступает к ней, так как есть общие знакомые. Участница тренинга пояснила, что в какой-то период жизни она стала много думать о том парне, осознала, с чем связано было ее решение, и стала испытывать чувство стыда и сожаления. Многие свои жизненные решения она принимает исходя из мыслей, что когда-то увидится с тем мужчиной (строго следит за фигурой, много учится). Ей очень важно произвести на него сильное положительное впечатление («Я хочу, чтобы он ахнул!»«Когда я поправилась, мне стало страшно, что именно в этом году он приедет в отпуск и увидит меня такую толстую»). Настоящая семейная ситуация у женщины относительно благополучная, есть проблемы, но несчастной в браке себя не считает. В ходе беседы пояснила, что при ретроспективном эксперименте («кого выбрала бы, если можно было попасть в прошлое на машине времени?») ей трудно сейчас выбрать между мужем и тем парнем. Характер переживания данной ситуации говорит об экзистенциальном узоре. Участие в классическом упражнении гештальт-подхода – «Пустой стул», которое стимулирует проявление эмоций и чувств, показало, что актуальными у участницы являются чувство стыда перед тем мужчиной за ее поступок в молодости, чувство вины за «боль», которую она ему причинила, горечи из-за разрушенных отношений, желание вернуть назад. Женщина плакала, говорила о сильном желании увидеться. При всех рациональных объяснениях («Конечно, ничего уже назад не вернуть, и у меня хороший муж – я не хочу от него отказываться»), чувства говорят о сохранении большой энергии в полюсе отвергнутой в свое время альтернативе. В социальном плане выбор был сделан, в психологическом не сделан до сих пор.

«Проживание» ситуации контакта с мужчиной в ходе гештальт-эксперимента позволило снизить эмоциональную насыщенность, участница осознала свою потребность увидеться с ним и приняла решение осуществить свое желание, чтобы извиниться перед ним в реальности и лучше понять себя.

Данным примером мы хотели показать, насколько глубокими и длительными могут быть переживания утраченных возможностей. Если рассматривать переживание как внутреннюю деятельность, направленную на поиск нового смысла, то данный поиск действительно осуществлялся всю жизнь. В рамках специально организованного процесса, благодаря специальным технологиям, осуществилось смыслопорождение: «Его образ нужен был мне, чтобы держать себя в тонусе, я это делала как бы для него, а иначе – трудно себе представить, что было бы». Таким образом, роль этого мужчины была определена. Благодаря эмоциональной проработке и переосмысления ситуации как когнитивного аспекта переживания, ситуация получила частичное завершение, напряженность данной темы снизилась.

Итак, сделав однажды выбор, человек может возвращаться к нему снова и снова, сожалея об упущенных возможностях. При этом выбранная и реализованная альтернатива может удовлетворяющей, и о своем выборе человек может не жалеть, но исключающий характер альтернатив и необходимость отказа от других возможностей, от другого «пути» сопровождается переживаниями, нередко глубокими и длительными.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. Том 13. – 1992. № 5. – С.12-25.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Издательство Московского университета, 1984.
  3. Клочко Е.В. Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. – Томск: Томский государственный университет, 2009. – 240 с.
  4. Мерсиянова А.П. Основные признаки экзистенциального выбора // Вестник ТГУ: педагогика и психология. № 335 (июнь 2010). С. 153-155.
  5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия [Электронный ресурс]. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – Режим доступа: http://www.psyinst.ru/ library.php
Год: 2012
Категория: Психология