Поликультурность пространства и жизнедеятельности стала неотъемлемой чертой современного мира. Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Интеграционные процессы способствуют тому, что социальная среда подчас кардинально модифицируется уже при жизни одного поколения. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как рост миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Это означает, что идет сложный процесс взаимной адаптации людей, коррекция поведения личности, в соответствии с традициями и привычками инонационального окружения. В широком смысле полиэтническая среда, являясь своего рода способом существования, деятельности и общения людей различных наций и народностей, включает в себя непосредственное окружение личности и представляет собой единство сущности и существования человека и наций, материальных и духовных факторов жизнедеятельности представителей различных народов в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях (5, с. 32).
Н. Шубина связывает будущность России с ее полиэтничностью. Она пишет: «В России проживают представители 147 национальностей, которые относятся к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, свою, нередко сложную и драматическую историю. Все это обусловливает вовлечение представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие и непосредственный обмен информацией между ними» (9, с. 10).
Эту же идею в своих работах актуализирует М.Н. Кузьмин: «Россия представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, по экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру…» (4, с. 8).
Полиэтничностью характеризуются и другие страны СНГ, в частности, в Казахстане проживают около 137 наций и народностей. Восемь национальных групп имеют численность населения более, чем 100 тысяч человек. Более, чем по 10 тысяч человек, насчитывают 20 национальных групп. Надо сказать, что русская и казахская национальные группы являются самыми крупными в Казахстане.
Специфические особенности российского и, в частности, казахстанского социума имеют принципиальное значение для системы образования как одного из главных государственно-общественных институтов, ответственных за организацию общего духовного пространства; духовное воспроизводство, функционирование и развитие целостного общества; подготовку индивида (и поколения) к надэтнической реальности; обеспечение возможности полноценной самореализации каждого индивида независимо от его национальной (т.е. языковой и культурной) принадлежности.
Очевидно, что поликультурное образование – является чрезвычайно важной и перспективной областью современного педагогического знания. На сегодняшний день, аспекты, в которых исследуются проблемы поликультурного образования, чрезвычайно разнообразны и отражены в работах В.С. Болбаса, Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенкова, Г.Н. Волкова, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдова, А.Н. Джуринского, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой, В.И. Матиса, Л.Л. Супруновой, А. Сыродеева, Н. Шубиной и др.
Важной задачей поликультурного образования является формирование культуры межнационального общения подрастающего поколения. В современных условиях интернационализации особенно необходимо формирование культуры межнационального общения как одного из элементов всей сферы отношений. Сущность культуры межнационального общения рассматривается в работах М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой. «… Следует исходить из того, что культура межнациональных отношений – категория общечеловеческих ценностей и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основа – формирование гуманных отношений между людьми, независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Это, возможно, осуществлять в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения… Важно научить детей тому, что нет хорошей или плохой, высокой или низкой, развитой или не развитой культуры. Они просто разные, не похожие друг на друга, имеющие свои достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны» (7, с. 165).
Данная позиция авторов актуализирует необходимость формирования культуры межнациональных отношений на всех этапах взаимодействия в системе отношений учитель-ученик. В этой системе отношений огромную роль играют знания в области национальной культуры и позитивное эмоциональное отношение к ней, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. А.А. Сыродеева пишет: «Коль скоро поликультурен социальный мир, то соответственно, поликультурной является и школьная реальность, во многом представляющая собой его продукт, слепок… Если в атмосфере совместной учебы, школьного общения дети научатся, замечая непохожесть своих одноклассников, не придавать ей большого значения, знать и чувствовать, что она не мешает их дружеским отношениям, то есть большая вероятность, что они пронесут подобную установку по жизни» (6, 65).
«Именно школа, – утверждают Ю. Давыдов и Л.Супрунова, – может привить молодежи правильное представление о многокультурности общества и воспитать человека, способного успешно функционировать в нескольких культурах» (2, с. 123). В поликультурной среде на школу возлагается сложный комплекс задач по воспитанию подрастающего поколения в духе уважения к нравственным истокам, историческому опыту, культурным традициям собственного народа. Через культурную самоиндентификацию открывается путь к познанию и пониманию особенностей других народов. Многоконфессиональность и полиэтничность выдвигают на передний план задачу поддержания толерантных отношений между людьми, принадлежащих к различным конфессиям и этносам.
Весь педагогический процесс в области поликультурного образования направлен на формирование поликультурной личности – личности, ориентированной на изучение других культур через знание своих национальных особенностей. Поэтому основным в поликультурной образовательной среде становится поликультурный подход. Ю. Давыдова и Л. Супрунова отмечают: «Поликультурный подход становится единственно возможным базисом для создания новой всечеловеческой этнопедагогической… парадигмы» (2, с. 124).
В Казахстане проблеме воспитания поликультурной личности в настоящее время уделяется много внимания в различных научных трудах и печати. В условиях приобретения Республикой Казахстан суверенитета многие проблемы во взаимоотношениях между людьми связаны с отсутствием знаний этнических особенностей своего народа и других национальностей, поэтому в Республике возникает необходимость этнопедагогического образования. Оно включает в себя как знание особенностей своего народа, так и знания особенностей культуры других национальностей.
Необходимость этнопедагогической направленности образования ощущается и в сфере музыкального образования школьников, являющейся частью образовательной системы и способствующей, кроме усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств.
В условиях поликультурного Казахстана неоднократно актуализируется идея формирования национального сознания. К вопросу пробуждения национального самосознания обращаются М.И. Рожков и Л.В. Байбородова: «Необходимо возродить национальную школу, развивать национальное самосознание и, тем самым, обеспечить будущее своего народа… Это значит, необходимо поддерживать и развивать в отечественном образовании все то прекрасное, что заложено в национальной идее» (7, с. 164).
Одним из подходов к решению этой проблемы в сфере музыкального образования выступает в Казахстане, так же, как и в России, обращение к национальному фольклору. К фольклору, как средству формирования национального самосознания, обращается Г.Н. Волков, он считает, что «должна быть самостоятельная дисциплина, представляющая все известные жанры – от колыбельных песен до плачейпричитаний» (1, с. 15).
Эта проблема отражена в работах Н. Тусбекова и А. Тюребаевой. А. Тюребаева также пишет: «Чем раньше школьники будут приобщены к миру национальной культуры, тем быстрее будут приобщены к миру интернациональной культуры, тем понятнее и ближе будут для них ценности культур других народов» (8, с. 29).
В содержании музыкального образования Казахстана национальный материал и, в частности, фольклор приобретает важное значение. Неотъемлемой частью мировой культуры является музыкальная культура. Поликультурный подход в сфере музыкального образования как раз связан, прежде всего, с формированием музыкальной культуры учащихся.
Под культурой в данном случае мы понимаем высокий уровень качественного развития духовных достижений. В музыкальных школах на отделении казахских народных инструментов в репертуаре учащихся используется преимущественно казахский национальный материал (кюи, обработки народных песен, пьесы казахских композиторов). На фортепианном отделении, несмотря на то, что в основе репертуара учащихся остаются произведения зарубежных, русских и современных композиторов, учащиеся также регулярно знакомятся и с произведениями казахских композиторов. Исполнение пьесы казахского композитора является обязательным условием выпускной программы для учащихся 7 класса ДМШ. Наряду с этим, пьесы казахских композиторов постоянно включаются в различные конкурсы разных уровней. На вокальном отделении педагоги, учитывая, что контингент учащихся состоит большей частью из детей казахской национальности, стараются подобрать для них казахский песенный материал. Обычно в репертуар детей казахской национальности, кроме распевок и песен различных композиторов, педагоги включают однудве казахские песни. Надо сказать, что музыке других народов, в частности, песенному фольклору других народов, уделяется меньше внимания. Отсюда возникает необходимость в пополнении репертуара детей новым национальным материалом.
Вокальное искусство – наиболее доступный, сильнодействующий, напрямую связанный с эмоциональной сферой человека вид искусства. Пение сопровождает человека с колыбели и является важным средством эстетического воспитания. Пение с детства делает человека богаче духовно, развивает его как личность, и это было известным еще в древности. История вокального искусства и вокального образования уходит корнями во времена до нашей эры. В Египте, Малой Азии, Древней Греции уже тогда существовало художественное пение. В гимназиях Эллады в основе гуманитарного воспитания лежали музыка, пение и танцы. Все это перемежалось атлетикой и было направлено на гармоническое развитие личности молодого человека. Философы средневековья считали, что не уметь петь также стыдно, как не уметь читать (Фома Аквинский).
Воспитательной роли музыки большое значение придавали и средневековые мусульманские философы (Аль-Фараби и др.). В частности, Аль-Фараби считал, вокальную музыку наиболее совершенной и превосходной в музыкальном воспитании. По Аль-Фараби, вокальная музыка «усиливает свое эмоционально-психическое воздействие» на человека (3, с. 49).
Дело в том, что вокальное произведение, в отличие от инструментального, будучи органически связано со словом, несет в себе конкретно-смысловое содержание, вследствие чего, значительно возрастают его воспитательные возможности. Из этого следует, что занятия пением являются прекрасным средством для решения многих педагогических задач и, в частности, интересующей нас проблематике формирования поликультурной личности, то есть личности, сочетающей в себе системные знания в области национальной культуры, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, а, вместе с тем, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному общению. При этом надо учитывать, что вокальный материал, лежащий в основе вокальных занятий, имеет определяющее значение в решении всех основных задач учебно-воспитательного процесса.
Преломляя, таким образом, поликультурный подход в процессе обучения вокалу, можно говорить о формировании у детей национального самосознания и влияния через него на другие аспекты поликультурного образования.
ЛИТЕРАТУРА
- Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. – М., 1978.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики: учеб. пособие для муз. вузов / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1963.
- Кубесов А. Педагогическое наследие Аль-Фараби / А. Кубесов. – Алма-Ата: Мектеп, 1989.
- Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. №6.
- Педагогика межнационального общения: учеб. для студ. вузов / В.И. Матис. – Барнаул: БГПУ, 2003.
- Сыродеева А.А. Поликультурное образование: учеб.-метод. пособие для студ. и препод. вузов. – М.: Мирос, 2001.
- Теория и методика воспитания: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. зав. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос – Пресс, 2004.
- Тюребаева А. Интеграционные процессы музыкального образования в художественном развитии учащихся // В мире музыки. – 2006. – №5.
- Шубина Н. Воспитание поликультурной личности // Воспитание школьников. – 2007. – № 3.