Теоретические основы способов защиты субъективных авторских прав в республике Казахстан и Российской федерации

Статья 27 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) устанавливает что: «Каждый человек имеет право на защиту своих моральных и материальных интересов, появляющихся в результате создания научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является»Это право связано с другим положением ст. 27:

«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, получать удовольствие от искусства, принимать участие в развитии науки и пользоваться достигнутыми результатами» [1]. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭ СКП) – ст. 15 (1) (с), государства участники, ратифицировавшие этот договор, обязаны признать право каждого человека пользоваться «защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными трудами, автором которых он является» [2].

Пакт приписывает государствам – участникам предпринять ряд мер, в том числе такие, «которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры». Бернская конвенция включает положения о защите авторского права. В частности, предусматривается арест копий музыкальных произведений, которые без разрешения правообладателя ввезены в другую страну (ст.13), копий произведений, с нарушением авторских прав, т.е. контрафактных экземпляров (ст.16). Все члены Бернского союза обязуются принять необходимые меры для обеспечения прав на объекты авторского права (ст. 36). Парижская и Бернская конвенция содержат следующее общее положение:

«Каждая страна, являющаяся участницей настоящей Конвенции, обязуется принять в соответствии со своей Конституцией необходимые меры для обеспечения применения настоящей Конвенции». США не были согласными с документами ВОИС и решили издать свой документ под названием ТРИПС.

Появление этого документа привело к трению между ВТО и ВОИС, которые удалось в некоторой мере устранить принятием специального соглашения по сотрудничеству. Основное отличие этого документа состоит в том, что право интеллектуальной собственности перетекает из частного права в публичное. Объясняют они это тем, что не суд должен разрешать споры и защищать права авторов, а государственные органы в лице правоохранительных органов. Это делается в соглашении ТРИПС с помощью мер по обеспечению (enforcement) интеллектуальной собственности. Специально уполномоченные лица по должности (ex officio), которые решают без суда, что произошло нарушение прав на интеллектуальную собственность (на субъективные авторские права), и принимают меры по их предотвращению.

В соответствии с частью второй статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [3]. Защита гражданских прав гарантируется ст. 9 ГК РК [4]. Способом защиты гражданских прав является конкретная закрепленная или санкционированная законом правоохранительная мера, посредством которой производится устранение нарушения права и воздействие на правонарушителя.

Действие авторского права обеспечивается лишь правоохранительной составляющей. По справедливому замечанию Грибанова В.П.: «Субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь декларативным правом». В юридической литературе различают понятия «охрана» и «защита».

Охрана на основе авторского права является, прежде всего, одним из способов стимулирования создания, обогащения и распространения национального культурного наследия. Развитие страны во многом зависит от творческой активности людей. Стимулирование творческой деятельности является важнейшим двигателем прогресса».

Важная роль авторского права в этом процессе подчеркивается в предисловии к Комментариям к Бернской конвенции: «Авторское право составляет важнейший элемент в процессе развития. Опыт показывает, что богатство национального культурного достояния непосредственно зависит от уровня охраны, предоставляемой литературным и художественным произведением. Чем выше этот уровень, тем больше стимул для авторов; чем больше число интеллектуальных творений в стране, чем выше ее авторитет; чем больше произведений литературы и искусства, тем больше возможностей для развития книжной, звукозаписывающей и развлекательной промышленности.

В конечном счете, неоспоримо, что поощрение интеллектуального творчества является одной из основных предпосылок социального, экономического и культурного развития». «Само авторское право и его охрана, однако же, не могут действовать в вакууме. Авторское право не имеет никакой ценности без интеллектуальной творческой деятельности, которая должна поощряться и поддерживаться. Другими словами, охрана авторского права с точки зрения автора охраняемого произведения имеет смысл только тогда, когда автор получает от создания такой работы, но это невозможно без публикации и распространения произведений».

В конце ХIХ и в ХХ в. значительные социальные, экономические и политические изменения, с одной стороны и быстрый прогресс в области технологии – с другой, привели к изменениям представлений об авторском праве. Свобода и расширение круга изданий, постепенное исчезновение феодальных порядков, развитие системы образования, повышения стандартов высшего образования, рост числа университетов, институтов и библиотек, возрастание роли национальных языков, развитие науки и технологии, изменение карты мира и появление новых независимых стран – все это привело к некоторым концептуальным изменениям.

В новой ситуации возникла необходимость обеспечения баланса, когда автор произведения получает адекватное вознаграждение и размер этого вознаграждения не противоречит общественным интересам и потребностям. Именно этот баланс между интересами общества и личности надо соблюдать все более тщательно, особенно в развивающихся странах – и в контексте создания их собственного авторского права и в контексте международной охраны авторского права.

Происходят сплошь и рядом нарушения субъективных авторских прав авторов и иных правообладателей. Самые обычные виды нарушения, это:

  1. плагиат;
  2. контрафакция.

Они оба предполагают тот или иной способ неразрешенного использования произведения, охраняемого авторским правом. Плагиат – означает, что одно лицо чужое произведение выдает за свое собственное. Плагиат (Plagium) с латинского означает похищение человека в рабство, видимо с развитием право, трансформируясь, начало исходить из понимания похищение интеллектуального труда человека, без указания источника заимствования. На практике бывает сложно определить плагиат.

Немецкий философ Гегель по этому поводу говорил: «На предотвращение плагиата оказывает влияние чувство чести, либо чувство чести оказало свое действие, покончило с плагиатом, либо плагиат перестал быть противным чести, и чувство этой противности исчезло».

В Германии исследованием плагиата занимались такие ученые как Dietz Matias, Noe, Hein Helmut-Gunter, Marwitz Mohring, Michaelis Robert, Kastner Klaus и др. По мнению Исуповой И.В. все немецкие авторы едины во мнении, что при плагиате речь идет о заимствовании творческих элементов из другого произведения, при этом плагиат не связан с присвоением произведения, а с нарушением прав в отношении этого произведения, носящих, в первую очередь, неимущественный характер, так как нарушается право автора именоваться автором произведения. Плагиат связан не с присвоением произведения, а с нарушением прав в отношении этого произведения, носящих в первую очередь неимущественный характер, так как нарушается право автора именоваться автором произведения, т.е. нарушается право авторства. Тот, кто присваивает себе идею и первым представляет ее в литературном произведении, не является нарушителем права, так как содержание произведения, сами по себе не охраняются.

Мы полностью поддерживаем данную точку зрению при квалификации плагиата как нарушения субъективного авторского права. Контрафакция это несанкционированное воспроизведение, представление или опубликование произведения любым способ. Другими словами на бытовом языке «подделка». В современном языке все чаще используются два новых термина «пиратство» и «бутлегерство». «Пиратство» означает неразрешенное изготовление экземпляров механических записей или печатных изделий произведения и тайную их продажу. Копирование обложки или оформления бывает настолько искусным, что покупатели (а иногда даже сами изготовители) оказываются сбитыми с толку и принимают подделку за подлинник. Такие нарушения прямо не затрагивают результата творческого труда, но обладатель авторских прав лишается справедливого вознаграждения.

Существенным признаком пиратства является то, что несанкционированные действия совершаются с целью получения коммерческой выгоды. Пиратство очень часто совершается организованно. При этом имеет не только несанкционированное копирование произведения, но также последующие продажа или распространение незаконно репродуцированных копий, что предполагает использование какой-либо формы организованной системы распределения. Потребителю очень часто виден лишь последний этап всего процесса распределения продукта, когда в какой-либо торговой точке скрывается организованное предприятие, которое занимается незаконным репродуцированием охраняемых произведений и распространением их среды населения через сеть таких торговых точек. Хотя пиратство и не новое явление, последние технологические достижения привели к тому, что пиратство приняло устрашающие размеры и угрожает сейчас самим основам авторского права. Первыми из этих достижений являются те прогрессивные средства, которые могут быть использованы для донесения до потребителя результатов интеллектуальной деятельности. Печатное слово все более и более вытесняется аудиои видеозаписями в виде кассет, дисков. К расширению доступных средств записи и передачи различной информации, как правило, нашло также широкое распространение компьютеров.

Система авторского права среагировала на использование этих достижений технологий расширением перечня тех объектов, на которые распространяется авторское право. В настоящее время оно охватывает не только книги, но также музыкальные и художественные произведения, видеозаписи, радиои телепередачи и компьютерные программы. Результаты указанных технологических достижений в области доведения до публики результатов интеллектуальной деятельности являются, без всякого сомнения, полезными для общества в целом. Они обогатили природу взаимоотношений автора с обществом.

Однако одним из «побочных продуктов» этого технологического развития стало то, что увеличился масштаб пиратства в рассматриваемых странах, и уменьшились возможности осуществления контроля со стороны авторов за распространением и использованием своих произведений. Одновременно с успехами в области доведение до публики результатов интеллектуальной деятельности были серьезные достижения и в области разработки средств репродуцирования материальных носителей, результатов интеллектуальной деятельности. Наиболее важными из этих достижений являются:

  1. разработка офсетной технологи печати, а также фотокопировального оборудования;
  2. изобретение магнитной ленты и производство высококачественных и сравнительно дешевых музыкальных проигрывателей, которые позволяют не только прослушивать ранее сделанные записи, но также производить запись музыки и т.п. на концертах, с радиоприемников и т.д.;
  3. изобретение пишущей видео техники, что существенно расширило набор средств, при помощи которых могут быть записаны и воспроизведены фильмы и другая видеопродукция.

Вследствие развития этих средств репродуцирования материальных результатов интеллектуальной деятельности возникла разница в стоимости между осуществлением оригинальной записи третьими лицами. При создании фильма, например, продюсер должен за счет собственных средств и средств его партнеров инвесторов профинансировать работу автора сценария и всех других лиц, которые принимали участие в этой работе – композитора, актеров, вспомогательного персонала. Он должен оплатить аренду площадей и используемых объектов, а также дорогостоящее оборудование, используемое для записи звука и изображения. Но план получения материального носителя, особенно если этим носителем является магнитная лента, дальнейшие копии записи могут быть получены очень легко и при малых затратах.

Таким образом, развитие технологии привело к тому, что лица, занимающиеся пиратством, могут нелегально получить версии оригинального произведения. А так как им не нужно оправдывать затраты на создание произведения, то их копии обычно продаются по сниженным ценам, что подрывает возможности авторов и продюсеров получить справедливое экономическое и моральное вознаграждение за свою работу и оправдать затраты. Пиратство затрагивает интересы всех, кто участвует в создании интеллектуальных произведений, их воспроизводстве и распространении, т.е. сказывается на правах, предусмотренных системой авторского права.

Для борьбы с пиратством необходимо задействовать службу экспертов, которых у нас, к сожалению, малое количество. Но и здесь можно переиграть. К примеру, в Российской Федерации в целях профилактики авторских правонарушений использую таблицу «индексов контрафакции», которая разработала Российская Антипиратская организация в помощь правоохранительным органам и правообладателям, позволяющая без привлечения экспертов самостоятельно выявлять контрафактные экземпляры. Данная таблица включает в себя двенадцать пунктов, наличие хотя бы одной из которых, дает основание считать видеопродукцию, выпущенную в свет с нарушением авторских прав и к таковым относят:

  1. отсутствие полиграфической упаковки;
  2. полиграфическая упаковка оригинальна, имеет дизайн, отличный от упаковки видеопродукции, подвергнутый изъятию;
  3. поддельная полиграфическая упаковка;
  4. отсутствие оригинальной защитной этикетки;
  5. наличие на полиграфической упаковке или диске поддельной либо не соответствующей оригиналу голограммы;
  6. указание на полиграфической упаковке иного, чем в действительности, правообладателя;
  7. отсутствие на упаковке знака охраны авторских или смежных прав;
  8. несоответствие вида и способа упаковки оригинальной упаковке продукции;
  9. несоответствие имеющейся продукции оригинальной;
  10. отсутствие специального тиснения на полиграфической упаковке;
  11. наличие на кассете или диске двух и более фильмов;
  12. иные отличительные признаки, которые могут быть обнаружены при исследовании конкретного объекта.

Также Московский Центр независимой комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий предложил использовать систему критериев по охране компьютерных дисков с программами для ЭВМ от контрафактности по следующим критериям:

  1. наличие на нерабочей поверхности диска изображения высокого качества, что свойственно только лицензионным продуктам;
  2. присутствие на нерабочей поверхности логотипа (товарного знака) производителя продукта;
  3. наличие стандартной картонной (пластиковой) упаковки, имеющей, как правило, качественное полиграфическое оформление с элементами защиты от подделки в виде микропечати, голограммы;
  4. лицензионные компьютерные программы записываются не более одной на каждом диске. Совершенно исключается запись на одном диске программ разных правообладателей, если это коммерческая версия;
  5. наличие, помимо упаковки, приложения к диску в виде руководства пользователя и (или) лицензионного соглашения. Институт «охраны» присутствует всегда, а институт «защиты» наступает лишь тогда когда происходит нарушение прав.

Охрана это установление общего правового режима, опирающегося на весь комплекс правовых норм и деятельности, а защита это совокупность мер, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены. Охрана гражданских прав понимается как совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В это понятие включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. Охрана прав в узком смысле слова, т.е. только те меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении и оспаривании. Эту охрану прав в узком смысле и именуют защитой гражданских прав. Охранительная сторона гражданско-правового регулирования (механизм охраны прав) складывается как бы из трех частей:

  1. непосредственно осязания;
  2. исполнения обязанностей;
  3. обеспечения их исполнения.

По мнению отдельных юристов, элементы охраны неимущественных прав автора содержатся во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года (ст.5 п.2).

В юридической литературе различают также понятия «охрана субъективного права» и «защита субъективного права». При этом уточняется, что охраняются права постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются; защита есть момент охраны, одна из ее форм. Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на весь комплекс правовых норм и правовую деятельность, а защита – совокупность мер, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права либо интересы нарушены или оспорены. Тархов В.А. считает, что охрана каждого права существует постоянно и имеет целью обеспечить его осуществление, не допустить его нарушение. Другие авторы считают, что целью охраны является предупреждение правонарушений, а защиты, восстановление нарушенных прав и устранению причин, порождающих правонарушения. Охрана и защита осуществлялась на протяжении всей истории человечества. Любое демократическое общество уделяет большое внимание защите прав, поскольку институт защиты является неотъемлемым атрибутом правового государства.

С момента обретения РК независимости был взят курс на построение демократического, светского и правового государства, основной ценностью которого является человек, его права и свободы. Существование системы охраны прав объясняется, прежде всего, правонаделением физических и юридических лиц. В систему охраны прав входит подсистема мер защиты субъективных прав, вступающая в действие при их нарушении. Охрана прав и свобод есть состояние правомерной реализации прав и свобод под контролем социальных институтов, но без их вмешательства.

Меры защиты применяются тогда, когда осуществление прав и свобод затруднительно, но права и свободы еще не нарушены. Если права и свободы нарушены, то их нужно не защищать, а восстанавливать. В самом общем виде все средства правовой охраны прав, по нашему мнению можно разделить на две большие группы:

  1. деятельность государственных органов;
  2. самостоятельные действия субъектов права.

Первая группа делится еще на две дополнительные подгруппы: 1) осуществляется органами общей компетенции; 2) осуществляется органами специальной компетенции.

Существует и такая точка зрения, что авторское право охраняет выражение авторских идей в осязаемой форме, а не сами идеи. Авторско-правовая охрана рассматривается как важнейшее средство поощрения творческих усилий авторов и художников и тем самым способствует созданию, обогащению и распространению культурного наследия нации.

Что касается произведений, которые признаются «не охраняемыми» предлагается применять такие критерии как, новизна, авторская индивидуальность (неповторимость), уникальность логики идей. Они способны дать охрану и защиту тем авторским произведениям, которые являются как бы «неохранноспособными». Новизна приобретает принципиальное значение как способ установления первенства одного произведения над другим в том смысле, что при наличии новизны одного оно признается авторским, а у второго его нет. Авторская индивидуальность (неповторимость) тесно связано с новизной и оригинальностью. В. Веинке его называл «печатью индивидуальности».

Признак творчества заключается не, сколько в новизне как познании неизвестного или уникальности как отсутствия аналога, сколько в том, как видит и осмысливает соответствующий факт, явление, обстоятельство конкретный создатель произведенияПроизведение оригинально и новое когда оно индивидуально, неповторимо. Уникальность логики идей это мысленные образы автора, собственно идеи. Язык это непосредственная действительность мысли.

Под идеей в философском словаре понимается зрительный или наглядный образ. В данном случае под идеей понимается сюжет или последовательность действий, в соответствии с Законом оно не охраняется и оно не является по общему правилу нарушением авторского права в виде плагиата.

Но если предположить, что два автора совершенно одинаково написали произведения, используя одинаковые речевые обороты, характеристики героев то это явно плагиат, заметьте независимо друг от друга. И вот здесь для доказательственной базы в защиту автора можно привести «уникальность логики идей», ведь каждый автор пишет характерной ему особенностью, (например, каждый художник рисует по своей технике написания холста). Как явление логика идеи присутствует в каждом произведении. Если говорить об охране прав и его отличии от защиты прав, то критерием отличия является то, что охрана прав имеется уже в силу факта соответствующих запрещающих норм и осуществляется независимо от наличия правонарушений либо иных посягательств на права, то для защиты всегда характерно наличие конфликта и активное поведение заинтересованных управомоченных лиц.

Институт «права на защиту» выступает основанием или условием реализации «защиты права» в общественном отношении, в том числе авторском, урегулированном нормами права, который в общем виде выглядит как представленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его, нарушенного или оспариваемого права или законного интереса. Основанием или условием реализации «защиты права» в общественном отношении, урегулированном нормами права, выступает институт «права на защиту», который в общем виде может быть определен как предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его, нарушенного или оспариваемого права или законного интереса.

По мнению Витрука Н.В., основанием на защиту возникает тогда, когда имеет место любое из приведенных ниже обстоятельств:

  1. неисполнение юридической обязанности, прав или свобод;
  2. злоупотребление правом, препятствующее осуществлению права или свободы;
  3. спор о наличии самого права или свободы.

Данное утверждение в юридической литературе оспаривается. В частности, одни авторы, полагают, что право на защиту это меры государственного принуждения или его возможность, другие авторы считают, что право на защиту это право требовать определенного поведения от обязанных лиц. Защита субъективных авторских прав это защита, прежде всего личных интересов автора. Некоторые ученые выделяют право на защиту как самостоятельное субъективное право, которое в качестве реальной правовой возможности появляется у обладателя регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного гражданского правоотношения. Следующий автор считает, что право на защиту это одно из правомочий субъективного права, но в результате правонарушения оно трансформируется в самостоятельное субъективное право. Следует отметить, что осуществление субъективного авторского права и его защита неразрывно связаны. Защиты права трактуют как деятельность по устранению препятствий на пути осуществления субъективных прав. По мнению Новгородовы Ю.Н., защита права это одно из средств перевода субъективных прав из сферы нравственности в правовую сферу. Другие авторы считают, что возможность требования (притязания) по отношению к обязанному лицу есть выражение самостоятельного охранительного субъективного права (права на защиту), предусмотренного охранительной материально-правовой нормой и направленного на обеспечение реализации субъективного нарушенного права. В юридической литературе принято включать право на защиту в содержание субъективного права.

Субъективное право как юридическая категория означает выраженные в норме права и закрепленные в ней:

  1. свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права;
  2. возможность для индивида пользования определенным социальным благом;
  3. полномочия совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц;
  4. возможность обратиться в суд для защиты нарушенного права.

Мы считаем, что позиция, выраженная в этом мнении, наиболее отвечает смысловой нагрузке этого понятия и наиболее полно отражает это правомочие. Право на защиту порождает правоотношение, именуемое охранительным, тем самым, составляя его содержание в качестве самостоятельного субъективного права. Оно, в свою очередь, подразделяется на меры материально-правового характера (способы защиты права) и меры процессуального характера (формы защиты права). Применительно к материально-правовой защите различают исследования, посвященные форме, способам, мерам, видам и средствам защиты. Защиту права можно определить как предусмотренную законом для борьбы с правонарушениями систему мер, опирающихся на государственное принуждение и направленных на то, чтобы обеспечить неприкосновенность права, его осуществимость и ликвидацию последствий его нарушения. Следует учитывать, что понятие «форма защиты права» является категорией процессуального права, а термин «способы защиты права» материального (регулятивного) права. Под способами защиты понимают предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права.

В числе мер защиты обычно выделяют меры ответственности, для которых типично не только восстановление нарушенных прав, но и обременение правонарушителя в виде возложения дополнительных обязанностей либо лишения имеющихся субъективных прав. По мнению Дюрягина И.Я., содержание «право на защиту», включает в себя два вида возможностей: материально-правовые и процессуальные.

В свою очередь, материальноправовое содержание права на защиту включает в себя:

  1. возможность управомоченного лица использовать дозволенные законом средства принудительного воздействия на правонарушителя, защищать принадлежащие ему права собственными действиями фактического порядка (самозащита);
  2. возможность применения управомоченным лицом в отношении обязанного лица так называемых «мер оперативного воздействия»;
  3. возможность управомоченного обратиться к органам государственной власти и местного самоуправления либо общественным объединениям с требованием понуждения обязанного лица к определенному поведению.

Процессуальное содержание права на защиту составляет:

  1. возможность управомоченного лица самостоятельно урегулировать возникший спор, либо обратиться за защитой нарушенного права в любой компетентный орган в установленной законом форме;
  2. возможность использования управомоченным лицом любых предусмотренных законом процессуальных прав и процедур, установленных для данной конкретной формы защиты права.

Защита субъективных авторских прав в юрисдикционных органах включает в себя элементы материально-правового и процессуально-правового порядка. Это обусловлено тем, что термин «защита субъективных авторских прав» содержит и «материально-правовой, и процессуально правовой смысл, так как специальной терминологии для разграничения защиты в области материальных и процессуальных прав не имеется».

В качестве основных элементов способов защиты выделяют: 1) юридические нормы, регулирующие поведение субъектов в конкретной ситуации; 2) правоотношения, в рамках, которых осуществляются меры защиты субъективных авторских прав и охраняемых законом интересов; 3) акты реализации прав и обязанностей субъектов конфликтной ситуации.

Сущность право на защиту раскрывают на сегодняшний день три сложившихся точек зрения:

  1. Право на защиту выделяют как самостоятельное субъективное право. Оно влечет возникновение нового охранительного права, поскольку возникают новые, не существовавшие ранее правовые возможности.
  2. Право на защиту нематериального блага представляет собой установленную гражданским законом возможность управомоченного лица применять меры правоохранительного характера в целях восстановления (компенсации) нарушенного нематериального блага, принадлежащего данному лицу, или предотвращение нарушения этого блага.
  3. Право на защиту (охранительное право) в качестве реальной правовой возможности появляется у обладателя регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения последнего и реализуется в рамках возникшего при этом охранительного правоотношения.

По мнению Синенко В.С., понимание права на защиту, как составной части субъективного права, является наиболее правильным, т.к. обеспеченность субъективного права возможностью государственного принуждения является его неотъемлемым качеством, необходимо указать, что это качество придает ему такая составляющая, как правомочие на защиту. Именно поэтому в составе любого субъективного права должно находиться правомочие на его защиту, которое и определяет возможности использования средств защиты в соответствии с характером нарушенного или оспариваемого материального права. Также Синенко В.С., считает, что придание правомочию защиты статуса самостоятельного субъективного права является искусственным изменением содержания субъективного права [15, с. 18].

Его защита должна рождаться вместе с ним, и разрыв в моментах возникновения недопустим. А такое положение вещей возможно лишь в том случае, когда право на защиту является составной частью самого субъективного права, наряду с правом на собственные действия, и с правом требовать определенного поведения от обязанных лиц.

Вообще отечественная юридическая наука выделяет три способа защиты прав: гражданско-правовое, административно правовое и уголовно-правовое. Гражданско-правовой способ защиты наиболее эффективен в юрисдикционной форме защиты субъективных авторских прав и законных интересов. Шайкенов Н.А. под законным интересом понимает общественное отношение, урегулированное нормой права, то есть, как общерегулятивное правоотношение.

Классифицируя способы защиты субъективных авторских прав по стадии их применения и применяющему их лицу, Долинская В.В. выделяет следующие виды ее реализации: 1) Самозащита; 2) Применение предоставленных законом мер оперативного воздействия; 3) Обращение к компетентным государственным или общественным органам с требованием применить к правонарушителю меры государственнопринудительного характера, в том числе задействовать механизм юридической ответственности.

Гражданским кодексом Республики Казахстан предусмотрены способы защиты гражданских прав, под которые подпадают и авторские права, но Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г. ст. 49 предусмотрены также способы защиты субъективных авторских прав, которые являются идентичными. В том, что способы защиты авторских прав совпадают с теми, которые перечислены в ст. 9 ГК РК, проблема применения не стоит, поскольку в ГК РК носят универсальный характер и равным образом относимы к любым нарушениям (как договорным, так и внедоговорным), если, конечно, их применение не противоречит существу защищаемого права.

Исходным положением для применения гражданско-правового способа защиты является норма ст. 49 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г., согласно которому за нарушение предусмотренных данным Законом субъективных авторских прав наступает гражданская, уголовная, административная ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Информационная система «Параграф».
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966г. // Информационная система «Параграф».
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Информационная система «Параграф».
  4. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. // Информационная система «Параграф».
  5. Близнец В.А., Леонтьев К.Б. Роль государства в области авторского права и смежных прав. // Российская юстиция, 1999. №11. – С. 10-19.
Год: 2012
Категория: Юриспруденция