Современное общество – это информационное общество. Учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания получить, а затем применить (1, с. 15).
В проекте государственного эксперимента «Развитие музыкального образования РК» на 2007-2011 годы содержание проблемы музыкального образования конкретизировано следующим образом: «Современные социологи и политологи обеспокоены негативными процессами, происходящими в обществе. Одной из причин признана сохраняющаяся многие годы недооценка искусства как средства формирования эмоциональной и нравственной культуры населения. Музыкальное образование в Казахстане имеет богатые и глубокие традиции, но на сегодняшний день нуждается в выработке концепции современного развития на основе синтеза сложившейся национальной образовательной системы и признанного опыта мировых музыкальных учреждений».
Стратегическая политика государства, направленная на решение данной проблемы, заключается в исследовании концептуальных подходов к модернизации музыкального образования. В связи с этим назрела необходимость применения современных образовательных концепций и технологий. Появление авторских программ и методик, стремление многих учителей работать в режиме инновационных идей, проектирование новых форм эстетического воспитания – все это свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании человека, о котором говорили еще выдающиеся деятели образования и культуры, стоявшие у истоков становления отечественной системы эстетического воспитания.
В образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность учителям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; разработка и практическое применение новых идей и технологий, в том числе информационно-коммуникационных (1, с. 33).
Великий венгерский композитор и педагог Золтан Кодай призывал: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей жизни» (2, с. 10). На современном этапе этим «ключиком» являются информационнокоммуникационные технологии, применение которых значительно ускорит процесс освоения музыкальной грамоты.
Компьютеризация и автоматизация во всех сферах деятельности человека предполагает внедрение новых инновационно-коммуникационных и педагогических технологий в учебный процесс. Данное требование и легло в основу создания авторского электронного учебного ресурса – юниты «Школа игры на фортепиано», предназначенной для начального этапа обучения игре на фортепиано.
На сегодняшний день известны около двух десятков общепедагогических технологий, которые могут применяться и в области музыкальной педагогики. В данной работе использованы следующие технологии:
- модульная технология, позволяющая системно и максимально точно отслеживать, оценивать весь ход процесса обучения. При конструировании блоков был учтен весь набор знаний, умений, навыков в аспекте интеллектуального развития, развития исполнительской техники, художественно-эстетического развития учащихся;
- технология проблемного обучения, суть которой заключается в последовательном выдвижении перед учащимся учебных проблем, разрешая которые они активно усваивают знания;
- технология развивающего обучения, ориентирующая учебный процесс на развитие потенциальных возможностей учащихся (выбор индивидуальных программ, определение скорости и количества преподаваемого материала);
- технология укрупнения дидактических единиц, предполагающая работу над частями дидактических единиц, в результате чего складываются определенные блоки, состоящие из освоенных элементов (работа над гаммами – готовые пассажи в произведениях). Они составляют технологическую базу учащегося, на основе которой происходит его дальнейший рост.
В основе юниты система музыкальных блоков. Эта система имеет четко выраженный ступенчатый принцип освоения учебного материала. Подход к проблеме систематизации материала и его последовательного усложнения в данной системе заключается в слиянии задач музыкального и технического развития ребенка, что создает условия для организации комплексного подхода к музыкально – техническому развитию учащегося, включающего:
- формирование музыкально слуховых представлений;
- развитие образно-эмоционального восприятия музыки;
- изучение различных типов музыкального изложения;
- приобретение музыкально теоретических знаний;
- овладение различными видами фортепианной техники.
Предлагаемая система музыкальных блоков решает более широкий круг задач и обладает следующими функциями:
- прагматической, т.к. является системой практического обучения игре на фортепиано;
- прогностической, т.к. открывает новые закономерности и связи в процессе фортепианного обучения.
Цель начального этапа обучения музыке – создание фундамента для дальнейшего развития ученика, развивающее обучение.
Задачи:
- развитие музыкального слуха (высотного, гармонического, динамического, тембрового);
- воспитание чувства ритма;
- организация мышления;
- освоение музыкальной грамоты;
- начальная организация игрового двигательного аппарата;
- воспитание начальных исполнительских навыков;
- формирование основ самостоятельного творчества;
- воспитание направленного внимания;
- формирование навыка концертного выступления;
- развитие индивидуальности;
- знакомство со средствами музыкальной выразительности.
Содержание работы:
- слушание музыки, определение характера, содержания;
- знакомство с ладом, понятие основной высоты звука;
- знакомство с интервалами;
- постановка руки и освоение штрихов;
- игра в ансамбле;
- исполнение индивидуальной программы из произведений различных стилей, эпох, жанров;
- работа над развитием слуха, ритма, памяти;
- подбор детских песен по слуху;
- работа над свободой движений, их слуховой контроль;
Основу структуры юниты составляет система из 9 музыкальных блоков. Основными компонентами содержания юниты выступают:
- информативный компонент изложен с помощью вербального и символического изложения – теоретический материал, иллюстрации и схемы;
- репродуктивный компонент ориентирует на практические действия;
- творческий компонент задается с помощью проблемных заданий;
- эмоционально-ценностный компонент отражает нравственную и эстетическую направленности через формирование у учащихся культуры исполнения.
Основной текст юниты содержит теоретико-познавательный компонент (ключевые понятия и их определения, основные термины, перечень умений, дидактический план), инструментально практический компонент (набор практических заданий для урока и для домашней работы, тренинг умений).
Дополнительный раздел юниты содержит нотное приложение и тесты для самостоятельной подготовки и проверки знаний, список основной и дополнительной литературы.
Освоение одного музыкального блока рассчитано на один учебный час. Однако по усмотрению педагога, возможны временные изменения при изучении блоков. Однако весь материал, изложенный в 9 блоках, должен быть освоен в течение первого полугодия.
К каждому блоку, в соответствии с тематикой, подобран музыкальный материал. В любом из блоков педагог может менять музыкальный материал, исходя из индивидуальных способностей учащегося.
Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащихся музыкальных школ это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат. Поэтому в структуру юниты заложены контрольные уроки, которые, с одной стороны, выполняют контролирующую функцию (степень усвоения теоретического материала и освоения музыкальнотехническими приемами), с другой стороны, дают резкий толчок для дальнейшего всестороннего развития ученика. Контрольные мероприятия могут проводиться в различных формах, на усмотрение педагога.
Дидактический план юниты включает темы и их основные положения:
- Запись музыкальных произведений
- нотоносец, музыкальные ключи, нота, октава, размер, такт, паузы.
- Тон-полутон, знаки альтерации, музыкальные лады, тональность.
- Аппликатура, синкопа.
- Средства музыкальной выразительности – штрихи, динамика. Формостроение – мотив, фраза, предложение.
- Интервал, аккорд. Арпеджио, гамма (натуральная, мелодическая, гармоническая).
- Отклонение, модуляция, транспонирование.
- Музыкальные стили и формы. Перечень умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе занятий с использованием юниты, дается с алгорит-
мом действий:
Умение |
Алгоритм |
Читка с листа нотного текста. |
|
Разбор нотного текста. |
|
Овладение различными видами фортепианной техники. |
|
Формирование музыкально слуховых представлений |
Прослушивание аудиои видео-записей с исполнением музыкальных произведений выдающимися музыкантами мира. |
Образно эмоциональное восприятие музыки. |
|
Ориентация в различных типах музыкального изложения. |
|
Внедрение в учебный процесс данного электронного образовательного ресурса:
- обеспечивает удовлетворение образовательных запросов учащихся через использование компьютерных технологий;
- создает условия для развития нравственных, духовных и профессиональных характеристик личности посредством подбора музыкального материала на основе лучших образцов классической, современной и популярной музыки;
- формирует мотивационную составляющую учащихся в образовательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
- Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007. 352 с.
- Мартынов И. Золтан Кодай. М., 1983. 250 с.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. М.: Владос, 2001, 368 с.