Исследование духовно-нравственной культуры, в условиях глобального духовно-экономического кризиса, детерминировано тем, что в современных реалиях наблюдается увеличение потребительского интереса к жизни, разрушение этнической самобытности, социальная дезадаптация молодёжи. Нравственность - это человечность, связанная с этнопедагогикой, регулирующая поведение человека во всех сферах жизни, закреплена в сознании как норма морали, проявляющаяся как совесть, важнейшая константа этнокультуры, ностальгия по добру.
Основы духовности и нравственности академика Г.Н. Волкова были заложены в семье, продолжались всю его жизнь. Он учился преодолевать самого себя, актуализироваться путём духовных усилий, на основе изучения традиций, педагогической культуры родного и других народов, сформировался как яркая индивидуальность, интересующаяся (помимо научной деятельности), различными сферами человеческих отношений. Признаком духовного здоровья Г.Н. Волкова, является бережное отношения к окружающим людям, окружающему миру.
Духовно-нравственные качества личности академика Г.Н. Волкова, оказывают огромное влияние на формирование молодёжи, на дальнейшее развитие образования и культуры народов, включение в действие глубинных, генетических детерминированных процессов, приобретает статус фундаментальной идеи безопасного развития общества и личности в условиях глобализации.
Все народы, во все времена, имели множество практик, направленных на формирование духа, раскрытие духовно-нравственного потенциала, души (сознания). «Духовность» и «духовное» - глобальные категории различных мировоззрений Востока. Быть духовным, значит быть наполненным, активированным. Духовность основополагающее качество Г.Н. Волкова, свойство его души. Его духовное развитие продолжалось всю жизнь. Это мы видели в его устремлённости к моральным и духовным общемировым и этнокультурным ценностям, в его картине мира, в гуманистическом отношении к явлениям окружающего мира, к людям. Он глубоко изучил учение Будды и Конфуция, учился преодолевать самого себя, актуализироваться путём духовных усилий, учился дальнейшему духовному совершенствованию. По своему мировоззрению, он был последователем Будды, а по результатам труда по значению и вкладу, он сопоставим только с Конфуцием, который настойчиво изучал древность, упорядочивал её, считал, что процесс образования заключается в трансфере духовного наследия, т.е. того нового, что вырастает из глубин старого. Г.Н. Волков на основе изучения традиций, педагогической культуры родного народа, пропагандирует педагогические традиции других народов, разрабатывает и реализует этнопедагогическую основу воспитания народов.
В западной философии, дух состоит из: субъективного духа (в человеческом индивидууме), объективного духа (в «объективных формах» права, морали, религиозных и научных сферах активности) и абсолютного духа (формы общественного сознания: искусство, религия, философия), и соответственно различается в его субъективности, объективации и абсолютности [2, с. 40].
Носителя объективного духа обычно называют личностью, которая гармонизуется, обретает целостность и реализует свои желания, исходя из Духа. Все конечные феномены духа, весь мир культурных ценностей человечества, преемственность поколений и единение людей, находят свой смысл в Абсолютном духе, который провозглашается «окончательной истиной», философией духовной культуры. Носителя абсолютного духа обычно называют индивидуальностью, его основой является духовность, а его истинное «Я», основополагающее качество человека [11, с. 639]. У Гегеля дух проходит стадии субъективного, объективного и абсолютного духа. Абсолютный дух не может быть сформированным, без объективного духа, он должен опираться на него.
Духовность, понимается как отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа, состоящая в стремлении к неким высшим целям индивидуального и общественного развития в соответствии с нравственными нормами, позволяющими жить и оперировать вечными ценностями; взаимосвязана с одухотворенностью, высшим достоянием человеческой души, сердцем личности. [9, с. 239].
Он, помимо научной деятельности, живо интересовался политикой, литературой, искусством, этнографией, другими сферами жизни человеческих отношений. Г.Н. Волков смотрел и в прошлое, и в будущее, мыслил большими расстояниями, большими пространствами, видел связи самых отдаленных во времени и пространстве объектов. У него было немало ценностей, отдаленных от него во времени и пространстве, ради которых он способен затрачивать силу, энергию, здоровье. Широта его кругозора - основа его духовности. «Полнота жизни требует большего, чем просто "Я": ей нужен дух». [12, с. 274].
Нам посчастливилось увидеть его во время духовного подъема, в моменты творческого озарения, максимального проявления его творческого начала, как особого состояния его психики. «Духовной жаждою томим!» (А.С. Пушкин). Духовность - свойство природы Г.Н. Волкова, это системная целостность, включающая: самоанализ поступков и переживаний; стремление к идеалам, достижению целей на основе добра, любви и гармонии.
Проявлением духовности Г.Н. Волкова, признаком его духовного здоровья, является бережное отношения к окружающим людям, окружающему миру. Человек духовен в той степени, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на него ответ. Он говорил: «Я сын честного, настоящего коммуниста, анализируя прошлое, могу сказать, что за всю свою жизнь, я не совершил ни одного бесчестного поступка». Истинное здоровье духа заключается в совершенстве и полноте воспоминаний. [11, с. 725]
В мире духовного Г.Н. Волков, как «публичный интеллектуал», руководствовался сознанием, волей, разумом и мышлением, миром человеческих идей - единым целостным потоком, который составлял его особенность. Духовность - способность ставить цель, проектировать действия, мыслить, является свойством мозга, фактором одаренности, связана с высшим уровнем развития личности.
Основы духовного развития закладываются в семье и условно в этом процессе выделяют несколько этапов [6, с.305]. Чем выше духовное развитие родителей, взаимная любовь, желание иметь ребенка и любовь к ребенку, тем более сильный духовный потенциал они передают душе своего ребёнка. Уже до рождения у ребенка формируется физический, психический, духовный, энергетический потенциал, приобретаются многочисленные способности и таланты, и бесчисленные ограничения. Наследственные факторы, внешняя среда, воздействуют на развитие мозга, на его деятельность в течение всей последующей жизни. В период рождения, происходит встреча ребенка с миром, формируются их взаимоотношения.
После рождения, духовное развитие ребёнка тормозится обществом и системой воспитания, ему просто не дают духовно развиваться, и все усилия социума сосредотачиваются на его физическом и интеллектуальном развитии, духовнонравственное развитие остаётся без внимания. Это период формирования эго (EGO) я, части личности, с которой индивид наиболее полно себя идентифицирует, родители начинают предъявлять ребенку определенные требования и знакомить его с традициями той культуры, к которой принадлежит семья [13, с. 183], закладываются основы духовности и нравственности ребёнка.
Это единение с душой, высшим «Я», наступает у небольшого числа людей и в первую очередь у тех, кто стремится к совершенствованию. У людей с адекватно сформировавшимся эго, формируется суперэго. Содержание суперэго ребёнка, зависит, от содержания суперэго родителей и от тех отношений, которые установились у ребенка с родителями. Чем более тесная эмоциональная связь у ребенка с родителями, тем больше степень идентификации с ними и тем больше в итоге нормы и идеалы ребенка совпадают с нормами и идеалами родителей [13, с. 186.]. Суперэго Геннадия Никандровича формировали: авторитет отца, тепло материнских рук, ее голос, родное слово, песни матери и сказки бабушки. Человек, со сформировавшимся суперэго, воспитанный в духовно-нравственном отношении, сознательно контролирует себя, учитывает интересы других людей, подчиняет повседневность возвышенным целям (Такого человека мы называем интеллигентом).
Духовность всегда нравственна и предполагает целостное развитие человека. Геннадий Никандровнч был талантлив даже в своей скромности, как истинный педагог, он учил и воспитывал ненавязчиво, незаметно для себя и для окружающих, воспитывал своим сердечным, искренним отношением к окружающим, к делу.
Осуществление суперэго или надличностного идеала, как полагали Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте, требует определённого морально-правового порядка не только в обществе, но и в душе человека. У Канта этот феномен обозначен как нравственный императив, как внутреннее, исходящее из совести повеление, которое человек обязан выполнять категорически, не взирая на особенности ситуации, в которой он находится, ни от конкретных условий места, времени и обстоятельств. Он выделил три аспекта нравственного императива [3, с. 196]: «всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех» (основное требование предъявляемое к учителю); «не делать другим ничего такого», что он «не хотел бы претерпеть со стороны других» («Золотое правило педагогики»); не «рассматривать и использовать других людей как средство достижения собственных целей» (не манипулировать людьми даже ради самых высоких целей).
Духовность - высшее достояние человеческой души, питательной почвой которого, является «душа народа», обычаи и традиции этнокультуры, которые передаются от поколения к поколению. Духовный человек - это прежде всего гражданин и патриот, знающий свою собственную культуру, свои истоки, родной язык. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Потеря национальной гордости непременно сопровождается потерей и человеческого достоинства, что неминуемо приводит к падению нравов, к духовному оскудению. [10, с. 375].
Человек, оторванный от национальных духовных корней, - теряет многие духовные и нравственные качества личности. «Нравственность не может не быть национальной, качества: честность, правдивость, трудолюбие, доброжелательность, - это общие схемы нравственной деятельности. Их содержание всегда наполняется национально» [4, с. 122]. «Вне характеристической, особой системы воспитания нет и не может быть народа. Население - явление количественное, народ - явление качественное. Без народной системы воспитания народ перерождается в население, представляющее собой феномен без рода, без племени, без прошлого и без будущего, довольствующего убогим, бездуховным существованием вне своей истории, без национального самосознания и самочувствия [1, с. 59]. Без приверженности духу своего народа вырастают поколения образованных интеллектуалов-грабителей, использующие свой интеллект для личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.
По существу, нравственность — это человечность, но не закрепленная в законе, возникающая и существующая в межличностном общении, связанная с этнопедагогикой, регулирующая поведение человека во всех сферах жизни. Нравственность закреплена в сознании как нравственная норма, норма морали, рассматривается как личностная характеристика, формирующаяся на основе морали - совокупности обязанностей, обязательств и запретов, которые мы добровольно налагаем на себя вне зависимости от ожидаемой награды или наказания и не надеясь ни на что. [5, с. 644].
Моральные нормы проявляются как совесть, «сама себя судящая моральная способность суждения» [3, с. 196], дополнительная гарантия морального поведения, одна из важнейших констант культуры, отраженных в языке. Угрызения совести напоминают ностальгию по добру [5, с. 324.]. «Разрушение совести приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в латентной (скрытой) форме». [8, с. 178].
Природа духовности, нравственности - наиболее актуальная проблема образования, решающая задачи выживания человека как представителя определённого этноса в условиях глобального духовно-экономического кризиса. Воспитание нравственности немыслимо без использования этнокультурных традиций, формирования политики духовно-нравственного воспитания детей, без образования, адекватного потребностям этноса и её отдельных индивидов. Это интенциональное формирование у учащихся морального сознания, развитие духовно-нравственных чувств и выработка навыков и привычек духовно-нравственного поведения, требующее этнокультурной коннотации содержания образования, учебно-воспитательного процесса, которая позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности, условия жизни обучаемого, а также влияние окружающего этносоциума. [7, с. 219].
Защита и сохранение этнокультурной основы образования, духовно-нравственного наследия народов, традиций и нравственных норм жизни; формирование политики духовного и нравственного воспитания детей на основе традиций, имеющих целостный характер и представляющих собой систему нравственных норм. Нравственная личность, оказывает огромное влияние на формирование личности молодёжи, на дальнейшее развитие образования и культуры народов, включение в действие глубинных, генетических детерминированных процессов, выведение этих процессов на уровень выхода из духовно-нравственного кризиса. Воспитание духовно-нравственной личности сегодня приобретает статус фундаментальной идеи безопасного развития нашего общества и личности в условиях глобализации.
Список литературы
- Волков Г.Н. Этно педагогическая пансофия: Монография. - Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2009. - 576 с.
- Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3 т. Т. 3. Философия духа. - M., 1977. - 469 с.
- Кант И. Религия в пределах только разума. СПб. Издание В.И. Яковенко. 1908. - 308 с.
- Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб, Петербургское Востоковедение, 2006. - 624 с.
- Конт-Спонвиль. А.С. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. - M.: Этерна, 2012. - 752 с.
- Корнеенков С. С. Духовное и интеллектуальное развитие в структуре интегральной личности // EuropeansociaiscienceJoiwnal. 2012. № 7 (23). - С.305-314.
- Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования [Текст]: Монография / А.Б. Панькин. - Элиста: Калм. гос. ун-т. 2009. - 380 с.
- Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264 с.
- Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН: Под ред. Г.Н. Скляревской. - M.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 894.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л. Издательство АПН РСФСР, 1948. - 655 с.
- Шопенгауэр А. Собрание сочинений: Мир как воля и представление; О четверояком корне закона достаточного основания / Артур Шопенгауэр: (пер. с нем.). - M.: Престиж Бук, 2011. - 1032 с.
- Юнг, К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе / К.Г. Юнг. - Минск. 2003. - 384 с.
- Юрасова ЕН. Динамика и механизмы формирования нравственности с позиций психоанализа // Нравственность для XXI века: Сб. ст. / Под ред. Ю.М. Антоняна. - M.: Аспект Пресс, 2008. - 288 с.