Творческое наследие Кенена Азербаева

Аннотация

В этой статье автор анализирует творчество известного композитора и исполнителя Кенена Азербаева, который внес большой вклад в становление и развитие казахской культуры и искусства.

Кенен Азербаев (22.06.1884-12.04.1976) - народный акын, певец, композитор.

Заслуженный деятель искусств (1956), народный акын Казахстана (1964). Он родился в Кордайском районе Джамбульской области. Семья Кенена и их родственники жили в бедности из-за чего их прозвали «Бес жалаңаяқ» - «Пятеро босых». Отец Кенена - акын, а мать - певица. Однако нищета и бедность не дали им возможности развивать свое творчество. В семь лет Кенен потерял мать. Маленький Кенен помогал своему отцу Азербаю пасти ягнят и овец бая Ай мена. Свою горечь о тяжелой бедняцкой доле он отражал в песнях, сопровождая игрой на свирели и домбре. Сочинять песни Кенен начал с 10-12 - ти лет. Его первая песня называлась «Ри, қойым!» (крик пастуха, который гоняет овец). В ней он выражал обиду, печаль о своей тяжелой доле:

«Служу, угождаю

Хозяину-баю.

(Сюда, овечки!)

О матери нежной

Весь день вспоминаю...

(Сюда овечки!)

На родичей наших

Надежды напрасны

(Сюда овечки!)

Не нужен им я

И отец мой несчастный...

(Сюда, овечки!)

Песню «Бозторғай» («Жаворонок») - о тяжелой доле простых людей, можно было бы назвать гимном бедняков. Эта песня приносит Кенену Азербаеву широкую известность:

Ты все поешь в небесах

О жаворонок свободный!

А я брожу по земле,

До поздней ночи голодный,

Нет коня у меня,

Палка вместо коня...

Песню «Кекшолак» Кенен посвятил своему бесхвостому коньку, которого подарил ему бай:

Ox-ox, ох-ох!

Чтоб ты издох!

Давай, Кокшолак,

Шагай Кокшолак,

Чтоб на тебя напала

Сибирская язва!

Большую моральную и материальную поддержку молодому Кенену оказал известный кюйши семиречья Еркебай Базарулы, высоко ценивший творческих людей.

Кенен прошел большую творческую школу таких известных акынов, певцов и искусных ораторов как Сарыбас, Джамбул, Кабан, Суюнбай, Шоже, Майкот, Бактыбай, Кулмамбет, Куандык, Ногайбай, Болтирик. Своими наставниками в искустве он также считал киргизских поэтов Токтагула, Калмырзу, Сагымбая, Токпе. Впервые 16-летний Кенен увидел и получил благословение великого Джамбула на асе киргизского манапа Шабдана, на который съехались самые именитые казахские и киргизские акыны, жырши.

Кенен пишет:

Отец слагал песни, и мать была певица -

Я принял дар, мечтал я петь, как птица;

Я стих свой полюбил, и холил, и лелеял,

Но творчеству других не уставал дивиться.

Сарыбас акын-первейший мой наставник.

А Балуан Шолак - кумир мой давний...

При слове Шашубая дух замрет.

Я их ученьем на ноги поставлен.

Благоговел у жизни на пороге,

Джамбул мне встретился на жизненной дороге.

Потом киргизы: Токтогул и Калмырза -

Наставники мои - певцы, акыны - боги!

Кенен Азербаев пропагандировал творчество Балуана Шолака в Семиречье, выучив и исполняя более десяти его песен.

Многие произведения Кенена автобиографичны: поэма «Құдалар», песни «Көпшілік көрсін әнімді», «Бозторғай», «Әңгіме туралы», «Көкшолақ», «Ақ ешкі».

B 1916 году Кенен Азербаев принимал участие в восстании семиреченских казахов. Он пишет боевые песни, призывающие народ к борьбе за свою свободу от царского гнета: «Восстань!», «Шестнадцатый год», «Где ты, родной народ?», «Соловью», «Восстание шестнадцатого года», «Бей, бей баев!», «Песня батраков». Руководителям этого восстания Кенен Азербаев посвятил поэмы «Али батыр», «Кыргызбай».

После подавления восстания и из-за преследований, он был вынужден некоторое время скрываться у киргизов.

Кенен Азербаев, ставший свидетелем многих событий в жизни своей страны, принимал непосредственное участие в строительстве новой жизни.

C надеждой и радостью восприняв Октябрьскую революцию, Кенен Азербаев прилагает все свои усилия по укреплению Советской власти. В 1921 году он был избран в Кордайский ревком, на протяжении семи лет работал председателем аульного совета. В своих песнях акын воспевает великого вождя революции Ленина, Октябрьскую революцию, свободу бедняков и равноправие женщин.

В годы Великой Отечественной войны Кенен Азербаев возглавил агитбригады в аулах. Им были созданы произведения, поднимающие патриотический дух советских воинов, воспевающие мужество и подвиги солдат на фронтах: «Жаурамасын бауырлар», «Кек алу», «Үш батырға», «Майдан - тыл мен мықты», «Майданға ел сәлемі», «Батыр болсаң, Мәліктей бол», «Қуанышты кун», «Біздің Отан жеңеді», «Сүйгенім - ай, күйгенім - ай», «Төрт батыр».

Его стихи воодушевляли воинов на ратные подвиги:

Бросайтесь лавой на врага,

Подняв победные знамена.

Пусть наша твердая нога

Раздавит Гитлера колонны.

Врага, напавшего на нас,

Бесжалостно уничтожайте!

Настало время - в грозный час

За строем строй, за рядом - ряд,

Идите в бой, и стар, и млад!

Известен был Кенен Азербаев и как создатель терме, толгау, поэм в которых воспевал мирную жизнь народа. После окончания войны Кенен Азербаев пишет песни о мирном и созидательном труде советских людей. Несколько произведений композитор посвятил труженикам Балхаша, Чимкента, шахтерам Караганды, рыбакам Каспия, строителям Турскиба: «Радость народа», «Советский народ верит в свои силы», «Пшеница», «Дорогое слово «мир».

Своему наставнику в жизни и творчестве Джамбулу Джабаеву Кенен Азербаев посвятил произведение «Жамбыл-жыр». Он знал наизусть и исполнял известные эпосы «Кобыланды батыр», «Кероглы», отрывки из киргизского эпоса «Манас».

Кенен Азербаев известен и как кюйши. Своим наставником он называл знаменитого семиреченского кюйши Байсерке. Кенен Азербаев создал такие кюи-легенды как «Сары Барпы», «Алып қара құс», «Ботаң қалды, Қарқара- ау!», «Сары шымшық», «Жаудан қашқан өгіз», «Қызыл әскерге», «Құлақ күйі».

Народный поэт Казахстана, член Союза писателей СССР, член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель культуры Казахской CCP Кенен Азербаев оставил огромное культурное наследство. Всего за многолетнюю творческую деятельность им были созданы более тысячи песен и стихов, около двадцати поэм, дасганов и толгау, двадцать айтысов, более двухсот лирико-дидактических посвящений. В издательствах страны были изданы сборники его произведений: «Өлеңдер жинағы» (1947), «Эли батыр» (1951), «Өлеңдер мен дастандар» (1952), «Эндер» (1955), «Өлеңдер мен дастандар жэне эн текстері» (1961), «Өмірімнің әндері» (1961), «Шығармалар жинағы» (1967), «Аңыздың сыры» (1969), «Алатау шыңы» (1974), «Кенен Әзірбаев» (1984), «Шырқа дауысым» (1984), «Тау мен дала жырлары» (1984), «Шығармалар» (2017). Многие произведения Кенен Азербаев исполнял на киргизском языке, внося тем самым вклад в укрепление культурных связей между двумя народами. Его имя ставили рядом с именем Джамбула Джабаева.

Бессмертные произведения Кенена Азербаева будут передаваться из поколения в поколение.

Заключение

В данной статье автор анализирует творчество известного композитора и исполнителя Кенена Азербаева, внесшего большой вклад в становление и развитие казахской культуры и искусства.

 

Список литературы:

  1. Азербаев К. Сборник произведений. Том 5. Алматы: Келешек, 2017.
  2. Жубанов А. Жизнь и творчество казахских композиторов. Алматы: Казахское объединенное Государственное издательство, 1942.
  3. Сейдимбек А. Азербаев Кенен. Астана:Фолиант, 2010.
  4. Мырзатай Жолдасбеков. Алатаудың ақиығы. Асыл арналар. I том.Астана: «КҮЛТЕГІН», 2012.
  5. Жолдасбеков Мырзатай. Бұлбұл еді, дүлдүл еді Кенекең. Шіркін, дәурен. VI том. Астана: «Күлтегін», 2012.
Год: 2019
Город: Атырау
Категория: Культурология