Аннотация
Успешность дирижерско-хоровой деятельности будущего учителя музыки является обучение его целому комплексу психолого-педагогических механизмов, лежащих в основе общения дирижёра и участников хора. В теории и практике различают следующие стили руководства авторитарное управление, демократичное управление и либеральное (пассивное) управление. Выбор индивидуального стиля руководства коллективом является одной из важнейших задач для будущего дирижера.Исполнительские типы хоровых дирижеров: эмоциональный, рационалистический и интеллектуальный. Проведенный анализ по проблеме обучения дирижерско-хоровой деятельности будущего учителя музыки позволил по-новому взглянуть на структуру ее организации.
В статье рассматривается дирижерско-хоровая деятельность будущего учителя музыки. Представлены элементы дирижерско-хоровой деятельности; рассмотрены основные психологические требования, предъявляемые к руководителю хорового коллектива; приведена классификация стилей управления хоровым коллективом; выделены исполнительские типы хоровых дирижеров.
Большинство исследователей, занимающихся данной проблемой, определяют дирижерско-хоровую деятельность как художественно- творческий процесс, результат которого проявляется в форме художественной интерпретации и материализации в живом звучании замысла композитора [1, 2].
Во многом, определяющим успешность дирижерско-хоровой деятельности будущего учителя музыки является обучение его целому комплексу психолого-педагогических механизмов, лежащих в основе общения дирижёра и участников хора. Следует отметить, что вооружение знаниями, умениями и навыками в процессе дирижерско-хоровой подготовки будущих учителей музыки не должно сводиться только к освоению предметов дирижерско-хорового цикла, а иметь направленность на развитие интеллектуально-нравственных, мировоззренческих и др. качеств, необходимых будущему хоровому дирижеру. В обучении необходимо также учитывать индивидуальные особенности студентов, их мотивацию учебной деятельности, а также общие и специальные способности.
Дирижерско-хоровая деятельность состоит из следующих элементов, с помощью которых осуществляется деятельность дирижером: мотивы, побуждающие хорового дирижера к деятельности, цели и результаты, на которые направлена деятельность, средства.
Одним из важнейших требований к дирижеру составляет его умение создавать сплоченный хоровой коллектив, который отличает единство во мнениях, взглядах и установках его участников.
Другим качеством, характеризующим руководителя хора, является чувство ответственности, с которым он должен относиться к своей профессии, к проблемам, связанным с этическими и нравственными вопросами в коллективе, с умением быстро ориентироваться в возникающих вопросах взаимоотношений с коллективом и каждым его участником. Дирижер должен принять на себя ответственность за создание творческой атмосферы и условий, способствующих максимальному раскрытию способностей каждого его участника.
Во взаимодействии дирижера с хоровым коллективом выявляется множество его социально- психологических особенностей.
В теории и практике различают следующие стили руководства:
- авторитарное управление: руководитель сам принимает решения, на подчиненных воздействует, главным образом, приказом, распоряжениями, которые не подлежат обсуждению;
- демократичное управление: руководитель активизирует группу на общую разработку решений и коллективную их реализацию, организует систематический обмен информацией, мнениями, на подчиненных влияет убеждением, советами, доказательствами;
- либеральное (пассивное) управление: низкий уровень требований к подчиненным, главные способы влияния на них просьба, информация.
В психологии вопросами типологии стилей руководствазанимались такие исследователи как К. Левин, Д. Мак-Грегор, Ф. Фидлер, Т. Митчелл и Р. Хаус, В. Врум и Ф. Йеттон и др. Стиль управления психологами рассматривается как устойчивая совокупность личностных и социальнопсихологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив) [3, с. 161].
В педагогике Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров определяют стиль руководства как«типичную для лидера (руководителя, педагога) систему воздействия на ведомых (подчиненных, воспитанников); относительно устойчивую систему практических действий, руководителя определяемую способами решения стоящих перед ним задач и совокупностью личностных качеств» [4].
У дирижеров либерально-безвольного стиля В.Ф. Чабанный отмечает вялость, неспособность к волевому педагогическому воздействию, расплывчатость целей и задач, невыразительность и многословность речи, медлительность и проявление черт флегматического темперамента.
Руководители хора авторитарно-рационального типа отличаются последовательностью и целенаправленностью в своей профессиональной деятельности, направленной в большей степени на утверждение своей личности или своего успеха. Исполнительская техника у дирижеров данного типа представляет собой набор эффектных приемов, как правило, не связанных с глубоким постижением замысла авторов хорового произведения.
Работа с хоровым коллективом дирижеров отличается эмоциональностью, часто импульсивностью и непредсказуемостью, нередко эмоциональными вспышками в ответ на допущенные ошибки участниками хора.
Наиболее эффективным В.Ф. Чабанный считает творческо- демократический стиль управления хоровым коллективом, который характеризуется им органичным сочетанием мышления и чувства, развитостью воображения. Отношения дирижера с хоровым коллективом отличаются доброжелательностью, уважительностью и деликатностью. Между руководителем и коллективом устанавливается демократическая атмосфера, при которой сохраняется между ними необходимая дистанция и высокий авторитет дирижера. Создаются возможность продуктивного руководства хором и благоприятные психолого-педагогические условия творческой деятельности [5].
Выбор индивидуального стиля руководства коллективом является одной из важнейших задач для будущего дирижера.
Под стилем руководства дирижера хоровым коллективом мы рассматриваем совокупность устойчивых и взаимосвязанных черт профессиональной деятельности дирижера, отражающих его способность, умение и готовность управления хоровым коллективом, обеспечивающих единство творческого, педагогического и нравственного процессов в решении поставленных исполнительских задач.
По мнению В.Л. Живова, стиль управления дирижера хоровым коллективом находится в зависимости от его типа нервной системы и темперамента, в связи с чем ученый считает правомерным введение понятия «исполнительский тип» [2, с. 240].
На основе учения И.П. Павлова о типах нервной деятельности и теории исполнительских стилей он выделяет следующие исполнительские типы хоровых дирижеров:
- эмоциональный;
- рационалистический;
- интеллектуальный.
Для эмоционального типа хоровых дирижеров он считает характерным преобладание эмоционального начала, иногда при недостатке техники, импульсивности, взрывчатости, стихийности, творческой смелости, часто опирающейся на субъективное ощущение, интуицию.
У дирижеров рационалистического типа В.Л. Живов отмечает объективизм, строгую логику исполнительского замысла, умение сооружать из тщательно отделанных деталей прочные и монолитные конструкции, минимальное присутствие импровизации во время концерта.
Исполнение дирижеров интеллектуального типа характеризуется обоснованностью и логичностью, глубиной и проникновенностью интерпретации, отсутствием стихийности.
Следует отметить, что кроме типологического и индивидуального стилей руководства, на практике существует множество психологопедагогических принципов и приемов управления, которые следует использовать будущему учителю музыки в своей дирижерско-хоровой деятельности. Наиболее распространенными являются такие способы воздействия на коллектив как внушение, убеждение, подражание, побуждение, требование, комплимент, похвала и др.
Заключение:
Проведенный анализ по проблеме обучения дирижерско-хоровой деятельности будущего учителя музыки позволил по-новому взглянуть на структуру ее организации, определить ключевые моменты, воздействуя на которые можно стимулировать готовность хорового дирижера к созданию психологической общности участников хора, характеризующуюся сплоченностью, совместимостью, сработанностью и благоприятными психолого-педагогическими условиями совместной творческой деятельности.
Список литературы:
- Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Музыка» и учащихся педагогических училищ по специальности «Музыкальное воспитание». M.: Просвещение, 1990. С. 159
- Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. M.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2003. С.272
- Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. M.: Издательство РАГС, 2004. С. 161
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. С.448
- Чабанный В.Ф. Стили управления любительским хоровым коллективом: учебное пособие / В.Ф. Чабанный. СПб.: СПбГИК, 1992. С.55