Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Антропоцентрическая философия Имадеддина Насими

Аннотация

Данная статья посвящена анализу философских идей Азербайджанского поэта и мыслителя XIV-XIVbb. Имадеддина Насими. Основное внимание в статье акцентируется на пантеистических взглядах Насими, подчеркивается, что в центре его философских воззрений находится человек и его нравственное самосовершенствование.

Каждому выдающемуся поэту, писателю, художнику, философу предопределен свой час вхождения в мировую культуру. В 2017 году под эгидой ЮНЕСКО прошли мероприятия по случаю 600-летия со дня смерти выдающегося Азербайджанского поэта и мыслителя Имадеддина Насими как факт признания его заслуг, как то, что его творчество олицетворяет все человечество и стало органичной частью мировогонаследия. Текущий 2019 год объявлен Президентом Республики Азербайджан Ильхамом Алиевым «Годом Насими» в Азербайджане. «Наша культура, наша наука очень богата. Когда мы говорим о Насими и Физули, мы должны представить их не только как поэтов, но и как великих философов, мыслителей, которые внесли большой вклад в мир, в мировую культуру и науку» [1].Мероприятия, посвященные этой дате, широко отмечаются и в других странах - проводятся международные научные и научно-практические конференции, Круглые столы, дискуссионные площадки, фестивали поэзии. Все эти мероприятия служат духовности и пропагандируют высокие человеческие ценности. А поиск духовности в современном мире очень актуален, ибо каждый стремится обрести счастье, истину. Очень важно для современного мира, что творчествоНасими является перекрестком духовного развития Востока и Запада. Поэтому идеалы и убеждения мыслителя чрезвычайно созвучны современности. «Поэзия Насими несет в себе гуманизм, то, что сегодня, в век технологий, век накоплений и потребительства нам не хватает», - считает российский ученый Ж.Сыздыкова [2].

Личность, философия и творчество Имадеддина Насими является предметом огромного интереса для литературно-научного сообщества. Академик HAH Республики Азербайджан Якуб Махмудов отмечает, что эпоха Насими и его философские взгляды еще должным образом не исследованы.

Нельзя не согласиться с мнением С.Шихиевой о том, что «многолетнее исследование показало, что в изучении научной биографии поэта имеются многочисленные пробелы и неверные толкования, в особенности, специфики его литературной деятельности, философских взглядов, при определении источников его художественного и суфийского мышления и влияния на литературно-философскую мысль» [3].

В этой связи следует отметить, что преподававшийся в советскую эпоху на философских факультетах вузов курс «История философии народов СССР» выделял среди азербайджанских мыслителей и общественных деятелей лишь имена Мирзы Фатали Ахундова, Н.Нариманова, но там не нашлось места Насреддину Туси, Физули, Найми и, конечно, Насими. Отечественная, то есть казахская философская мысль была представлена именами аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Ш.Валиханова и некоторых других. Философия тогда была в СССР возведена в ранг государственной идеологии, подчинялась идеологическому прессу. Национальная самобытность философствования, свойственная народам и этносам, была заменена единообразной европейской марксистской доктриной. И все то, что происходило в истории общественной мысли, философии народов, входящих в «советский народ», было предано забвению или выходило с купюрами. C обретением независимости в республиках бывшего СССР появилась возможность обратиться к национальным философским истокам. В советскую эпоху непопулярны были термины «мусульманская» или «исламская философия», «тюркская философия», чаще говорили об арабской философии. Согласно европоцентризму, восточная философия не отвечала канонам западной философии, которая считалась как некий образец, а восточная философия оценивалась лишь как экзотика. Но оказалось, что именно восточный мыслительный тип, в отличие от западного, более нелинейное, более объемное, это мышление поэтическое, воспроизводящее орнаменты восточного ковра. И в этом плане изучение богатого творческого наследия великого азербайджанского поэта и мыслителя Имадеддина Насими чрезвычайно важно как переосмысление философских традиций и возврат к философским истокам.

Народы славятся своими культурными достижениями, своими именами и гениальными личностями, благодаря которым и создается история, передаются будущим поколениям бесценные социально-философские, художественно-культурные, общественно-гуманистические идеи, система общечеловеческих ценностей. Имя Насими занимает достойное место в пантеоне выдающихся деятелей мировой культуры, как личность, лейтмотивом творчества которого был призыв к духовной свободе, общим ценностям, любви к человеку, свободе, к миру. Весь мир мыслитель считал своей родиной. Насими - великий поэт, философ и творец не только тюркского мира, но и всего человечества.

Насими жил и творил в весьма непростую эпоху и в этих условиях он начинает передавать в своих произведениях философские, этические идеи:

«Как таинство, стихи, как талисман, я в этот бренный свет пришел Я в смерти канул без следа, я вечный словно след прошел».

Насими искал такую научно-философскую систему, чтобы с ее помощью он мог бы воспитать людей и научить их понимать себя в новом контексте. В философско-поэтических образах Насими удалось создать неповторимую концепцию любви к человеку, к гуманизму.

«Обладатель крепкой воли и твердых убеждений, Насими являлся приверженцем хуруфизма, представители которого были яркими противниками эксплуатации, гнета и суеверия. Именно поэтому Насими до конца своей жизни остался сторонником этого течения», - отмечает исследователь М.И.Асланлы Гунтюрк [4]. Хуруфизм зародился как часть ислама, но отвергал некоторые его положения. «Исторические формы верований и их роль в нашей жизни требуют некоторых изменений. Я думаю, что Насими и хуруфиты шли именно по этому пути», - сказал в интервью Trend немецкий ученый, насимовед М.Хесс [5]. Он разделял этическую концепцию хуруфитов о том, что во главе всего стоит Аллах, что он является во всем, во мне, в другом человеке. Эта всепоглощающая любовь Бога выступает как основа его этической теории: если ты любишь бога, значит, ты должен полюбить и ближнего. Насими приравнивал к Богу другого: в позиции хуруфитов таким образом мир и Аллах - одно целое.

Важное место в творчестве Насими занимает борьба с невежеством, варварством, это, по мнению мыслителя, самое страшное, что может быть в человеке.

«Невежество - вино, но ты его не пей,

Ты истину познай, чтоб стать еще мудрей.

Быть жадности рабом - удел невежд презренных,

Обычно, чем глупей - тем люди мы скупей»

Философ понимал, что самый опасный путь, который человек может избрать, - это слепое следование и принятие на веру догм и различных ценностей. Он считал, что догмы ограничивают человека, сужают его ум, и он не может познать самого себя. Творчество Насими глубоко гуманистично, оно воспевало человека, его свободу.

«Вхожу ли я в мечеть, иду ли мимо храма,

Направо я иду, налево или прямо,

Я думаю о том, и убежден я в том,

Что Бог - любой из нас, из сыновей Адама»

Гуманизм Насими связан с ощущением безграничных возможностей человека.

«Мир не стоит, так пусть твои придут в движенье дни,

Мир блеском, мишурой покрыт - обманчивы они.

Не станет время ждать тебя, оно уйдет вперед, О прозорливый, в этот мир поглубже загляни. Богатство всей земли - тщета, пойми, о господин! Все блага мира от себя с презреньем отними!» Насими - яркий представитель пантеистической философии. Бог есть в каждом человеке, - утверждает он, и в каждом человеке он видит божественное начало. К таким пантеистическим идеям позже придут некоторые мыслители западно-европейского Возрождения. Его мысли органичны, они совпадут с мыслями представителей немецкой классической и русской философии.

Интерес представляет и гносеологическая концепция мыслителя. На извечный философский вопрос о том, что такое истина, как вообще познавать ее, как ее детерминировать, он говорит, что человекдолжен всегда находиться в состоянии поиска истины. У Насими четкая гносеологическая установка: если в тебе заложена сама истина, значит, в тебе заложены возможности того, что ты ее постигнешь, значит, ты должен постоянно находиться в развитии. По мнению Насими, истины можно достичь двумя путями: путем поэзии и путем философии. Желающий постичь истину должен стремиться понять человека, его побуждения и стремления к красоте и добру, потому что для него человек - центр мироздания.

«О ты, что сокровищ искал средь камней и металлов,

Ценней человека сокровищ еще не бывало»

Апогей творчества Насими, весь жизненный путь поэта и мыслителя находят отражение в его самых знаменитых строках, в которых в поэтической форме представлена тождественность человеческого и божественного:

«В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь:

Я суть, я не имею места — и в бытие я не вмещусь.

Все то, что было, есть и будет, — все воплощается во мне,

Не спрашивай! Иди за мною. Я в объясненья не вмещусь...»

Народный писатель Азербайджана Мирза Ибрагимов, говоря о Насими, отмечал: «Его величие заключается в том, что он наполнил поэтическое слово социальным и философским содержанием и обогатил его выразительными средствами. Его поэзия воспевала человека, звучала как гимн человеку» [6, 2].

 

Список литературы:

  1. Гейдар Алиев. Наша независимость вечна: речи, заявления, интервью. 1 книга: июнь 1993-май 1994 г. - Баку, Азернешр. - 612 С. - С.157.
  2. https://az.sputniknews.ru/
  3. https://atalar.ru/
  4. М.И. Асланлы Гунтюрк. Проблемы физическо-волевого совершенства в жизни и творчестве И. Насими // Вектор науки. - ТГУ. 2013. № 1 (12). - С. 29 -32.
  5. https://newsday.az/
  6. Ибрагимов М. Насими и его время //Насими. Лирика. Перевод Наума Гребнева и Константина Симонова с азербайджанского и фарси. Предисловие: Мирза Ибрагимов. - M.: Художественная литература, С.1973. - 355
  7. Сеид Али Имадеддин Насими. Избранная лирика. В 2-х томах. Том 1. - Баку: Азернешр, 1973. - С. 26, 63, 74, 96, 115.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.