Артур Миллер: призвание и путь драматурга

"Ничто не падает с неба. Чтобы все было так, как сегодня, я трудился долгое время.

А. Миллер

Аннотация

Статья посвящена анализу творческому пути известнейшего американского драматурга, классика литературы XX века, Артура Миллера. Автор статьи исследует биографические факты, которые впоследствии были отражены Миллером в его драмах «После грехонадения» и «Цена». Становление его как драматурга связано с философским осмыслением им его собственной жизни.

Имя и творчество американского драматурга Артура Миллера прочно и бесспорно вошло в классику национальной и мировой литературы XX века. Известнейший драматург, завоевавший американскую и мировую сцену, лауреат многих литературных премий, интеллектуал, человек прогрессивных убеждений, сумевший смело отстоять их в самые трудные и тяжелые годы реакции, разгула американского маккартизма, он принадлежит к числу самых ярких и известных личностей своей эпохи.

Пьеса Артура Миллера «Цена» /«The Price»,1968/ была написана им в зрелые годы, когда уже были поставлены и получили признание его лучшие и известнейшие пьесы. В ней он подвел своеобразный итог своей деятельности и истории своей семьи: его нравственные уроки и раздумья о смысле жизни и цене успеха - представляют собой итог его жизненной и творческой философии. Чтобы понять и осмыслить это, следует рассмотреть жизнь американского мастера сцены шаг за шагом.

Когда Артур Миллер получил одну из очередных литературных премий, критики писали, что получает ее человек скромный, никогда не стремившийся к особой популярности, не участвовавший в литературных скандалах и, как может показаться со стороны, спокойно относящийся к свалившимся на него почету и славе. Однако как видно из цитаты, приведенные нами с последним Артур Миллер не соглашался и в статье в одном из журналов отстаивал неоднозначимость и трудность своего пути к успеху и признанию. [1]

Артур Миллер родился 17 октября 1915 года в Гарлеме, в северной части нью-йоркского округа Манхэттен в семье польско-еврейских иммигрантов — Исидора и Августы Миллер. Его отец был владельцем небольшого предприятия по производству одежды, а мать - школьной учительницей. Владелец фабрики по пошиву женской одежды, на которой работали около 400 человек, отец Артура Миллера был очень уважаемым в обществе. Семья Миллеров не нуждались в деньгах - у них был дом на полуострове Лонг-Айленд, в престижном квартале Нью- Йорка и личный водитель. Детство будущего драматурга прошло в достатке.

Однако, судьба круто изменила положение семьи - отец Артура Миллера потерял все свое состояние, недвижимость и акции своей фирмы во время мирового экономического кризиса. Семья вынуждена была переехать в бедные кварталы Нью-Йорка - Бруклин. C этого момента юный Артур познает, что такое тяжелый труд на собственных плечах. Ещё подростком он каждое утро разносит хлеб, чтобы хоть как-то помочь семье. Но бедность не помешало ему получить базовое образование. После окончания школы он поступает в Мичиганский университет, где изучает публицистику.

В 1938 году после окончания университета, Артур Миллер начинает работать в Бруклинских доках. Однако со студенческой скамьи его интересует литература. Первые пьесы Миллера, написанные в студенческие годы, не были опубликованы, но его пьеса "Не злодей" выиграла университетскую премию Эйвер и Хопвуда (Avery Hopwood Award).

После начала Второй мировой войны Миллер работал на военной верфи в нью-йоркском Бруклине. В течение полугода, работая репортером и посещая военные гарнизоны, он собирал материал для фильма Эрни Пайла "История рядового Джо", что нашло отражение в его романе "Положение нормальное", вышедшем в 1944 году. Пьеса "Человек, которому так везло", с которой он дебютировала на Бродвее, не имела успеха. Зато следующяя пьеса Миллера «Все мои сыновья» принесла ему известность и была удостоена признания и славы. Он стал обладателем премии Дональдсона и премии Объединения нью-йоркских театральных критиков. [3]

В 1945 году Артур Миллер написал свой первый и единственный роман, который называется «Фокус». Здесь писатель рассказывает об англосаксе Лоренсе Ньюмене, которому не нравились люди определенной нации. Этот роман - протест против жовинизма и мещанства.

В 1949 году Артур Миллер написал свою знаменитую пьесу «Смерть коммивояжера», которая считается его наивысшим достижением. Пьеса была поставлена на подмостках Бродвея и с того времени стала самой любимой и популярной у театральных режиссеров, не уступая классическим произведениям Уильяма Шекспира. Её ставили множество раз.

Сюжет произведения прост и банален. Главное действующее лицо - коммивояжер Вилли Ломане, который не знает, что такое удача. Разъездной агент, он получает за свою работу жалкие гроши, к тому же обременён многочисленными кредитами, с которыми не может расплатиться на протяжении долгих лет. Выросший без отца Вилли, прививает своим детям сомнительные ценности и обучает воровству. Но старший сын Биф не хочет вставать на дорожку преступного мира и наоборот учит родителя перестать жить во лжи и обмане. У этой пьесы нет счастливого конца: Коммивояжер специально разбивается в автомобиле ради выплаты страховки, чтобы «наградить» своего отпрыска деньгами. Основной драматический конфликт пьесы - конфликт между иллюзиями и действительностью - осложняется традиционным для драмы Миллера семейным конфликтом: между отцом, носителем ложных идеалов, и двумя взрослыми сыновьями, тот же мотив присутствует в пьесах «Все мои сыновья», «После грехопадения», «Цена», «Сотворение мира и другие дела» и окончательно преодолевается лишь в пьесе «Американские часы» /1982/.

«Смерть коммивояжера» Миллера ставилась практически на всех подмостках мира. В 1959 г. пьеса была поставлена на сцене Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина (в главной роли - Ю.В. Толубеев). В 1985 г. вышел фильм «Смерть коммивояжера» (режиссер Ф. Шлендорф, в главной роли снялся известный голливудский актер Д. Хофман). За это замечательное произведение он получил Пулитцеровскую премию, премию Объединения нью-йоркских театральных критиков и премию Антуанетты Перри («Тони»). [2]

Через четыре года в 1953 году, Артур Миллер представил новую пьесу под названием «Суровое испытание», где драматург, вдохновившись английским сказанием, рассказывающим о невиданных вещах, творивщихся в городе Салем. Там С1692 по 1693 годы более двух сотен человек были обвинены в колдовстве. В «Суровом испытании» Артур Миллер провёл рискованную параллель между судьями и политической Комиссией сенатора Маккарти, (репрессий против «антиамериканских настроенных» граждан). Из за этой пьесы он попал в «черный список» Голливуда. Но литератор не опустил руки и продолжил работать над пьесами: В его послужном списке более 30-ти произведений, многие из которых ставились на сценах театров.

В 1955 году Артур Миллер создал пьесу «Вид с моста», которая получила восторженные отзывы неравнодушных литературных критиков. Его драматургическая карьера была в зените.

Немалую известность Артуру Миллеру принес его брак с самой известной блондинкой из Фабрики грез - Мэрилин Монро. Но к моменту знакомства с ней Артур уже был женат на католичке Мэри Грейс Слаттери и у них было двое детей.

Эта страница той жизни драматурга - настоящий роман, который отражен в воспоминаниях и его самого и звезды Голливуда, романтическая история, ставшая настоящей легендой.

Первый раз они встретились в 1950 году на коктейле в Голливуде, куда заглянули Артур и его друг Элиа Казан в поисках нового продюсера для пьес Артура Миллера. Продюсера они не нашли, но зато познакомились с восходящей голливудской звездой Мэрилин Монро. Мэрилин как благодарная слушательница, была покорена интеллектом драматурга. Миллер посоветовал ей учиться актерскому мастерству.

В январе 1954 года Монро выходит замуж за известного бейсболиста Джо Ди Маджо. Но брак продержался всего лишь девять месяцев, потому что спортсмен поставил Монро ультиматум: или он, или кино. После болезненного развода с Ди Маджио и первых нервных срывов Мэрилин, одержимая желанием овладеть актерским мастерством, — посещает школу Ли Страсберга.

В апреле 1955 года Артур и Мэрилин встречаются вновь. По словам Мэрилин, встреча произошла снова на вечере, куда была приглашена театральная общественность Нью Йорка. Мэрилин было приятно находиться рядом с интеллектуалом. Через две недели Артур позвонил Пауле Страсберг из Актерской студии и попросил дать ему номер телефона Мэрилин. Они встретились в доме их общего друга, поэта Нормана Ростена. Так начался их любовный роман. К тому времени Мэрилин было 29, а Артуру под сорок. Миллер был осторожен, как подобает мужчине, затеявшему развод. Однако брак Артура с его женой дал трещину еще до встречи с Монро. Артуру решение с разводом далось тяжело, все- таки у них были сын и дочь. Монро, восхищавшаяся интеллектом Миллера, вскоре заметила: «Я люблю мужчину, а не его ум. Артур, который привлек меня, был человеком, излучавшим тепло и дружелюбие. Он помог мне переделать себя. У меня всегда была неуверенность в себе, Артур помог мне преодолеть это чувство». Миллер, в свою очередь, сказал репортеру «Тайм» Роберту Эджемиану: «Она самая женственная из женщин, какую можно представить». Находясь рядом с ней, он видит в ней потенциал, о котором ей ранее никто не говорил. Обладатель премии Пулитцера, он понимает ее стремление к совершенству. Он верит в то, что когда- нибудь эта красивая женщина перешагнет амплуа комедийной актрисы и станет мастером драматического жанра. Они встречаются уже несколько месяцев - Миллеру необходимо время, чтобы развестись с женой. Он принимает такое решение, потому что рядом с Монро учится улыбаться, радоваться жизни. [4]

В начале июня 1956 года Артур попал под следствие по делу расследования антиамериканской деятельности. Миллер отказался назвать фамилии людей, с которыми он встречался на коммунистических митингах и это послужило поводом для его судебного преследования. Монро в этой проблеме приняла его сторону и поддерживала его не только морально, но и материально. Вскоре Мэрилин и Артур стали жить вместе с его старыми родителями: семидесятидвухлетним Изадором и Августой. По воспоминаниям отца Артура, Монро со слезами на глазах говорила им, что впервые в жизни у нее появились люди, которых она могла бы назвать отцом и матерью. Миллеры были иудеями, и актриса пожелала вступить в иудейскую веру и справить свадьбу по иудейскому обычаю.

20 июня 1956 года Артур Миллер и Мэрилин Монро становятся законными супругами. Два дня спустя специально для Мэрилин сыграли еврейскую свадьбу. К этому дню Миллер купил золотое обручальное кольцо, на котором было выгравировано: «М. от А., июнь 1956. Сейчас и всегда». Рядом с Артуром, который настоял и на повторном бракосочетании по всем иудейским законам, Мэрилин наконец-то кажется умнее. Тянется к искусству, читает пьесы, каждому журналисту повторяет, что хочет большего - «быть актрисой», а не кокетливой «дурочкой» в обтягивающем платье. «Никто не сказал бы, что Артуру нравятся легкие по нраву блондинки. До меня у него не было таких». После съемок очередной картины Миллеры отправились на отдых в Ямайку, где провели несколько дней на роскошной вилле «Мут-Пойнт». После они вернулись в Нью-Йорк. Первый год замужества Мэрилин хорошо справилась с семейной жизнью, даже легко поладила с детьми Миллера от первого брака - Джейн и Робертом. [5]

В мае 1957 года Миллер был вновь вызван в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Мэрилин сопровождала его в Вашингтон на слушание. Артур Миллер не стал давать показания, и теперь ему грозило тюремное заключение сроком на год и штраф в тысячу долларов.

Семейство Миллеров уединилось а маленьком домике в Амагансете на мысе Код (Лонг-Айленд). Здесь Мэрилин на самом деле почувствовала себя хозяйкой: ходила за покупками, стирала, гладила, вытирала пыль, готовила еду и каждую минуту наслаждалась тихой семейной жизнью. А Миллер начал работу над новой пьесой, которого назвал «Неприкаянные» и позже был переработал в киносценарий. Супруги часто ходили на пляж, и конечно же старались зафиксировать каждый миг проведенный вместе. Сохранились фотографии, где Мэрилин обнимает сзади мужа, в то время как он ловит рыбу. Оба счастливы: Мэрилин ждет ребенка. В одном из своих июньских интервью, которое было опубликовано после ее смерти, она сказала «Мужчина и женщина нуждаются в чем- то своем особенном. Ребенок делает брак совершенным». Но в августе Мэрилин потеряла ребенка. В последние дни лета 1957 года Миллеры вернулись в свою квартиру на Манхэттене. Мэрилин была в подавленном состоянии. Она очень страдала от бессонницы, и еще больше от снотворных. В Амагансете Миллер видел как жена впала в кому из-за передозировки успокоительных средств. По словам друзей семейства, Мэрилин пыталась найти утешение в алкоголе. Несмотря на все трудности в семейной жизни Миллер оставался терпеливым.

Зимой 1958 года Миллеры купили землю в Коннектикуте с тремя сотнями акров и которую назвали «Ферма Артура». В том же году Мэрилин снималась в комедии Билли Уайлдера «Некоторые любят по горечее». В советском прокате комедия получила название «В джазе только девушки». На этот раз Мэрилин находилась под присмотром психиатора и терапевта. [6]

15 сентября Монро с диагнозом «нервное истощение» доставили в больницу Ливанские кедры», где она провела три дня. Настало время всерьез задуматься о ее психическом состоянии. К тому же она была беременна. Завершающие сцены фильма, снимавшиеся в начале ноября, потребовали от больной Мэрилин неимоверных физических усилий. Выписавшись из больницы, она лежала а отеле, чтобы «не растрясти ребенка». А потом на машине скорой помощи ее доставили в аэропорт, и она оттуда улетела в Нью-Йорк. Там незадолго до Рождества ей в третий раз пришлось отказаться стать матерью. Для нее это стало самой страшной катастрофой. Под угрозой оказалась и ее кинокарьера. Когда ее утвердили на главную роль в фильме «Займемся любовью»,никто из знаменитостей - Кэри Грант, Рок Хадсон, Грегори Пек - не стали с ней работать. Но здесь выручает ее европейский знакомец Миллера - Ив Монтан, который приехал вместе с женой Симоной Синьоре в Нью-Йорк с концертами. [7]

Несмотря на профессиональные разногласия, у знаменитого француза и знаменитой блондинки начался любовные отношения, Мэрилин, вероятно, рассчитывала на нечто большее , чем мимолетный роман. Миллер уставший жить в положении мужа кинозвезды, он утверждал, что его самолюбие было оскорблено. Но он приходит к окончательному решению о разводе его с женой, лишь после того, как узнал о связи Мэрилин с актером Ивом Монтаном. Роман был очень коротким - Монтан, узнав, что его жена Симона Синьоре расстроена известием об нго отношениях с Монро, он тут же оставил Монро, уехал в Париж и больше никогда не видел ее. Позднее в одном из интервью Артур Миллер рассказал, что главной причиной развода стал не связь с Ивом Монтаном, а то что просто наступил момент, когда Миллер устал от беспокойной жены и понял, что его чувства угасли.

В «Неприкаянных» (1961), поставленных по сценарию, который Миллер написал специально для нее, Мэрилин сыграла единственную в своей карьере драматическую роль разведенки Розлин Тейбер, прибившейся к трем ковбоям. Артур лично присутствовал на съемках. Мэрилин во время съемок была в ужасном состоянии. Возможно она понимала, что Миллера уже не вернуть, и, может быть, из-за этой драмы так пронзительно играла свою героиню Розлин.

20 январю 1961 года в городе Хуаресе в Мексике Монро и Миллер получили развод с мотивировкой «несходство характеров». Адвокат, представлявший интересы драматурга, сказал, что желание расстаться у них обоюдное. Желая избежать широкой огласки, Монро поехала в Мексику в день инаугурации президента Кеннеди. Одетая во всё чёрное, она подписала необходимые бумаги, не читая их, а потом с трудом протиснулась через толпу зевак. На другой день Монро вернулась в Нью-Йорк.

Получив свободу, Артур с удивлением почувствовал, что к нему возвращается вдохновение. Рядом быстро оказалась Ингеборга Морат - талантливый автор фотоагентства «Магнум», которая работала с ними на съёмках «Неприкаянных». Она и станет третьей женой Миллера, с ней он будет жить в счастливом согласии. Морат не только разделяла все увлечения писателя - она от них его не отвлекала. [8]

4 августа 1962 года актрису нашли мертвой в ее комнате. Она выглядела ужасно. Волосы были не прокрашены, ногти на руках и ногах не подстрижены. Было очевидно, что Мэрилин умерла в тяжелой депрессии. [9]

«Позвонил какой-то журналист, спросил, поеду ли я в Калифорнию на ее похороны, но идея похорон показалась столь дикой и нелепой, что я, как ни был ошеломлен, не задумываясь ответил: «Ее все равно там не будет». И, услышав его удивленное восклицание, я повесил трубку, не в состоянии объясняться. Не было сил участвовать в круговерти кинокамер, возгласов, вспышек», рассказал Артур Миллер журналисту в одном из последних своих интервью. - Я сделал все, что было в моих силах, к чему теперь фотографироваться на фоне ее надгробия. Почему-то все время вспоминалось, как на мои слова: «Ты самая грустная девушка из всех, кого я встречал» - она откликнулась: «Мне никто никогда такого не говорил!» И задумчиво рассмеялась, напомнив одинокого коммивояжера, когда-то сказавшего мне в детстве: «А ты стал как-то серьезнее», заставив тем самым посмотреть на себя другими глазами. «Странно, но она действительно не имела права быть грустной» дрожащим голосом сказал Миллер. На момент смерти Мэрилин Монро Ингеборг была на последнем месяце беременности, и Миллер отказался присутствовать на похоронах бывшей жены.

Через три года после смерти Мэрилин Артур Миллер написал пьесу «После грехопадения», посвященную его неудачному браку. В образе нервной и неуравновешенной главной героини угадывался намек на легендарную Монро. На парижской премьере спектакля публика освистала драматурга. Мэрилин слишком любили далеко за границами - после фильмов «Автобусная остановка» и «В джазе только девушки» она обрела мировую славу. [10]

Позже Артур Миллер дал одно из своих последних интервью. Во время съёмок оператор заметил, что у писателя уже плохо работают суставы. Любовная история с Монро - вопрос 40-летней давности, но пальцы пожилого мужчины заметно дрожали. Возможно, это говорило о том, что в душе еще осталась частичка любви. Но вопросы следуют один за другим: когда Миллер снова говорит о своей Мэрилин: «Мы были двумя частями, контрастами общества. Я не сразу понял, что рядом была не просто чувствительная, любящая жизнь женщина. В сердцевине ее характера сохранялась мрачность, о которой я не подозревал. «Жизнь с Мэрилин была прекрасна, необычна. Каждый день был новым, не похожим на предыдущий. Но мы были слишком взрывными. Водоворот голливудской жизни затягивал нас, не оставляя времени для личной жизни», -вспоминал Артур Миллер. «Но я любил ее» добавил он. [И]

Смерть Мэрилин произвела на Артура гнетущее впечатление. Всю оставшуюся жизнь его не отпускало чувство вины - он понимал, что бросил Монро на произвол судьбы. «Самоубийство Мэрилин принесло мне много страданий. Я знала, что Артур любит меня, но видела, что он не может забыть трагедию. Он чувствовал себя виноватым», - заключает Ингеборг Морат.

Пьеса «После грехопадения»/1964/ продолжает вызывать споры (главным образом из-за огромной любви, которую публика все еще питает к Мэрилин), но остается образцом великолепной техники, поскольку действие происходит «в уме, мысли и памяти» главного персонажа Квентина, в котором многие видят самого Артура Миллера. Это произведение отнюдь не обычная театральная пьеса, а волнующее и беспощадное исследование отношений Квентина с Мэгги (Мэрилин) и самим автором.

Мы не случайно столь подробно остановились на истории брака Артура Миллера - это помогает понять, каким образом он черпал сюжеты и темы из опыта собственной жизни - иногда светлого, иногда драматического. Точно так же он отразил историю своей семьи, разорения своего отца в своем проникновенной семейной драме «Цена», Созданной 1968 году. Это самая успешная пьеса Артура Миллера со времени «Смерти коммивояжера» - его поздний шедевр. Обе пьесы так или иначе связаны с историей его родителей, с трагедией экономического кризиса 1929 года, так же как пьеса «После грехопадения» связана с больной для него темой его знаменитого, потрясающего и горького брака.

Далее Артур Миллер окунулся в активную литературную и общественную деятельность. В 1965 году он стал одним из создателей и первым президентом ПЕН клуба, созданного для помощи репрессированным и бедствующим писателям. Президентом Международного ПЕН клуба Миллер оставался в 1965-1969 годах. Год спустя после избрания президентом ПЕН клуба он организовал конгресс РУЧКИ 1955 года в Нью Йорке. В1967 году он приехал в СССР, а в 1969 году выпустил книгу в России, иллюстрированную фотографиями его жены Ингеборг Морат. После событий Пражской весны в Чехословакии в 1968 году он пишет пьесу «Потолок архиепископа». Он дважды посещает Китай вместе с женой и в 1979 году издает с ее иллюстрациями книгу «Китайские встречи», а в 1983 году выехав для постановки своей пьесы «Смерть коммивояжера» в Пекин, пишет книгу очерков вышедшую в 1984 году.

В 1969 году работы Миллера были запрещены в Советском Союзе после того, как он провел кампанию за свободу диссидентских писателей. Однако, в скором времени этот запрет был снят и о Миллере заговорили вновь заговорили как о прогрессивном писателе.[8]

11 сентября 2001 года в момент атаки камикадзе на США Миллер летит из Нью-Йорка в Париж, где драматургу вручат премию Japan Art Assosiation. Пережитый страх не помешает ему осудить власть, использовавшую трагедию для ограничения гражданских прав.

В течение 1970-х Миллер большую часть своего времени, экспериментирует с театром, пишет одноактные пьесы такие как, «Известность» и «Причина ДА» он продолжает оставаться успешным драматургом и сценаристом, его последняя пьеса «Заканчивая картину» была написана в 2005 году.

Артур Миллер умер 10 февраля 2005 года в Роксбери, Коннектикут, в возрасте 89 лет, от сердечной недостаточности. В последние годы пьесы Миллера ставили в основном, в Англии. Он был обижен на Бродвей, считал, что там его недооценивают. Но когда Миллер умер, все бродвейские театры прервали свои спектакли в память об американском классике. Они погасили огни в знак скорби по умершему мастеру. В 20.00 (01.00 по Гринвичу в субботу) по местному времени в Нью-Йорке прошла заупокойная служба.

Яркий талант и общественная активность Артура Миллера позволяет говорить о нем как о драматурге, отразившем существенные события XX века правдиво и глубоко, Социальная тема его пьес сплетена глубоко географическими событиями, которым он умеет придать философскую и социальную значимость.

 

Список литературы:

  1. Миллер А. Наплывы времени. История жизни. M., 1998. 100-128 с.с.
  2. Электронная еврейская энциклопедия: http://www.ejwiki.org/wiki
  3. Универсальная научно-популярная онлайн энциклопедия. Американская драматургия, http://www.krugosvet.ru/
  4. Вечерняя Москва: Газета. - M., 2013 С.6
  5. GQ: Журнал:- http://www.gq.ru/ «Ум и Плоть» 2010.16.01
  6. Вебсайт: Люди и нравы, http://news.bbc.co.uk/
  7. Пуминов А.А. Знаменитости. Человек, повлиявший на Мэрилин Монро. http://www.peoples.ru/art/theatre/dramatist/arthur_miller/
  8. Известия: Газета. - M., 2005.15.02 С. 7
  9. Энциклопедия литературных произведений/Под.ред. С.В. Старского.- М.;ВАГРИУС, 1998. 8-14 с.с.
  10. Голышева Е.А., Изакова Б.А. Артур Миллер. Избранное: М: Издательство «Гудьял-Пресс», 1999
  11. Издательство «Viking Press» American writers [Текст] /L. Nilsen // American writersofthe2Cfh century -1999. -№5. -C. 15-20.
  12. J.S. Lewis (1962). Two Modern Tragedies. London: № 2 pp. 245-246
Год: 2017
Город: Атырау
Категория: История