Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Общая концептуальная основа понимания знаний Гегелем

В статье предложен авторский подход к возможному построению знаний. Внимание сосредоточено на общей концептуальной основе понимания знания Гегелем. Отправная точка вытекает из его концепции рационального познания реальности. Это позволяет немецкому философу систематизировать и классифицировать философию. Созданная им философская система раскрывает процесс познания и его логику.

Жизнь — это непосредственная идея, или идея как ее концепция, которая еще не реализована сама по себе. По ее мнению, это знание в целом.

Гегель

Введение

Концептуализация человеческих знаний является важной междисциплинарной проблемой для науки. Философия была первой, кто столкнулся с этим. И она ищет и дает ответы на ее решение в рамках своих парадигм. Этот процесс будет продолжаться и в будущем. В этой связи актуальность обращения к данной проблеме исторически детерминирована. Чтобы понять, как становится знание, необходимо начать с абстрактных философских идей. Одна из этих философских парадигм представлена в философской системе Гегеля. Обращение к ней позволит дать общее представление о структуре процесса познания, об этапах его приобретения и о формировании когнитивных способностей человека. Теория познания Гегеля является классической и наиболее ярким выражением объективно идеалистического решения данной проблемы.

В связи с этим краткое изложение общих концептуальных основ понимания знаний Гегелем можно осуществить путем:

1) изложения гегелевской концепции рационального познания реальности;

2) описание процесса познания в философской системе Гегеля.

В результате это позволит стать основой для более полного представления об объективно идеалистических взглядах на природу знания. Что, в свою очередь, может иметь определенное значение при построении различного рода социологических парадигм. Это вклад автора, дающий возможность такого рода будущих направлений для размышлений.

Методология исследования

В качестве методологических инструментов определены следующие: дедуктивный метод, описательный и сравнительный анализ, диалектика. Эти методы позволяют очертить и содержательно изложить понимание Гегелем философии и, в частности, процесса познания. Весь этот инструментарий применяется в связи с приверженностью автора к нейтрально-ценностному подходу.

Концепция рационального познания реальности

Если Кант подчеркивает активное совпадение знаний в своей работе, то можно сказать, что Гегель находится в центре его философской системы. Здесь достаточно отметить его работы — «Феноменологию духа» (1807), два тома «Научной логики» (1812, 1816) и окончательное развитие этой системы в «Энциклопедии философских наук» (1817). В целом, первые две работы в подробном плане дают представление о системе знаний, разработанной этим автором, а в третьей — в концентрированном виде эта теория достаточно предметна 1; 445–468. Сначала мы должны изложить его общие теоретические элементы. Таким образом, тогда можно будет более точно представить место, роль и значение знания у Гегеля в качестве фундаментальной конструкции его объективно-идеалистической философии.

Основополагающим теоретическим предположением Гегеля является концепция рационального познания реальности. Это означает, по крайней мере, две вещи:

1) что все рационально и

2) что все узнаваемо.

Отсюда следует, что знакомство подразумевает разум. Разум и реальность предполагаются. Реальность в ее абсолюте есть разум. Еще больше — они могут иметь идентичность. Это предполагает знание реальности через концепцию. Но Гегель убежден, что «разум — это убеждение, что все это реальность» 2; 213. Следовательно, посредством реальных отражений «бытие в себе», «бытие для себя» и «бытие в себе и для себя» реальность раскрывает свое постепенное существование. Эти размышления фактически являются этапом развития знаний. Гегель считает переходный процесс перехода от одного этапа к другому необходимым движением. Это исключает возможность любой произвольной деятельности. Это означает, что процесс этой рефлексивности осуществляется по абсолютной причине и вне ее. Следовательно, разум действительно необходим. Поскольку «отражение внутри себя дает... абсолютную возможность и реальность» 3; 716, «то, что реально, возможно» 3; 717, и все, что действительно необходимо, разумно. Позже немецкий философ в виде сентенции это выразит в «Философии права» (1826): «Что разумно, то реально, а то, что реально, разумно» 4; 53. Из этого вывода следует, что:

  • - причина только существует;
  • - это идеальная и логическая субстанция и, следовательно, сущность бытия и мышления;
  • - вещество подчинено разуму в духе, т.е. есть самодвижение, но «самодвижение — это также самопознание» 5; 209;
  • - процесс подчинен от разума к духу, самодвижение следует этапу отражения реальности, т.е. дух также проходит в три этапа, в соответствии с этапами мирового процесса.

Систематизация Гегеля

Как это систематизировано Гегелем?

Немецкий философ излагает свою систему в полной схеме в «Энциклопедии философских наук».

Во-первых, он постулирует процесс самодвижения / самопознания «духа в себе» (An-sich-sein), его саморазвития как логической идеи.

Во-вторых, он принимает развитие во времени и пространстве логической идеи, которая ведет к образованию другого, своего собственного существа — «инерса» (Anderssein), который является самой природой. Следовательно, благодаря развитию природы по диалектическим законам и превращению ее во что-то качественно новое, — формирование сознания, мы достигаем следующей стадии.

В-третьих, он рассматривает эту идею в «ее бытии в себе» (An-und-für-sich-sein). На этом этапе саморазвитие / самопознание этой идеи заканчивается — сознание обновляет дух. Отсюда новый диалектический переход — это время самого духа. Это пройдет:

  • - субъективным духом;
  • - через объективный дух;
  • - в абсолютном духе.

Эти этапы, через которые осуществляются абсолютные проходы, можно суммировать как:

  • - идею;
  • - природу;
  • - дух.

Следовательно, в упомянутой выше работе Гегеля мы увидим его систематизацию и классификацию философии, а также важность отдельных научных дисциплин. Все они являются результатом, продуктом разума, его высшими достижениями.

Эта теоретическая схема адекватно отражает философскую систему Гегеля, реализованный в ней процесс познания, его логику. Квадрат логики дает наиболее общее представление о его собственной логической системе. Из этого, однако, сам метод логики недостаточно виден. И он диалектичен. Гегель выводит три составляющие диалектического движения от абстрактного к конкретному посредством понятий:

  • – тезис — определяется как рациональный или абстрактный;
  • – антитеза — выраженная как негативно понятая или негативно-диалектическая;
  • – синтез — рассматривается как позитивно обоснованный или умозрительный, отражающий единство противоположных определений. Механизм движения здесь «удаление удалением одновременно с удалением хранением». На самом деле есть новый негативный тезис высшего порядка. Это достигается путем умозрительного развертывания путем повторения снова через отрицание отрицания — реализованная концепция самостоятельно производит свое антагонистическое начало.

Эти три компонента диалектического движения через концепции очерчивают отрезок диалектической спирали. Механизм диалектики, по словам Гегеля, порождает следующий сегмент в той же логической функциональности.

Обобщëнно: диалектический метод основан на действии диалектических законов для:

  • - взаимного перехода количественных и качественных изменений;
  • - единства и борьбы противоположностей;
  • - отрицания отрицания.

Для Гегеля предметом диалектического процесса является абсолют, а реальным, по сути, является образ этого процесса. Философия призвана изучать и понимать реальность. Диалектическое движение понятий придает ей познавательные способности.

Значительное место в разработке вопросов познания у Гегеля занимает его трехтомник «Энциклопедия философских наук». Вообще говоря, немецкий философ суммирует как всю систему своего абсолютного идеализма, так и свою теорию познания.

Что касается объективной идеалистической системы, он принимает в качестве отправной точки существование активного принципа, который является рациональным и духовным. Он упоминается им как «абсолютная идея», «мировой разум», «мировой дух». Деятельность этого абсолюта полностью реализуется в области мышления, развивающейся через самопознание. Его развитие последовательно проходит через стадии чистого мышления — логики, инобытие — философии природы, мышления и истории — философии духа.

Что касается теории познания Гегеля, то в трехтомной книге получены и раскрыты различные формы духа как субъекта познания и самопознания — душа, сознание, самосознание, разум, интеллект, воля. Мы позволим себе обобщенную схему структуры гегелевской экспозиции интеллекта, потому что в ней немецкий философ увидел и вывел способность к познавательной функции окружающего нас мира.

Первый — с точки зрения задач. Они состоят из:

  • - производить знания об окружающем мире;
  • - запоминать знания;
  • - трансформировать знания в различные планы и проекты (пере) строительства мира  1; 260–266.

Второе — с точки зрения этапов, через которые интеллектуальная деятельность проходит в процессе познания. Они включают:

  • - нагляд — начиная с чувства, переходя во внимание и формируясь от реального зрения;
  • - представление — прохождение последовательно через степени:
  • • вспоминание,
  • • воображения,
  • • памяти.

Воображение излучает:

• воспроизводящую силу,

• ассоциативную силу,

• творческую силу. Последний создает символы и знаки:

➢ знаки и

➢ знаки-слова), без которых невозможно объединить знания и существование знаний как таковых.

Память воспроизводится ее сохраняющими, репродуктивными и механическими функциями, которые на самом деле являются типами памяти;

  • – мышление — которое разворачивается в три последовательных этапа:
  • • рассудок;
  • • суждение;
  • • разум  1; 265–308  .

Для Гегеля теоретическая деятельность интеллекта является настоящей познавательной деятельностью. В рамках этого человек строит свои планы и проекты, о которых говорилось чуть выше. Но он не ограничен этим. Человек также Homo faber, он практическое существо. Поэтому его практическая деятельность является продолжением его теоретической. Это реализация или провал его планов и проектов. Вот почему этот переход от одного к другому возможен как преобразованный интеллект в волю 6; 455–457.

Гегель проверяет это следующим образом: «субъективная идея, как определенная в себе и для себя и как единое целое с простым содержанием, является добром. Ее стремление понять имеет обратное отношение к идее истины и стремится определить доступный мир в соответствии с его целью. С одной стороны, эта воля имеет предвзятое представление о недействительности предполагаемого объекта, но, с другой стороны, как нечто экстремальное, она в то же время предполагает цель добра как только субъективную идею и независимость объекта» 6b; 455. Воля — это усилие для познания.

Это наиболее общее представление о структуре процесса познания, этапах его получения и формировании познавательных способностей человека. Теория познания Гегеля является классической и является наиболее ярким выражением ее объективной идеалистической концепции.

Мы ограничимся общими чертами философской системы Гегеля с целью наших исследовательских целей. Мы считаем, что общий взгляд на это требует естественного описания и более проблемных вопросов, а также, что они будут способствовать общему представлению вклада Гегеля в знания.

Выводы

  1. Трехтомная работа «Энциклопедия философских наук» занимает значительное место в развитии вопросов познания у Гегеля. Вообще говоря, немецкий философ в заметной форме обрисовывает в общих чертах как общую систему своего абсолютного идеализма, так и свою теорию познания.
  2. Что касается объективно-идеалистической системы, он берет в качестве отправной точки наличие активного начала, разумного и духовного. Оно упоминается им как «абсолютная идея», «мировой разум», «мировой дух». Деятельность этого абсолюта полностью реализуется в области мышления, развивающегося через самопознание. Его развитие последовательно проходит через этапы чистого мышления — логики, невинности — философии природы, мышления и истории — философии духа.
  3. Что касается гегелевской теории познания, то в этих трех томах различные формы духа раскрываются и обнаруживаются как субъект познания и самопознания — душа, сознание, самосознание, разум, воля.

Заключение

Результатом нашей презентации является рассмотрение двух теоретических конструкций Гегеля, имеющих прямое методологическое значение для понимания знаний с объективно идеалистической точки зрения.

С одной стороны, мы систематически вводим концепцию рационального познания реальности. Эта концепция является своего рода методологическим подходом к пониманию знания, поскольку она в основном утверждает, что:

  1. реальность поддается рациональному знанию, поскольку сама Вселенная рациональна;
  2. абсолютная реальность есть разум;
  3. реальность существует в трех стадиях: быть в себе, быть для себя и быть в себе и для себя, поскольку дух развивается через эти стадии. Посредством диалектики сознание проходит три последующие стадии: стадию субъективного духа, объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

С другой стороны, исходя из этой концепции, мы обрисовали систематизацию гегелевской философии. Важность когнитивно-методологического аспекта приводит к определению места и значения различных научных дисциплин: логики, философии природы и духа, антропологии, феноменологии, психологии, морали и этики, в том числе и философии права и философии истории, а также искусства, религии и философии, как высших достижений разума.

Практическая ценность и полезность этих усилий состоит в том, чтобы классифицировать объективно идеалистические в исследовательских поисках возможности человеческих знаний.

 

Список литературы

  1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — Т. 3. Философия духа, Субъективный дух, Психология, Теоретический дух / Г.В.Ф. Гегель. — София: ЛИК, 1998. — 420 с.
  2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. — София: Науки и искусства, 1969. — 775 с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Научная логика. — Т. 1. Объективная логика / Г.В.Ф. Гегель. — София: БКП, 1966. — 768 с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. — М.: АН СССР; И.Ф. Мысль, 1990. — 528 с.
  5. Цацов Д. Классический немецкий идеализм. Введение / Д. Цацов. — Велико Тырново: Св.Св. Кирилл и Мефодий, 2016. — 268 с.
  6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — Т. 1 / Г.В.Ф. Гегель. — София: ЛИК, 1997. — 480 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.