Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Формирование художественно-творческой активности у музыкантов военного оркестра в концертно-строевой деятельности

Аннотация

Музыканты, оканчивающие музыкальные учебные заведения связывают свою судьбу с различными творческими коллективами. Одними из таких коллективов являются военные оркестры, которые играют важную роль в воспитании чувства патриотизма для военнослужащих и гражданского населения. В сферу деятельности военных оркестров входит обеспечение различных воинских ритуалов, концертных выступлений, обеспечение массовых праздников и спортивных мероприятий. Одним из ярких концертных выступлений военных оркестров является плац - концерт, где музыканты должны уметь не только профессионально играть на музыкальных инструментах, но и танцевать, петь, показывать театрализованные действа, чего они делать не могут. От этого плац - концерт становится для них сложным и непонятным и даже скучным мероприятием. В этом случае становится понятно, чтобы вовлечь в такой концерт музыкантов необходимо сформировать у них определенную творческую активность, которая бы помогала им в работе над плац-концертом, а сформировать такую активность поможет комплекс умений.

Введение

В развитии военно - музыкальной культуры путем выполнения военными оркестрами определенных задач по музыкальному обеспечению различных мероприятий сложились такие формы деятельности как:

  • служебно - строевая;
  • общественно - церемониальная;
  • концертно - просветительская;
  • концертно - строевая [14].

Каждая форма деятельности военных оркестров несет определённую смысловую нагрузку, так например, служебно-строевая (музыкальное обеспечение воинских ритуалов, обучение строевой дисциплине воинских подразделений, марш - парад); общественно - церемониальная (траурные церемонии, шествия, парады, дефиле, открытие памятников воинам, возложение венков к могиле неизвестного солдата); концертно - просветительская (различная концертная деятельность, концерт - лекции, концерт по заявкам, музыкальное обеспечение различных крупных праздников) - все указанные формы деятельности предусматривают от военных оркестров качественное исполнение музыкальных произведений на различных площадках в двух вариантах: «стоя» и «сидя» [6].

В современное время желание публики неоспоримо растет и требует от военных оркестров все больше новизны и зрелищности. На основе сложившихся форм деятельности и требования современного времени и потребности публики в зрелищности выступлений военных оркестров сложилась новая форма деятельности военных оркестров под названием концертно - строевая, которая включила в себя различные движения, перестроения, хореографию, пение, театрализацию под собственное исполнение оркестрантами музыкальных произведений [10]. Так появились такие формы, как:

  • марш - парад;
  • дефиле;
  • плац - концерт.

Плац - концерт, являющийся самой современной и сложной формой концертно - строевой деятельности включал в себя такие формы как марш - парад, дефиле и приобрел более сложную форму. Но, такая новая форма деятельности оркестров стала требовать от музыкантов дополнительных умений, которые они никогда не получали в музыкальных учебных заведениях, например, осознавать цель такого выступления и находить способы ее решения, петь, танцевать, выполнять какие-то манипуляции с музыкальными инструментами, участвовать в театрализованных действах.

Все эти действия, умения, участия в различных видах художественно - творческой деятельности в единстве можно охарактеризовать как полихудожественность [11]. Полихудожествненость позволяет более полно реализовать исполнителю свои собственные творческие устремления и художественно - творческую активность [12].

Освоение такой полихудожественной деятельности может происходить на занятиях по специальной подготовке, которые имеются в каждом военном оркестре. Эта подготовка реализуется в системе ряда образовательных музыкальных занятий, на которых оркестранты не только осваивают музыкальные пьесы и разучивают концертный, служебно - строевой репертуары, но и учатся двигаться под исполняемую ими же музыку, включают хореографические движения, вовлекаются в театрализацию и, даже, поют. Из- за отсутствия таких умений у оркестрантов появляется «скованность» и «зажатость», в исполнении плац - концерта, музыканты чувствуют себя неуверенно, отсюда выступление для них становиться неинтересным, таким образом, у музыкантов отсутствует определенная художественно - творческая активность, которая бы помогла им найти интерес в этих выступлениях [13].

Методы исследования

В процессе написания этой статьи использовались следующие методы: анализ литературы, обобщение литературы, моделирование процесса формирования художественно - творческой активности, как проекта методики формирования художественно - творческой активности.

Необходимо отметить, тот факт, чтобы оркестранты были заинтересованы в качественном исполнении плац - концерта нужны не только выше обозначенные умения, но и такое их качество как творческая активность. Обучение искусству невозможно без «развития разного вида активностей» [11, с. 3], одной из которых является художественно - творческая активность, стимулирующая субъектов на создание художественных продуктов. Понятие художественно-творческая активность рассматривается в работах авторов (Н.А. Князевой), как сложное интегральное качество личности, как мера деятельности личности [1]; (Н.А. Саблиной) в своем исследовании рассматривает художественно - творческую активность как средство развития личности [2]. Другое определение - художественно - творческой активности понимается авторами с позиции создания художественно - творческой ценности определенного художественного продукта. Так Е.В. Ивченко определяет художественно-творческую активность как отношение личности к окружающей действительности, которая преобразовывает среду в различные художественные ценности [4].

В работах авторов В.В. Поливанова [9], А.Г. Асмолова [3], В.А. Петровского [8], А.С. Кирилюка [5], А.Н. Леонтьева [7] понятие «активность» понимается как «деятельность», которая напрямую зависит от мотивации направленной на потребность личности. Все это позволяет говорить о том, что активность и, в частности, художественно-творческая активность - представляет собой мотивацию исполнителя на целесообразную творческую деятельность, в процессе которой используются не только музыкальные, а и художественные средства для создания художественного продукта. Данное определение включает проявление художественно-творческой активности как внешнее и внутреннее, а, именно - мотивацию (внутренне, «сокрытое» проявление творческой активности), процесс создания художественного продукта, в опоре на определенные художественные средства в новый, ценностный художественный продукт (внешнее «предметное» проявление художественнотворческой активности).

При работе над плац - концертом у музыкантов военных оркестров в процессе занятий по специальной подготовке должен быть сформирован комплекс умений:

  • понимать цель, идею, сюжет плац - концерта;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • выполнять перестроения и движения одновременно исполняя музыкальные произведения на музыкальных инструментах;
  • исполнять песни, если того требует сценарий плац-концерта;
  • производить анализ выполненной работы, чтобы в дальнейшем устранять свои ошибки и делать исполнение более качественным.

Такой комплекс умений позволил сформировать три блока умений:

  • проектировочный (умение создавать сюжет, понимать цель плац - концерта, создавать и разрабатывать схему движения для плац - концерта);
  • технический (умение качественно исполнять произведение на музыкальных инструментах при этом выполнять различные движения, добавляя хореографию, включать театрализацию и, если того требует, то и пение);
  • рефлексивный (умение оценивать осуществленный плац-концерт, выявлять недостатки исполнения).

На основе выявленного определения художественно - творческой активности и формирования комплекса умений, которые сформируют художественно - творческую активность у музыкантов в плац - концерте была разработана методика, которая с успехом внедрялась на занятиях у военных оркестрантов.

Данная методика состоящая из трех этапов, каждый из которых включал цели, задачи, методы, упражнения и средства:

Первый этап - мотивационно - ориентированный;

Второй этап - творческо - исполнительский;

Третий этап -рефлексивно - оценочный.

Первый этап - мотивационно - ориентированныйСодержание данного этапа раскрывает понятие о том, каким образом необходимо мотивировать военного музыканта на создание плац - концерта, как завлечь его в такую концертную деятельность, чтобы он чувствовал себя более уверенным в этом концерте, дать ему возможность предлагать свои идеи сюжета и движения.

Второй этап - творческо - исполнительский. Данный этап является основным этапом, так как на этом этапе происходит формирование художественно - творческой активности военных музыкантов, необходимых для плац - концерта через такие задачи как: музыкально-исполнительская; двигательно - строевая; музыкально - двигательная. На этом этапе музыканты обучаются правильно и художественно - оправдано исполнять свои оркестровые партии совместно с движениями.

Третий этап - рефлексивно - оценочный. Большинство военных музыкантов не умеют анализировать свои действия в плац - концерте и они думают, что все выполняют правильно и задачей данного этапа является оценка своей работы. Это позволит в дальнейшем видеть свои ошибки и корректировать их.

На основе разработанной методики по формированию художественно - творческой активности музыкантов был проведен эксперимент, в двух группах, экспериментальной и контрольной в которых приняло 106 человек военных музыкантов из разных военных оркестров. Данный эксперимент показал, что до применения методики, используемой на занятиях у оркестрантов в обеих группах была низкая результативность именно художественно - творческой активности, хотя все они были хорошими музыкантами - исполнителями. Но для них представлялось трудным и постановка цели, и нахождение методов подготовки к плац - концерту, и включение разнообразных художественных средств и, самое главное, реализация рефлексивных действий по оценке качества исполнения концерта.

Результаты исследования

После внедрения методики по формированию умений у музыкантов таких как: создание сюжета, создание схем движений, хореографии и театрализации, проведении анализа проделанной работы в плац - концертах и итоговой диагностикой было установлено, что у них улучшилось в компонентах творческой активности следующее: музыканты стали формулировать цель и находить средства художественной выразительности разных видов искусств умело их использовать в проектировании и исполнении плац - концерта, стали активно включаться в разнообразные виды полихудожественной деятельности, стали проявлять рефлексивные умения: оценивать адекватно свое выступление, находить в нем достоинства и недостатки.

Подтверждением такого улучшения стали результаты, полученные с помощью использования методов математической статистики: точного теста Фишера и Хи - квадрат. Все полученные результаты точного теста Фишера и Хи - квадрат получились больше критических значений и достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составили 95%. Для более полного представления успешности данной методики представляем таблицу результатов констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы по формированию у музыкантов умений определяющих основную цель, идею плац - концерта, категорию слушателя; по предложению различных движений, элементов хореографии и театрализации; по исполнению музыки на музыкальном инструменте совмещая ее с движением, с элементами хореографии, театрализации; по выполнению анализа собственной деятельности в плац - концерте и таким образом формированию художественно-творческой активности у музыкантов венных оркестров.

Таблица 1 Результаты констатирующего и итогового этапов Опытно - поисковой работы

Критерии Показатели

Уровни

Констатирующий этап, %

Итоговый этап, %

Экспериментальная группа (52 чел.)

Контрольная группа (54 чел.)

Эксперимен -тальная группа (52 чел.)

Контроль ная группа (54 чел.)

Проектировочный:

Умение определить музыкантами основную цель, идею плац - концерта, категорию слушателя, придумать движения, элементы хореографии и театрализации.

Низкий

47

42

15

31

Средний

28

32

29

39

Высокий

25

26

56

30

Технический: Умение правильно исполнять музыку на музыкальном инструменте совмещая ее с движением, с элементами хореографии, театрализации

Низкий

43

37

17

26

Средний

30

33

23

40

Высокий

27

30

60

34

Рефлексивный: Умение выполнять анализ собственной деятельности в плац - концерте.

Низкий

48

42

10

22

Средний

29

34

32

44

Высокий

23

24

58

34

Заключение

Таким образом, после формирования умений у музыкантов, появилась определенная сформированность художественно - творческой активности, которая помогает им находить пути решений в плац - концертах.

 

Литература:

  1. Абросимова Г.В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей к творчеству. Новые исследования в педагогических науках. M.: Педагогика. 1991. - 96 с.
  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. M.: МГУ, 1981. - 104с.
  3. Асмолов, А. Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности [Текст] / А. Г. Асмолов, В. А. Петровский // Вопросы психологии. - 1978. - № 1. - С. 70-80.
  4. Громов Е.С. Природа художественного таланта// Марксистско-лененская эстетика и художественное творчество. M.: Прогресс, 1980. - 405с.
  5. Кирилюк, А. С. Категория «активность»: мировоззренческие и методологические функции [Текст] / А. С. Кирилюк. - Киев :Наукова думка, 1985. - 127 с.
  6. Кожевников Б.T., Хаханян Х.М., Русская военная музыка во второй половине XIX в. // ВДФ. M.:, 1968. 29 с.
  7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1977.-304 с.
  8. Петровский, В. А. К психологии активности личности [Текст] / В. А. Петровский // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 26-38.
  9. Поливанов, В. В. Социальная активность как категория исторического материализма [Текст] / В. В. Поливанов // Социальная активность: от потребности к деятельности. Выпуск 4. - Челябинск : ЧГПИ, 1978. - С. 3- 28.
  10. Сурин Н. Военно-церемониальная музыка (1917-1941 гг.) / Советская военная музыка. - M., 1988. Сурин H. К истории русских воинских ритуалов и их музыкального оформления в период с IX по начало XVIII в. /Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. 4.1. Русская военная музыка до 1917 г. - M., 1981.Сурин Н. Русская военно-церемониальная музыка. 1750- 1917 / В помощь военному дирижеру. Вып. XXI. - M., 1983.
  11. Тагильцева Н.Г. Полихудожественный подход в организации процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе// педагогическое образование в Росии.2016.№ 5. С. 147-152.
  12. Тагильцева Н.Г.Развитие творческой активности детей и юношества: Детский сад. школа, вуз// Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. с. 3-7.
  13. Тагильцева Н.Г.. Проскуров А.К. Обучение военных музыкантов исполнительству на плац- концертах // Педагогическое образование в России. - 2018. - №4. - С. 100 - 106.
  14. Тутунов В.И. «История военной музыки России»: Учебник / Под общ. ред. Е.С. Аксенова. -M.: Музыка. - 496 с., нот., ил. 2005.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.