Аннотация
В данной статье рассмотрены роль и значение исторической науки, необходимость ее изучения, как и в целом наук гуманитарного и мировоззренческого направления. О возросшем интересе в Республике Казахстан, в частности, в научном мире, к собственной отечественной истории.
Автором освещены вопросы изменения мышления казахстанцев, их мировосприятия и мироощущения с перспективными результатами в поведенческой мотивации, в качественном изменении результатов в области экономики и социальном развитии общества, раскрытые в трудах Главы государства: программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в работе «В потоке истории», в книге «Эра Независимости».
Особое внимание обращено на стремление глубже изучить роль общенационального движения «Алаш» в возрождении государственности Казахстана, укреплении национального самосознания казахов, развитии основ толерантности и дружбы народа Великой степи. Сопоставлены важнейшие проблемы современного нравственно - мировоззренческого определения, выделенные Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым и идейной программы партии «Алаш». Рассмотрены три вопроса в рамках общей темы: «Алаш» в истории государственности Казахстана: идеи, судьбы, наследие (в контексте духовной модернизации общества): «Алаш» и модернизация общественного сознания; идейное наследие партии «Алаш» и формирование основ гражданской идентичности в казахстанском обществе; задачи школьного и вузовского преподавания по воспитанию современного казахстанца как гражданина и патриота.
Введение
Казахстан - уникальный источник этнического и культурного многообразия: многовековая история и древность - это смесь и взвесь голосов и звучаний. Наша страна - это неповторимая магистраль и путь для творящего духа и души, ищущая свои истоки, слышащая голоса древних потомков и отвечающая им изначальными ритмами и звуками.
Так, постепенно формировался уникальный по своей структуре образ Казахстана: образ дробящихся родовых объединений, прибывших и переселенных в степные просторы народов. В гостеприимной и добродетельной атмосфере казахской земли объединились в единое полифоническое многоголосье, казалось бы, разные по традициям, культуре и правилам жизни десятков этносов. Эта - иллюстрация идей Н.Назарбаева о формировании казахстанской отзывчивости, создание общества казахстанской идентичности.
Казахстан сегодня - целый этнокультурный мир, это мощный сегмент евразийского многообразия. Этнокультурный мир базируется на двух ключевых компонентах: этническом ядре и культурной оболочке. У нас уже сформировалось ядро, идет процесс образования и совершенствования культурной оболочки. Ее ключевая координата - язык и идентичность.
Наша страна вступила в эпоху глубоких и системных перемен. Проведена конституционная реформа, создавшая мощный потенциал для более эффективной работы всей системы государственного управления и развития страны на долгие годы вперед.
Создана надежная база для перехода к новой экономической модели, основанной на индустриально - инновационном развитии и ускоренной технологической модернизации Казахстана в новом мире - четвертой промышленной революции.
В стране развернуты процессы модернизации общественного сознания. В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» президент определил долговременную гуманистическую программу «Рухани жацгыру». В ней Назарбаев связывает изменения мышления казахстанцев, их мировосприятия и мироощущения с перспективными результатами в поведенческой мотивации, в качественном изменении результатов в области экономики и социальном развитии общества.
Главное в этой сложной и чрезвычайно важной работе отводится ценностно - мировоззренческим основам.
В этой связи, нам предоставляется не вполне достаточным изучение роли исторической науки, как и в целом наук гуманитарного и мировоззренческого направления.
Говорят: кто управляет настоящим, тот управляет прошлым; кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Иногда историю воспринимаем как описание прошлого глазами современников и потомков. Описание взглядов, мифов без претензии на строгую достоверность.
В нашей стране, в частности, в научном мире, сегодня возрос интерес к собственной отечественной истории. Есть немало примеров удачных методологических поисков по изучению исторической памяти. Главное, что продолжаются поиски, а, значит, мы не потеряем историю.
Особое внимание обращает на себя стремление глубже изучить роль общенационального движения «Алаш» в возрождении государственности Казахстана, укреплении национального самосознания казахов, развитии основ толерантности и дружбы народа Великой степи.
Движение Алаш - национально - освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти XX в.в начале прошлого столетия большая часть территории казахов стала собственностью российского государства, количество переселенцев резко увеличилось, насильственно вытеснялось коренное население с обжитых земель. Борьбу против политики царизма возглавила национальная интеллигенция, сформировав Алашское движение после 1-й русской революции. Программным документом Алашского движения стала Каркаралинская петиция 1905 г.
Демократы - просветители А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Шокай искали пути развития Казахского общества.
Программа партии Алаш придерживалась объединения казахского общества. Такая программа обеспечила партии широкую популярность. (История движения Алаш)
В своей работе «В потоке истории» Н.Назарбаев писал: «В начале XX века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно - интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. Ее представители были выходцами из различных слоев общества, в первую очередь из традиционной степной аристократии. Руководителями национально - освободительного движения стали Алихан Букейханов (ученый - экономист, член ЦК конституционно - демократической партии России, депутат I и II государственной Думы), Ахмет Байтурсыенов (поэт, переводчик, лингвист) редактор газеты «Қазақ», Мыржакып Дулатов, Жакып Акпаев, Мустафа Чокан, Мухамеджан Тынышпаев, Бахытжан Каратаев, Халел и Джанша Досмухамедов и др.». Н. Назарбаев «В потоке истории», изд. Алматы - Атамура, 1999, стр. 153.
Все они - люди высокого нравственного долга. Для них было главное - возвращение казахам их исконных земель и восстановление национальной государственности. Среди них особое место занимает Алихан Нурмухамедулы Букейхан (1866 - 1937). Это знакомая фигура в истории современного государства. Ему посвящен двухтомник, выпущенный институтом культуры и духовного развития «Алаш», созданный при ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.
«Движение Алаш первым предприняла серьезные политические и организационные шаги к современному национальному демократическому государству... История движения Алаш - одна из самых ярких и волнующих страниц нашего прошлого. Политический опыт «Алаш» напрямую связан с уникальной историей казахской государственности». (Д. Аманжолова «Партия Алаш. Истоки национальной демографии»)
Алихан Букейхан был настоящим творцом казахской истории начала XX века, который смог объединить свой народ под именем «Алаш», добиться, его самоидентификации. Он является первым казахским профессиональным журналистом, ярким публицистом.
К сожалению, как отмечает автор, он остается самой малоисследованной и наиболее загадочной исторической фигурой. Султанхан Аккулы. «Алихан Букейхан». Том 1, Шымкент, 2016 г. стр. 1)
Назарбаев пишет: «Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более, что многие положения, выдвинутые руководителями партии «Алаш» сохраняют значение и поныне». (Н. Назарбаев «В потоке истории» - стр. 169)
На наш взгляд, возникает острая необходимость обратиться к этой проблеме. Не только прикоснуться к теме идейного и общественно - политического наследия «Алаш», а примерить их духовно - нравственные параметры к современным сигналам казахстанского общества, найти сопоставимые и имеющие востребованность сейчас их идеи. Полагаем, что в рамках созданной Указом Главы государства Национальной комиссии при Президенте PK по вопросам модернизации общественного сознания такой, пусть и скромный анализ, будет способствовать сохранению и развитию культурного и духовного потенциала казахстанского общества. Это обеспечит распространение знаний об истории и культуре казахского народа. Ведь арсенал любой науки, в том числе и истории - обновляется каждые пять - десять лет. Порой - кардинально. Это даже не связано с идеологическими установками. Просто появляется новый социальный опыт.
Цицерон говорил: «История - свидетель времен, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни и вестница старины».
Считаем необходимым рассмотреть три вопроса в рамках общей темы: «Алаш» в истории государственности Казахстана: идеи, судьбы, наследие (в контексте духовной модернизации общества):
- «Алаш» и модернизация общественного сознания.
- Идейное наследие партии «Алаш» и формирование основ гражданской идентичности в казахстанском обществе.
- Задачи школьного и вузовского преподавания по воспитанию современного казахстанца как гражданина и патриота.
В книге «Эра независимости» есть специальная глава «Модернизация общественного сознания. Программная статья «Рухани жацгыру».
В ней Н. Назарбаев размышляет о важнейшей задаче казахстанского общества: начатые процессы политической и экономической модернизации должны сопровождаться опережающий модернизации общественного сознания, которая должна стать их сердцевиной. Иными словами Глава государства подчеркнул, что экономическая, политическая, другие реформы важны, но они - производные. Важнейшая, опережающая их - это модернизация сознания.
Главное условие модернизации нового типа - сохранение своей культуры, собственного национального кода. Именно поэтому новая модернизация - это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Кроме этого, важнейшая миссия духовной модернизации заключается в примере различных полюсов национального сознания. Особо значимо для меня, подчеркивает Н. Назарбаев, было сформировать целостное понимание духовного обновления. Программа состоит из двух компонентов - концептуального и практического. (Н. Назарбаев «Эра независимости» стр. 370 - 371).
Когда сопоставляем важнейшие проблемы современного нравственно - мировоззренческого определения, выделяемых Президентом страны и идейной программы партии «Алаш», то становится вполне определенно: в них налицо полная гармония в их концептуальном понимании. Приведем примеры.
Глава государства говорит о культе знаний и об образовании как «фундаментальном факторе успеха, как национальном приоритете номер один. Новая технологическая революция требует высокообразованных людей, способных быстро адаптироваться и гибко менять профессию». (Н. Назарбаев «Эра независимости» стр. 371).
Внимательное прочтение программы «Алаш» говорит о том, что это были люди, заботившиеся о процветании своего народа. (Н.Назарбаев «В потоке истории» - стр. 171) действительно, партия «Алаш» настойчиво требовало от властей открытия школ на казахском языке обучения, открытия и организации газет на казахском языке.
В разделе «Прагматизм», в своей книге Н. Назарбаев говорит о модернизации сознания, о необходимости вспомнить навыки предков. «Прагматизм есть противоположность расточительства и кичливости жизни напоказ. Культура современного общества - это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши», (Н. Назарбаев, Казахстанская правда № 71, 2017 г. 13 апреля).
Теперь посмотрим программу «Алаш».
В статье «Из жизни казахских должностных лиц Каркаралинского уезда» А. Букейхан приводит пример безнравственности и низкой морали не только у священнослужителей в казахских степях, но и у казахских баев, которые путем подкупа уездных начальников, стали властными управленцами и с целью безжалостного грабежа простого народа и бедняков, потворствовали лживым муллам и ходжам. Их поступки Алихан называет «безобразием» и «откровенной насмешкой над религией - исламом». (С. Аккулы, «Алихан Букейхан. Т.1, стр .152, Шымкент, 2016»),
Кроме того, Алихан с сожаление констатирует отсутствие у сородичей на необходимом уровне современной культуры, морали и этики. Казахское общество, считал он, поражено культом наживы за счет безграмотной массы народа, межродовой борьбы за власть, барантой (похищение скота), безжалостным гнетом богатыми и сильными более слабых и бедных: «Странно, иногда у нас в степи совершаются поступки прошедших веков, существуют понятия «сильный человек» и «сильный род».
Как будто мы не имеем законов, ни власти и живем среди дикарей». При этом, он отмечал, что многие из пороков и негативных явлений, как межпартийная борьба за должность, взяточничество, угодничество, доносительство, лжесвидетельство, азартные игры, потребление спиртного и многое другое в казахском обществе стали появляться в след за насильственным внедрением колониальных порядков и наплыва русских переселенцев». (С. Аккулы, «Алихан Букейхан. Т. 1, стр. 158).
Исторической заслугой общественно - политического движения Алаш является не только его роль в пробуждении у казахского народа национального самосознания, но и в развитии в среде казахской интеллигенции чувства социальной боли и ответственности за положение простого народа. Лидеры Алаш с обостренной ответственностью использовали все рычаги политического и государственного влияния, поднимая вопросы духовного, образовательного и материального положения казахского народа.
Под их непосредственным влиянием формировалось мировоззрение их последователей, тех, кто принимал идейную программу лидеров Алаш и стали сотрудничать в органах советской власти. Об этом свидетельствуют многочисленные архивные документы. К примеру, вот этот. Речь идет о «Радиограмме председателю Совтрудобороны В. Ленину»: «Президиум КирЦИКА и Кирсовнарком ставит Вас в известность, что многомиллионное население Кирреспублики, как и во времена царизма, остается без всякой медицинской помощи. Киргизы вырождаются, вымирают от сифилиса, туберкулеза, овальной оспы, цинги и других инфекционных заболеваний. Помимо обеспечения киргизского населения мерами личной гигиены - продовольствием, мылом, мануфактурой и содействия BCHX в деле воссоздания врачебных пунктов, устройства бань, крохоборство, выявляемое наркомздравом в деле оказания помощи нарождающему Кирнаркомздраву, не может удовлетворить Кирцик и Кирсовнарком». (АП PK. Ф. 140 Оп.І.Д. 74 Л. 6 - 8).
Без всякого сомнения, этот документ, подписанный 8 апреля 1921 года Зампредом КазЦИКА Букейхановым, яркое подтверждение уже на мировоззренческом уровне идейных установок и программ лидеров Алаш в развитии социальной политики в условиях новой власти. Власти, отрицающей и не признающей Алаш, как национального общественного движения.
Последние пять социальных инициатив Президента Республики Казахстан также гармонично вписываются в наше утверждение о прямом влиянии идейных установок лидеров Алаш на социально - экономический и духовный процесс развития казахстанского общества. Задача, поставленная Н.Назарбаевым по модернизации общественного сознания, предполагает прямо опираться на нашу историческую память, приобщая современную молодежь к истокам идейных установок политической партии Алаш.
Разве не актуальны сегодня эти тревоги и призывы? Понимая ущербность этих пороков, пришедших к нам с тех времен, когда еще лидеры «Алаш» с тревогой говорили об этом, Н. Назарбаев пишет: «Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов». (Казахстанская правда № 71, 2017 г.).
«В свое статье, пишет Президент, я предложил вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей. Это мое обращение к народу и в первую очередь - к молодежи». (Н. Назарбаев «Эра независимости» стр. 371).
Известно, что право на историческое гражданство получает тот, кто лучше понимает свое время, самого себя, свое прошлое, свою историю и идентичность.
Сегодня в Казахстане созданы все условия для объективной и честной переоценки ценностей, сегодня голос культуры, народа, его традиций, почвы и национального сознания становятся громче.
Было время, когда история казахов либо замалчивалась, либо искажалась, и в угоду идеологическим постулатам выдавалась в извращенной редакции. Вот, к примеру, выдержка из «Доклада сотрудников ГПУ» «О групповой и персональной характеристике, сущности и деятельности Алаш - Орды и националистов киргиз, а также и вообще кирработников».
«Цель настоящего доклада - дать исчерпывающую характеристику сущности Алаш - Орды национальных группировок по состоянию на 15 сентября сегодняшнего года мы имеем в Кирреспублике 3 твердо определившихся, основных течения: первая - состоящая из старых активных Алашординцев, основателей и создателей Алаш - Орды. Группировка эта по существу нелояльна в отношении к советвласти и через Букейханова Алихана, главу Алаш - Орды, была связана с Унгером и имеет своего представителя в лиге наций - Мустафу Чукаева... Деятельность этой группировки заключается, главным образом, в попытках дезорганизовать и ослабить ряды РКП...
Вторая группировка во главе с Байту рсыновым... Часть этих членов тенденциозно настроена на объединение Башкирии, Киргизии и Туркестана в средне - Азиатскую восточную мусульманскую федерацию».
Третья группировка, состоит из наиболее интернациональнойчасти работников киргиз. В данное время, по нашему мнению, они заслуживают наибольшего доверия. (Архив Президента PK. Ф. 139. On. 1Д. 27. Л. 4 - 5, заверенная копия).
Казахская традиция неоднократно прерывалась. И теперь наступило время собирать ее по частям, делая это бережно, не предвзято, создавая целостную картину отечественной истории.
Полустертая многочисленными расколами, внешним давлением и революциями идентичность казахского этноса требует скрупулезного анализа и изучения. Важнейшим условием сохранения этнической идентичности казахов является приведение в порядок знаний о собственной истории - о том, что произошло. Предстоит грамотная работа. Именно поэтому процесс аутентификации, то есть процедура проверки подлинности национальной истории, восстановлении ее собственного образа, должен быть предельно объективным.
Нас должно интересовать, прежде всего, история народа, а не политическая идеологическая коньюктура. А народ на всех исторических этапах остается одними тем же.
Вот что пишет Глава государства Н. Назарбаев: Внимательное прочтение программы Алаш говорит о том, что это были люди, заботившиеся о процветании своего народа. При этом их национальная программа позволяла консолидировать все национальности, проживавшие в то время. Казахстанский народ получил реальную возможность достижения своей цели - воссоздание государственности. (Н. Назарбаев «В потоке истории» стр. 171 - 172.
В программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» есть ключевая мысль. Это касается такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей родного края - дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем - о принадлежности к единой и великой нации - нельзя. (Казахстанская правда № 71, 2017 г.).
В данном случае Президент говорит о формировании в казахстанском обществе основ гражданской идентичности, о дружбе и единстве народа Казахстана.
Что такое идентичность? Есть и существует два понятия идентичности: этническая и гражданская.
В свою очередь этническая идентичность также разделяется на два основных подхода: натуралистический и коструктивистский.
В натуралистическом подходе этническая идентичность или этнос определяются как биосоциальный организм, его существование и развитие неразрывно связано со средой и обитания, по Гумилеву - географической средой и ландшафтной сферой. Это довольно спорный вопрос. Этническая идентичность предполагает роль культурно - исторических, чем биологических и физико - антропологических факторов.
Другой - конструктивистский подход предполагает сознательной конструирование этноса, даже фабрикацию этноса. Для этого создаются все необходимые атрибуты - этническая история, мифы о происхождении, государственность, язык, материальная культура и традиции. То есть обосновывается собственная, порой надуманная теория этноса.
На наш взгляд, этнонациональное развитие представляет собой естественно - исторический процесс. Классический пример - наша страна - Казахстан. У нас проживают представители более 130 этносов и культур. И когда мы говорим о гражданской идентичности, то в данном случае, речь не идет о слиянии культур их перекодировании их этнического ядра. Н. Назарбаев, говоря о модернизации сознания казахстанцев, утверждает: «Наши национальные традиции, обычаи, язык и музыка литература и свадебные обряды - словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами». (Казахстанская правда № 71, 2017 г.)
Почему для нас так важно заниматься формированием казахстанской идентичности? Почему мы не должны допустить утраты и отхода от традиционных ценностей, на которых веками стояло наше общество? Без этого духовно - нравственного ядра не может быть общественного иммунитета, а без этого не может быть и психологического иммунитета к информационным атакам, провокациям и фейкам. Сегодня наша страна уже включена в число государств, где наши противники открыто организуют и подбрасывают через СМИ и социальные сети недобросовестную информацию, а порой откровенно недружественную, направленную на подрыв нашего единства.
Казахстан складывается и уже сформировался как союз 130 этносов. Этот союз будет сильнее и сплоченнее, если будет всеобщее признание его основного участника - казахов, как государствообразующего субъекта. Казахи - это скрепляющая ткань, это стержень государства.
На наш взгляд, это ключевая парадигма современного политического процесса в суверенном Казахстане. И опять, если провести параллель с идейными взглядами партии «Алаш» на казахскую государственность, то мы явно видим абсолютную мировоззренческую гармонию и единство позиции Главы государства Н.Назарбаева и лидеров «Алаш». В этой формуле - залог и основа казахстанской идентичности.
Интеграция всех этносов, проживающих в Казахстане в единую общность, формирование казахстанской гражданской идентичности будет затрудненной, если будет нарушена интеграция самого стержневого этноса - казахов. Вот почему Глава государства призывает к сплочению существующего еще разделения на региональную принадлежность самого казахстанского этноса. Подобное в науке называются группы с неточной идентичностью.
А к чему призывали лидеры партии «Алаш»? Вот что пишет Н. Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: «Свержение монархии в результате Февральской революции в корне изменило политическую ситуацию в Казахстане. Казахский народ с радостью встретил это событие и активно включился в политическую жизнь. Будучи в городе Минске А. Букейхан телеграфировал: казахам надо объединиться. Для укрепления нового порядка необходимо усилить братские узы с другими народами» (Н. Назарбаев «В потоке истории», изд. Алматы - Атамура, 1999, стр. 166).
Пожалуй, главным достоинством общественно - политического движения «Алаш» является его идейное и просветительское наследие. Алаш разбудил национальное самосознание казахов. Создание лидерами Алаш национальных газет и журналов, издаваемых на казахском языке, способствовало консолидации активной части интеллигенции. «Девизом казахского просветительства был «Оян, казақ» («Проснись, казах») М. Дулатова, аего квинтэссенцией - создание А. Байтурсыновым грамматики казахского языка. В то же время, судьба казахского правительства сложилась трагично, в казахском обществе как просветительство, так и национализм были запущены на самой начальной стадии, не достигнув зрелости и конечной цели. Казахские просветители по - настоящему испытали на себе судьбу колониально зависимого народа». (М. Койгельдиев, «Алаш Орда как альтернатива советской власти»).
Призыв лидеров партии «Алаш», политическую активность в казахском национальном освободительном движении услышали и поддержали многие общественные и государственные деятели российской элиты.
Н. Назарбаев подчеркнул: «Необходимо отдать должное политическому мужеству русских демократических деятеле, которые в самый тяжелый и трагический период жизни народов Казахстана и Средней Азии, испытавших настоящий геноцид со стороны царизма со стороны Государственной Думы выступили в их защиту» (Н. Назарбаев «В потоке истории», изд. Алматы - Атамура, 1999, стр. 166).
А вот пример другого порядка. В архивных материалах хранится «Письмо А.Байтурсынова председателю CHK РСФСР, Ленину о преодолении недоверия советской власти, к казахской интеллигенции».
«При царском правительстве, пишет А. Байтурсынов, едва ли кто из инородцев испытывал на себе национальный гнет и порабощение более киргизов. Национальный гнет не может не вызвать национальных чувчтв...У киргизов имеется известная часть интеллигентов, которым народ вполне доверяет и которые ошибаться и заблуждаться могут, но сознательно своего народа ни за какие личные блага и выгоды не продадут». (Документы и материалы 1972 - 2012 г., ТОО «Шаңырақ Медиа» - Астана - 2018, Стр. 15-16).
В данном случае речь идет о представителях заперещенной в то время партии Алаш. Они по - настоящему доказали свою искреннюю преданновть своему народу, рискуя собственной жизнью.
Идеологический, классовый подход всегда был главным препятствием на пути к национальному общественному единству. Приведенный пример из истории нашей страны - яркое тому подтверждение.
Л.Н. Гумилев, размышляя о побудительных мотивах и причинах человеческой активности, послуживший формированию государств и этносов, пришел к научному определению, а точнее - открытию: в основе человеческой активности и действий лежит стремление человека к более совершенному идеалу. Нередко вопреки трудностям и препятствиям. Подобное стремление Гумилев рассматривал как разновидность энергии, доминирование которой в человеке он определил научным термином пассионарностью. Как все растения живут благодаря фотосинтезу на солнечной энергии света и полного цикла фазы вегетации, так и люди, этносы для своего исторического, духовного и социального развития должны использовать некую энергию. После открытия В.И. Вернадским теории биохимической энергии живого вещества биосферы Земли, Л.Н. Гумилев считал казахов этносом с активной степенью пассионарности и комлиментарности. В своих трудах он доказал, что отношения Древней Руси и Великой степи нашли характер взаимовлияния. Этот процесс симбиоза заложил основу формирования основ комплиментарное™, то есть взаимодополнения. В известной книге «Древняя Русь и великая степь» он писал: «смеси чего угодно... не могут быть подобны первичным ингредиентам, но впоследствии смешений этносов всегда разнообразны, ибо зависят от ряда обстоятельств, этими обстоятельствами могут быть, по мнению ученого, - характер взаимодействия этноса с географической средой, комплиментарность, перспективность и контакта».
Люди и природа Великой степи Гумилева всегда были «любовью в подлинном смысле этого слова» (Т. Шанбай, «Этногенез» труды Л.Н. Гумилева, изд. «Художественная литература»).
Казахстан сегодня - исторически - союз 130 этносов, страна их эволюционного и многолетнего собирания, сохранения и взаимообогащения культур и языков, на основе чего формируется нация единого будущего.
И по Конституции, и по определению нашей Ассамблеи и народа Казахстана - мы многофункциональный народ, мы союз этносов, который определяет содержание и характер казахстанской государственности.
Культура делает нас разными. Именно в диалоге культур мы можем понять другую культуру, и то, насколько она другая, в чем ее отличие от нашей.
Контакт культур - это идеальнаявозможность сглаживать межкультурные и межконфессиональные конфликты, переводя их в сферу и плоскость культурных различий.
Культурные отличия не обостряют жизнь, а, напротив, украшают ее и обогащают.
Смысл и цель каждого человека и индивида и в целом общества определяется желанием развиваться, стремиться к самовыражению. Душа казахского этноса в этом отношении имеет свое историческое предназначение. Свободолюбие и исключительная толерантность, восприимчивость коллективистского духа и миролюбие - такие качества - есть духовная база формирования казахстанской идентичности.
Такой вывод еще раз подтверждает историческую ценность идей патриотического духа политической партии «Алаш», разбудившей национальное самосознание казахского народа. Время политической активности ее лидерств стало эпохой мировоззренческого прорыва.
«Беседуя в апреле 1999 года с известным казахским писателем Медеу Сарсекеевым, я поделился размышлениями о великой значимости, которую имеет историческая память для самосознания нации, и о неразрывной связи будущего страны с его прошлым.
Народу, имеющему свою богатую историю, язык, религию, народу, развивающемуся, не следует отделять прошлое от настоящего. Он должен ясно видеть высоты и перевалы, которые должны быть преодолены им в будущем.
Наша история достаточно представлена гениальными сыновьями, которыми можно по праву гордиться и которые являют нам замечательные примеры. Именно поэтому мы уделили особое внимание формированию исторического сознания народа, глубокому изучению нашей национальной истории и культуры» (Н. Назарбаев, «Эра независимости» Алматы, Қазақпарат стр. 163).
Говоря о роли образовательного процесса, нам представляется особо важным проблема национальной памяти. Главным предметом исследования, в нем могли бы стать те проблемы, которые замалчивались до недавнего времени. Прежде всего, это трагический аспект национальной истории конца XIX и начала XX веков. В этой теме есть свои перекосы. И особо это касается истории партии Алаш, всего общественно - политического движения. Такая попытка была предпринята Н.Назарбаевым еще до обретения Казахстаном своей национальной независимости. Вот материалы из архива: В служебной записке идеологического отдела ЦК КП Казахстан «Об общественно - политической ситуации в республике» сказано о создании постоянно действующей независимой прессы, газет: «Азат», «Туркестан», «Алаш» - еженедельника «Бірлесу».
Для аутентификации своей истории следует преодолеть наследие изолирующего историзма. Этот подход достался нам в наследство от советской и постсоветской эпох. Он рассматривает советский период как некий аномальный отрезок национальной истории. В образовательный процесс необходимо включать то, что объединяет этносы Казахстана, что делает нас единым народом, о чем неустанно говорит Н.Назарбаев.
Формирование основ казахстанской идентичности - важнейшая задача, поставленная Главой государства. Без этого невозможна реализация модернизации общественного сознания.
«На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее» (Н.Назарбаев, «Казахстанская правда», № 71, 2017 г., «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Лучшие мыслители гуманитарной науки считают и доказали, что образовательная среда порождает и воспроизводит смысловое поле, в котором созревает личность, будущее страны. Обучение и воспитание призваны сформировать образ мира, образ Родиныи трепетное отношение к своей отчизне и истории.
Любая форма и модернизация начинается при определенных запросах общества.
Такие сигналы из глубины казахстанского общества почувствовал Ел басы. Чуткий ко времени и истории он поражает уникальной способностью к творческому перевоплощению. Как тонкий политик Н. Назарбаев точно нащупывает пульс национального самочувствии. Мерой и мерилом его жизни были глас народа и бессмертная история казахов. По их воле он строил себя, сохраняя традиции предков, по их лекалам выстраивал свой собственный духовный дом.
Так родилась гуманистическая концепция «Мәңгілік ел», духовная программа «Рухани жацгыру», отсюда его уважительное и достойное отношение к идейному наследию «Алаш».
Анализируя, выступления Н. Назарбаева, касающиеся мировоззренческих, духовных и политических проблем, вопросов отечественной истории, приходишь к выводу: Глава государства тонкий и скрупулезный алашавед, он смог системно увязать и сделать нашу непростую историю неразрывной. Он сегодня трепетный сторонник укрепления нашей государственности, ее основатель и гарант.
Наша гуманитарная наука обладает мощным инструментарием, чтобы творчески и предметно заниматься модернизацией общественного сознания.
Во - первых, нужно понимать, какие предметы формируют интеллект и саму личность. Это в первую очередь - родной язык и литература в едином сплаве, история и география. Именно эти три важнейшие дисциплины делают человека и гражданином и патриотом. Это предметы ВЕРЫ.
У школы, всех учебных заведений сегодня еще более повышенная функция и ответственность. Школа выполняет две задачи: это социализация молодого поколения и вторая - нацеобразующая функция.
Необходимость честно признать, что мы в последние годы увлеклись вестернизацией, попыткой пересадить на казахстанскую почву то, что ей чуждо. Природа разумно устроила процесс социализации как культуросообразный. Ибо культура - это ценности и определяют все именно они, а не знания и навыки (что, конечно, очень важно). Но в сегодняшнем обучении все внимание направляется на них, то есть реализуется философия прагматизма.
Заключение
На наш взгляд, необходима переориентация образования со знаниецентрического на культуробразное, которое сделает человека не только обученным (компетентным), научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями, а на подлинное творчество. Образование в истинном смысле этого слова, где ведущими аспектами являются воспитательный и развивающий, способно охранять человека от грязной среды информационной среды, сделать прививку против инфекций безнравственности, вируса ксенофобии. Мы поддаемся прагматизму, этому антиподу духовности, и забываем о воспитании, о необходимости формировать мировоззрение наших детей.
Целью казахстанского образования может быть только одно - человек духовный. И вот тут величайшую роль могут дать занятия, спецкурсы, лекции и другие формы, скажем, «круглые столы», конференции, на которых обсуждались бы нравственные уроки общественно - политического движения «Алаш». Нашей школе нужен единый комплекс учебных материалов, который подчинен историко - культурному стандарту. Суть этого стандарта, по нашему убеждению, состоит в том, чтобы сформировать необходимый для современного человека и гражданина набор знаний о прошлом, о нашей истории и исторических личностях без путаницы и мифологизации.
Наша задача - воспитать молодую поросль, в каждом казахстанце достойного гражданина и патриота.
Литература:
- Назарбаев Н.А. Эра независимости. - Астана, 2017. - 508 с.
- Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Атамура. 1999. - 296 с.
- Программная статья Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года.