Методы организации наблюдения за окружающим миром и эстетического восприятия произведений изобразительного искусства у младших школьников

В статье рассматриваются методы организации процесса наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира, а также эстетического восприятия произведений изобразительного искусства с целью формирования у младших школьников эстетического отношения к окружающему миру средствами изобразительного искусства. Описаны методы работы, способствующие формированию у младшего школьника эстетических чувств, эмоций, представлений, отношения к окружающему' миру. Даны рекомендации по организации процесса наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира и эстетического восприятия произведений изобразительного искусства.

Введение

Для формирования эстетического отношения к окружающему миру средствами изобразительного искусства важно замечать прекрасное в обычных объектах и явлениях. Умение видеть всегда предполагает умение наблюдать, сравнивать, тщательно изучать особенности объектов и явлений окружающего мира. Вопрос важности наблюдения и восприятия окружающего мира как средство влияния на формирование личности ученика освещали в своих работах Ю. Азаров, Е. Отич, Г. Падалко, Г. Шевченко, Л. Масол. Однако проблема формирования у младших школьников эстетического отношения к окружающему миру средствами изобразительного искусства недостаточно изучена. Этим и объясняется актуальность представленной работы. Успех обучения и воспитания зависит от того, какие методы и приемы будут наиболее эффективными для формирования у младших школьников необходимых умений и навыков, художественных способностей, эстетического отношения к окружающему миру. Опираясь на ведущие положения современной педагогики и учитывая результаты констатирующего эксперимента, была разработана методика формирования эстетического отношения к окружающему миру у младших школьников средствами изобразительного искусства. Принцип выбора оптимальных методов, форм, условий, средств обучения и воспитания основывается на осознании невозможности существования универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогических ситуациях. Этот подход отражает принцип демократичности в работе современной школы.

Цель статьи заключается в выделении методов обучения, направленных на организацию процесса наблюдения за окружающим миром и эстетического восприятия произведений изобразительного искусства как необходимого условия формирования у младших школьников эстетического отношения к окружающему миру. Важнейшей предпосылкой формирования наблюдательности является развитие умения замечать характерные особенности объектов и явлений окружающего мира. Поэтому организованный процесс наблюдения за объектами и явлениями создает благоприятные условия для формирования у младших школьников эстетического восприятия окружающего мира. При таких условиях младшие школьники не остаются равнодушными, они переживают определенные эмоции, анализируют увиденное, сравнивают его с объектами и явлениями, которые рассматривались раньше, дают определенную оценку, т.е. эти процессы направлены на формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Эмоции вызывает то, что является постоянным объектом наблюдения и изображения - восход или закат солнца, первая зелень, глубокая синева дальнего леса, сочное яблоко, сияющая радостью улыбка близкого человека. Говоря о впечатлениях, которые получает ученик начальной школы от объектов наблюдения, явлений окружающего мира, об эмоциональных переживаниях, необходимо помнить о важности внимательного изучения этих объектов и явлений, а также точного их изображения. Таким образом, целью организации процесса наблюдения у младших школьников является формирование различных представлений о свойствах и качестве объектов и явлений окружающего мира, их структуре, внешнем виде. По этапам усвоения знаний виды наблюдения можно объединить в первичные, повторные и обобщающие. Первичные знакомят учеников с новым объектом окружающего мира (позволяют сформировать элементарные представления об объекте, его названии и отдельных особенностях внешнего вида). Повторные расширяют, уточняют, дополняют представление об изучаемом объекте окружающего мира. Обобщающие систематизируют представления младших школьников об объектах окружающего мира, которые они получили в процессе предыдущих наблюдений и сравнений.

Процесс наблюдения может быть эффективным при обеспечении следующих требований:

  • целенаправленность наблюдения за окружающим миром: при организации процесса наблюдения необходимо определять его цели и задачи;
  • эмоциональность наблюдения: без чувств, которые возникают во время общения с окружающим миром, не может быть заинтересованности в его познании;
  • осмысленность наблюдения: выделение особенностей объектов и явлений окружающего мира должно быть не механическим, а осмысленным, поэтому требует целостного восприятия.

С. Рубинштейн выделяет и объясняет стадии развития наблюдения как ступени интерпретации, то есть осмысление наблюдаемых явлений [6]. Характеризуя содержание наблюдений, он подчеркивал, что для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны для восприятия как целые объекты, так и их части. У ребенка обычно сосуществуют различные формы восприятия. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого. Для организации индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений необходимо предварительно определить объект и цель наблюдения; способом фиксации наблюдений могут быть кратковременные наброски или эскизы.

Методы исследования

Метод активного восприятия окружающего Методом организации процесса наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира, призванным активизировать ранее приобретенный эмоциональный опыт, обратиться к когда-то прочувствованным впечатлениям, является метод активного восприятия окружающего. Состояние эмоционального переживания от увиденного вызывает потребность рассказать об объекте или явлении окружающего мира, которые произвели наибольшее впечатление. Цель реализации этого метода - формирование таких структурных компонентов эстетического отноше - ния к окружающему миру как эстетические эмоции, эстетическое восприятие окружающего мира, развитие умения выделять существенные признаки наблюдаемого объекта, расширение представлений о связи между различными явлениями окружающего мира. Приём реализации: задание эмоционального характера, то есть создание рассказа в изображениях «История моего дерева», «Природа радуется, когда...». Примеры применения. Ученикам предлагается наблюдать за деревом, которое растет у школы или дома. Они должны отмечать изменения, которые происходят с деревом (появление почек, листьев, период цветения, изменение цвета листьев, листопад и т.п.) в зависимости от времени суток или времени года: цвет листьев при различных условиях освещенности, направления тени дерева и её длины; при таких условиях (на кого оно похоже: на красавицу девочку с длинными стройным станом, дебошира мальчика с растрепанными волосами, утомлённого пожилого человека со сгорбленной спиной). Каждый этап наблюдений ученики фиксируют с помощью кратковременных набросков или эскизов. Можно предложить такие варианты наблюдений: за воробьями для выяснения строения их тела, внешнего вида, особенностей поведения, способа передвижения, общения с окружающим миром; за изменением погоды в разные времена года «О чем шумел ветер» (весенний ветерок, летний ветер, осенний ураган, зимняя вьюга). Именно впечатления от наблюдения за погодой активизируют эмоции и чувства младших школьников. Кроме того способность наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира позволяет понимать произведения искусства как его составляющую, формировать эстетическое отношение к нему, самостоятельно выражать чувства, суждения. Формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами изобразительного искусства начинается с привлечения младших школьников к эстетическому восприятию произведений изобразительного искусства на основе эмоционального сопереживания. Ознакомление с миром искусства обогащает не только ум, но и эмоции младшего школьника, формирует умение понимать прекрасное, развивает эстетическое восприятие, способность получать эстетическое наслаждение от красоты окружающего мира, произведений изобразительного искусства; приобщает младших школьников к достижениям мировой художественной культуры. Поэтому формирование эстетического отношения к окружающему миру происходит не только при наблюдении за его объектами и явлениями, но и при восприятии произведений изобразительного искусства. Метод вербализации содержания произведений изобразительного искусства Актуальным методом формирования эстетического отношения к окружающему миру является метод вербализации содержания произведений изобразительного искусства. Составляющей этого метода является задание «Переступить через край картины», которое ориентируется на достижение более глубокого понимания учеником внутренней сущности художественных образов, характеристику их содержательного наполнения. Использование музыки, инсценировки во время восприятия произведений изобразительного искусства положительно сказывается на их понимании младшими школьниками, помогает глубже воспринять художественные образы, воплощенные в них. Цель реализации метода - активизация внимания учащихся, стимулирование многократного восприятия образа, осознание содержания произведения в целом и в деталях.

В процессе работы с детьми младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства необходимо идти от образа, от эмоциональной нагрузки каждой темы. Формирование эстетического отношения к окружающему миру отражается в следующих наиболее существенных компонентах эмоционального состояния:

  • эмоциональные переживания от объекта изображения;
  • эмоциональные переживания от процесса изображения;
  • общее эмоциональное состояние, которое проявляется в эмоциональном возбуждении, в его силе и глубине [4].

И. Левитан предлагал изображать окружающий мир «как видишь», воспроизводить то, что «чувствуешь», передавать то настроение, которое возникает при восприятии объектов и явлений окружающего мира. Он отмечал, что картина - это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника [5].

Значительную роль в процессе восприятия произведений изобразительного искусства играет уровень подготовленности к такой сложной работе, также характер и форма вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам. Известно, что восприятие произведения изобразительного искусства нельзя рассматривать в отрыве от его содержания. По мнению Л. Выготского, большое значение в художественном восприятии, в понимании смысла изображенного имеет композиция произведения, степень совпадения смыслового и структурного центров картины [2]. Однако ученик начальной школы не может сразу принять произведение искусства как таковое, поскольку художественное восприятие не дается человеку от рождения. Проблема восприятия - это проблема и психологическая, и методическая, и эстетическая, и искусствоведческая. Действительно, восприятие художественного произведения - сложный процесс, предполагающий способность воспринять и понять изображенное. Однако восприятие произведения изобразительного искусства - не только познавательный, но и эстетический акт, важным условием которого является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему, на это указывали психологи Б. Теплов, П. Якобсон и др. Так А. Запорожец отмечал, что эстетическое восприятие сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях [3]. Итак, во время восприятия произведений искусства развивается эстетический вкус детей, умение сочувствовать, видеть красоту в окружающем мире. Изучение и анализ произведений изобразительного искусства формирует эстетическое отношение к объектам и явлениям окружающего мира, умение давать собственную эстетическую оценку произведениям искусства и высказывать мнение об их содержании. Овладевать особенностями воплощения художественного образа, осуществлять поиск в нем личностного смысла необходимо путём привлечения младших школьников к выявлению эстетических ценностей произведений искусства в процессе сосредоточения их внимания на художественно - эстетическом смысле произведения, выявлении чувств и отношений к нему, подчеркивании художественными средствами его эстетической ценности.

И тогда ценности, заложенные в произведениях искусства, становятся важными для самой личности младшего школьника, открывают для нее смысл и значимость. Вне этого постижения искусство теряет личностный смысл. Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на усвоение младшими школьниками эстетических ценностей искусства, которое осуществляется в процессе восприятия путём постепенного приобретения художественно - эстетического опыта, в частности, художественных знаний и представлений и умения углубиться во время восприятия в эмоциональное содержание произведения, его образы и замысел. Главным в этом про - цессе является направление внимания детей на ценностно - значимый смысл произведений, формирование осознания того, что произведение искусства самоценное и самодостаточное; конечное художественное его содержание с наибольшей полнотой содержится только в нем самом, в его художественной форме и раскрывается только в процессе его восприятия. Поскольку это содержание реализовано автором по законам данного вида искусства, ценностно - значимыми становятся художественные качества, которые, собственно, воплотили это содержание: гармоничность, пропорциональность, симметричность, ритмичность и др.

Результаты исследования

Таким образом, переживания и осознание детьми художественных особенностей произведения искусства ведет к постепенному формированию эстетических ценностей: они наблюдают, переживают и осознают художественные особенности сначала в произведениях искусства, затем - в окружающей среде, и как результат - дети начинают понимать прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое не только в искусстве, но и в окружающей жизни.

Заключение

Важным в этом процессе является общение ребенка с лучшими образцами мирового наследия, имеющими высокую художественную ценность, от этого зависит формирование ориентиров, эталонов, критериев оценки художественных произведений, и в результате происходит формирование эстетического опыта и осознание категорий «красота», «прекрасное», «гармония» и т.п. Подытоживая вышесказанное, отметим, что наблюдение объектов и явлений окружающего мира и эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства является эффективным средством возбуждения эмоционального состояния младших школьников, имеет свою специфику, которая отличает его от наблюдения 18 ISSN 2500 - 0039. Педагогика. Вопросы теории и практики. № 2 (6) 2017 и восприятия любых других явлений окружающего мира.

Исследование процессов наблюдения и эстетического восприятия связано с важными теоретическими и практическими проблемами, разработка которых необходима для познания сущности эстетического восприятия, его особенностей, закономерностей, поиска эффективных путей и средств управления этим процессом.

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. M.: Искусство. 1968. 576 с.
  2. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1972. № 4. С. 37 - 42.
  3. Кузин В.С. Психология: учебник для худож. уч - щ / под ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд., перераб. и доп. M.: Высш. Школа, 1982. 256 с.
  4. Левитан И.И. Письма.Документы. Воспоминания. М.:Искусство. 1956.336 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2002. 720 с.
Год: 2018
Категория: Педагогика