Формирование культуры межнационального общения у молодежи, посредством игровых форм патриотического воспитания

Аннотация

Исследование изменения уровня культуры межнационального общения, приприменении преобразующих педагогических форм воспитания - организационно - деятельностных игр, патриотической направленности. Знания событий Великой Отечественной войны актуальны - это продиктовано временем, в котором отношения между странами и народами сложны и нестабильны.

Патриотические ценности являются сущностным основанием не только представителей отдельно взятой страны, но и человечества в целом. Один из способов их формирования - использованиеигровых форм в образовательной программе патриотического воспитания. Организация патриотических мероприятийдемонстрирует рост уровня культуры межнационального общения молодежи, обсспечиваетстановлсние дружеских отношениймежду народами, основанных на взаимопонимании и терпимости. Донести факты истории, чтобы они, стали примером и источником патриотических начал, возможно, при использовании инновационных образовательных форм, как инструментария, соответствующего разрешению проблемности социально - образовательной реальности. Их применение в патриотическом воспитании студентов, способствует рождению нового опыта, является механизмом трансформации и развития сознания представителей молодого поколения, эффективным средством при преодолении кризисных этапов различного генезиса, как следствие - обретение обновленного культурного потенциала межнационального общения в молодежной среде. Формирование культуры межнационального общения молодых людей разных этнических групп и сообществ, используя игровые образовательные формы, прибегая к анализу фактов героической истории, как источнику возрождения патриотических ценностей, в проведении военно - исторических реконструкций, объединяющих для участия представителей разных стран,для реализации общего замысла. Воспитание в гражданах молодого поколения чувства патриотизма - залог благополучного будущего, мира на земле, уважения и любови в своей Родине, понимание окружающих народов, имеющих свой язык, культуру, традиции - основополагающие ценности любой народа.

Стремление народов к созданию единого информационного, культурного, экономического пространства невозможно, из - за имеющихся противостояний между странами [1].Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры общения [2, 3].

В исследовании использовали метод организационно - деятельностной игры (далее ОДИ) Щедровицкого Г.П., который назвал «организационно - деятельностную игру - новой формой организации коллективной мыследеятельности, позволяющей решать сложные междисциплинарные, межпрофессиональные и межкультурные проблемы, имеющие важное значение. ОДИ - это игры для умеющих ставить проблемы и мыслить в процессах их разрешения, или для желающих научиться решать эти проблемы» [4].

Игра, основанная на проблемной ситуации, имеет воспитательную функцию в общем процессе образования, применимая в патриотическом воспитании молодежи, с ссылкой на примеры великих подвигов военной истории России, способствуют полному осознанию прошлого, прииспользовании формыисторической реконструкции. Формирует лучшие человеческие качества личности - патриота, не зависимо от веры и национальности, направляет молодежь на реализацию социально - ценностных целей и выбор видов деятельности на благо общества [5].

Введение

«Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу - над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

В.О. Ключевский [6]

Огромными усилиями и столетиями Россия сформировалась, как государство, аналогов которому по размерам, составу, численности и многонациональное™ народов нет и вероятно, не будет. Перед народом, создавшим уникальное государство, стоят, прежде всего, задачи напряженной работы над собой, развитием умственных, нравственных, гражданских начал. Переселение народов, как историческая данность, другие факторы, все это способствовало объединению и смешения народностей. Россия - многонациональное государство, на территории которого проживает более 180 народностей.

Географическое местонахождение России делает особым ее роль в историческом развитии человечества. Находясь в центе материка, между Европой и Азией, Востоком и Западом, наша любимая Родина формировалась под воздействием этих различных культур. Влияние европейской цивилизации и восточной мудрости обусловило рождение могучей державы с собственной судьбой: яркой, трагичной, но всегда победной, оказывающей значительное влияние на развитие мировых процессов.Данное влияние выстраивалось многими веками исторического развития России, которая стала мостом между противоположными сторонами света, связующим в понимании разных культур. Очень часто именно Россия выступала парламентером: на Западе, как представитель Востока, на Востоке, как представитель Западай прочным щитом, разделяющим и избегающим воинственных столкновенийдвух различных миропониманий.

Сумма исторических и геополитических факторов повлияла на совершенно особое мировоззрение русского народа: чуткого переосмысления событий истории, оптимистичного и жизнеутверждающего взгляда на мировые процессы. Этнический состав численности народов России бесконечно меняется, так как происходят слияния малых групп людей в более крупные народности и нации, смешение национальностей в условиях совместной жизнедеятельности народов в границе одного государства. Русский народ на всем протяжении многовекового развития истории составлял основу многонационального Российского государства. Русская культура повлияла на развитие культур других народов, русский язык является вторым языком для многочисленных народов России.

Современный мир, где отношения между национальностями сложны, остры, часто нетерпимы - главная проблема нашей действительности, а в многонациональном государстве - краеугольная. Необходима четко выстроенная система получения информации молодежью об образе жизни, обычаях, традициях соседствующих народов, выработка конкретных механизмов нейтрализации межнациональных конфликтов.

Значимость проблем патриотизма и патриотического воспитания первостепенна для каждого государства и любой исторической эпохи. Особое значение приобретают эти вопросы в нашем современном обществе, которое потрясено военными конфликтами и противоречиями между народами. Бережно сохраняя традиции и свершения старших поколений, мы формируем условия для последовательного и планомерного движения в завтра, и в этом одна из главных задач образования, как процесса, обеспечивающего воспитание молодежи в духе патриотизма и толерантности, что в свою очередь оказывает огромное влияние на вопросы сохранения стабильности в государстве и «мира во всем мире». Настоящий момент развития педагогической науки и образования определяет важность возрождения и системного формирования патриотических ценностей у современной молодежи. В работах видных ученых подробно рассмотрены основные подходы к тому, чтобы донести факты истории так, чтобы они стали важным источником возрождения патриотическихначал и межнациональной толерантности [7-15]. Особое внимание авторов сконцентрировано на проблемах гармонизации межнациональных отношений, как во взаимоотношениях, политике и культуре, так и в разных сферах общения.

Основополагающим, в понятии воспитания культуры межнационального общения, является патриотизм (в переводе с греческого patiis - Отечество). Этим естественным чувством обладает каждый человек: с момента рождения, впитывая с молоком матери энергетику места рождения, взрослея, с любовью к родителям - обретая любовь к родному краю, Родине, обладающей красотой природы родного края.

Последние десятилетия жизни России привели к искажению патриотического сознания населения разных возрастных групп. В программе Правительства РФ «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» сказано, что патриотическое воспитание «направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота и способной успешно выполнять гражданские обязательства» [16]. Отмечается важность правдивого изложения событий истории Отечества.Важным фактором формирования патриотизма у современной молодежи служит воспитаниена славных примерах периода Великой Отечественной войны (подвиг Матросова, подвиг Маресьева, подвиг комсомольцев из

«Молодой гвардии», Уральский Добровольческий танковый корпус, подвиги тружеников тыла и множество др.).

Своей жизнью наши прадеды и деды пожертвовали, ради того, чтобы мы, наша молодежь, государство - сейчас могло думать о развитии мирных процессов. Их интернациональный подвиг должен жить в памяти современных поколений. Победа, одержанная многонациональным советским народом, ярчайший пример проявления культуры межнационального общения.

Методы исследования

Общение является одним из основных средств воспитания и становления личности. Именно общение формирует поведение, мировоззрение, культуру взрослеющего человека.

А во взаимоотношениях представителей разных национальностей, выступает особой формой - межнациональным общением, в котором представитель этноса становится носителем национальной культуры, чувств, языка, привычек и обычаев. Гармонизация межнациональных отношений достигается посредством формирования культурыобщения [17]. Психолог В.Г. Крысько дает определение культуры межнационального общения: «Совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, которые позволяют на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигнуть взаимопонимания и согласия в общих интересах [18]. «Культура межнационального общения - это особый тип культуры представителей разных национальностей, характеризующейся, как взаимодействия этнических культур, которые проявляются в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межэтнической гармонии в различных сферах. Понятие «толерантности» является одним из главных понятий, которое характеризует понятие культуры» [19].

Воспитание толерантности - одна из значимых сторон формирования культуры межнационального общения. Толерантность (от латинскогоіоіегапсе - терпимость к чужому мнению), в словаре В. Даля: «Терпимость - терпеливость, что, выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего - то лучшего, надеяться, быть кротким, не спешить, не торопить, не гнать, сноравливать» [20]. «Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995г. «И определено понятие толерантности:

  • уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений;
  • отказ от догматизма, от абсолютизации истины, утверждение норм, установленных в международно - правовых актах в области прав человека;
  • толерантность - не уступка, снисхождение или притворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [21].

В жизни общества - толерантность подразумевает не только терпеливое осмысление, но и деятельное участие в отношении социальных явлений. Наличие этого качества в сознании молодых граждан, требует поиска методов его формирования. Педагогический путь - формирование коммуникативной толерантности, через построение диалога и разрешения любой конфликтной ситуации, развивая формы общения, сотрудничества, честность, открытость, уважение, милосердие. Формированию культуры межнационального общения, где доминирующими являются патриотические ценности в сознании молодежи, способствует правильно выбранные воспитательные формы, в частности, игровая мыследеятельность, при применении организационно - деятельностной игры, как инструмента инновационного образования, при использовании которого происходитпогружение молодежи в процесс познания способов мыслительной деятельности, приобретение личностных междисциплинарных знаний - ориентиров, знаний - отношений [22]. Во второй половине 20 века междисциплинарные исследования понятий «деятельная точка зрения», «деятельный подход», привели к появлению науки о мышлении и деятельности - методологии, изучающей методы, средства и подходы, применимые в самых разных областях деятельности.Реализованные на практике методологические подходы, через организационно - деятельностные игры (ОДИ), разрешают задачи всестороннего развития личности, активизируя процессы саморазвития. «Центральным предметом становится взаимодействие развивающегося мышления и игры» [23, 24, 25, 26].

Автор разрабатываемой игры - центральная персона в создающемся пространстве. И. Хейзинга пишет о ней на примере софиста: «Софист являет собой... преемника той главной фигуры архаической культурной жизни, которую мы называли поочередно пророком, шаманом, ясновидцем, чудодеем, поэтом, и которую будем и в дальнейшем именовать лучше «vates...» [27]. Появление игровых отношений не ознаменовывает начала игры, после определяется область, исключая людей, задействованной в игре. Проблема, как основа игры, обозначает ситуацию, не способную быть разрешенной в рамках реальности, создает предпосылки применения ОДИ. Проектирование и конструирование информационного пространства, с применением форм реконструкции исторических событий,является организационной формой патриотического воспитания. Главная задача ОДИ заключается в «поиске способа взаимодействия специалистов разных профилей для решения обозначенных проблем» [28]. Часто выступающие, как объект исследования, исторические события, анализируются уже не одним поколением. Героические подвиги военного времени, периода ВО войны, многонационального советского народа, волнуют и изучаются молодым поколением. Военно - патриотическая акция «Помним Подвиг Урала», посвященная 75 - ой годовщине с момента начала Великой Отечественной Войны, прошла 21-22 июня 2016 года в городе Екатеринбурге, в ее организации использовали метод ОДИ, как способ осмысления молодежью, двух стран, общей исторической правды.Интерактивная форма патриотического воспитания - историческая реконструкция, возможность осмысления студентами раных образовательных учреждений, военных эпизодов, проживая и проигрывая их в реальном времени. Войдя в реальность прошлого, ребята погружаются в процесс оживающей истории [29].

Подготовка к мероприятию носит продолжительный многоэтапный характер. На начальном этапе происходит продвижение идейной концепции, формирование технических требований к будущим участникам. День памяти и скорби 21-22 июня - национальная, нравственная составляющая российского общества. Казахский народ, участвующий в страшной кровавой войны, всецело разделяет трагедию прошедших событий. На втором этапе подготовки организационно - деятельностной игры, выбранные участники изучают и подбирают материал для ролевой игры. Оргкомитет составляет единый сценарный план. Элемент патриотического воспитания - исследовательский интерес молодежи к изучению событий истории, сопряженный с репетиционной подготовкой, рождает дух патриотизма. На заключительном - основном этапе, проходит организационно - деятельностная игра в режиме реального времени по утверждённому сценарию, реконструирующая эпизоды начала войны, с использованием современных технических средств и телекоммуникаций. «Участники погружаются в процесс формирования своих знаний и представлений о предмете исследования - ситуации военного времени, через, для себя, новые формы общения, способствующие максимально точно донести свою мысль до окружающих, изобретя самые выразительные средства и характер поведения, способные стать достоянием сознания, абсолютно усвоенным в процессе мыследеятельности. По окончанию игры все участвующие уносят новый опыт, новые возможности и новые открытия. Услышанное можно забыть, но созданное и осмысленное собой в деятельности, забыть не представляется возможным» [30]. Вспоминая подвиги солдат разных национальностей, цену победу, одержанную в борьбе с фашизмом, совместно проведенные военно - патриотические мероприятия - открытые уроки памяти, формирующие межнациональную культуру общения народов разных стран.

Результаты исследования

Общение многонациональных народов России и Казахстана, в частности, основывается на принципах терпимости, принятия и уважения, где общество объединено едиными идейными помыслами и все сферы жизнедеятельности: учеба, культура, спорт и быт, пронизаны соблюдением общечеловеческих норм и правил. Воспитание молодежи в поликультурном пространстве, опирающееся на принципы взаимопонимания, демократии, толерантности, мира, способности к диалогу и славных примерах общего героического военного прошлого - способ формирование и повышение уровня культуры межнационального общения. Единство общечеловеческого и национального - сущностная основа межнациональных отношений между странами, в государстве, регионе и отдельно взятых объединениях, движущая сила развития и понимания между людьми разных вероисповеданий» [31].

Результат исследования, в итоге проведенного мероприятия: массовая масштабная акция, в которой приняли участие учащаяся молодежь многонационального Урала - мощнейший морально - нравственный акт, формирующий дух патриотизма, способный объединить людей разных возрастов и этносов. Исследование подтверждает возможность сохранения и формирования нравственного здоровья общества; воспитания и возрождения патриотического духа, соприкосновения с правдивыми страницами истории Отечества, воспитания толерантности межнационального единства. В наше время существует большая необходимость единения в патриотических порывах и деяниях многонациональных жителей нашей Отчизны и дружественных соседствующих народов, демонстрируемуюв особо значимые, для современников, даты. Акция «Помним Подвиг Урала», в форме телемоста, под названием «Реконструкция памяти 1941 2016 гг», с использованием методов организационно - деятельностной игры, сформировавшей единое информационно - образовательное пространство для студентов разных национальностей, является альтернативной формой патриотического воспитания подрастающего поколения, популяризирующейтемы: патриотизма,терпимости к этническим особенностям разных народов, формирования культуры межнационального общения, основанного надобропорядочных и творческих взаимодействиях.

В Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» определены цель и задачи военно - патриотического воспитания, способы реализации программы. Совместное исследование образовательных организаций по формированию культуры межнационального общения, применяя инновационные игровые воспитательные формы, показывает результаты, поставленных властью задач,- «активизация и повышение интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня сознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества» [32].

Казахский мыслитель Абай в «Словах назидания», выразил мысль, что «там, где нет согласия, - нет единства, где нет единства, - нет благополучия». Верный путь к успеху и процветанию любого государства - народное единство. Казахский народ, с готовностью и отзывчивостью откликающийся на инициативы уральских педагогов, доброжелателен и гостеприимен, хранит традиции, обычаи, родной язык, вносит свой вклад в дело мира и развития культуры межнационального общения.

Проведение мероприятий военно-патриотической направленности, одна из наиболее эффективных форм воспитания, повышающая уровень культуры межнационального общения, формирующая чувство толерантности и добропорядочности, уважения и взаимовыручки.Исторический опыт Великой Отечественной Войны, в которой принимали участие представители многонационального советского народа, в том числе казахи - грандиозный пример общечеловеческой толерантности и способности единения в мыслях и поступках. К переосмыслению данных страниц истории мы неизбежно обращаемсяи в России, и в Казахстане,снова и снова привлекая каждое последующее поколение.

Мир развивается, появляются новые образовательные технологии, инновационные инструменты, но неизменным остается наша душевная организация, объединяющая все народы великой России. Приобщение к проведению военно- патриотических мероприятий молодежи разных учебных заведений, представителей разных национальностей, различных возрастных категорий, создает возможность для интересного межнационального общения, укрепляющего дружбу между народами.Использование новых форм организации образовательного процесса в виде ролевых и организационно - деятельностных игр, исторических реконструкций, способны увлечь, заинтересовать молодежь и изменить их сознание.

Идея патриотизма, объединяющая молодежь в совместной организации акции, интересный исследовательский опыт, полученный от творческой реализации проекта - фундамент благополучия Родины и стабильности развития общества.

Заключение

Применение игровых педагогических технологий, с процессом, который отводит важную роль каждому участвующему молодому человеку в реализации, объединяющей всех, патриотической идеи, формирует общественное гуманистическое сознание. А многонациональный состав участников провоцирует обмен опытом и диалог представителей разных мировоззрений и культур, рождает совместное творческое мышление, дружбу между участниками. Юноши и девушки анализируют историческую правду, впитывают в себя, накопленные многими поколениями, знания, героический опыт, переосмысляют значение подвигов периода военного времени.

Достигнутый результат способен продемонстрировать готовность нашей современной молодежи, несмотря на национальные отличия, сплотиться перед лицом любой опасности. А приверженность к традиционным, для всех народов России и Казахстана: культурным, духовным, нравственным, гражданским ценностям, - очевидна. Объединенность в патриотических порывах - педагогическая область, где деятельность национально - культурных,общественных и религиозных организаций имеет стратегическое значение, не зависимо от государства, в котором находится. Патриотическая идейность имеет мировое общественное объединение, одна из немногих тем, присущая пониманию и оценке важности каждым человеком. Высокий уровень культуры межнационального общения, формирующийся в процессе ОДП как формы патриотического воспитания, где толерантность, как нравственная категория, способствует пониманию принадлежности к своей национальной культуре и чужой культуре, избежать трудностей межкультурного диалога.

 

Литература:

  1. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя. - M., 2011 -557 с.
  2. Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России - M.Социальногуманитарные знания. 2015. - № 3.1. - 249 с.
  3. Золотухин В.М. Толерантность: монография. Кемерово: Кузбасс, гос. тех. ун - т, 2012. - 145 с.
  4. Щедровицкий Т.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2) M.: Наследие MMK. 2005. - 320 с.
  5. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М: Мысль, 1969. - 125с. Там же. - с. 121 - 120.
  6. Ключевский В.О. Русская история. - M.: Эксмо, 2007. - 912 с.
  7. Буткевич В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В. В. Буткевич. - Минск: Национальный институт образования, 2010. - 207 с.
  8. Живейко А.Д. Идеологические аспекты формирования патриотизма и гражданственности белорусского студенчества: информационные материалы для преподавателей, кураторов и студентов / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Витебский государственный технологический университет". - Витебск: ВГТУ, 2008. - 20 с.
  9. Ефремова Г. И., Серегина А. А. Формирование преодолевающего поведения и социальнопсихологической зрелости молодежи в условиях кризиса: монография. - М: Проспект, 2009. - 240 с.
  10. Ю.Здерева Г. В. Патриотизм и патриотическое воспитание / под ред. проф. В. И. Щеголя. - Саратов: Изд - во Сарат. Ун - та, 2004. - 316 с.
  11. Кузнецова А. В., Кублицкая Е. А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. - M.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 328 с.
  12. Чернов В.В. Гражданско - патриотические аспекты социализации российской молодежи // Полит, культура соврем. России: состояние, проблемы, пути трансформации / под ред. Н.С. Федоркина, Н.В. Карповой. -M.: КДУ, 2009. - 168 с.
  13. Быков А.К., Вырщиков А.Н., Климов С.Н. [и др.]. Российский патриотизм: истоки, содержание и воспитание в современных условиях. M.: Планета, 2010. - 336 с.
  14. Кусмарцев М.Б. Социальная эффективность патриотического воспитания в регионе: условия, факторы, критерии: монография. Волгоград: Изд - во ВолгГМУ, 2014. - 210 с.
  15. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России- M.«Фонд Андрея Первозванного», 1999. - 204 с.
  16. Постановление Правительство РФ от 22 июля 2013 г. № 1292 - р Концепция федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».
  17. Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России - M.Социально - гуманитарное знание.2015. - № 13.1. - 249 с.
  18. Крысько В.Г. Этническая психология. 4-е изд. - M.: Академия, 2008. - 320 с.
  19. Золотухин В.М. Толерантность: монография. Кемерово: Кузбасс, гос. тех. ун - т, 2012. - 145 с.
  20. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - M.: Гос. изд - во иностранных и национальных словарей, 1955. - 1200 с.
  21. Криминология и юридическая психология в развитии толерантности: Материалы международная научно - практическая конференция - Омск: Омская академия МВД России, 2002.-224 с.
  22. Милованова И.Г. Сущностные аспекты патриотического воспитания молодежи, Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности [Текст]: материалы Дней науки (6-9 декабря 2016 г.) в 2 - х частях / сост. М.Ю. Порхачев. О.Ю. Демченко. - Екатеринбург: Уральский институт ГПСМЧС России. 2017. Ч. 2 / сост. М.Ю. Порхачев, О.Ю. Демченко. - 2017.-115 с.
  23. Щедровицкий Г.П.. Котельников С.И. Организационно - деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В сб.: Нововведения в организациях. M.. 1983. с. 33 - 54.
  24. Щедровицкий. Г.П.. К анализу топики организационно - деятельностных игр. Пущино, НЦБИ, 1986.
  25. Щедровицкий Г.П. Игра и детское общество. «Дошкольное воспитание», 1964, N 4. 9а. Надеждина Р.Г. Игра и взаимоотношения детей. «Дошкольное воспитание», 1964, N 4.
  26. Щедровицкий Г.П.. Надеждина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей. «Вопросы психологии». 1973, N 5. 10.
  27. Хейзинга Й. Homo Iudens. В тени завтрашнего дня. M.. Прогресс, 1992. 464 с.
  28. Щедровицкий Г.П.. организационно - деятельная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. В.сб.: Методы исследования, диагностики и развития между'народных коллективов. M.. 1983. с. 153 - 178.
  29. Бюллетень науки и практики. Электрон, журн. 2016. № 12 (13). с. 347- 353.Режим доступа http://www.bulletennauki.com/milovanovaudilova (датаобращения 15.12.2016.) DOI: 10.5281/zenodo.205508.
  30. Милованова. И.Г. Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования (научная статья). Современная высшая школа: инновационный аспект. Т. 9. № 2. 2017 (май). С. 64 - 70.
  31. Кузнецова. А.В.. Кублицкая. Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. - M.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 328 с.
  32. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015г. № 1493 О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Год: 2018
Категория: Педагогика