Обучение школьников искусству битбокса в системе дополнительного музыкального образования

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания методического обеспечения для обучения битбоксу детей, проявляющих интерес к этому виду деятельности.

C древних времен, когда люди еще не умели членораздельно говорить и только издавали определенные звуки, они пытались имитировать голосом звуки природы. Уже в XX веке исследователи отмечали, что в первобытных африканских племенах, в том случае, когда у их представителей не оказывалось под рукой инструмента, а музыка была необходима для тех или иных обрядов, они начинали подражать голосом звучанию того или иного музыкального инструмента. Подражание голосом звучанию инструментов, особенно ударных, было характерно для представителей многих этносов. Так, в частности, эскимосы часто в обрядах шамана издавали голосом звуки, похожие на звучание ударных инструментов. Такое архаичное подражание голосом звучанию инструментов вызвало огромный интерес уже в XX веке у многих музыкантов. Так, в конце XX века уличные музыканты в США, при чтении репа, начинали голосом, имитируя ударные инструменты, сопровождать исполняемое произведение. Все это в комплексе создавало очень эффектную музыкально-шумовую картину. Названные события послужили началом зарождения такого своеобразного музыкального направления как битбокс. Битбокс еще называют, «Human Beatbox» обозначает имитацию барабанной установки, исполняемую голосом. Битбокс, как считают многие музыканты (Вахтанг Каландадзе, Илья Лангресс, Стас Чамб и др.) является разновидностью вокальной перкуссии, которая позволяет производить различные перкуссионные звуки, а так же звуки музыкальных инструментов при помощи определенных согласных звуков.

Исполнитель битбокса, или проще - битбоксер, при помощи артикуляционного аппарата, в который входят язык и губы, а так же нос и горло, подражает звучанию различных ударных инструментов. Битбоксеры могут выступать сольно, а так же в определенном коллективе - трио, квартете, квинтете. Часто они являются аккомпаниаторами для звучания капельного вокального произведения (сольного и ансамблевого). Кроме того, такие исполнители могут с успехом аккомпанировать гитаре, фортепиано, скрипке и даже выступать в совместном проекте с симфоническим оркестром. Битбокс как составной элемент входит в такое направление, как хип - хоп [2, 5], который, в свою очередь, включает слова («Musical Commentator»), которые проговаривает без остановки человек, на музыку, идущей фоном. В настоящий момент в отечественной эстраде исполнителей такого рода называют рэперами. В культуру хип - хоп входит много специфических вещей, среди которых диджеинг (от английского DJ, то есть disk jokej - ведущий программы), граффити (от итальянского «graffito» - нацарапанный, живопись, которая создана на стенах домов и строений), брейкданс (от английского «breakdance» - ломаный танец, исполняемый в кругу) [2].

В настоящее время битбокс стал чрезвычайно популярным в молодежной среде. Этим хотят заниматься школьники разных возрастов, что ставит вопрос о возможности их обучения этому виду исполнительства. Во многих американских и европейских странах битбоксу начинают активно обучать в разных школах [4], в том числе и в таких, в которых учатся дети, имеющие ограниченные возможности в здоровье.

Прежде чем приступать к обучению школьников битбоксу, для педагога надо знать о том, какими же качествами должен обладать его исполнитель. Анализ литературы, а так же различных вариантов исполнения этого стиля [7, 8, 9] позволяют определить, что к таковым следует отнести: - хорошо развитое чувство ритма; - имитационные умения; - вокальное развитие. Битбокс - это, в первую очередь, имитация звуков барабана (тарелка, хэт, бочка, рабочий барабан), который невозможно освоить без ощущения чувства ритма. Развить чувство ритма, как это делают обучающиеся игре на ударных установках исполнители, можно при помощи метронома. Средства, которое помогает исполнителю контролировать попадание в сильную и относительно сильную долю, не сбиваться с ритма, а также не ускорять и не замедлять темп. Обучающемуся можно начинать пробовать битовать (именно так правильно называется этот вид музыкальной деятельности) под какую - либо песню или ее сопровождение - «минусовку», попадая при этом в такт музыке.

Умение импровизировать и пытаться имитировать какие - либо звуки или ритмы так же является достаточно важным критерием для успешного обучения битбоксу. Многие музыканты, часто могут импровизировать на разные темы и мелодии, причем, как слушателям кажется, не прилагая никаких усилий. Так же и в битбоксе, его исполнители учатся этому искусству, гуляя по улице и слушая разные звуки: щебет птиц, стуке колес поезда, стук дождя по скамейке в парке. Все эти «звуки природы» битбоксеры пытаются изобразить это при помощи рта, губ и голоса.

Хороший битбоксер обязательно должен еще и отлично владеть своим голосом, уметь правильно «по - вокальнмоу» брать дыхание, экономно его расходовать, обладать четкой артикуляцией. Так как битбокс, в первую очередь, является особой вокальной формой, то наличие вокальных данных или же умение петь только способствует освоению этого вида искусства. Названные необходимые для битбокса качества не только не вредят вокальному, общему музыкальному развитию ребенка, но и помогают этому развитию. Зарубежные исследователи (Sapthavee A. Yi P.Sims) [6] доказали, что занятия битбоксом ни в коем случае не нарушает голосового развития детей, а, наоборот, способствует формированию многих вокальных навыков (дыхание, артикуляция).

В обучении школьников битбоксу может быть множество вариантов. Нами разработана следующая технология как определенный алгоритм действий педагога [3] для данного педагогического процесса: - формирование точного и четкого произношения основных для битбоксинга букв и звуков; - формирование умения различных вариантов исполнения таких букв с учетом рекомендаций по битбоксу, имеющихся в английских источниках; - формирование умения разрабатывать собственные варианты исполнения с помощью освоенных произношений звуков и букв, но уже с использованием музыкального материала. Охарактеризуем каждый этап отдельно. Пришедший на занятие битбоксингом ребенок должен быть обязательно протестирован на предмет умения произношения им таких основных букв как Б, Т, К, С. Р. Особенно следует обратить внимание на произношение ребенком буквы «Р». В случае, если он ее «картавит», учителю следует составлять упражнения, в которых бы она не встречалась. Только потом, в процессе развития навыков исполнения битбокса, ребенку можно будет давать возможность исполнить композиции с этой буквой. При этом замечено, что занятия бибоксом устраняет у детей картавость. При диагностировании детей следует обратить внимание и на связанность, непрерывность речи ребенка, на отсутствие в ней остановок, заминок. Затем, после диагностирования следует разработать для каждого ребенка, пришедшего на занятия битбоксом систему индивидуальных упражнений, сначала включающих такие буквы, как Б, Т, К, а затем и такие буквы, как С, P, В качестве метода обучения битбоксу могут послужить обычные скороговорки и чтение стихов с движением (т.к. часто битбоксерам при исполнении приходится двигаться в такт музыкальному сопровождению). На этом же этапе следует обучать будущих битбоксеров и вокальному дыханию. Известно, что в вокале важную роль играет нижнереберное дыхание. Но иногда в некоторых произведениях битбоксер может использовать и микстовое дыхание. Для выработки навыков дыхания можно использовать различные ассоциативные упражнения, такие как: «Красивый цветок», «Колодец - журавль», «Мячик» и т.д. При поставленном дыхании у ребенка тратится меньшее количество воздуха при извлечении какого - либо звука, поэтому он сможет «битовать» гораздо дольше и качественнее. Так же существует множество звуков «на вдохе», которые помогут «дышать» во время исполнения. Наличие диафрагматичного дыхания будет влиять на яркость и звонкость звука.

Второй этап, разработанного алгоритма обучения школьников, имеет задачу формирования умения различных вариантов исполнения таких букв, с учетом рекомендаций по битбоксу, имеющихся в английских источниках. На этом же этапе следует начать работу по восприятию ребенком записей по исполнению битбокса различными музыкантами. Для этого можно использовать ссылки [7, 8, 9, 10, 11], имеющиеся в настоящей статье. Далее, ребенку следует объяснить, что в битбоксе существуют три основных звука, имитирующих звуки барабанов. C их помощью можно составлять различные связки и ритмические рисунки.

Первый звук - это бочка или kick («удар» по - английски). Для того, чтобы его сделать, необходимо сказать букву «Б», только без включения голосовых связок, вытягивая вперед губы. Нужно следить за ребенком, чтобы он использовал диафрагматичное дыхание. Выдох следует тоже производить только в опоре на диафрагме для того, чтобы звук получался громкий и резкий. Ребенок может повторить эту букву несколько раз: тихо, громко, четко, мягко, быстро, медленно. Такие упражнения по произношению букв и звуков позволят ему выделить более эффективные способы произношения этой буквы. Освоение второго звука, который называется хай - хэт или hi - hat (по - английски) происходит так: ребенок должен произнести букву «Т» ярко и ясно, а, затем, произнести сочетание звуков «TS». При этом лишний воздух при выдохе необходимо убрать. Для этого, данное сочетание можно сначала произносить очень тихо, затем более ярко и, наконец, очень четко и ярко следует опять же включать диафрагматичное дыхание. В звучании hi - hat важна звонкость, поэтому здесь используется выдох через диафрагму. Третий «базовый» звук называется снейр или classic snare, он изображает звучание рабочего барабана ударной установки. Чтобы исполнить этот звук, нужно использовать сочетание букв «П и Ф - ПФ» в записи на английском - «РҒ, или же «ПШ», в записи на английском «PSH». При этом «Ф» нужно произносить ярче и резче, чем «П». Иными словами, это сочетание бочки (первого звука) и буквы «Ф». Только сделать это нужно максимально резко. Для этого, сначала ребенок должен хорошо поработать диафрагмой, затем, при работающей диафрагме, исполнить звук «П», а, затем сочетание звуков «ПФ» и, конечно, максимально активизировать артикуляционный аппарат. Такой снейр можно заменять на другой звук, который делается на вдохе и который называется клэп или К - снейр. Для того, чтобы его сделать, необходимо просто резко сказать букву «К» в себя, при этом проговаривать его следует только корнем языка, без включения голосовых связок. Ребенку, который обучается произношению этого звука можно предложить игры - ассоциации или «голосовые игры» [1]: «Испуг», «Удивление», «Негодование» и т.д.

Для развития чувства ритма можно использовать сначала различные музыкально - ритмические схемы: четверть - две восьмые, которые сначала ребенок исполняет хлопками, а, затем, с использованием одного, а потом и нескольких звуков. Более сложный вариант: две восьмых - четверть, этот рисунок можно попросить ребенка исполнить на барабане или на маракасе. После чего можно дать исполнить такой ритм уже с использованием определенных звуков. Для развития чувства ритма можно обратиться к записям различных ритмических последовательностей так, как это часто делается на уроках сольфеджио в музыкальных школах. Такие записи учитель может сделать на листах бумаге, которые предъявляются ребенку для исполнения.

Итак, начинающие битбоксеры могут пользоваться таким обозначением звуков: В - бочка, T - хай - хэт, PF - снейр и К - клеп. На этом же этапе детям можно предложить составленные педагогом упражнения на исполнение этих освоенных звуков. Например, сначала простой ритмический рисунок из трех звуков: «В - T - PF - Т» ( англ). Следующее упражнение будет уже другим, при замене одного снейра на другой, т.е. вместо «РҒ» сделать «К». Получится такой бит: «В - T - К - Т» (англ). Этим основным четырем звукам и составлению из них определенного ритмического рисунка детей можно научить за короткое время. В нашей практике задачи данного этапа осваивались в течение двух недель. Кроме того, чтобы научиться как-то контролировать свое дыхание на начальном этапе обучения, нужно заменять или менять местами некоторые звуки, например, заменять «РҒ» на «К», последний делается на вдохе, тем самым вдыхая и не теряя ритма во время исполнения. На этом же этапе можно использовать записи - последовательности тех или иных звуков. Данные записи можно делать при помощи компьютера, а можно, так же, как в исполнении ритмических рисунков, и на листе бумаги.

Третий этап, задачей которого является формирование умений исполнять усложненный ритмический рисунок и битбокс под «минусовку». Когда ребенком уже освоено верное дыхание, он умеет «держать» темп, ритм, ощущать сильную долю, четко и технически верно произносить все необходимые буквы, выучил основные звуки и ритмические рисунки с их использованием, можно перейти к более сложным связкам и попробовать битовать под минусовку, фонограмму или инструменты, звучащие «в живую». Такими более усложненными, чем на втором этапе, могут быть рисунки бита: «В - T - PF - T - T - В - PF - Т» (англ). Делать его можно как быстро, так и медленно, тем самым тренировать скорость, но все же, рекомендуется сначала медленно «проговаривать» все биты для того, чтобы лучше их запомнить, а только потом ускоряться. Также возможен и такой бит: заменяем звук «РҒ» на «К». Получим бит: «В -T-K-T-T-B-K -Т» (анг). Следующий этап - исполнение ритмического рисунка в бите: «В - T - PF - T - BB - T - PF - Т» (англ). Этот бит нужно делать исключительно в медленном темпе, так как быстро его сделать довольно трудно. Еще более сложный бит, который можно использовать только на заключительном этапе обучения: «В- T- T- B- K- T- T- B- T- T- B- T- K- T- T-Т» (англ). Так же пробуем заменить «К» на «РҒ». Чтобы сделать этот бит нужно написать его ребенку на листок бумаги, сначала он должен медленно его проговорить буквами, потом заменить буквы на звуки битбокса и затем пытаться исполнять в ускоренном темпе. Если же ребенок не справляется с такой задачей, постоянно сбивается с ритма и путает звуки местами, то на помощь приходит метроном. На метрономе следует выставить необходимое значение «ВРМ» (bpm, англ, beats per minute - количество ударов в минуту) и просить ребенка исполнять вышеперечисленные ритмические рисунки под заданный темп. Следующий этап - бит под минусовку. Данное упражнение так же хорошо развивает чувство ритма и умение воспринимать музыку и воспроизводить на ее фоне определенный бит. Для примера следует найти в интернете такие аранжировки песен, баллад и т.д., в которых специально убрана партия ударных. Конечно, сначала ребенку следует предъявить для восприятия оригинальное звучание композиции вместе с ударными инструментами, а затем попытаться на слух повторить партию ударных. Если же у ребенка это получилось, то теперь он может заменить битбоксом ударные в тех вариантах исполнения, где они отсутствуют. Найти такие композиции педагог может по ссылке: http://x-minus.me/type 2/3. Биговать ребенок может, как указывалось, и под звучание музыкальных инструментов, таких как гитара, фортепиано, скрипка, флейта, труба, саксофон и др., если в школе имеются исполнители на этих инструментах. Очень интересно будет попробовать битовать вместе с другим битбоксером или другими битбоксерами. Так же как игра в музыкальном коллективе, данный вид исполнительства требует хорошего взаимопонимания между участниками, уметь работать в коллективе и слышать друг - друга. Но это - уже другой, более высокий уровень, который требует систематического обучения у школьников и который можно отнести к четвертому уровню.

Современные направления музицирования, в том числе бит - бокс, в настоящее время привлекают внимание школьников. Кто - то включается в музыкально - инструментальное исполнительство, кто - то в исполнение эстрадно - джазовых вокальных произведений, а кто - то, заинтересовавшись таким направлением молодежной субкультуры, как хип - хоп, может осваивать реп и битбокс, технология обучения исполнению которого на начальных этапах его освоения и была представлена в данной статье.

 

Литература:

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебное пособие. M.: Планета музыки. 2015. 176 с.
  2. Луков В.А. Хип - хоп культура// Энциклопедия гуманитарных наук. 2005. № 1. С. 147 - 151.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.:Народное образование. 1998. 256 с.
  4. Beatboxingtraiisforinseducalion_at_lavelle_schoolhttp://www.slate.com/articles/life/wells_fargo2014.
  5. Hoch D. Toward a Iiip - hop aesthetic: a manifesto for the Iiip - hop arts movement In J, Cliang (Ed.) Total Chaos: the arts and aesthetics of Iiip - hop. New York: Basic civities. 2010. - P. 349 - 364.
  6. Sapthavee A. Yi P.Sims S Functional Endoscopic Analysis OfBeatbox Performers// Jomnal of Voice May 2014.Volum 28.1ssu 3.P.328 - 331.
  7. Электронный ресурс /Режим доступа: https://naked-science.ru/article/sci/bitboks - golosu - пе - povredit.
  8. Электронный ресурс/ Режим доступа: http://kakpravilino.com/uroki - bitboksa - diva - nachinayushhix.
  9. Электронный ресурс/ Режим доступа: https://vk.com/topic - 7261243 20795396.
  10. Электронный ресурс/ Режим доступа: https://www.soundsnap.com/tags/beatbox.
  11. Электронный ресурс / Режим доступа: https://www.humanbeatbox.com/articles.
Год: 2017
Категория: Педагогика