Аннотация
Данная статья раскрывает сущность метафоры как способа познания художественной действительности. В статье описываются несколько значимых функций, заключенных в метафоре. Статья посвящена рассмотрению таких видов метафоры, как когнитивная, концептуальная, роль метафоры как метаязыка.
Метафора, как один из самых значимых тропов, имеет богатые проявления и разнообразные формы воплощения во многих сферах социальной, творческой и научной деятельности современного человека. Всестороннее и заинтересованное изучение метафоры представляет интерес как для наук, изучающих язык, речь и литературный язык, рассматривающих метафору как художественный прием, или средство создания выразительного образа, так и для искусствоведения.
Метафора изучается повсеместно учеными из таких областей науки, как языкознание, литература, риторика, философия, психолингвистика и когнитивная лингвистика. Одно из первых упоминаний о сложнейшем феномене метафоры встречается в трудах древнегреческого философа Аристотеля, который определял метафору как отклонение от нормы - перенос имени одного предмета на другой. Метафора рассматривалась как риторический троп, как средство украшения речи, как способ номинации.
Метафора является частью мыслительной и языковой сфер человеческого бытия, и этим объясняется большой познавательный интерес человека к этому явлению.
Каков же характер метафоры? Игошина Т.С. выделила следующие свойства метафоры, такие как поэтичность, образность, чувственность, которые она привносит в речь и литературное произведение .Как и другие тропы, эти свойства основываются на способности человеческого сознания к сравнению. Таким образом, метафора является неотъемлемой частью нашей реальной действительности, ежедневного обмена информацией.
По мнению исследователей метафоры Д. Лакоффа и М. Джонсона метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. «Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути»[1, с. 46-53]. Метафора является эффективным средством большой убедительной силы, позволяет мгновенно схватывать суть явления или идеи.
Современная теория метафоры видит в ней важную ментальную операцию как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира. Человек при помощи метафоры мыслит и познает мир, в котором он живет.
Границы существования метафоры давно вышли за пределы вымышленного художественного мира, создаваемого непосредственно автором. Она является полноправной участницей и реальной действительности, одновременно существуя как в пропозициональной форме хранения, так и в образной. Метафоры, созданные писателями, авторами, творцами художественной литературы, своеобразные скрытые сравнения стали частыми гостями нашей повседневной жизни, речи, общения.
Популярной метафорой, источником которой является греческая мифология, можно назвать выражение «Ящик Пандоры», которое является символом беды и несчастья.
Ещё один известный пример перехода метафоры из художественной литературы в повседневную жизнь - «Ахиллесова пята». Ваша "Ахиллесова пята" — это слабость, которая потенциально может вызвать неудачу, несмотря на силу.
Некоторые метафоры прочно вошли в наш словарный запас, мы часто слышим и сами употребляет их в повседневной жизни: «дети цветы жизни, дневник лицо ученика, висеть на волоске, простой как пять копеек». Используя эти выражения, мы обогащаем свою речь, придаем сказанному ёмкость и выразительность.
Таким образом, созданные в художественном пространстве метафоры, заимствуются и адаптируются реальной действительностью, и используются повсеместно в процессе обмена и передачи информации, т.е. получают вторую жизнь за пределами художественного произведения, в рамках которого использовались ранее.
Метафора является также элементом постижения мира, реальной и вымышленной (художественной) действительности, относя чувственно воспринимаемые признаки к отвлеченным и непосредственно не наблюдаемым объектам.
В данном случае речь идет о когнитивных процессах познания мира, в рамках которых функционирует когнитивная метафора, выполняющая гносеологическую (познавательную функцию). Такого рода метафоры создают тонко семантически дифференцированный язык чувств и вместе с тем обнаруживают тенденцию к семантическому сближению разнородных понятий. Например, значение «разлюбить» может быть передано следующими метафорами: «любовь потухла, угасла, умерла, смолкла». К описанию сильных чувств и переживаний применимы такие метафоры как «буря (пожар, вихрь, кипение, накал) страстей». Однако здесь следует отметить, что образность метафоры в этом случае ослабевает, что подтверждается скрещением, контаминацией традиционных образов.
Когнитивная лингвистика отводит метафоре, по мнению М. Джонсона и Дж.Лакоффа, ведущую роль первичного когнитивного механизма, который упорядочивает и структурирует мышление и опыт человека, формирует образное мышление [2, с. 15-17].
Метафора в когнитивной лингвистике как явление, прежде всего, идеальное (в отличие от материальных проявлений в языке /речи) получила терминологические наименования «когнитивная метафора» и «концептуальная метафора» По Дж. Лакоффу, метафора - это «когнитивный инструмент для понимания абстрактных понятий и абстрактного мышления». («Metaphor is а cognitive tool we use to comprehend abstract concepts and perform abstract reasoning»); это «один из ведущих когнитивных механизмов осмысления одного через другое». («The cognitive mechanism for such conceptualizations is conceptual metaphor») .Термином «концептуальная метафора» Дж. Лакофф именует ментальные проекции между концептуальными областями источника и цели «cross domain mappings from a source domain to a target domain»).
Когнитивная метафора у Н.Д. Арутюновой выступает одним из функциональных типов языковой метафоры наряду с такими метафорами, как номинативная (перенос названия), образная идентифицирующая (переход дескриптивного значения в предикатное) и генерализирующая[3, с. 103-107].
Когнитивная метафора как механизм соотносится с процессами, протекающими на уровне активации нейронных связей (уровень нейрофизиологической активности на языке нейропсихологии), концептуальная метафора - с уровнем мышления человека впонятиях, суждениях, умозаключениях. «Местом обитания» (локусом) первой является нейрофизиологический субстрат головного мозга, локусом второй - понятийное мышление, умственная деятельность. Концептуальная метафора объективируется в языке и речи лингвистической метафорой, а не наоборот.
Наряду с вышеупомянутыми функциями метафоры, мы можем рассмотреть ее сущность как метаязыковую. Метаязыком в лингвистике называют любой естественный или искусственный язык (язык «второго уровня»), на котором описывается другой язык (язык «первого уровня»). Метафора по своей сути является метаязыком художественной литературы, обеспечивающим процесс декодирования концептуальной сущности произведения. Отсутствие метафор в языке художественной литературе привело бы к потере красочности, образности и смысла. Таким образом, метафора, являясь метаязыком художественного текста, осуществляет процесс его описания, преображения, насыщения образностью и выразительностью.
Метафора, представляющая собой универсальный когнитивный механизм, является средством описания, интерпретации, объяснения и, в конечном счете, понимания сложного, многомерного, полифункционального объекта познания, которым является человеческий язык[4, с.53-55].
Понимание метафорических смыслов достигается через построение ментальных образных моделей на основе перцептивно - образного компонента, находящегося в основании метафоры и связанного с биосоциокультурным опытом существования человека в реальном мире, закрепленном в сознании в виде разнообразных концептуальных образований ,репрезентированных в языке (в семантике языковых знаков) в виде определённых ментальных конструктов - концептов, фреймов, сценариев, схем и т.д.
Метафора, как знаковый элемент языковой структуры, является механизмом когнитивного познания, концептуального осмысления, предметом восприятия реальной и вымышленной действительности, метаязыком при описании языка и речи художественного произведения.
Литература:
- Lakoff G., Johnson NLMetaphors We Live By. — Chicago: Univ, of Cliicago Press, 1980 (2008).
- Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and its Challenge to Western Thought. —NY: Basic Books. 1999.
- Арутюнова H. Метафора // БЭС. Языкознание. M., 1998.
- Демьянков В.3., Кубрякова Е.С. Когнитивная лингвистика // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. - M.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. - KCKT, с.53-55.