Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Об истории открытия полифункциональной природы речи

Аннотация

Цель статьи - проследить процесс теоретического открытия полифункциональности языка и речи. Основным объектом анализа служат релевантные идеи и концепции В. фон Гумбольдта, Л. Витгенштейна и М.М. Бахтина. Доказывается, что работы этих и близких к ним интеллектуалов подготовили почву для научной революции в языкознании второй половины XX в., в результате которой структуралистская парадигма была потеснена функционалистской.

Основоположником нового - энергийного, деятельностного - подхода к постижению языка, позволившего увидеть многообразие способов его употребления, отнюдь не исчерпывающееся дескриптивной функцией, по праву считается В. фон Гумбольдт. В его учении язык неотделим от работы народного, а с ним и индивидуального сознания, которая воплощается в речевой деятельности. Согласно Гумбольдту, цель этой работы состоит в том, чтобы непрестанно создавать звуковую форму, максимально удовлетворяющую потребности выражения мысли [1, с. 70]. Как видим, немецкий мыслитель ещё очень узко определял назначение речевой деятельности. C его точки зрения, оно ограничивается «выражением мысли или чувства» [там же, с. 162-163, 188], что соответствует дескриптивному образу языка в науке Нового времени.

Для нас в работах этого мыслителя ценно другое. Поместив в центр своего внимания не язык как автономную систему, но речь как деятельность (svspysta), Гумбольдт сумел осознать существенные свойства коммуникативной реальности, которые ещё долгое время после выхода его работ оставались не замеченными учёными. В частности, немецкий учёный уловил семантическое своеобразие речи по контрасту с отвлечённым значением языковых единиц, взятых вне контекста коммуникации: «Даже со стороны значения своих отдельных элементов, не говоря уже о нюансах, появляющихся при их сочетании,...речь содержит бесконечно много такого, что при расчленении её на элементы улетучивается без следа» [там же, с. 168]. Им же было подмечено, что именно в речевой практике людей «гораздо больше, чем в отдельных словах», обнаруживает себя интеллектуальная уникальность каждой нации [там же, с. 182]. Ещё более глубокой и перспективной нам представляется гумбольдтовская идея о том, что понимание языковой природы, отличающее данную культуру, зависит от характера использования в ней языка, а он, в свою очередь, - от ментальности нации, создавшей эту культуру. Вот как об этом говорит сам мыслитель: «На язык душевная настроенность оказывает особое влияние. Он складывается по-разному у народов, охотно встающий на уединённый путь сосредоточенного раздумья, и у наций, которым посредство языка нужно главным образом для достижения взаимопонимания в их внешней деятельности. Первые совершенно по-особому воспримут природу символа, а у вторых целые сферы языковой области останутся невозделанными» [там же, с. 61]. Это высказывание как нельзя лучше подчёркивает справедливость вывода, сделанного известным исследователем творчества В. фон Гумбольдта: энергийная теория языка, разработанная немецким филологом, может служить лингвистическим введением в антропологию, призванную ответить на два вопроса: «Что такое язык?» и «Чего достигает человек посредством употребления языка?» [2, с. 24]. Добавим, что, с нашей точки зрения, между названными вопросами существует непосредственная взаимная связь.

Представленные выше и примыкающие к ним идеи Гумбольдта стали получать последовательное развитие спустя столетие после смерти их создателя (1835), когда образ мира, созданный классической наукой, стремительно рушился, уступая место новым представлениям в различных областях знания. Известно, что формирование новой системы ключевых воззрений, образующей ту или иную научную парадигму, как правило, сопряжено с пересмотром метафизических оснований данной науки. По словам А. Койре, все «великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций», служивших метафизическим фундаментом научного знания [3, с. 15]. Поэтому не удивительно, что наиболее восприимчивыми к глобальным трансформациям, которые назревают и происходят в науке, часто оказываются не узкие специалисты, занятые разработкой некритически усвоенных ими ранее парадигм, а мыслители, умеющие вопрошать о сущности познания и познаваемого ab ovo[1]. Так, в частности, обстояло дело с теорией относительности в физике [4, с. 83-88]. И так же происходило утверждение новой - энергийной - теории в лингвистике [5, с. 19-31; 6]. В 1-ой половине XX в., когда профессиональные языковеды продолжали работать с прежним образом языка, рассматривая последний по преимуществу «в себе и для себя», как автономный, существующий по собственным законам объект, - в это время было сформулировано несколько близких друг к другу концепций, восходящих к учению Гумбольдта.

Они принадлежали людям, не являвшимся лингвистами (в точном смысле этого слова): М.М. Бахтину, Л.С. Выготскому и Л. Витгенштейну. Кроме того - и это немаловажный факт, - Бахтин и Витгенштейн в определённый период своей жизни были школьными учителями, что дало им возможность взглянуть на язык под другим - не позитивистски-академическим, а более непосредственным, обиходным - углом зрения.

Не имея возможности здесь входить во все детали их языковых концепций, мы ограничимся здесь тех идей М.М. Бахтина и Л. Витгенштейна, которые оказали наибольшее влияние на наше видение проблем и способы их решения, предлагаемые в настоящей работе. По убеждению обоих мыслителей, язык в его естественном, обыденном употреблении не ограничивается выполнением только одной функции, что резко отличает её от дескриптивного языка науки. Оба мыслителя согласны в том, что эти функции и связанные с ними речевые формы весьма разнообразны в повседневной коммуникации. Причем, их система находится в постоянном развитии, изменяясь вместе с жизнью. «Бесконечно разнообразны виды употребления всего того, что мы называем «знаками», «словами», «предложениями», - замечает Витгенштейн. - И эта множественность не представляет чего-то устойчивого, раз и навсегда данного, наоборот, возникают новые... языковые игры, а другие устаревают и забываются» [7, с. 90]. Все существующие способы употребления языка так или иначе служат нуждам практической жизни и в большинстве своем ориентированы не на ее описание и информирование о ней, но на ее регуляцию и преобразование. Хотя, конечно, и передача информации влечет за собой изменения в бытии, но более опосредованным образом. «Дело, пожалуй, не столько в том, что «без языка мы не могли бы понимать друг друга», сколько в том, что без языка мы не могли бы влиять на поведение других людей тем или иным образом, не могли бы строить улицы и машины и т.д.» [там же, с. 222]. «Всякое высказывание, - по словам Бахтина, - продвигает жизнь вперед, не только сообщает нечто новое, но и вносит нечто новое во взаимоотношения людей», а значит, и в состояние мира [8, с. 253].

Тезис о том, что слова суть дела и поступки, впоследствии разрабатывал Дж. Остин и его ученики. Начав с анализа перформативных высказываний, в наибольшей мере соответствующих сформулированному Витгенштейном утверждению, Остин пришел к выводу об условности их противопоставления так называемым констативам. Пусть в разной степени, но и те, и другие единицы одновременно что-то сообщают о мире и воздействуют на него [9, с. 121]. В этом смысле все без исключения высказывания являются актами, аналогичными прочим человеческим действиям: в них и ими меняется мир, - что не исключает, впрочем, прагматического своеобразия собственно перформативов [10, с. 138].

Многообразие функций и способов употребления языка предполагает наличие соответствующих им речевых форм. Для Бахтина и Витгенштейна было очевидным, что эти формы не могут быть тождественны единицам языка: одни и те же слова и предложения могут использоваться в языке с разными целями и в разных смыслах. Поэтому Витгенштейн для их определения использовал понятие языковой игры. В концепции Бахтина терминологическим коррелятом «игре» является речевой жанр. Утверждая невозможность построения единой классификации языковых игр, Витгенштейн предложил описывать их на основе «семейных сходств» - «пересекающихся общих особенностей», разные комбинации которых свойственны разным речевым формам [11, с. 38]. В то же время он очертил единый принцип устройства всех языковых игр. По мнению австро-британского философа, их структура состоит из «повторяющихся во времени игровых действий» - «ходов» [7, с. 385]. Они представляют собой «примитивные формы языка»[2], такие как утверждения, восклицания, вопросы [11, с. 33]. В дальнейшем развитии лингвистической прагматики эти формы, как известно, получили название речевых актов. Посредством их «постепенного наращивания» могут строиться любые «сложные формы» всех реальных и возможных языковых игр [там же].

Если «игры» и «жанры» в силу своего многообразия и подвижности не поддаются исчерпывающей и устойчивой систематизации, то речевые акты, как было установлено усилиями Дж. Остина и Дж. Серля, представляют собой достаточно универсальные, стабильные и немногочисленные типы простейших речевых действий. И потому с появлением основных вариантов их классификации, о которых мы поговорим ниже, в западном философском мире стала распространяться идея универсальной прагматики. В числе самых известных её представителей можно выделить Дж. Серля, Д. Вандервекена, Ю. Хабермаса, К.-О. Апеля и других учёных [12, с. 251-339].

Что касается бахтинской концепции речевых жанров, то ввиду того, что о ней писалось слишком много в последнее десятилетие, чтобы еще раз подвергать ее всестороннему рассмотрению, мы ограничимся сейчас её самым общим очерком. Обрисованная М.М. Бахтиным типология жанров имеет незавершенный, «набросочный» характер. Общеизвестно, что русский филолог делил жанры на первичные (простые) и вторичные (сложные) [8, с. 161]. В основу их разграничения он полагал два взаимодополнительных критерия: сферу употребления и структурное устройство. При этом, осознавая относительность первого из них, сам филолог констатировал «несущественность деления на разговорные и книжные жанры» [там же, с. 235]. Осознавая, по всей видимости, что только структурный критерий может обеспечить устойчивость его классификации жанров, Бахтин был склонен к его абсолютизации. По его мнению, вторичные жанры «в большинстве своем слагаются из первичных» [там же, с. 233]. В другом месте он еще более категоричен: «В сложных жанрах всегда (выделено мной - А.К.) можно прощупать... формы первичных жанров» [там же, с. 239]. Неслучайно поэтому, вторичные жанры характеризуются им как «сложные», «конструктивные», «синтетические» [там же, с. 231; 13]. Скажем, частное письмо, относимое Бахтиным по первому критерию к первичным жанрам, может входить в состав романа но, в свою очередь, включать в себя четверостишье из стихотворения, в котором будет заключен некий известный афоризм. C такой позиции жанровая «вторичность» оказывается весьма сложным, многослойным явлением, что еще раз подчеркивает относительность указанной дихотомии, а процесс построения сложных речевых жанров - тем постепенным «наращиванием форм», о котором писал Витгенштейн.

Завершая рассмотрение идей двух мыслителей, укажем, что выдвинутые ими идеи по разным причинам были подхвачены и развиты лингвистами с задержкой в несколько десятилетий. Однако тот необычайно широкий резонанс, который они обрели в последней трети XX века, свидетельствует о вхождении в права новой - заложенной В. фон Гумбольдтом и развитой Бахтиным и Витгенштейном - парадигмы, значительно потеснившей прежнего лидера - структуралистскую исследовательскую программу. Это позволяет согласиться с обобщающим тезисом А.Е. Кибрика, предварительно освободив его от запоздалого - ещё четверть века назад - пророческого пафоса: «Лингвистику XX в. (за исключением его последней четверти - А.К.) можно представить в виде «КАК-лингвистики» («как устроен язык»), на смену которой придёт «ЗАЧЕМ/ПОЧЕМУ-лингвистика», в основе которой будет лежать примат объяснения» функционирования языка [14, с. 91].

 

Литература:

  1. Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. - M.: ОАО ИГ «Прогресс», 2001. - 400 с.
  2. Рамишвили В.Г. Вильгельм фон Гумбольдт - основоположник теоретического языкознания // Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. - M.: ОАО ИГ «Прогресс», 2001. - С. 5-36.
  3. Койре А. Очерки истории философской мысли. - M.: Прогресс, 1985. - 284 с.
  4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - M.: Политиздат, 1991. - С. 21-186.
  5. Карабыков А.В. Культурно-коммуникативный механизм и формы осуществления перформативности в истории культуры: дисс. ...д-ра. филос. наук: 24.00.01 - Томск, 2014.-347 с.
  6. Карабыков А.В. История языкознания в свете трансформации образа языка в культуре (подступы к ревизии основ) // Язык и культура, 2014. № 4. - С. 26-41.
  7. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. - M.: Гнозис, 1994. - 520 с.
  8. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 5. Работы 1940-1960 гг. - M.: Русские словари. 1996.-731 с.
  9. Остин Дж. Избранное. - M.: Идея - Пресс. Дом интеллектуальной книги, 1999. - 332 с.
  10. Кузнецов В. Г. Перформативность и уровни коммуникации // Логос, 2009. № 2 (70). - С. 136-150.
  11. Витгенштейн Л. Голубая книга. - M.: Дом интеллектуальной книги. 1999. - 128 с.
  12. Соболева М. Е. Философия как «критика языка» в Германии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 412 с.
  13. Дённингхаус С. Теория речевых жанров М.М. Бахтина в тени прагмалингвистики // Жанры речи. Вып. 3. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. - С. 104-117.
  14. Кибрик А. Е. Современная лингвистика: откуда и куда? // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, 1995. № 5. - С. 84-92.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.