Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Роль музыкальных традиций казахского народа в образовании школьников Казахстана

Аннотация

В статье рассматривается роль традиций народной педагогики в воспитании казахстанской и российской молодежи, нашедших свое отражение в ряде программ по музыкальному воспитанию детей ближнего и дальнего зарубежья, а также поднимается вопрос сохранения и развития казахских народных музыкальных традиций в инструментальной и вокальной музыке, осуществление, которого, возможно, на взгляд авторов, с помощью определенного набора этнографических средств и народных традиций, так как, казахская этнопедагогика является составной частью педагогической науки и её отрасль, сформировавшаяся на стыке этнографии, казахской философии, этнической культуры и предметом исследования которой, является система казахского этнического воспитания, осуществляемая непрерывно в течение всей жизни человека.

Традиции играли важную роль и в воспитании казахской молодежи, они и сегодня, пройдя через испытания временем, служат основой формирования музыкальной культуры казахов. Тенденция сохранения и воссоздания определенных традиций народного музыкального воспитания прослеживается на протяжении многих веков, как в народной педагогике, так и в педагогике, реализуемой в системе обучения и воспитания детей в различных учебных заведениях. Примечателен тот факт, что казахи всегда придерживались мнения, что традиции не являются чем-то незыблемым и претерпевают изменения в ходе истории. Все это позволяет говорить о том, что и в музыкальном воспитании детей, придерживаясь веками выработанных традиций, включали в процесс воспитания новые, недавно появившиеся традиции. Что же касается представителей других национальностей, то и им, и их детям, живущим в современном Казахстане, необходимо знать и понимать музыкальную культуру титульной нации. Примером тому может стать народная педагогика музыкального воспитания русских детей, содержание которой было основано на использовании определенных детских вокальных жанров - песенок, попевок, закличек, колыбельных и т.д. В русской народной педагогике музыкальное воспитание ребенка включало обучение игре на свирели, дудке, на инструментах, которые изготовляли взрослые и сами дети из подручного материала - сухих веточек, плодов деревьев (например, плод акации, из которых детьми изготовляли «пикульки» или «пикули»), корней деревьев. Все эти традиции нашли свое отражение в ряде программ по музыкальному воспитанию детей (Г. Науменко., Л. Шамина и др.). В Западной системе музыкального воспитания были особо востребованы инструментальные импровизации детей, в которые иногда вплетались вокальные фрагменты. Однако, чаще всего, такая импровизация производилась на элементарных ударных инструментах. Эти традиции отразились в системе музыкального импровизирования детей «Перкустра», которая на сегодняшний день популярна во Франции, Канаде, Англии и США. По мнению Л. А. Буряковой, эта система предполагает комплексное восприятие и воссоздание ребенком основных элементов музыки (тембр, пульсация, темп, ритм), позволяющее юному исполнителю выразить свое творческое «Я» в форме коллективного поли ритмического музицирования [1,с77]. Сегодня в странах западной Европы чрезвычайно популярной является система музыкального воспитания детей К. Орфа, разработанная на основе принципов музыкальной народной педагогики. В ней, как справедливо отмечает Т.Э. Тютюнникова, как и в народной музыкальной педагогике органично сочетаются игра, песня, танец в их неразрывном единстве [2,с.И6]. История педагогической культуры казахского народа уходит вглубь веков. В определении профессора С.А.Узакбаевой «народная педагогика понимается как естественноисторический процесс, ведущий к формированию обычаев и традиции, которые в форме народного творчества передаются последующим поколениям» [3,с. 157]. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления ребенка, формирующего его внутренний мир, столь велика, что вряд ли, кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа»[4,с104]. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков» и потому, ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития. Казахстанский ученый-исследователь К.Ж. Кожахметова особенно выделяет казахскую этническую педагогику и подчеркивает, что в русле данной отрасли знания, исследуются особенности казахского этнического воспитания, исторически сложившегося в конкретных условиях проживания казахского этноса, на формирование которого оказала влияние его культура, быт, обычаи, традиции, язык, верования. Она дает следующее определение: «казахская этнопедагогика - составная часть педагогической науки, ее отрасль, сформировавшаяся на стыке этнографии, казахской философии, этнической культуры, предметом которой является система казахского этнического воспитания, осуществляемая непрерывно в течение всей жизни в семье, в «учреждениях народного образования»[5,с.16].

Каким же образом традиции народного музыкального воспитания отражаются в современном музыкальном образовательном пространстве Казахстана? Прежде чем ответить на данный вопрос, следует в наиболее общем виде рассмотреть те или иные традиции, которые, несомненно, в силу их специфичности и долговременности необходимо использовать в воспитании детей. За свою многовековую историю казахский народ, как и любой другой народ, накопил огромный и своеобразный опыт воспитания подрастающего поколения, а передовые народные традиции сохранили свою актуальность и в наши дни. Особое место в казахской народной педагогике принадлежит традициям эстетического воспитания. Дети, как правило, были помощниками старших во всём: от изготовления ковров, традиционных, украшенных совиными перьями женских головных уборов, декоративной вышивки (кесте) девочками, до изготовления художественных изделий из серебра, золота и меди, конской сбруи седел мальчиками. Казахская детвора всегда принимала участие во всех национальных играх, и, тем более, были свидетелями музыкального состязания - айтыс. Каждый приезд в аул знаменитого акына, певца или сказителя, без которого не проходил не один праздник у казахского народа, известного своими талантами был поводом для сбора детворы - самого благодарного слушателя.

Не является в этом плане исключением и современное музыкальное образование детей. Использование в образовании детей средств народной педагогики, традиций устного народного творчества, музыкального наследия в единстве и взаимном обогащение является не только необходимым, но и закономерным процессом. Освоение детьми традиций народной музыки, тогда, когда они впитывают дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, вписанные в «мир детства», лучшим образом позволяют реализовать искренние детские искания. Обращаясь к проблеме приобщения школьников к казахским традициям, мы ограничились исследованиями детей младшего школьного возраста, с помощью определенного набора этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации. В качестве средств этнографической культуры мы определили казахские традиции, музыкальный фольклор (инструментальные произведения), основанный у казахов на импровизации, которые способствуют успешному приобщению молодого поколения к казахской национальной культуре и утверждают в качестве приоритетных - общечеловеческие ценности - нравственность, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к родине, человеку. Приобщение детей к традициям того или иного народа, особенно значимо в дошкольные, младшие школьные годы. По мнению ученых Д.С. Лихачева, В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, ребёнок является будущим полноправным членом социума, и именно ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность[6,с.28]. Дети, наряду с освоением музыкальной традиции казахского народа, знакомятся с мифами, легендами преданиями казахского народа, и так постепенно вместе с музыкой в детские души проникает история казахского народа, его поэтический и музыкальный фольклор, судьбы и творения народных музыкантов. Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует весь духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим интеллектуальным, мировоззренческим, и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания школьников средствами музыкальных традиций - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Начиная с самых доступных форм творческих заданий, младшие школьники без особого труда импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того и требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по-своему. Задача учителя музыки не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Постижение народной музыкальной культуры в школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на образную яркую, эмоциональную, выразительную речь, только в этом случае они также эмоционально включаются в игру. Анализ литературы по обозначенному вопросу позволил определить следующие положения. На протяжении длительной истории развития казахского этноса произошёл естественный отбор определенных видов творчества, таких, которые были наиболее приемлемы для мира кочевников. Поэтому такими видами стали музыка и поэзия. Музыкально-поэтическое и инструментальное искусство сконцентрировало в себе все духовные силы казахского народа, выражая его нравственные законы, убеждения и взгляды. Следует отметить, что именно музыка, музыкальное искусство имело у казахов превалирующее значение не только для эстетического освоения действительности, но и для миропонимания вообще. Взаимосвязь музыки и человека давала возможность гармоничного существования казахского этноса. Можно предположить, что потеря казахами этих связей, а также свойств музыки, её смыслообразующих качеств может привести к окончательному разрыву устоявшихся веками связей Человека и Мира. Именно поэтому в казахской народной педагогике народное творчество и, особенно, творчество музыкальное было одним из средств воспитания. «Музыкально - педагогический фольклор казахского народа, как отмечает Г.М. Аубакирова, «являлся средством воспитания и коммуникаций поколений» [7,с. 198], добавим, и средством передачи определенных музыкальных и культурных традиций. Еще одной особенностью музыкальной культуры казахского народа, которая должна воплотиться в определенную воспитательную традицию, было преобладание инструментальной музыки над музыкой вокальной. Действительно, если в русской музыкальной культуре именно «песенность», «протяжность» является специфической особенностью, то у казахов такой особенностью является инструментальность. Инструментальная музыка, как отмечает И. Земцовский, является существенной автономной, но необъемлемой частью традиционной музыкальной культуры. На протяжении всей истории формирования и развития она тесно связана с самыми разнообразными формами художественного творчества и пользуется разнообразными «подсмотренными и подслушанными» приемами, по-своему отражает общие идеи, темы, художественные принципы, способ мышления этноса, класса, эпохи»[8,с.30]. Традиционная инструментальная музыка, по мнению И. Мациевского, существует только в исполнении. Ее образцы передаются при непосредственном исполнительском контакте от музыканта к музыканту, от поколения к поколению. Они более или менее полно фиксируются лишь в памяти носителя [9,с. 160]. Прямое (без посредника в виде зафиксированного текста) общение между создателем-исполнителем и слушателем - непременное условие существования произведения традиционной музыки. Основным средством традиционной интерпретации и восприятия народной словесности и песни служат вокально-речевой аппарат и слух исполнителя. Так, по мнению ученого, коммуникация и сохранение традиции осуществляется по каналу «уста-уши-память-уста» [там же с. 168]. Все это справедливо и в отношении казахской инструментальной традиции, где исполнитель сочетает в себе одновременно и слушателя, и создателя и передатчика. Следует отметить, что казахские музыкальные мифы и легенды « ставят музыкальный инструмент на высшую ступень мироздания, как создателя и носителя космического порядка, проводника чистых энергий, объединяющих в гармоничное целое Космос, Природу и Человека» [10,с.106]. Известно, что главным инструментом казахов являлась домбра, история существования которой насчитывает века. Домбра, по мнению философа С.Ш. Аязбековой, считается «главным источником этнокультурной информации казахов. Обобщая опыт жизни народа, его исторические, нравственные, философские воззрения, она служила важнейшим связующим звеном в объединении народа. Причем связью как в горизонтальном пространстве, объединяя народ в единое этнокультурное целое, без родоплеменных, социальных и иных градаций, так и в вертикальном членении, служа связью Прошлого-Настоящего-Будущего» [там же с.21].Не случайно в народе говорят о том, что Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения. «Хорошим домбристом в Казахстане считается тот музыкант, - отмечал академик, писатель А. Жубанов, - который способен перенять кюй с одного прослушивания. И характерными в этом отношении являются известные традиционные состязания исполнителей на домбре - айтысы, которые основывались на ...молниеносном усвоении кюя» [11,с.18]. Но и помимо домбры, казахи активно включали в процесс музицирования многие исконно народные и древние инструменты: асатаяк, дабыл, дангыра. Все вышеуказанное говорит о том, что включение в процесс инструментального музицирования таких инструментов, как асатаяк, дабыл, дангыра является определенной культурной и музыкальной традицией казахского народа. Следует отметить, что процесс обучения детей игре на этих инструментах проходил, как правило, в доме учителя. Соответственно, не было и жесткой учебной программы, фиксированного репертуара, которым должен был овладеть ученик. Восток всегда высоко ценил учителя, который выступал не только в роли наставника, но в роли отца. Не случайно казахский народ всегда говорил, что «Мұғалімді сияқты әкені жақын ардақта» - «Учителя почитай, как отца родного» [12,с.35]. Итак, из выше сказанного следует то, что одним из традиционных способов музицирования у казахов являлась инструментальная импровизация, обучение которой необходимо учитывать в процессе музыкального воспитания детей в современном Казахстане. Эта необходимость также вызвана тем, что в музыкальном образовании детей и юношества в Казахстане, все-таки, ощущается превалирование европейских способов и средств обучения. «Музыканты, прошедшие все стадии европеизированного обучения, начиная с музыкальной школы, в основной массе представляют собой тип совершенно отличный от традиционного», отмечают Б. Аманов и А. Мухамбетова [13,с.377]. «Потеряв мировоззренческую основу своего искусства, они потеряли и технологии: они не импровизируют и не создают новых произведений. Основное, к чему готовила и готовит их до сих пор система государственного обучения - уметь играть свою партию в оркестре под управлением дирижера, играть европейские опусы и обучать детей по нотной грамоте» [там же, с. 378]. Приведенные мысли авторов могут быть отнесены не только к системе профессионального и предпрофессионального, но и к системе общего музыкального образования детей в Казахстане. Поэтому мы считаем, что включение детей в процесс инструментальной импровизации позволит продолжить традицию музыкальной культуры казахского народа и приобщить детей к этой культуре. «Следует отметить, что в последнее время в Республике Казахстан разработано достаточное количество программ обучения детей музыкальному искусству. Среди них следует отметить следующие программы: «Мурагер», которая помимо многих задач, решает задачу обучения детей игре на одном из национальных казахских инструментов - домбре». Однако, конечно, не во всех школах Казахстана используется данная программа. Поэтому, детям для исполнения следует использовать более простые - шумовые и ударные инструменты, которые являются имитацией настоящих народных инструментов [14,с. 144]. Произведенный анализ учебников, позволил сделать вывод о том, что инструментальная импровизация почти не используется на уроках музыки у школьников 1-4 классов, что приводит к заключению о том, что инструментальная импровизация, являющаяся традиционной в музыкальной культуре казахов не доступна для освоения школьникам на уроках музыки.

В связи с этим, предлагается следующие направления работы для включения в уроки музыки данного вида музыкальной деятельности, относящейся к традиционной в музыкальной культуре казахского народа: введение инструментальной импровизации для осуществления звукоподражания природным явлениям; введение инструментальной импровизации для звукового изображения того или иного жизненного события; введение инструментальной импровизации для аккомпанемента поэтическому произведению; введение инструментальной импровизации для аккомпанемента песне или танцу. Отметим, что все эти направления в условиях общеобразовательной школы могут быть реализованы с использованием только определенной группы инструментов - шумовых или ударных. К ним в казахской народной музыкальной культуре относятся асатаяк, дабыл, дангыра, туяктас. Эти инструменты с успехом могут быть использованы учителем музыки в школах. Отметим и тот факт, что многие дети сами, а также с помощью родителей, могут изготовить тот или иной шумовой музыкальный инструмент. Известно, что для казахского творчества, главным является образ жизни и цикл жизни человека, что, как правило, отражается в инструментальных импровизациях взрослых музыкантов. Именно события из циклов жизни человека, представленный в мушель (циклический 60- ти летний календарь), как отмечают Б. Аманов и А. Мухамбетова, являлись основным содержанием произведений народной музыки. Первое направление может быть реализовано следующим образом. На уроках музыки могут быть использованы творческие задания на включение имитации (звукоподражание) звуковым природным явлениям, например, пению птиц, звукам казахской степи, шум дождя и т.д. Для исполнения этих произведений в процесс импровизации могут быть введены музыкальные пьесы «Сары арка» Курмангазы, «Бул-бул» Даулеткерея и т.п. Специфическим звукоподражанием, которое встречается повсеместно в музыкальных произведениях, как казахского народа, так и в произведениях казахских композиторов является имитация скачки, достигаемая с помощью ритмического остинато. На уроке музыки учитель может включать творческую импровизацию, исполняемую на шумовых инструментах, которая может быть оформлена различными ритмическими вариантами. Для большего эффекта, в такую импровизацию можно вводить музыкальное произведение, основные художественные образы которого связаны со скачкой. Второе направление - импровизация, включающая звуковые явления жизни. Такие, как мерный звук качелей, на обрядовых играх молодежи (Алты бакан), ритм танцевальных кюев (би кюй), скороговорки (жанылтпаш), которые могут звучать на праздниках. Эти звуки сопровождают многие события жизни человека. Третье направление - связанное непосредственно с введением музыкальной импровизации детей в процесс поэтической импровизации. Исследователи казахского музыкально-поэтического фольклора отмечают, что во многих кюях слово является важной и необходимой эстетической составляющей. Слово может предшествовать кюю, может иллюстрировать музыкальное исполнение, может так же, как и кюй говорить об одном и том же, а, может и содержательно быть не связанным с ним. Сами дети могут выбирать тот или иной музыкальный инструмент, имитирующий пение птицы, шум ветра, дождя и т.п. Для имитации, например, скачки коня в просторах казахской степи, можно подобрать и музыкальное произведение, которое явится основой для шумовой импровизации, например, Курмангазы «Сары Арка» - «Золотая степь». Последнее, предлагаемое нами направление - это включение инструментальной импровизации для аккомпанемента песен и танцев. Для детей младшего школьного возраста во все времена являются востребованными детские песни, попевки, прибаутки, колыбельные, которые исполняются взрослыми для них и которые они поют сами. В первый период жизни, в первый мушель (угушель балалык) родственники, прежде всего, бабушки и дедушки, мамы, сестры, братья поют детям множество песен, которые затем и они, освоив, начинают петь своим братьям и сестрам. Таких примеров песен имеется достаточно в казахском музыкальном фольклоре. Проведенный нами анализ учебников для учащихся общеобразовательных школ Казахстана показал, что детские песенки, попевки широко используются авторами для организации уроков музыки. При исполнении этих песен может быть включена и инструментальная импровизация, исполняемая одним или двумя учащимися на шумовых, ударных инструментах. Также ученики смогут исполнять импровизацию на ударных инструментах для аккомпанемента танцев. Музыкальным материалом для такой работы могут стать би кюй (танцевальные кюй), а также многочисленные песни-танцы, которые имеются в учебниках по музыке для школьников Казахстана.

В настоящей статье были затронуты лишь некоторые традиции музыкальной культуры казахов, а также традиции народной музыкальной педагогики казахов, которые могут и должны вводиться на урок музыки в школах Казахстана. В качестве перспективного направления, исследуемого нами в настоящее время, можно обозначить импровизации-соревнования, столь популярные у казахских музыкантов- исполнителей и импровизации-диалоги. Методика их введения в урок - является насущной проблемой, решение которой вводит учащихся в своеобразный и бесценный мир казахского народного музыкально-поэтического фольклора. Пройдя через испытания временем, традиции, в том числе и музыкальные, играют важную роль в воспитании молодежи, являясь основой формирования национального самосознания. Происходит это благодаря тому, что каждое новое поколение стремится приобщаться и поддерживать лучшие традиции своего народа, что дает им возможность помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков.

 

Литература:

  1. Бурякова Л. А. Педагогические системы «творческого пробуждения» личности в музыкальном образовании Франции: Дисс....канд.пед наук:13.00.01 Ростов н/Д,2002,- 181 с.
  2. Тютюнникова Т.Э. Программа, опередившая ребёнка. Начальная школа.№5 2000,- с. 115-119. http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/
  3. Узакбаева С. А. Самобытная национальная культура как средство воспитания школьников. «Музыкальное образование в Казахстане» Хрестоматия, вып.1. Алматы. Компьютерно-издательский центр OO «ДОИВА Медеуского р-на Алматы» 2007. - 272с.
  4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в11т.-М.: Просвещение, 1974. - 155с.
  5. Кожахметова К.Ж. Поликультурное образование в условиях моноэтнического Казахстана: Проблемы и перспективы - Алматы,2007,- С.10-19.
  6. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука.1985.-150с.
  7. Аубакирова Г.М. Семейное, религиозное и светское музыкальное образование в Казахстане в 19 веке. /Музыкальное образование в Казахстане. Хрестоматия вып.!.Алматы, Компьютерно - издательский центр OO «ДОИВА» 2007,- 272с.
  8. Земцовский И.И. Народная музыка и современность (к проблеме определения фольклора) // Современность и фольклор». М. Музыка, 1977. - С. 28-75.
  9. Мациевский И. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алматы Дайк-Пресс.2007,-С. 159-160.
  10. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркыт-ата и философия музыки казахов. Алматы: Компьютерно - издательский центр Института философии и политологии.2000,- С.88-89.
  11. Жубанов А. «Казахский народный инструмент домбра» в кн. Музыкознание. Алма- Ата. 1976.ВЫП.8-9,- С. 18.
  12. Казахские пословицы и поговорки /Под ред. Д.ф.н. А. Дербисалина. - Алма-Ата: Казахстан. 1975. - 92 с.
  13. Аманов Б.Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы: Дайк- Пресс, 2002. - 544 с.
  14. Добровольская Л.В., Тагильцева Н.Г. Идеи казахских философов прошлого в музыкальном воспитании школьников Республики Казахстан// Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, наүки и культуры. - 2010.-№ 1 (71).- С.145-149.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.