Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Этнокультурная толерантность в педагогике музыкального образования

Аннотация

В статье раскрыта содержательная характеристика понятия толерантность, акцент сделан на формировании национальной толерантности средствами музыкального искусства, воспитании терпимости к людям другой национальности, толерантному отношению к музыкальнокультурным ценностям. Статья посвящена исследованию особенностей толерантности во взаимодействии культур Востока и Запада. В работе проанализированы характерные особенности развития национальной музыкальной культуры в контексте взаимосвязей с культурами близких и дальних народов, живущих в полиэтническом пространстве Казахстана и за его пределами. В статье представлены пути развития этнообразования учащихся и молодежи в условиях поликультурной среды. В данной статье рассмотрены проблемы этнокультурного образования на современном этапе в трудах отечественных и зарубежных авторов, использование в процессе исследования различных подходов к изучению этнокультурной парадигмы в музыкальном образовании и пониманию фольклора.

В истории всего человечества вопрос о воспитании толерантности никогда еще не стоял так остро, как на грани второго и третьего тысячелетий. Выступая перед студентами Назарбаев Университета, Лидер Нации особо отметил, что «Толерантность присуща всем нам вместе и каждому в отдельности. Спокойное понимание и уважительное восприятие этнических и религиозных отличий. Благодаря этому наше многообразие не разделяет, а объединяет. Если не будет нашей толерантности, то наша лодка может сбиться с курса и не будет больше застрахована от крушения. Мы превратимся в мореплавателей, терпящих бедствие и подающих сигналы «SOS» [1].

Сегодня актуализируется значимость обучения и воспитания подрастающего поколения на этнокультурном материале, обеспечивающем духовное становление личности учащегося, формирование нравственных представлений как необходимой составляющей мировоззренческого потенциала и условия интеграции его в мировую культуру.

Особую роль здесь играет этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, представления народа о мире и человеке, способствующий глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве.

Понятие «этнокультурная парадигма» имеет в современной науке несколько толкований и рассматривается как научное направление и как содружество учёных, педагогов, единомышленников, вовлечённых в процесс философского осмысления музыкального искусства и музыкального образования как сложноорганизованной целостной системы.

Этнокультурная составляющая парадигмы позволяет через музыку передать ментальность индивида, этносов, наций и социумов, помогает формированию личности, впитывающей в себя всё лучшее, что сокрыто в «генетическом коде» человеческой общности (Н.И. Киященко) [2]. Изучая особенности музыкальной культуры разных народов, будущие педагоги-музыканты должны понять специфику национальной души, эмоций, чувств, которые отражаясь в культуре, показывают отношение народа к тем или иным нормам, ценностям.

Этническое возрождение личности рассматривается как одна из основных черт развития человечества XXI века. Это обусловлено процессами, происходящими в мире, характеризующимися стремлением народов к возрождению нравственного потенциала каждого этноса, всплеском осознания миллионами людей своей принадлежности к определённому этносу национального самосознания, этнической идентичности.

В системе этнокультурных ценностей музыкальное искусство занимает одно из ведущих мест. Различные исторические экскурсы свидетельствуют о том, что проблема глубокого воздействия музыки на духовный мир личности и, в том числе на ее нравственность, была предметом внимания многих ученых. Аксиологический, развивающий и воспитательный потенциал музыкального искусства раскрыт философами (Ж.Ж. Руссо, Г.Ф. Гегель, В.В. Медушевский) [5], психологами (П.П. Блонский, А. Л. Готсдинер, ЕВ. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский), педагогами-музыковедами (Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, В.Г. Ражников, К.В. Тарасова) [6] Большую ценность представляют работы по воспитанию на основе культурных традиций разных народов (М.С. Васильева, Э.Х. Галеев, Л.А. Ибрагимова, С.И. Раимова, Р.А. Сахипова и др.); по нравственному воспитанию средствами национальных культур (А.С. Зиннурова, Е.И. Корнеева, Л.И. Ляшко и др.); по использованию идей народной педагогики в воспитании и формировании отдельных качеств личности (З.Д. Киекбаева, Ш.Б. Кульманова и др.) [7].

Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог, взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения конфликтов, насилия и воин». Культура этноса должна развивается не изолированно, а быть составной частью единой мировой культуры. Этнос, замыкающийся в себе, быстро обнаруживает тенденцию к своему саморазрушению, ибо нарушается принцип детерминизма, лежащий в основе развития. Именно через воспитание культура отдельного этноса переосмысливается в общемировую культуру. Школа, как институт социализации, отражает совокупность традиций, культурных ценностей, накопленных обществом (и в этом смысле суть воспитания - в трансляции и присвоении культуры), поэтому педагогическое сознание отражает те социальные тенденции, которые имеются в данный исторический период времени. Осознание своей национальной (этнической) принадлежности необходимо для самоутверждения, самореализации индивида.

Этнокультурная парадигма музыкального образования способствует пониманию и принятию личностью культуры другого народа, в результате чего формируется положительное толерантное отношение к данному народу. Исследователь Л. С. Майковская рассматривает сущность феномена этнокультурной толерантности в контексте музыкального образования как «интегративное качество личности, которое формируется в процессе познания музыкальной культуры различных этнических традиций и проявляется в доброжелательном отношении ко всем нациям, основанном на понимании (осознании) и приятии особенностей психологии и культуры разных этносов»[3].

Основными составляющими этнокультурной толерантности являются эмпатия, музыкально-языковая восприимчивость, рефлексия, флексибельность и диалогичность мышления, саморегуляция, самоконтроль, фиксирующие ее сущностные свойства в процессе постижения музыки различных этнических традиций.

К принципам формирования этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства можно отнести следующие: принцип поликультурного музыкального образования; принцип диалоговой направленности обучения; принцип ценностного постижения музыки; принцип межкультурного взаимодействия в процессе познания музыки разных этнокультурных традиций.

Создание этнокультурной парадигмы в процессе музыкального образования проходит в несколько этапов (первый этап изучение музыкальной культуры своего народа, которая узнается, «вспоминается» генетической памятью посредством актуализации глубинных архетипов и организации «точки удивления» при столкновении с различными культурными инвариантами воплощения этих архетипов; второй этап - знакомство и освоение музыкальной культуры разных этнических традиций через выявление в них «общего» и «особенного», осознание единства общечеловеческих ценностей, межкультурных различий и сходства культур на духовно-нравственных основах).

Формы функционирования этнокультурной парадигмы в музыкальнообразовательном пространстве общеобразовательной школы проявляются в качестве установки на либеральное принятие моделей учебных планов и программ; как толерантное поведение преподавателей по отношению к учащимся и коллегам, а также учащихся к преподавателям и друг другу; в форме свободного выражения своих музыкально-культурных интересов, потребностей, взглядов; как готовность принимать духовно значимые ценности музыкального искусства «Другого» в условиях «толерантного музыкального пространства»; как проявление уважения к «чужой» музыкальной культуре и ее представителям.

Педагогическими условиями в парадигме музыкального образования, необходимыми для эффективного формирования этнокультурной толерантности школьников на уроках музыки являются: включение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений разных стран, способных вызывать у учащихся активный интерес; создание необходимой художественно-творческой атмосферы и поликультурной среды, в которой развиваются субъект-субъектные (учитель-ученики) и субъект- объектные (учитель, ученики-музыка разных народов) отношения; развитие музыкально-языковой восприимчивости, эмпатии, рефлексии, гибкости и диалогичности мышления в процессе постижения музыки разных этнических традиций; художественная направленность коммуникативной деятельности учителя музыки и учащихся; активная музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся на основе познания различных этнокультурных обычаев, традиций, обрядов и т.д.

Воспитание этнокультурной толерантности школьников средствами музыкального искусства должно быть основано на системно-синергетическом, аксиологическом, герменевтическом, культурологическом и поликультурном подходах, в рамках которого разработаны и обоснованы логико-содержательные компоненты данной подготовки (мотивационно-ценностный, логикоконструктивный и художественно-операциональный)

В работах исследователей выявлены и обоснованы приоритетные качества личности педагога-музыканта, необходимые для эффективного формирования этнокультурной толерантности школьников на занятиях музыкой (артистизм, музыкальность, эмпатия, личностная профессиональная позиция, широкий кругозор, умение создавать эмоционально-творческую атмосферу в процессе художественно-коммуникативной деятельности); разработана эффективная технология формирования этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства, направленная на обеспечение межкультурного диалога и мирного сосуществования представителей разных этнокультурных сообществ в многонациональном государстве;

В современной науке разработана теория воспитания этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства. Введены в научный оборот новые блоки знаний: об этнокультурной толерантности с позиций реализации в музыкальном образовании диалоговой межкультурной коммуникации, представляющей собой способ включения «чужого» бытия в «моё», и наоборот; о феномене этнокультурной толерантности в ракурсе проблемы постижения духовных ценностей, заложенных в музыкальной культуре, и ценностных ориентаций личности (что позволило выдвинуть и доказать гипотезу о том, что этнокультурная толерантность является одним из важнейших принципов педагогики музыкального образования); о взаимодействии музыкальных традиций Востока и Запада в контексте его влияния на преодоление границ межкультурного диалога; о сущности музыкального языка с точки зрения герменевтического подхода и идеи о его универсальности (в связи с чем, был подтвержден вывод о том, что восприятие музыкального фольклора разных народов обеспечивается структурно-типологической общностью архетипов интонирующего сознания, связанных с всеобщим пониманием духовных ценностей, не требующих перевода, а также сходными для всех культур способами общения - интонацией и движением).

Воспитательный потенциал музыкального искусства является средством формирования этнокультурной толерантности личности. Нами определен алгоритм проявления этнокультурной толерантности в процессе восприятия музыки разных народов, который заключается, в первую очередь, в стремлении познать музыкальную культуру того или иного этноса, в способности понять ее музыкальный язык, проникая в сущность глубинных архетипов определенной этнокультурной традиции, и, как следствие - принять эту культуру. Охарактеризованы различные виды деятельности будущего педагога-музыканта (конструктивная, музыкально-исполнительская, организаторская,

исследовательская) в контексте воспитания этнокультурной толерантности учащихся средствами музыкального искусства. Теоретически обоснована проблема создания художественно-творческой атмосферы будущим учителем на уроках музыки как необходимого педагогического условия формирования этнокультурной толерантности школьников.

Музыкальный фольклор является своеобразной аркой, устанавливающей связь музыкальных культур Востока и Запада, так как его восприятие «без перевода» обеспечивается структурно-типологической общностью архетипов, связанных с всеобщим пониманием духовных ценностей жизни, а также сходными для всех культур способами общения - интонацией и движением.

Взаимовлияние музыкальных культур Востока и Запада способствует преодолению культурных границ и расширению межкультурного диалога. Именно на этой основе происходит сближение различных этносов, их толерантное взаимодействие, обогащение чувств, эмоций, толерантного сознания. Так как взаимодействие западного, восточного и других архетипов культур приводит к изменению музыкальных предпочтений в социуме, то, выявляя музыкальные предпочтения представителей разных культур, можно фиксировать не только результат сложной социальной эволюции коренного этноса, процесс адаптации этносов-мигрантов, но и уровень проявлений этнокультурной толерантности в обществе.

Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе художественно-коммуникативной деятельности на уроках музыки имеет свою специфику. Студенту важно понять сущность художественно-коммуникативной деятельности как профессиональной деятельности по установлению соответствующих специфике предмета искусства коммуникативных связей и отношений между всеми его «участниками». В целостной структуре художественно-коммуникативной деятельности будущего учителя музыки выделяются и подробно характеризуются такие элементы, как мотивационноценностный, содержательно-смысловой и коммуникативно-исполнительский.

Создание учителем-музыкантом художественно-творческой атмосферы на уроках музыки является необходимым педагогическим условием формирования этнокультурной толерантности учащихся средствами музыкального искусства.

Применительно к педагогике музыкального образования атмосфера рассматривается сквозь призму сложной структуры, в которой выделяется два основных компонента: объективный и субъективный. Выдвигается предположение, согласно которому общую эмоционально-духовную атмосферу урока составляет совокупность как объективных, так и субъективных компонентов, образующих нечто целое в условиях определенной ситуации и среды. Атмосфера урока музыки в контексте исследуемой проблемы рассматривается многоаспектно с позиции постановки и решения музыкальнопедагогических задач: а) создание психологической «эмпатийной» установки на восприятие и исполнение учащимися музыкальных произведений «чужой» культуры; б) побуждение к изучению школьниками «чужой» музыкальной культуры, ее связи с другими искусствами, национальными традициями и т.д.; в) создание благоприятного импульса к дальнейшему толерантному обсуждению той или иной проблемы этнокультурного характера.

Постигнув ценностный смысл художественно-творческой атмосферы в процессе формирования этнокультурной толерантности школьников, педагог- музыкант сможет каждый раз наполнять «Дух», «Душу» и «Тело» урока музыки новым содержанием.

Таким образом, создание теории и методики воспитания этнокультурной толерантности личности, средствами музыкального искусства открывает новые возможности для решения проблемы эффективного формирования этнокультурной толерантности будущими учителями музыки у учащихся в системе общего образования.

Внедрение концептуально-технологической модели в учебно- воспитательный процесс высших учебных заведений способствует эффективному формированию у студентов: знаний, умений и навыков, направленных на воспитание этнокультурной толерантности учащихся в процессе музыкальных занятий; ценностного отношения к национальным особенностям, традициям, менталитету разных народов; потребности в постижении, изучении иной культуры и передаче учащимся знаний, своего позитивного, толерантного отношения к культурному многообразию мира.

 

Литература:

  1. Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева перед студентами Назарбаев Университета «Казахстан на пути к обществу знаний» http:/Avww. zakon,kz
  2. Киященко Н.И. Эстетика - философская наука: Уч. пособие. - M.. 2005.
  3. Майковская Л. С. Этнокультурная толерантность педагога-музыканта и её структурные компоненты//Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э.Б.Абдуллина): Сб. научных статей/Под науч. ред. Э.Б.Абдуллина. - M.: Mlll У. 2007. - 332с.
  4. Философский энциклопедический словарь. - M., 1983.
  5. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - M.. 1999.
  6. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - M.. 2004.
  7. Кульманова Ш.Б. Учебная программа «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательной школы / Кульманова Ш.Б., Оразалиева М.А. - Астана, 2010. - 25 с.
  8. Ожегов С.И.. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - M.: АЗЪ, 1996.-928 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.