На первом этапе игра должна носить сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит педагогу. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребёнком, развивает умение применять эти знания в игре.
На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетноролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Педагог принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.
Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетноролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Педагог - активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-либо роль.
Рассмотрим этапы и организующую роль педагога в целях вовлечения всех детей в сюжетно-ролевые игры с использованием счета и измерения.
Первый этап. Условия сюжетно-ролевой игры позволяли педагогу на первых порах быть её непосредственным участником и через роль включать в неё счет и измерение, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализацию задания с учетом возможностей, знаний и опыта каждого ребёнка, поощрять инициативу и самостоятельность, поддерживать радость успеха. А успех ребёнка укрепляет его веру в свои силы, дает толчок к развитию интереса к обучению.
Второй этап. По мере овладения счетом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль педагога.
Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Критерием выбора на ведущую роль нередко становится умение сверстников выполнять счетные и измерительные действия. Кандидатуры на ту или иную роль теперь обсуждаются коллективно.
Для поддержания интереса детей к играм и к выполняемым в них счетным и измерительным действиям педагогу необходимо создавать новые игровые ситуации, требующие осмысленного оперирования математическими знаниями. Например, в играх может неожиданно возникнуть ситуация, когда нужно сравнить числа, разница между которыми выражена числом 2, или произвести счет группами (двойками, тройками) и т.п. Довольно быстро новые ситуации начинают создавать и сами играющие [1]
Дошкольник в этом возрасте ощущает большую потребность в общении. Например, общение по ходу игры между заведующей фермой и дояркой, бригадиром и столяром, капитаном теплохода и коком и т.п. вызывает необходимость словесного обозначения количества: сообщение результата, отчет о выполненном действии.
Действия счета и измерения становятся предметом обсуждения, выяснения причин возникших ошибок, обмена мнениями. Смена ролей и создание различных игровых ситуаций обеспечивают действия всех участников игры с реальными предметами или их изображениями в различных игровых ситуациях: предметы вначале находятся непосредственно перед ребёнком, и он практически действует с ними, а затем их удаляют на значительное расстояние. Это способствует постепенному переходу детей от счета непосредственно воспринимаемых предметов к счету в уме [2].
В процессе реальных счетных и измерительных действий детям раскрывается не только смысл отображаемой деятельности, но одновременно, подражая более умелым партнером, они овладевают операциями счета и измерения, постепенно становясь уверенными и активными. В то же время дети, выступающие в роли учителей, опекающих своих учеников и помощников, становятся заинтересованными в их успехах и в общем, ходе игры.
Третий этап. На этом этапе характерно развертывание сюжетно-ролевых игр по инициативе самих детей.
Принимая участие в игре, дети обычно усваивают обязанности, игровые правила каждой роли, возможные действия. В этом случае каждый участник знает, что и как ему нужно делать. Дети с интересом выполняют все роли, но особенно увлеченно те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить. Каждый стремится правильно выполнить счетно-измерительные действия.
Возникало много разнообразных и интересных игр, которые дети развертывают самостоятельно. Выполняя новые роли, дети включают в них счет, измерение, стараются отобразить эти действия точно так, как это делают взрослые, что является показателем понимания значения математических действий, которые становятся для них привлекательными.
Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счета, измерительных действий не возникает стихийно. То, что взрослый является участником игры, направляет и обогащает её сюжет и содержание, используя разнообразные методы и приемы, приводит к тому, что сюжетно-дидактические игры перерастают в сюжетно-ролевые.
Помимо основных задач, направленных на развитие у детей количественных представлений, в каждой игре решаются и нравственновоспитательные задачи: игры знакомят дошкольников с трудом людей разных профессий, воспитывают у них уважение к труду и к взрослым, его выполняющим; в процессе этих игр дети учатся быть организованными, активно взаимодействовать, играть вместе, дружно, помогать товарищам и т.д. и тем самым готовят себя для подлинно коллективной учебной и практической деятельности.
Ошибки, допускаемые детьми. В процессе игры легко обнаруживаются различия в счетных умениях и навыках детей. Одни участники уверенно пересчитывают как реальные предметы, так и их изображения (палочки, кружки), правильно отвечают на вопрос «сколько?». Другие пропускают числительные, не называют итоговое число, затрудняются объяснить, что они делают. Нередко приходится наблюдать, что дети легко запоминают названия всех числительных, однако значения отдельных числительных не понимают и, как правило, не могут ответить на вопрос «сколько?». На этих ребят надо обратить особое внимание. Помощь им оказывает как педагог, так и дети, хорошо владеющие счетом.
Дети правильно производя счет отдельных совокупностей, не всегда осознают взаимообусловленность и последовательность операций счета.
Примерное усложнение заданий. В ходе игры задания следует обновлять и усложнять. Так, в игре «Магазин» дети могут упражняться в счете предметов в разном направлении: слева направо или справа налево, по кругу, по вертикали и т.д.
Поскольку в магазине было открыто несколько отделов (хлебобулочный, овощной, кондитерский), то покупатели смогли одновременно выбивать по несколько чеков. Так, покупательница Таня платит кассиру за 8 помидоров, 6 огурцов и 4 шоколадки (в данном случае она запоминает, сколько и каких предметов она должна купить в каждом отделе).
Постепенно, по мере выполнения подобных заданий, играющим становится привычными некоторые связи числа с предметом (его цветом, размером и пространственным расположением), у них развивается память на числа, ошибки в счёте практически исчезают.
Результативность игры. Игра «Магазин» показывает, что ребенок обращается к счету в том случае, если в последнем появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, в назывании конечного результата («Сколько купил конфет (печенья, яблок и т.д.)?» - заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета; покупатель, допустив ошибку в пересчете предметов, вынужден заново начинать счет - иначе продавец не отпустит нужный товар или не хватит купленных продуктов для гостей, пришедших на день рождения, для всех членов команды и т.п.).
Итак, отображающая деятельность взрослых, а также совместные действия с партнером по игре, побуждает дошкольников более ответственно относиться к счетной задаче и более настойчиво добиваться правильного результата, преодолевая возникшие трудности. «Я снова пересчитаю», «Я ошибся», говорят дети и исправляют допущенные ошибки. Все это способствует глубокому осмыслению счетного действия. Дети сами начинают выводить правила и убеждаются в их достоверности. Наблюдая за действиями играющих, можно отметить тенденцию к свертыванию материальных действий: они считают предметы взглядом, не дотрагиваясь до них, не указывая на предметы счета, быстро переводят взгляд с одного предмета на другой. Лишь иногда дети возвращаются к использованию указательного жеста и проговариванию числительных вслух.
Особенность сюжетно-ролевых игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит профессиональные действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т. и. В таких играх решаются следующие задачи:
- формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т.п.);
- обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;
- развитие личностных качеств, эмоциональной сферы и т.п.
Сюжет такой игры - развернутый. Он включает разнообразные роли. Основное содержание игры не обязательно математическое, но определенные игровые моменты предполагают усвоение детьми элементарных математических знаний и предлагаются в виде игровых правил [3].
Подготовительная работа к сюжетно-ролевым играм заключается в формировании элементарных математических представлений с использованием игрового материала, который затем вводится в игровое действие. Например, сначала дети обучаются решать арифметические задачи об овощах и фруктах, о школьных принадлежностях, предметах быта и гигиены с применением наглядного материала. Эти математические навыки используются в сюжетноролевых играх «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.п.
На этапе формирования игровых действий в сюжетно-ролевых играх проводится обучение игровым действиям с элементарным математическим содержанием. Дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, цвету, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры. Затем они осваивают игровые действия с предметами- заместителями, используя их в соответствии с заданными математическими признаками: величиной, формой, количеством, пространственной расположенностью и т. и. При использовании воображаемых предметов также учитываются вышеперечисленные особенности [4].
После того как дети усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-ролевая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который не только принимает активное участие в игре, но и берет на себя наиболее сложную роль, требующую математических навыков. На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
Результаты, полученные в ходе систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что использование сюжетноролевой игры в сочетании с обучением на занятиях - одно из эффективных средств в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Литература:
- Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с отклонениями в умственном развитии /Под ред. Л.Б. Баряевой, А. П. Зарина. СПб., 2003. - 217 с.
- Корзакова Е.И. Усвоение операций счета детьми дошкольного возраста. http://www.childpsy.rU/dissertations/id/l8794. php
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. -M.: Просвещение. 2007. - 97 с.
- Комарова Н. Ф. Руководство игрой. Нижний Новгород. 1991. - 112 с.