Содержание познавательных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны - от содержательной структуры самой познавательной деятельности.
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.
Главное - заинтересовать, ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться: считать, строить геометрические фигуры и даже читать схемы и чертежи.
В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие.
Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность^].
В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.
Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением и анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.
Например: Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые
Организация познавательного развития детей старшего дошкольного возраста вариантами моделирования состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная. Модель представляется полностью, объясняется ее структура, содержание.
Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности,
Например: дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения). Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант[2].
Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае - обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий (понятийный) уровень освоения материала.
В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант.
Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом явлении (объекте). На занятии организуется «Город мастеров». Детям- мастерам предлагается помочь Времени. Используя разнообразный материал для создания суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный материал, счетные палочки, строитель и т.д. Ставится познавательная игровая задача по созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют модель (каждый - свою). Затем организуется «защита» моделей, на которой дети объясняют ее сущность и содержание, обосновывают выбор материала и конструкции. Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.
Проблема - вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Игровая проблемная ситуация - теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Варианты проблем:
- связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникают вопросы: что это такое? Почему так происходит? (Разные игрушки прыгают в воду: металлический солдатик и стеклянная собачка тонут» а деревянный Петрушка и пластмассовая уточка плавают.);
- после освоения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (если «гости» с тремя углами — семья треугольников, то как называется семья «гостей», у которых четыре угла);
- для осознания факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений (Незнайка и Кнопочка измеряли один и тот же стол разными мерками. Почему получились разные показатели?)
- Игровые логические задачи и задания включаются в познавательные занятия в старших группах для формирования у детей компонентов логического мышления. В ходе них ребенок учится выстраивать логические цепочки. Существуют несколько видов логических задач и заданий» которым можно придать соответствующий игровой характер (дидактическая игра, игровое упражнение)
- Классификация - объединение объектов и явлений на основе их сходства. Сходство бывает по форме, цвету, размеру, назначению (посуда, обувь, игрушки) понятийному признаку (многоугольники, числа, геометрические фигуры, растения, животные) и т.д.
Классификация различается по степени сложности процедуры: по одному признаку (все квадратные); по 2-3 признакам (синие большие треугольники); на основе отсутствия (исключения) признака (не красные, не круглые).
Игровые ситуации: посели ЖИЛЬЦОВ в домики, разложи предметы по полкам (шкафам), помоги кукле устранить беспорядок, возьми в поход (на огород, в лес, шкоду и т.д) нужные вещи и т,п.
- Сериация - составление сериационных рядов по различным признакам:
- цвет (от самого бледного до самого яркого);
- размер (от самого узкого до самого широкого);
- форма (от самого многоугольного до самого малоугольного);
- фактура (от самого шершавого до самого гладкого);
- количество (от карточки с наименьшим количеством кружков до карточки с наибольшим количеством)
Сериация также различается по степени сложности процедуры: по одному признаку, по двум признакам (от самого низкого и тонкого до самого высокого и толстого), потрем признакам.
Игровые варианты: построй лесенку для петушка, помоги встать матрешкам по порядку, помоги Машеньке спуститься с горы и игру «Посади елочки в ряд».
- Выводы и умозаключения:
А. На основе классификации, сериации, моделирования, экспериментирования и т.д.
Задания:
Света выше Любы, а Люба выше Наташи, что можно сказать про Свету и Наташу?
Может ли Незнайка положить в группу красных многоугольников красный круг, синий квадрат, красный треугольник? Почему?
При делении предмета на равные части: что больше - две четверти апельсина или половина? Почему? Можно ли составить целый круг из трех половин? При каких условиях?
Б. На основе системы рассуждений.
От причины к следствию: «Посмотрите, в сказочной стране пошел снег, он падает на дома, деревья, землю. Что изменится?», «Медвежонок говорит, что наступила осень, поэтому...».
От следствия к причине: «Белочка проснулась утром и увидела, что все кругом белое. Как вы думаете, что случилось ночью?». «Птички вьют гнезда потому что...»[3].
- Ассоциации
Можно использовать отталкиваясь от исходного слова, дети с помощью педагога составляют цепочку слов (с опорой на предметные картинки). Каждая новая ассоциация подбирается уже не к первому, а последнему слову
Например, к картинке с изображением дятла подбираются другие карточки, которые вставляются в окошки «поезда».
Воспитатель. Что сюда подходит: цыплята или медведь?
Дети. Цыплята.
Затем детей просят посмотреть на «пассажиров» паровоза и запомнить их. После этого воспитатель заменяет какую-нибудь карточку на символ и просит угадать, кто или что спряталось в этом вагончике.
Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.
Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее ход изнутри, как равный партнер. Важно сохранять баланс между инициативой детей и взрослого в выборе целей деятельности, конкретного материала для нее и т.п[4].
Целесообразно в ряде случаев строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игре может быть продолжена детьми самостоятельно). Для этого необходимо создать предметную среду и пространство групповой комнаты, позволяющие воспитателю не прерывать деятельность детей, а самому перемещаться от одной детской полгруппы к другой.
Литература:
- Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. - M.: Ювента. 2006.
- Комарова Н. Ф. Руководство игрой. Нижний Новгород. 1991. - 112 с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -M.: Просвещение, 1989.
- Математика от трех до семи: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов / З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб.: Детство-Прссс. 2010. - 176 с.