Художественная литература играет очень важную роль в развитии связной речи, пополнении активного словаря ребенка. Современные дети редко читают - большую часть времени проводят за компьютером, телевизором. Таким образом, вопрос о приобщении ребёнка к книге - один из самых острых на сегодняшний день. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел и научить этому родителей. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Беседа с ребенком о прочитанном приучает его анализировать суть прочитанного, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Книга — это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного.
По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.
Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого.
Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети — талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке — замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет.
Занятия направлены на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.
Основные задачи каждого занятия:
- прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Литературный герой. На разных занятиях он приходит из разных книжек: Кисонька-Мурысонька из фольклорной песенки, Машина из стихотворения Валентина Берестова, Королевская дворняжка, она же «Умная собачка Соня» из веселой сказки Андрея Усачева...
Но особую роль играет литературный персонаж, которому суждено стать связующим звеном на всех занятиях. Детские книги дают нам для этого массу вариантов. Главное, чтобы этот персонаж был любим, узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять.
Для группы детей 3-4 лет мы взяли себе в помощники домовенка Кузьку из книги Т.Александровой «Кузька», а для группы 4-5 лет — Мальчика- Колокольчика из сказки В. Одоевского «Городок в табакерке».
Колокольчик. Звук колокола (колокольчика) всегда играет значительную роль в наших занятиях: влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Мы настраиваем детей на то, чтобы при звуке колокольчика они смотрели на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.
Круг. Круг — это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу поются приветственная и прощальная песенки.
Песенки. Это зачин и концовка занятия. Слова и мотив (почти речитатив) должны быть немудреными:
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Мы рады, мы рады вам! (2 раза) Очень мы рады Ирочке, Очень мы рады Алешеньке...
Называем каждого, сопровождая имя улыбкой, и наблюдаем, как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущением. Не расходясь из круга, расцепив руки, мы начинаем работать пальчиками.
Пальчики. Мелкая моторика в наших занятиях — важное звено. Сначала мы поднимаем два пальчика — как ушки у зайчика. Потом опускаем их вниз — получаются ножки. Пальчиками-ножками мы ходим по разным сказкам (по осенней, медвежьей, кукольной — в зависимости от темы занятия). «Прогулка по сказке» — это еще и просмотр книжных иллюстраций: остановка, пальчики топчутся на месте, а глазки рассматривают картинки, замечают нарисованных на них людей и животных, улавливают цвет и сюжет. Пальчики не выдерживают и показывают в книжке все, что видят глазки. В течение занятия мы работаем с пальчиками несколько раз.
Слушание. Слушание на наших занятиях сочетается с другими видами деятельности. При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм и настроение стиха. Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия — хороший материал для совместных повторов, заучивания.
Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические — это внимание к сюжету, создание образов. Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.
Игры. Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на тросточках, с загадками, «искалочками», сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала.
Музыкальное сопровождение. Очень часто на занятии звучит классическая музыка. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования. Аудиокассеты с детскими песенками мы включаем до начала и после окончания занятий, используем их при проведении игр. C песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.
Поскольку одна из наших задач — прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога — предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Яснов и др.).Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.
Задача педагога — помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию он анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогические задачи.
Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:
— какие слова и строки следует объяснить или повторить; — где задать четко сформулированный вопрос; — в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки; — как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.
Литературу, предназначенную непосредственно детям, мы рекомендуем рассматривать с точки зрения ее доступности для понимания ребенком. Включая же в программу произведения «большой» поэзии (Н. Некрасова, А. Фета, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. авторов), следует целиком полагаться на талант малышей поддаваться магии ритма, рифмы, художественного слова.
Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты. Приведем несколько примеров:
- для создания веселого настроения можно использовать стихотворение М. Яснова «Громкое утро»; для лирического — стихотворение А. Белого «Снега белей...»;
- чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, читаем сказки В. Берестова «Больная кукла», К.Чуковского «Айболит и воробей»;
- для звукоподражания слушаем и повторяем фольклорную песенку «Кисонька- Мурысонька», рассказ Ю. Казакова «Жадный Чик и кот Васька»;
- для стимулирования подражательных движений разыгрываем с детьми эпизоды из рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц» («Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»), водим хоровод на слова фольклорной песенки «Мыши водят хоровод»;
- для разыгрывания диалогов разучиваем стихотворение Г. Авдиенко «Зайчик, зайчик, где твой дом?», инсценируем сказку В. Бианки «Лис и мышонок»;
- для игры в перевоплощения читаем стихотворение В.Маяковского «Кем быть» (изображаем самолет) и стихотворение В. Берестова «Честное гусеничное» (изображаем бабочек);
- для определения ощущений — например вкусовых — обращаемся к образу домовенка Кузи из сказки Т. Александровой (Кузька любит «олелюшечки» — ватрушки, пирожки и т.п.); для оформления представлений об осязательных ощущениях читаем стихотворение Б.Заходера «Что ты, еж, такой колючий»;
— для развития способности «видеть» со слов читаем, изображаем движениями и рисуем стихотворение из вьетнамской народной поэзии:
«Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди...»;
— для усвоения противоположных понятий учим стихи А. Введенского «Села кошка на окошко», Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо — громко); К. Чуковского «Котауси и Мауси», В. Татаринова «Кошка с собакой» (добрый — злой); проговариваем потешку «Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок» и рассказываем сказку «Колобок» (колючий — гладкий); читаем «Сказку про храброго зайца — длинные уши, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (длинный — короткий) и т.п.
Художественная литература для малыша — важное звено в освоении окружающего мира: она позволяет по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения между людьми.
Выбор иллюстраций — важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: «...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».
На каждом последующем занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора — закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам — проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.
Удовлетворяя потребности детей слушать многократно один и тот же текст, постоянно возвращаясь к знакомым книжкам, мы периодически делаем обобщающие занятия по 3-4 темам. В программе второго года занятий (для дошкольников 4-5 лет) умышленно повторяем некоторые стихи и сказки из программы первого года.
Опыт показал, что наши занятия помогают малышам постепенно овладевать и техникой чтения, и счетом, и чувством ритма. Но главное, они прививают чутье к родному языку, любовь к художественному слову, интерес к книге.
Литература:
- Томилова С.Д. Литературное развитие дошкольников как основа интеграции образовательных областей. ФГБОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
- Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности. Международный журнал экспериментального образования, 2014. №7-2 - С.7-8
- Минеева Ю.В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников. Международный журнал экспериментального образования, 2014. №7-2 - С.8
- Кузьменкова E., Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Ж-л «Дошкольное образование» №4, 2005.