Содержание образования на материале учебных предметов в области «Искусство» и других смежных предметов заключается в гуманистической направленности. В то же время гуманистическая направленность материала этих предметов не только обращена вглубь содержания этих предметов. Она обращена и вовне - на личность школьника, обретающего каждый раз при общении с произведениями искусства опыт и «культуру отношений ко всем явлениям жизни». Формирование гуманистических убеждений осуществляется в процессе приобретения и личностного переживания подростками содержания приобретаемого знания. В особенной мере это касается предметов художественного и гуманитарного циклов и, в частности, урока музыки, немыслимого без отношения, оценки, субъективного переживания материала.
Их содержанием является художественное знание как обобщение и выражение общечеловеческих ценностей в сфере морали, этики, культуры чувств и эмоций. «Искусство является своего рода полигоном для развития эмоционально-волевых, этических и других сторон личности. Искусство дает нам эталон личностного развития. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Оно - то, на чем мы учимся быть людьми» /1./
Понятия добра и зла, правды и лжи, достоинства и подлости, преданности и предательства стары как наш мир. Но проживание и переживание их каждый раз для взрослеющей личности школьника, особенно для подростков, глубоко эмоционально и личностно окрашено. Гуманистический характер образования прослеживается в обращенности содержания этих предметов к миру душевных и духовных переживаний, и переживания всегда личностны, будь то описание переживаний самого автора (в прямом или косвенном виде) или героев произведений.
Обучение школьников видеть мировоззренческую позицию за каждым человеческим поступком, художественным образом, отношением к жизненному событию или явлению - в этом смысле значение шедевров искусства трудно переоценить. В формировании гуманистических убеждений подростков средствами музыки трудно переоценить значение субъективно-личностных переживаний. В системе устаревшей на сегодня «формирующей» образовательной парадигмы доминировало стремление педагогов передать школьникам как можно больший объем информации и знаний. Иное дело сейчас, когда на школьников обрушивается информация, не ограниченная никакими рамками и запретами. В настоящее время информационный поток настолько вырос в своих объемах и размерах, что стал трудно усваиваемым и не контролируемым. Тем более важно именно сейчас воспитание и формирование у взрослеющей и вступающей в жизнь личности «ценностного и деятельностного», а не «информационного» отношения к содержанию образования»/2/. Такой подход сможет вооружить школьника навыками мгновенной реакции и ориентации в «опознании» личностно-значимого для него знания и информации. Этот пример сродни феномену «творения переживания», когда переживание вновь и вновь рождается при встрече школьника с произведениями искусства, а не воспроизводится по готовому эталону, как например, математическая формула или теорема. Музыка является художественной формой выражения интегрированного и целостного знания о мире. Поэтому можно сказать, что «сотворение искусства есть условие «сотворения переживания».
В связи с этим именно при сотворении искусства, а вернее при воспроизведении этого процесса совместно со школьниками, наиболее полно проявляется сущность гуманистических убеждений субъекта.
Таким образом, первая из обозначенных возможностей музыки в формировании гуманистических убеждений заключается в том, что она способствует осознанию ими своей позиции как субъекта.
Музыка является художественной формой выражения интегрированного и целостного знания о мире. Поэтому на ее основе возможно формирование у учащихся навыков интегративно-познавательной деятельности. По существу, именно эта задача и стала одной из побудительных и движущих сил при разработке и создании Д.Б. Кабалевским концепции массового музыкального воспитания подрастающего поколения. Научно обоснованный и введенный им в практику музыкального обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ принцип тематизма во многом способствовал разрешению этой проблемы.
Изучаемые на уроках музыки художественные явления должны изучаться не только тематично, но и обязательно целостно. Целостность - свойство, изначально присущее человеческой психике. Поэтому целостность в изучении таких художественных феноменов как интонация, развитие в музыке, форма произведения искусства, способствует формированию у школьников навыков интегративно-познавательной деятельности.
И, наконец, о возможности проведения на уроках музыки обобщений общенаучного плана. Обобщения общенаучного плана основываются на интеграции знаний из различных образовательных областей учебного плана. Например, интеграция учебного материала в познавательной деятельности школьников при изучении физических характеристик музыкального звука (герц, обертон, децибел), выявление мировоззренческих убеждений великих людей современности и прошлого в контексте их общественно-значимой деятельности.
Итак, осуществление на материале музыки обобщений всех трех планов (музыковедческого, искусствоведческого и. общенаучного) свидетельствует о возможности интеграции у школьников знаний, умений и навыков познавательной деятельности. Поэтому вторая из обозначенных нами возможностей музыки в формировании гуманистических убеждений заключается в формировании у подростков навыков интегративно-познавательной деятельности. В процессе формирования гуманистических убеждений подростки «должны идентифицировать себя одновременно трояким образом: как членом того или иного этноса, носителя национальной культуры, как гражданином многонациональной страны, как просто человеком мира». /3/. Это позволит обеспечить полноценную интеграцию учащихся в национальную и мировую культуру. В свою очередь, интеграция школьников в мировое культурное пространство сделает общечеловеческие ценности достоянием их внутреннего мира. Поэтому и их мировоззренческие позиции не будут основываться только на национальном достоянии и отражать менталитет одной нации. Толерантность является порождением современной культуры и представляет собой универсальную ценность, отмечает Н.А. Суворова.
Ярким примером педагогики толерантности является философия свободного воспитания и образования Л.Н. Толстого, который был убежден, что образование и воспитание, в основу которых, положены принципы свободы, добра, любви, уважения, ненасилия, ведут к формированию толерантного сознания и поведения человека. Примером не толерантного типа мышления и поведения может служить неадекватная реакция школьников на произведения, относящиеся к незнакомым для них музыкальным стилям, направлениям, жанрам. Корни этого видятся не только в музыкальной неграмотности учащихся, но и в запрограммированности на отчуждение всего того, что для них непривычно и непонятно. В связи с этим, лучшим способом обучения толерантности является раскрытие своеобразия музыкальных стилей, направлений и жанров как конкретных проявлений духовного богатства и многоликости явлений культуры и искусства. Поэтому толерантность в контексте гуманистических идей понимается как терпимость и уважение к различным мировоззренческим подходам в культуре и менталитете разных этносов, народов и рас.
Таким образом, третья из обозначенных возможностей музыки в формировании гуманистических убеждений заключается в обучении, воспитании и развитии у подростков толерантности, как личностного качества. Всё вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
- утверждение гуманистических идеалов в диалектике борьбы жизненных противоречий отражается в произведениях музыкального искусства, которое является мировоззренческим компасом в мире человеческих чувств, эмоций и переживаний, эталоном личностного развития. В искусстве школьник находится в позиции со-творца, он каждый раз стоит у истоков зарождающегося чувства, переживания и доживает весь путь их драматургического развития, ощущая себя объектом в трех ипостасях: «композитора - исполнителя - слушателя».
- музыка, являясь художественной формой выражения интегрированного и целостного знания о мире, может способствовать формированию у школьников- подростков навыков интегративно-познавательной деятельности при осуществлении ими обобщений различных уровней: музыковедческого, искусствоведческого и общенаучного;
- знакомство школьников с музыкальными произведениями различных национальных авторских школ, стилей и жанров воспитывает у них культуру восприятия, понимание многообразия и своеобразия проявлений и форм культуры, что ведет к развитию толерантности как личностного качества школьников-подростков.
Литература:
- Раппопорт С. X. Искусство и эмоции,- M.; Музыка. 1972 г,- 159 с.
- Кабалевский Д. Б. Искусство и школа.- M.; Просвещение 1982 г,- 73 с.
- Суворова Н. А. Толерантность и философия свободного воспитания и образования Л.Н. Толстого. Изд. Уральского ГУ 2001 г,- 49 с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание.- M.; Политиздат 1972 г. - 215 с.