Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Этнокультурные основы содержания образования будущих педагогов профессионального обучения

Этнокультурное образование составляет интегративную часть общего педагогического образования и ориентировано на формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.

Назначение этнокультурного образования реализуется посредством признания человеческой национальной культуры фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте диалога культур. Целями этнокультурного образования являются:

  • формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к своей собственной культуре;
  • создание этнокультурной среды как основы взаимодействия личности с элементом других культур;
  • формирование способности индивида к культурному личному самоопределению.

Н.А. Назарбаев придает большое значение современному образованию и культуре. «Конкурентоспособность Казахстана должна привести не только к материальному, но и к духовному обогащению нации. За процветанием экономики должны последовать расцвет культуры и искусства, родного языка, традиций и жизненной философии нашего народа. Но в глобальном мире необходимо жить, уважая культуру и традиции других народов» [2].

Содержание современного педагогического образования во многом определяется перспективами, обозначенными Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым «следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры. Следует разработать долгосрочную Концепцию культурной политики. В ней надо обозначить меры, направленные на формирование конкурентоспособной культурной ментальности казахстанцев, развитие современных культурных кластеров» [3].

Устойчивое развитие общества обеспечивается, в первую очередь, определение содержания образования, направленного на сохранение и развитие культуры. В Концепции устойчивого развития PK данное направление считается одним из приоритетных: «устойчивое развитие культуры и информационной политики в казахстанском обществе будет обеспечено путем:

  • принятия мер по сохранению палеонтологических, археологических и архитектурных памятников и культурного наследия Казахстана, имеющих общенациональное и всемирное значение;
  • пропаганды лучших достижений казахстанской культуры и искусства на международном уровне;
  • поддержки общезначимых направлений отечественной культуры, в первую очередь киноискусства, народной и симфонической музыки, айтыса, драматического театра, оперы и балета, изобразительного искусства;
  • повышения патриотической направленности и профессиональной культуры в работе средств массовой информации» [4].

Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века отмечается, что «образование является важнейшей опорой прав человека, демократии, устойчивого развития и мира. В этих условиях решение проблем, с которыми мы сталкиваемся на пороге XXI века, будет определяться мировоззрением будущего общества, а также той ролью, которая отводится образованию в целом и высшему образованию, в частности, осознавая, что на пороге нового тысячелетия высшее образование призвано отстаивать ценности и идеалы культуры мира и что для этого необходима мобилизация интеллектуального сообщества, принимая во внимание, что существенное изменение и развитие высшего образования, повышение его качества и адекватности, а также решение основных проблем, с которыми оно сталкивается, требуют активного привлечения всех заинтересованных лиц» [5].

В Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан (Высшее образование) предъявляются требования к результатам обучения и уровню подготовки выпускников:

Требования к социально-этическим компетенциям:

  • знать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах и ориентироваться на них в своей профессиональной деятельности;
  • соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения;
  • знать традиции и культуру народов Казахстана;
  • быть толерантным к традициям, культуре других народов мира [6].

На основании вышеизложенного, построение содержания этнокультурного педагогического образования основывается на общедидактической теории четырехкомпонентного состава общего образования. Исходя из этой теории, строится четырехкомпонентная структура содержания этнокультурного педагогического образования: развитие социокультурной идентификации студента как условие понимания и вхождения в этнокультурную среду; овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира; воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур; формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира.

Содержание этнокультурного педагогического образования ориентировано на создание условий для социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры; на формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира как в пространстве, так и во времени; на воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; на оснащение студентов понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полного описания этнокультурной среды; на обучение студентов технологиям реконструкции ценностей культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений участников диалога культур; на развитие у будущих педагогов способностей к критическому освоению поликультурной реальности.

При отборе содержания образования этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения следует учитывать:

  • социокультурное окружение студентов;
  • индивидуальные интересы студентов к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп;
  • изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп);
  • этнические, социально-экономические особенности региона;
  • методологические, методические и личностные возможности как каждого отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива.

Специфика методов этнокультурного образования определяется диалоговым характером функционирования и развития культуры, уровнем этнокультурной идентификации студента, уровнем знаний о поликультурной среде, их эмоциональной и поведенческой культурой. Исходя из целей формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения, все многообразие методов можно свести к четырем группам: - методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания;

  • методы получения новых знаний и практических умений и навыков;
  • рефлексивные методы;
  • методы моделирования и проектирования деятельности (В.А. Ершов [7]).

Технологии поликультурного образования предполагают:

  • отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников;
  • отношение к учебному заведению как к целостному поликультурному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни.

Топонимическая система складывается на протяжении длительного времени и представляет собой конгломерат, в котором отражены культуры, языки, время, социально-исторические условия развития общества. Диахроничность, заключенная в топонимах, позволяет осмыслить формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения.

Подчеркивая культурную значимость топонимов и их тесную связь с жизнью человека, А.В. Суперанская отмечает: «Поскольку основное назначение топонимов - территориально фиксировать объекты, в представлении каждого человека определенное географического название связано с известным местом и эпохой. Это пространственное распределение топонимов позволяет им быть представителями и хранителями значительной культурной информации» [8, с. 15].

Топонимы - важнейшее средство формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения, так как способствуют стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего родного края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Практика показывает, что топонимический материал вызывает большой интерес у студентов, учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий.

Усвоение географических названий могут вызывать затруднения у студентов, поэтому в методике вырабатываются различные приемы, помогающие запоминанию топонимов:

  1. Четкое и правильное произнесение впервые встречающихся названий.
  2. Сопровождение топонима географическим термином, определяющим род объекта (море, река, озеро, гора, хребет, город и т.д.).
  3. Раскрытие смыслового содержания названий.
  4. Выявление культурного смысла и значения топонима.

Известный исследователь А.И. Попов отмечал взаимосвязь топонимики с лингвистикой, культурологией, историей. «...Многие факты топонимики получают надлежащее объяснение только при привлечении весьма значительного и многообразного материала - лингвистического, исторического и географического» [9]. Отмеченное А.И. Поповым пограничное положение топонимики на стыке географии, языкознания и истории определяет большие возможности по осуществлению самых широких межпредметных связей в процессе использования топонимического материала при формировании этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения.

Во время анализа художественных произведений преподаватель может обращать внимание обучащиюхся на географические названия, на их значение и происхождение. C другой стороны, для объяснения топонимического материала можно использовать тексты классической литературы, устного народного творчества. Задачи формирования этнопедагогической культуры могут быть достигнуты в результате использования бесед, дискуссий, изучения местных обычаев, традиций. Эти методы должны обеспечить положительное самоопределение студентов к этнокультурной педагогической деятельности, подготовить студентов к межкультурному диалогу. При отборе форм учебной деятельности преподаватель должен опираться на обратную связь в работе со студентами, которая может быть организована через диалоговые формы работы - семинары, конференции, коллоквиумы и т.д. Одно из главных требований при этом - создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоционально-нравственную напряженность, а также использование образовательных возможностей социальной среды.

Такая модель образования призвана решить комплекс задач, обеспечивающих достижение цели формирования этнопедагогической культуры:

  • создание условий социокультурной идентификации личности, что является условием вхождения в иную социокультурную общность с учетом опыта освоения своей этнической культуры;
  • формирование представлений о культурно-этническом разнообразии мира, специфике поликультурной среды, верований, идеалов, быта различных народов, о важности многообразия культур для развития цивилизации;
  • развитие способностей к критическому освоению поликультурной реальности;
  • воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность (толерантности).

Становление личности будущего педагога предполагает усвоение системы гуманистических и культурных ценностей, общечеловеческих ценностей составляющих основу формирования этнопедагогической культуры. Вопрос о внедрении в содержание учебно-воспитательного процесса Вуза комплекса знаний об особенностях этнокультурных особенностях топонимов, традиций, культуры имеет большую социальную значимость. От его успешного решения зависят перспективы гуманизации образования, смысл которых в том, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, позитивную этнопедагогическую культуру будущих педагогов профессионального обучения.

Формированию этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения способствует формирование понятий и представлений о том, что народная культура - это не только историческое прошлое, но и один из способов репрезентации современным поколениям эталонов духовности и нравственности, которые в своей совокупности созидают целостный образ народа [10].

В связи с этим значимая смысловая нагрузка падает на все предметы учебного плана Вуза, в которых отражена этнонаправленность. На рисунке 1 представлена модель формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения.

Рисунок 1. Основные направления формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального образования

Таким образом, формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов профессионального образования связано с учебно-воспитательным процессом, опирающимся на специфические особенности этнопедагогики народов Казахстана, направленный на приобретение будущими педагогами профессионального образования ценностей, знаний, умений и навыков этнокультурного мировоззрения, включающего в себя знания, представления об особенностях культуры своего народа и средствах этнокультурного образования, в частности, топонимов.

 

Литература:

  1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан утверждена приказом Министра образования и науки № 521 от 16 ноября 2009 года и рекомендовано организациям непрерывного образования Республики Казахстан.
  2. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н.Гумилева. - Астана, 2006.
  3. Назарбаев Н.А.Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. - Астана, 2012.
  4. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивом)' развитию на 2007-2024 годы. Одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216.
  5. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. -ED-98/CONF. 202/3 Париж, 9 октября 1998.
  6. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения. ГОСО PK 5.04.019 - Астана, 2011.
  7. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Дисс. на соискание степени канд. педагогических наук. - M., 2000.-С. 6.. 8-1L
  8. Суперанская А.В.. Подольская Н.В., Общая терминология. Вопросы теории. - M.: ЛИБРОКОМ. 2012. - 248 с.
  9. Попов А.И. Географические названия (введение в топонимику). - M.: Наука, 2009. - 181 с.
  10. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизации: XXI в.//Развитие личности, 2000. № 1. - 19 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.