Правовое регулирование отношений людей и народов нашего многонационального государства характеризуется обязательностью выполнения его правил всеми гражданами и субъектами страны. Главное здесь - поддержка и защита прав народов, прав и свобод гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии.
Конституция Республики Казахстан гласит: «Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан являются: общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение вопросов государственной жизни демократическими методами. [1]
Сегодня проблема воспитания патриотизма у подрастающего поколения поднимается во всех государственных нормативных документах, касающихся системы образования.
Патриотизм как фактор консолидации общества регулируется такими показателями общественной жизни как гражданское сознание, гражданское поведение, гражданское самосознание.
Гражданское сознание - особая форма массового, группового, индивидуального сознания, в основе которого лежит устойчивая связь между человеком как личностью, обществом и государством как Родиной, то есть совокупностью географических, этнических, исторических, культурных и т.п. представлений, скрепленных эмоционально и являющихся ценностной основой ее (личности) гражданского поведения.
Гражданское поведение - совокупность устойчивых стереотипов поведения, увязанных с понятием гражданства и базирующихся на гражданском сознании личности.
Гражданское самосознание - исторически отраженное в сознании личности и окрашенное в идеологические и нравственные тона представление о себе как гражданине государства и члене общества, а также своей роли их развитии и процветании. [2]
Современные казахстанские исследователи определяют патриотизм как сложное интегральное, полиструктурное, системообразующее качество личности. Главными из ее системообразующих качеств являются национальное самосознание, национальное достоинство и гордость, преемственность историко- культурных и трудовых традиций народа коренной национальности и других народов, проживающих в государстве. Основными понятиями, которые составляют структурные основания патриотизма, являются мораль, право, свобода, ответственность, честь и достоинство.
В качестве составной национальной идеи выступает «казахстанский патриотизм». По мнению отдельных казахстанских ученых (например, профессор Б.Касенов) ядром, сущностью казахстанского патриотизма является казахстанский намыс. Смысл этого понятия означает «честь», «гордость», «достоинство», «смелость». Каждая нация несет в своем самосознании чувство гордости. «Казахстанский намыс», по мнению профессора Б.Касенова, это «гордая национальная казахская честь, совесть и достоинство в органической взаимосвязи со всеми нациями». [3]
В чем же состоит необходимая сущность казахстанского патриотизма в современных условиях. Во-первых, это активизация инициатив, творческая и созидательная работа, выявление всего внутреннего, скрытого потенциала, расширение гражданской идентичности. Во-вторых, это стремление страны к модернизации, резкому повышению эффективности хозяйства, концентрации всех социальных сил для прорыва вперед. В-третьих, это связь прошлого и настоящего, сцепление традиций, смыслов, ценностей наций и народностей друг с другом. В-четвертых, это реализация на всех уровнях, от начального до высшего, идеи патриотически-ориентированного образования, направленного на понимание смысла Родины и обязанностей по отношению к ней.
Таким образом, патриотизм в Казахстане обретает формы важного мобилизационного ресурса общества, направленного на решение существенных стратегических, национальных, культурных и других проблем. Патриотизм формируется непосредственно как любовь человека к семье, родной земле, национальному языку, национальным традициям, обычаям в национальной культуре.
Патриотизм формируется под влиянием системы воспитания, достижений науки и техники, средств массовой информации, религиозных конфессий, политической системы, взаимодействия мировых ценностей.
Патриотизм как одно из нравственных качеств личности проходит в своем формировании определенные этапы: овладение с возрастом объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны; переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, а также гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде; реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (умение отразить полученные знания в профессиональной деятельности), наличие комплекса нравственно - волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Образовательный, общественно-политический и информационный компоненты современного патриотического воспитания играют не менее значимую роль. Но, безусловно, наиболее весомым является индивидуальноличностный - поскольку, невозможно стать сознательным и ответственным патриотом без индивидуальных усилий. Этим, в частности, и объясняется то, что кто-то становится патриотом своей страны в десять лет, а кто-то не может дорасти до этого состояния и к 30 годам. Действительно, это очень сложно - взять на себя ответственность за свою страну, причем не абстрактно, а здесь и сейчас, отвечая за каждый свой поступок.
Патриотизм является составной частью национальной идеи Казахстана. Казахстан обладает богатыми ресурсами и территорией. Далеко идущие планы Казахстана по форсированному индустриально-инновационному развитию страны, вхождению ее в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и другие во многом стали составляющими казахстанского патриотизма. Население воспринимает стратегические планы государства далеко не пассивно. Власть, в свою очередь, чувствует обратную связь, что положительно сказывается на движении вперед.
Таким образом, патриотизм - это движение за ценности, которыми обладает общество и человек в этом обществе, состояние духа, стремление людей к деятельности с целью развития Родины.
Литература:
- Конституция PK - Алматы: Казакстан, 2007.
- Иванова С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализм и космополитизма // Социально-гуманитарные знания. 2003. №3. - С. 292-301.
- Касенов Б. Что такое казахстанский патриотизм? / Индустриальная Караганда. - 2006. (18 февраля).