Аннотация. Интеллектуальный потенциал человека, государства и общества - частично «невостребованный» человеческий капитал (по объективным и субъективным причинам), который нуждается в создании условий, благоприятных для развития и получения желаемого результата (эффекта).
Уровень и полнота такого потенциала влияют на экономическую и социальную жизнь (сегменты общего благополучия), степень же правовой защищенности определяется государством через законодательство, важно учитывать потребность и вовлеченность общества в творческую деятельность.
Важным представляется фактор, при котором нормативная правовая база и научноисследовательские проекты должны содержать больший акцент на интеллектуальное содержание, для чего необходима соответствующая экспертиза.
Также предлагается изменить порядок финансирования науки, сделав акцент на действующие вузы, независимо от форм собственности.
Гарантом правовой защиты интеллектуального творчества и его результатов может послужить «правовая парадигма» (система взглядов на право и законодательство), в которой каждый элемент (подсистема) требует постоянного мониторинга, продуктивного решения и незамедлительного введения в действие при условии учета, исследования и принятия во внимание их взаимной обусловленности.
Развитие науки, техники, искусства (интеллектуального творчества) ставит перед правовой системой потребность постоянного и неуклонного разумного исполнения, при необходимости - совершенствования, что возможно с учетом заинтересованности уполномоченных органов и также постоянной востребованности исполнительными органами, что крайне сложно осуществлять ввиду слабой подготовленности профессиональных кадров, занимающихся созданием и претворением законодательных предписаний в жизнь.
Недостаточная подготовка и наличие имеющихся кадров находят свое отражение в неполноценных по механизму реализации законодательных актах по интеллектуальной собственности (ИС), которые не обеспечивают достойную ей охрану в силу пробелов и неопределенности ряда правовых категорий и институтов.
Актуальность защиты прав интеллектуальной собственности обусловлена активным использованием в гражданском обороте объектов интеллектуальной собственности, часто это сопровождается нарушением этих прав. Серьезность данной проблемы заключается в выявлении и доказывании факта нарушения, что связано как с пробелами в материальном праве, так и с несовершенством реализации в процессуальном праве.
Законодательство Казахстана, как известно, включает правовые нормы, присущие передовым странам в области защиты прав разнообразных объектов интеллектуальной собственности, но при этом частные случаи по защите и охране этих прав, однако все еще недостаточно «проработаны» в понятийном и методическом плане по конкретным объектам, что вызывает значительные затруднения в практике их осуществления и защиты от нарушений.
Важное значение в исследовательской работе имеют сбор научной и учебной информации, которые включают соответствующие представления о интеллектуальной базе, включая национальное и международное законодательство по правам интеллектуальной собственности, выявлении пробелов и «узких мест» в них, поиск и анализ аналогичных документов в мире для решения проблем, связанных с пробелами в законодательстве Республики Казахстан, и установления приемлемых и действенных мер по их преодолению с целью облегчения и ускорения рассмотрения дел по защите прав интеллектуальной собственности в органах защиты - улучшению правоприменительной практики в целом.
Стоит заметить, что даже содержание многих понятий и категорий лишь в определенной части схожи по формам, имеются отличия в содержательной трактовке и исполнении законодательства по ИС.
Необходимо продолжать научные исследования по аспектам интеллектуальной собственности для последующего закрепления в законодательстве. Например, работ, касающихся объектов промышленной собственности, даже согласно их определению в Патентном законе Республики Казахстан, включающих изобретения, промышленные образцы и полезные модели, практически нет.
Интеллектуальные измерения в Казахстане также важны с учетом общих и специальных подходов. Важно их обозначить и внедрять во все сферы жизнедеятельности.
Транзит государственной власти зачастую сопровождается корректировкой в управлении страной, при этом выбираемые акценты на те или иные сферы могут иметь непреходящее значение. Мы не затрагиваем крайние формы смены государственной власти, тем не менее, восприятие предназначения государства в переходный период обостряется.
Оценивая, в частности, государственные программы предыдущего периода, можно констатировать слабую реализацию и получение зачастую не того ожидаемого результата, определяемого их целями и задачами.
Стоит заметить, что интеллектуальные компоненты при их подготовке присутствуют, однако субъекты администрирования в дальнейшем зачастую не видят в них смысла. Освоение выделяемых финансовых средств и отчетность по ним становятся приоритетом.
По законодательству же в целом оценивать сложнее, здесь возникают дополнительные вопросы уже в процессе правоприменения и полноты субъектного представительства в законодательном регулировании в части реализации прав и обязательств в том или ином нормативном правовом акте и др. Стоит отметить и спорную посылку о том, что право является инструментом государства, которое его и утверждает.
Как говорят философы, смысл — сущность феномена в широком контексте реальности, неисчерпанная совокупность (в отличие от значения, которое исчерпаемо) всех психических (сознательных) когнитивных процессов, связанных со словом. Отсюда смыслы доминируют над значением.
В то же время, интеллект – это способности личности к познанию, осмыслению и разрешению задач. Понятие интеллекта соединяет в себе все познавательные процессы индивида (коллектива), такие как воображение и восприятие, ощущение, память, мышление и представление.
Еще одна характеристика определяет интеллект как качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, понимания и применения абстрактных концепций, использования своих знаний при взаимодействии с окружающей средой.
Интеллект должен присутствовать и сопровождать управленческие начала и их результат. В западных научных источниках имеются работы, касающиеся определения зависимости благополучия от показателей интеллекта. Так, книга Ричарда Линна и Тату Ванханена «Коэффициент интеллекта и богатство народов» 2002 года, где авторы утверждают, что различия в национальном доходе (в виде ВВП на душу населения) коррелирует с различием в среднем национальном коэффициенте интеллекта (IQ).
Приводится таблица данных среднего показателя интеллекта для каждой из 81 страны, которая основывается на анализе собранных в книге и опубликованных отчётов исследований в этой области за последние почти 100 лет.
В книге описываются различные методики тестов, даётся оценка их точности и причины расхождений. Оценка среднего коэффициента интеллекта в странах мира различна. К примеру, Россия (единственная из постсоветского пространства) занимает 28 место с показателем 96 единиц измерения. Наука занимает важную позицию в приводимых исследованиях. Казахстан по разным причинам не участвовал.
Напомним, что с 2002 года финансируются пять приоритетов фундаментальных исследований: 1) информационные технологии; 2) новые перспективные материалы; 3) развитие теоретических основ молекулярной биологии, генетики и биоинженерии для решения актуальных проблем медицины и аграрного сектора; 4) минеральные ресурсы; 5) теория и практика общенациональной идеи как основы устойчивого развития современного Казахстана. Можно дополнить и интелектульными системами.
Затраты (бюджетные ассигнования) на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы в Казахстане заметно отстают от показателей других государств и составляют только 0,15% от внутреннего валового продукта (ВВП). Обещания Правительства довести эту цифру до 1% остаются пока невыполнимыми.
Интеллектуальные системы разрабатываются во многих передовых странах, важную роль имеют теоертические и практические (прикладные) аспекты.
Возьмем казахстанские наработки в одной сфере экономики. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) упоминаются в Законе РК «О дорожном движении» (2014), однако механизма реализации и необходимости комплексного (системного) подхода к разработке и становлению не просматривается. Кроме того, содержание понятия «ИТС» не в полной мере раскрывает потенциал и спектр возможностей, судя по изложению в законе: «Интеллектуальная транспортная система - комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих управление и контроль за дорожным движением» (пункт 27 статьи 1 Закона).
В целом, оценивая действующее законодательство Казахстана в сфере транспорта, можно отметить, что с существующей законодательной базой выполнить задачи и цели ИТС не удастся. Нужна систематизация законодательства и подготовка новых правовых норм в сферах информационных технологий и транспорта.
Кроме того, весь экономический базис не может «потянуть» такой задачи, на что также требуется систематизация всего законодательства Казахстана и реальное воздействие экономических законов с минимизацией (исключением) элементов так называемого «ручного управления процессами». К этому стоит добавить интеграционные и иные международные обязательства государства.
Что имеется на практике. В рамках программы цифровизации социальнопредпринимательские корпорации (СПК) «Astana» и Billboard video объявляли о запуске совместного пилотного проекта по созданию интеллектуальной транспортной сети.
На наш взгляд, спектр охватываемых намерений и задач недостаточен. Как утверждают заказчик и исполнитель, ИТС будет представлять собой сеть дорожных медиабордов, которые предоставляют участникам дорожного движения необходимую оперативную информацию: навигация до ближайших улиц и объектов с расчетным временем в пути до них, скорость транспортного потока по пути следования, информирование о пробках и путях объезда, сообщения от ЧС, сообщение о приближающейся скорой помощи, погода, курсы валют и оперативные сообщения от администрации.
Как известно из европейских источников, ИТС – это системные изменения, направленные на предоставление различных инновационных услуг для различных видов транспорта и на достижение устойчивой мобильности через повышение эффективности, безопасности и экологичности транспорта. Кроме того, ИТС рассматриваются ключевыми заинтересованными сторонами в качестве «моста», позволяющего устранить существующий в настоящее время разрыв в плане устойчивости между транспортными системами.
Кроме того, фактически ИТС может включать все виды транспорта, однако европейское определение трактует ИТС как систему, в которой применяются информационные и коммуникационные технологии в сфере автотранспорта (включая инфраструктуру, транспортные средства, участников системы, а также дорожно-транспортное регулирование), и имеющую наряду с этим возможность взаимодействия с другими видами транспорта.
В свою очередь, надо моделировать ИТС в формате последующей адаптации с аналогичными системами. В частности, в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагается интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированная на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса.
Тем самым, ИТС в зависимости от модели используемой технологии могут быть и системой автомобильной навигации, регулирования светофоров, системой регулирования грузоперевозок, систем транспортных знаков, системой распознавания автомобильных номеров и регистрации скорости транспортных средств, системой видеонаблюдения, иными системами, интегрирующими информационные потоки и потоки обратной связи из большого количества различных источников, например из систем управления парковками (Parking guidance and information (PGI) systems), метеослужб и др.
По признанию государственных органов, пока затруднительно смоделировать создание на территории Казахстана современной транспортно-логистической системы без создания ИТС по видам транспорта, обеспечивающей высокую и эффективную транспортную связность внутри страны, увеличение грузопотоков по территории Республики Казахстан и координацию работы всех видов наземного, морского и воздушного транспорта. В этой связи, в интеллектуальных системах должны применяться и технологии моделирования на основе научных проектов и разработок, включая внедрение.
В Казахстане на грантовое финансирование научных проектов по 7 приоритетным направлениям на 2018-2020 годы было выделено 28,6 млрд. тенге.
Немаловажным вопросом является как становление, так и защита прав интеллектуальной собственности. Научной и учебной литературы, к сожалению, недостаточно. Автором совместно с патентным поверенным РК К.С.Абильмановой подготовлено учебное пособие «Интеллектуальная собственность (вопросы законодательства, теория и практика)» и выпущено издательством «Лантар Трейд» (2020).
Представляется, что подготовка специалистов данного профиля в вузах крайне необходима.
Предложения:
- наука передана вузам и находится в сложном организационном и правовом положении – необходима государственная поддержка;
- выделяемые суммы на науку распределять по вузам (132), с выделением 200 млн. тенге ежегодно на научные исследования каждому вузу независимо от форм собственности;
- вуз целевым распределением осуществляет общее финансирование, включая доплаты;
- наиболее приоритетные направления, включая интеллектуальные, научных исследований желательно финансировать в предлагаемом порядке;
- увеличить интеллектуальный контент в научный и образовательный процессы.
Список использованных источников:
- Р. Линн, Т.Ванханен «Коэффициент интеллекта и богатство народов» 2002 года //favicon cultin.ru/books-koehfficient
- Министерство образования и науки Республики Казахстан //gov.kz/memleket/entities/edu.