Использование полиграфа в отечественном бизнесе берет свое начало в 90-х годах прошлого столетия, когда профессор Аубакиров А.Ф. на личные средства ввез в Республику Казахстан полиграф – разработку российских полиграфологов для использования в частном бизнесе. В тот период времени возможности использования полиграфа исследовались лишь в недрах специальных служб, а также в правоохранительных органах.
В настоящее время, по истечении более 30-ти лет практики использования полиграфа, он уже широко известен как среди профессионалов, так и представителей бизнеса, являющихся активными потребителями услуг в сфере инструментальной детекции лжи. Впрочем, широкую известность полиграф приобрел именно под пресловутым названием «Детектор лжи». Но данное название прибора все же не точно отражает его функциональные возможности. Ну а существование и успешное применение метода инструментальной детекции лжи базируется на трех обязательных составляющих, без гармоничного сочетания которых достичь ожидаемого эффекта не только сложно, но и практически не возможно.
Что же это за составляющие:
- Собственно, прибор, который в среде профессионалов принято называть полиграфом;
- наличие подготовленного специалиста, который способен обеспечить проведение проверки тестирования с использованием полиграфа, а также обработку результатов тестирования, то есть трансформацию полиграмм, на которых зафиксированы физиологические реакции обследуемого лица, в текстовое заключение, которое может быть без труда воспринято заказчиком проверки;
- правильно подобранная методика для проведения тестирования с использование полиграфа, в зависимости от его целевого назначения.
В рамках рассмотрения правовых вопросов использования полиграфа в трудовых отношениях, считаем необходимым, коротко остановиться на каждой из перечисленных составляющих.
На современном этапе рынок производителей полиграфов весьма широк и в Казахстане полиграфологи используют большой перечень полиграфологического оборудования от перьевых полиграфов, производством которых занимались родоначальники данного метода – американцы, до современных компьютерных полиграфов производства США, России, Китая и многих других стран. Важно отметить, что и казахстанские полиграфологи внесли свою лепту в создание отечественного полиграфа. Так все большую популярность приобретает казахстанский полиграф AQIQAT, разработанный и внедряемый на рынок под руководством одного из казахстанских пионеров внедрения полиграфологического метода – Президента Евразийской ассоциации полиграфологов, профессора Алесковского С.Ю.
В действительности, для конечных пользователей – заказчиков полиграфологических проверок не столь важно – на каком приборе будут проводить тестирование, важно, чтобы техническая составляющая полиграфа отвечала основным современным требованиям, которые предъявляются професионалами к данному обрудованию на современном этапе, как-то:
- прибор и его датчики должны обеспечивать полную безопасность для жизни и здоровья тестируемого лица;
- прибор должен обеспечивать одновременную фиксацию не менее трех физиологических каналов проявления жизнедеятельности человека (например, респираторного, кардиологического и электро-дермального);
- прибор должен обеспечивать моментальную фиксацию физиологических реакций обследуемого на предъявляемые ему стимулы (каковыми, как правило, являются вопросы, интересующие заказчика) в форме реактограмм или полиграмм;
- оборудование должно обеспечивать возможность зафиксировать полиграммы, полученные в результате тестирования с использованием полиграфа в форме, которая позволяет осуществлять длительное хранение, как для повторного исследования другим полиграфологом, так и для разбора спорных результатов тестирования (вплоть для предъявления в суд или иные государственные органы).
Важно отметить, что появление и распространение полиграфа в сфере бизнеса – производство и сбыт этих приборов осуществлялись в условиях отсутствия необходимого правового регулирования их ввоза и изготовления. Крайние формы стихийного процесса урегулирования этих вопросов разнились. Одни предпринимали попытки отнесения полиграфов к специальным средствам, использующимся при проведении негласных мероприятий субъектами оперативно-розыскной деятельности, которые не увенчались успехом по ряду причин, требующих самостоятельного разъяснения. Другие осуществляли ввоз полиграфов в Казахстан как медицинскую аппаратуру, хотя как продавец, так и покупатель полиграфов четко осознавали, что полиграф не будет использоваться в медицинских клиниках, а предназначен и закуплен в целях обеспечения возможности использования метода инструментальной детекции лжи.
На наш взгляд, давно назрела необходимость в правовом закреплении самостоятельной классификации производимого и импортируемого оборудования, предназначенного для проведения полиграфологических проверок. Такой подход будет не только представлять собой «золотую середину» при решении данного вопроса, но и станет объективным отражением потребностей сложившейся практики.
Аналогичного решения требует закрепление в налоговом законодательстве самостоятельного классификационного вида экономической деятельности – полиграфологические исследования или тестирования на полиграфе. Данный вопрос имеет также принципиальное значение, поскольку в настоящее время «Проверки на детекторе лжи» включены в разряд «Охранных услуг», к которым они априори не имеют никакого отношения. Более того, в связи с тем, что все виды охранных услуг подлежат обязательному лицензированию уполномоченных государственных органов, большинство полиграфологов вынуждены регистрировать в органах государственных доходов свою деятельность – как оказание психологических услуг.
Такой подход практикующих полиграфологов достаточно оправдан по нескольким причинам:
- проверки на полиграфе, по сути, гораздо ближе к психологической деятельности, чем к охранной;
- в отличие от охранной деятельности, в настоящее время нет достаточно компетентного государственного органа, который сможет обеспечить проверку потенциальных субъектов предпринимательской деятельности на предмет соответствия существующим требованиям, как специалистов, так и используемого ими оборудования;
- подготовка и сертификация специалистов-полиграфологов, как самостоятельная деятельность в настоящее время находится в конкурентной среде и может осуществляться как отечественными учебными центрами, так и зарубежными.
Конечно же, такой подход далек от совершенства, поскольку его последствиями являются, во-первых, отсутствие объективных статистических данных по компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность, направленную на использование полиграфов в коммерческих целях. Во-вторых, при таком подходе вероятность появления псевдо учебного центра по подготовке специалистов- полиграфологов, которые не имеют ни компетентных преподавателей, ни достаточной для учебного процесса учебно-методической базы, весьма высока. А это, в свою очередь, значительно повышает вероятность появления на казахстанском рынке полиграфологических услуг низкоквалифицированных специалистов, которые будут осуществлять свою деятельность, дискредитируя данный метод в глазах общества.
Как видите, первые две составляющие неразрывно связаны между собой, поскольку вопросы использования полиграфов и подготовка специалистов для этой деятельности – это очень важные аспекты, которые взаимообусловлены. Но, к сожалению, из-за отсутствия единых подходов и стандартов, оказание услуг с помощью этого прибора и подготовка специалистов для оказания таких услуг - происходили стихийно, в условиях практически полного правового вакуума.
Важно отметить, что в полиграфолог в ходе исследования, будучи специалистом, получающим вероятностную информацию о возможной причастности опрашиваемого к проверяемым событиям (каковыми могут быть как правонарушение, так и иные обстоятельства жизни, имеющие значение для работодателя), является промежуточным звеном в процессе движения информации. А вот конечным пользователем получаемой информации является работодатель, который инициировал проводимое исследование и для которого по сути была получена значимая для него информация.
Заказчиком может быть не только работодатель - юридическое или физическое лицо, но и государственный орган (как в целях проведения отбора и аттестации сотрудников, так и при проведении полиграфологических исследований в интересах судопроизводства).
Работа специалиста-полиграфолога полностью должна быть прозрачной, все результаты тестирований (полиграммы, видео- и аудиозаписи процесса обследования, списки предъявленных вопросов, математические обсчёты выявленных физиологических реакций) должны в обязательном порядке храниться не менее 10 лет. При необходимости, у лица, не согласного с результатами тестирования должна быть возможность обратиться в комиссию из опытных и квалифицированных специалистов для проверки любых результатов и выводов полиграфологов.
Важно понимать, что регистрируя посредством полиграфа физиологические реакции человека, полиграфолог приходит к суждению о наличии (отсутствии) у опрашиваемого лица скрываемой информации, однако не уведомляет последнего об этом. Что именно, когда и в каком объёме сообщить данному лицу о результатах проведенного исследования, решает не полиграфолог, а работодатель – конечный пользователь информации.
Хотя данное положение является общепринятым, однако, большинство работодателей не удосуживаются разработкой внутреннего документа, регламентирующего порядок и пределы использования полиграфа, а ограничиваются тем, что применение полиграфа не противоречит трудовому законодательству и по общепринятому требованию полиграфологов не проводится без получения письменного добровольного согласия тестируемого лица.
Вопрос в отношении обязательности прохождения проверки на полиграфе является краеугольным камнем. Обязательность прохождения тестирования на полиграфе для некоторых категорий государственных служащих предусмотрена законодательством Республики Казахстан, которое не распространяется на частный бизнес. Поэтому необходимо понимать, что процедура должна быть сопряжена с добровольностью. Невозможно помимо воли и желания человека провести его полиграфологическую проверку и получить достоверные пригодные для анализа результаты.
Поэтому, для того, чтобы обеспечить полноценный правовой статус проверок на полиграфе, необходима разработка и внедрение «Инструкции о порядке использования полиграфа при отборе кадров и проведении служебных проверок».
Третья обязательная оставляющая, а именно умение полиграфолога правильно подобрать необходимую методику для проведения тестирования с использование полиграфа, в зависимости от его целевого назначения напрямую зависит от уровня подготовки специалиста и его опыта работы полиграфологом.
В настоящее время, недостаточный уровень регулирования процедуры профессиональной подготовки, а также отсутствие сертификации учебных центров, которые готовят полиграфологов, создают условия для хаотических подходов, в результате которых лица, прошедшие обучение и получившие сертификат, не имеют достаточных знаний для проведения самостоятельных тестирований на полиграфе. Вместе с тем, недооценивать этот аспект очень опасно, поскольку полиграфологи, готовя свои заключения на основе тестирований, проведенных с нарушением методик, не редко «ломают» судьбы людей, приходя к заведомо ложным выводам.
Поэтому, как нам представляется, важно закрепить на законодательному уровне требования к лицам, претендующим на получение профессии полиграфолога. Для получения права работать на полиграфе будущий специалист полиграфолог должен пройти специальную подготовку в учебном центре, обладающим необходимой базой и квалифицированными преподавателями. К будущему полиграфологу должны предъявляться следующие требования: наличие высшего образования, хорошие навыки работы на компьютере, усидчивость и стрессоустойчивость, высокий уровень умственного развития (IQ не ниже 100 баллов), наличие опыта следственно-оперативной или кадровой работы, возраст не менее 28 лет, высокие морально-деловые качества.
Только при условии правового урегулирования рассмотренных в данной статье вопросов, можно рассчитывать на эффективное внедрение полиграфологического метода в сферу трудовых отношений. В противном случае в недалеком будущем можно ожидать резонансные разоблачения «горе-полиграфологов» и появление необходимости законодательного акта, защищающего от тотальных полиграфных проверок граждан Республики Казахстан.