Аннотация. Изучение английского языка в концепции глобального образования направлено на решение задачи формирования культурной образованности обучающихся.
В педагогическом словаре «образованности» дано следующее определение: «качество развивающейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя»[1].
Вместе с тем, современные процессы интеграции Казахстана повысили роль культурной образованности личности и выдвинули на первый план решения проблем6 связанных с необходимостью формирования поликультурной образованности личности. Поликультурная образованность предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения. В связи с этим встает вопрос о ценности, духовном и нравственном наполнении содержания знаний, о приоритетности тех или иных учебных программ по английскому языку, о развивающем и воспитывающем потенциале иностранного языка как учебного предмета.
Английский язык, как язык международного общения предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром: культура, искусство, литература, образование, наука, политика, глобальные проблемы человечества, среди которых значительное место занимают проблемы состояния и охраны окружающей среды, соблюдения прав человека, преодоления локальных и региональных конфликтов и войн, защиты человека от болезней века и нищеты (т.е. все современные вопросы, касающиеся выживание человека и планеты).
Развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучении иностранным языкам можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения;
-формирование у обучающегося уважения и интереса к культуре страны изучаемого языка -воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности
-развитие языковых, интеллектуальных и позновательных способностей, ценностных ориентации, чувств и эмоций обучающегося, т.е. раскрытие гуманистического и гумманитарного потенциала его личности.
Важным моментом в педагогическом целеполагании в процессе преподавания иностранного языка является сопоставление особенностей изучаемого языка с родным, включение знаний о роли родного языка в истории и культуре мира, о вкладе казахстана в общемировую историю и культуру. Развитие у обучающегося языковой культуры при описании реалий казахстанской жизни на иностранном языке.
Среди основных составляющих поликультурной образованности можно выделить:
- Владение языковыми знаниями. Успех взаимодействия предполагает наличие общего языка общения или, по крайней мере, знание одним из партнеров языкового кода, с помощью которого можно осуществлять взаимодействие.
- Владение культуроведческими знаниями. Понимание культуроведческих единиц, помогает выявить и понять концептуальные ориентиры культуры, ее ценности, интерпретируя их в коммуникативных кодах.
- Ориентация в поликультурном пространстве. Определение роли родной культуры в спектре других культур, в сознании относительности норм каждой культуры. Знание универсальных и специфических проявлений/неродной и иноязычной культуры (философских понятий, ценностей, традиций, обычаев, норм взаимодействия и.т. д).
- Социокоммуникативный фактор. Владение национально-специфическими моделями поведения на основе выстраивания родной/неродной и иноязычной картины мира с использованием правил речевого этикета, принятых в другой культуре. Владение национально-специфическими моделями позволяет партнерам взаимодействия корректно вести общение, избегать ситуаций (межкультурного сбоя), и выступать посредником между родной/неродной и иноязычной культурой в процессе межкультурного общения.
- Демократическая и гуманная позиция. Поликультурная личность должна осознавать, что:
-каждая культура имеет собственный контекст и логику;
- ни одна культура не является лучше или хуже другой, поскольку каждая обладает собственной системой взаимодействующих элементов;
-любая культура жизнеспособна до тех пор, пока она функционирует и развивается.
В последнее время отчетливо прослеживается важность умения соблюдать демократические принципы и гуманное отношение в процессе межкультурного взаимодействия, которое проявляется в признании вариативности культур, в приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития различных культур и каждой личности.
- Личности качества. Трудности межкультурной коммуникации могут проявляться не только в процессе взаимодействия менталитетов, образов и норм культур, но и на межличностном уровне. Поэтому такие качество солидарности, критичность по отношению к себе - это и многое другое помогает сформировать личности чуткие социальнонравственные мотивы поведения в отношении к другому человеку.
- Коммуникативные умения заключается в способности устанавливать контакт с различными людьми. Мы считаем целесообразным в своем исследовании акцентировать внимание на тех следующих составляющих коммуникативных умений:
-всестороннее восприятие партнера по общению;
-умение вызывать у партнера по общению доверие, сопереживание совместной деятельности;
-умение предвидеть и ликвидировать конфликт;
-умение справедливо, тактично критиковать;
-умение воспринимать и учитывать критику.
Владение коммуникативными умениям предполагает следующие способности:
-устанавливать контакты с отдельными членами коллектива;
непосредственно знания личности, второй компонент умения и способность личности реализовать свои знания в межкультурной коммуникации;
- во - вторых, мотивационный и поведенческий компонент предлагается объединить в один психологический блок, в виду их отношения именно психологический составляющей личности;
- в - третьих, управленческий компонент предлагается разбить на два компонента, внутри одного управленческого блока. Второй к способности многоязычной поликультурной личности контролировать внешнюю среду: оценка контроль коммуникации, ситуации в которой протекает коммуникация оценка собеседника.
Таким образом, в структурно-содержательном плане поликультурная образованность как психолого-педагогическая категория представляется следующим образом:
Компонент |
критерии |
показатели |
Психологический блок |
||
мотивационный |
Направленность к профессиональной и познавательной деятельности, позитивной межкультурной коммуникации |
потребность изучать иностранный язык;
потребность к самосовершенствованию |
Содержательный блок |
||
когнитивный |
Сформированность поликультурной, социальной, языковой, дискурсивной компетентности |
многообразии цивилизации, знание культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;
формирования и формулирования мыслей с помощью языка, обеспечивающих возможность реализовать коммуникативное намерение;
социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этика, социальных стереотипов, |
№2(60) 2019 Ве |
стник Казахской Академии тр |
уда и социальных отношений |
истории и культуры;
|
||
прагматический |
Сформировать поликультурной, социокультурной, социальной, языковой, речевой, дискурсивной, стратегической, профессиональной компетенции |
коммуникацию с другими людьми;
процессе коммуникации недостаточность знаний языка, а также речевого и социального опыта общения в иноязычной среде;
социокультурными знаниями в процессе межкультурной коммуникации;
дискурсы в процессе в межкультурной коммуникации;
|
Управленческий блок |
||
самооценка |
Сформировать управленческой компетенции |
самоанализ и самооценку |
Оценка внешней среды |
Сформировать управленческой компетенции |
1.знание стратегий по предотвращению конфликтных ситуаций 2. умение адекватно |
оценивать собеседника;
- умение адекватно оценивать контекст коммуникации
Рисунок 2 - Структурно-содержательная модель личности готовой к осуществлению позитивной межкультурной коммуникации
Как видно из приведенного рисунка разработанная модель представляет стандартный портрет личности готовой к активной и позитивной межкультурной коммуникации и желаемый результат педагогического процесса.
Список использованной литературы:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь-М.: Академия, 2003.176с.
- Богословский В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А. Общая психология-М.: Просвещение,1981 с.70-71.
- Завадская Л., Мажитова Л., Хмель Н., Чинибаева Г. Технология матричного моделирования в педагогичских исследованиях//высшая школа Казахстан.-2000.-№ 6. -с.6569