Криминологические значение и личность осужденных

Аннотация. В статье рассматривается криминологические значение и личность осужденных. Также рассмотрены ряд актуальных вопросов уголовного права. Автором даны разработки и предложения для улучшения нового уголовно-исполнительного права в соответствии с нынешними законами и требованиями общества.

Введение.Совершение преступлений - «результат сложного взаимодействия многих обстоятельств, среди которых важную роль играет конкретное содержание и особенности характеризующих данную личность признаков, свойств, связей, отношений, в том числе и ее нравственно-психологические качества и особенности».[1] Знание этих особенностей позволит определить степень и характер индивидуальных причин и мотивов их преступного поведения. Так, В.Н. Кудрявцев отмечает, что личность правонарушителя с его сознанием и волей является тем центральным звеном, которое связывает причину и следствие.[2] Ведущая роль личности в механизме преступного поведения обусловливает необходимость изучения особенностей личности осужденного к лишению свободы. Для этого необходимо обратиться к наукам - криминологии и криминопенологии. Термин «криминопенология» по своему этимологическому происхождению означает: criminae (лат. - преступления), poena (лат. - наказание), logos (др. - учение, теория, наука), т.е. учение о преступлениях во время наказания. В науке применяется еще один термин «пенитенциарная криминология», который означает: poenitentiarius (ср. лат.) - покаянный, исправительный, т.е. учение о преступлениях в исправительных учреждениях. Причем имеются в виду не все уголовно-исполнительные органы, а только места лишения свободы - тюрьмы, лагеря, колонии и т.п. т.е. так как исторически сложилось применение этого термина прежде всего в США. Поэтому «пенитенциарная криминология» условно означает - учение о преступлениях во время лишения свободы.[3]

Методы.Термин «личность» ученые употребляют для определения понятий, строго установленных в той или иной конкретной науке. Данное требование относится ко всем отраслям знаний, в том числе и к пенологии. В связи с этим мы придерживаемся точки зрения, что нет и смысла вести речь о личности преступника, если ей не присущи свойства личности тех, кто не совершает преступлений.[4] Как отмечает С.Н. Абельцев: «не было бы и смысла вести речь о личности преступника, если ей не присущи свойства, отличные от свойств личностей тех, кто не совершает преступлений».[5] Таким образом, определение понятия «личность преступника» на основе неспецифических признаков не имеет смысла, поскольку такая личность для теории и практики борьбы с преступностью интересна не сама по себе, а лишь в той мере, в какой ее свойства обусловливают преступное поведение.

В свое время А.Г.Мысливченко признавал личностью лишь того, кто проявляет себя социально полезным и нужным для общества.[6] Нетрудно заметить, что при подобном подходе личностью можно будет считать далеко не каждого человека. Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу отметим, что в юридической науке вопрос о признании преступника личностью не подвергается сомнению. Личность характеризуется всей совокупностью общественно значимых поступков, поведением и конкретными действиями - таков общий подход. Каждый человек, в том числе и преступник, живет в обществе, вступает в различные общественные отношения, пользуется определенными личностными правами. Общество обязывает его отвечать за свои поступки, соблюдать определенные правила. Иными словами, всякий человек, в том числе и правонарушитель, в обществе проявляет себя как личность. Личность преступника, осужденного - всего лишь производное понятие от более широкого - личности человека, ибо преступник, как и любой человек, обладает общечеловеческими свойствами и качествами.

Поскольку термин «личность» связывается с конкретным человеком, персоной, индивидом, точнее было бы личностью считать каждого, кто своим поведением, суждением, действием отличается от всех других людей. Каждый человек как личность, конечно, вбирает, концентрирует в себе весь социальный опыт людей, каждодневно воспитывается, учится на примерах из жизни, но при этом проявляет себя совершенно уникально и неповторимо, нередко удивляя и поражая окружающих своим поведением.[7] Подобное сочетание присуще не только личности преступника в общем понимании, но и личности осужденного, личность которого отличается от личности преступника только одним моментом - нахождением в определенных условиях, а именно изоляции от общества.

Личность преступника - носитель специфических мотивов существенных и относительно устойчивых свойств, закономерно сформировавшихся под воздействием негативной социальной среды.[8] Однако для того, чтобы такое воздействие было результативным, необходима еще и соответствующая «генетическая база». Имеются в виду врожденные патологии, способствующие формированию личности преступника.[9] Хотя понятие «личность преступника» условное, эта условность не исключает особого изучения такой личности.

Результаты и обсуждение.Профессор Е.И. Каиржанов утверждает, что «для того чтобы дать характеристику и оценку личности преступника (по аналогии - личности осужденного.

- К. Ю.) в целом, нужно иметь в виду все черты и свойства, обусловливающие удельный вес социально отрицательных свойств во всей системе черт, присущих ему».[10] Мы также придерживаемся аналогичной позиции.

Еще Ю.Ю. Бехтерев подчеркивал, что изучение личности должно предшествовать пенитенциарному воздействию на нее и проникать во все звенья ИУ, обеспечивая решение следующих задач:

  1. правильной классификации заключенных в пределах одного ИУ;
  2. установления соответствующего режима для каждой категории заключенных;
  3. разумной организации трудовых процессов;
  4. целесообразной постановки школьной и внешкольной работы;
  5. правильного учета результатов пенитенциарного воздействия;
  6. повышения педагогической квалификации работников пенитенциарных учреждений.[11]

Все эти положения являются, на наш взгляд, актуальными и сегодня, они требуют дальнейшей разработки и внедрения с учетом современных достижений уголовноисполнительной (пенитенциарной) психологии. Поэтому изучение личности осужденного необходимо рассматривать как важнейшую предпосылку индивидуализации карательных и воспитательных воздействий, повышения их эффективности.

Изучение личности осужденного имеет важное криминологическое значение. Установив причины преступного поведения, появляется реальная возможность разработать и реализовать соответствующие профилактические мероприятия, касающиеся как исправления данного лица, так и недопущения преступного поведения со стороны других лиц.

Предметом изучения науки криминопенологии является личность осужденного. Различные ученые, говоря о личности осужденного, вкладывают в это понятие только осужденных к лишению свободы, не упоминая при этом о категории осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Так, например, Р.Джансараева считает, что«..человек приходит в исправительное учреждение личностью преступника, а там становится личностью осужденного, накапливая те черты, которые свойственны последнему» .[12]

С этим мнением не согласна З.Б. Альмагамбетова, которая считает, что понятие «личность осужденного к наказанию, не связанным с лишением свободы» также имеет право на существование.[13] Изучение данных социально-демографической характеристики личности осужденных к наказанию, не связанным с лишением свободы, представляет интерес во многих отношениях. Они - часть населения. Поэтому признаки, присущие законопослушным гражданам, в той или иной степени характерны и для них. С другой стороны, расхождение данных, характеризующих население и лиц, осужденных к наказанию, не связанным с лишением свободы, также дает возможность задуматься о причинах этих различий.

Сравнение сведений, характеризующих население, с данными о лицах, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, позволяет установить, представители каких категорий населения чаще совершают преступления. В некоторых отношениях представляет интерес сравнение характеризующих указанной категории с осужденными к лишению свободы. Безусловно, специфика отбывания наказания в виде лишения свободы намного жестче альтернативных видов наказания, тем не менее, при отбывании наказаний, не связанных с лишением свободы также существуют определенные правоограничения, которые откладывают свой отпечаток на дальнейшее формирование личности. Думается, что никто не возразит против мнения о постоянном развитии личности в прогрессивных или регрессивных направлениях.

Так вот, личность осужденного не возникает внезапно на каком-то этапе жизненного пути человека, не появляется неожиданно. Она формируется постепенно. В своем развитии личность осужденного проходит несколько этапов: сначала формируется личность преступника, затем после факта осуждения за совершенное преступление обозначается личность осужденного. Такая личность, сформировавшаяся под воздействием негативных элементов среды, является носителем специфических отличительных черт, существенных и относительно устойчивых свойств. На этом основании можно изучать личность конкретного осужденного, выявлять причины, которые привели его на скамью подсудимых, методы воздействия на него с целью исправления. Эта деятельность чрезвычайно важная, она составляет основное содержание работы начальников отрядов ИУ, которые обязаны знать каждого из осужденных своего отряда с его индивидуальными, присущими только ему особенностями и различиями.

В практической деятельности многих ИУ проводится дифференцированная работа с определенными группами осужденных - с расхитителями государственной и частной собственности; с хулиганами и лицами, совершившими преступления против личности; с нарушителями правил безопасности движения автотранспорта и т.д. Такая работа положительно сказывается на результатах исправления. Дифференцируется работа и с группами осужденных, составленными по иным принципам - с нарушителями дисциплины, с теми, кому отказано в условно-досрочном освобождении, с не признавшими себя виновными в суде и т.д. Каждая из этих групп имеет какие-то общие черты или интересы.

Дифференциация исправительной работы с ними приводит к учету индивидуальных особенностей осужденных, что, естественно, способствует достижении. Положительных результатов. Не меньшее значение имеет и общее понятие личности преступника, осужденного. Оно необходимо для выявления общих закономерностей, присущих всем осужденным, для анализа и сопоставления особенностей различных групп преступников, для уяснения места каждой из этих групп как элемента общей системы «личность осужденного».

Заключение. Наряду с этим системный подход обязывает подвергнуть анализу и само понятие «личность», для чего необходимо выявить ее структуру. В основе исследования личности лежит структура, ибо «нельзя понять механизм преступного поведения, не познав структуру личности».[14] Если говорить о структуре личности, то многообразие (и разнообразие) личностных свойств и их сочетаний настолько велико, что выражается известной фразой: «Личность неповторима». Но все это многообразие поддается научному изучению, потому что личность имеет общую структуру, так и частные структуры детализирующие общую.[15] Если мы говорим о том, что вначале формируется личность преступника, то необходимо рассмотреть и вопрос о ее структуре для дальнейшего изучения структуры личности осужденного. Мы полагаем, что в структурном отношении личность осужденного уже включает в себя подструктуры личности преступника, а также другие подструктуры, характерные для личности вообще.

По мнению А.И. Чучаева, для уяснения феномена «личность преступника» важное значением имеет выделение его структуры (расчлененность на элементы, строение, а также устойчивая связь элементов целого и их взаимодействие). Лишь познав указанные структурные единицы в их взаимной связи и взаимодействии, продвигаясь от части к целому, можно познать индивидуальную личность, ее неповторимость, со всеми качествами - положительными и отрицательными.[16] В литературе наметилось несколько подходов к изучению структуры личности преступника. Одни авторы исходят из того, что «криминологическая характеристика личности преступника представляет собой систему черт, которые в своей совокупности характеризуют лицо, совершившее то или иное преступление, различные стороны и проявления его общественного существования в жизненной практике, и которые прямо или косвенно связаны с подобным антиобщественным поведением человека, обусловливают или облегчают совершение преступления либо помогают понять причину его совершения. Предложенная ими структура охватывает:

  1. социально-демографические и уголовно-правовые признаки;
  2. социальные проявления в различных сферах общественной жизни;
  3. нравственные свойства;
  4. психологические особенности.[17]

Ю.М. Антонян выделяет следующие подструктуры личности:

  1. социальное происхождение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, уровень материальной обеспеченности;
  2. уровень умственного развития, образовательно-культурный уровень, знания, навыки, умения;
  3. нравственные качества, ценностные ориентации и стремления человека, его взгляды, интересы, потребности, наклонности, привычки, психические свойства, процессы и состояния;
  4. биофизические признаки - пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции.

По его мнению, предметом криминологического изучения должна служить «индивидуальность» преступника как единство прирожденных социальных качеств человека, его общих и единичных свойств [18].

 

Список использованных источников:

  1. Четвериков В.С. Криминология. Учеб.пос. М., 1996. С. 18.
  2. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 17
  3. Старков О.В. Криминопенология. М.: Изд. «Экзамен», 2004.
  4. Долгова А.И. Изучение личности преступника // Советское государство и право. 1978. № 6. С. 79
  5. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, Закон и право, 2000. С. 10
  6. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972. С. 140 .
  7. Миндагулов А.Х. Личность преступника: Учебное пособие. Алматы, 2003. С. 10
  8. Блувштейн Ю. Понятие личности преступника // Советское государство и право, 1979. №
  9. С. 98; См. также: Личность преступника как объект криминологического исследования: Сборник статей. - М., 1996. С. 14, 38-40, 52-55.
  10. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. - М., 1982. - С. 159-160, 225.
  11. Каиржанов Е.И. Криминология. Общая часть. Алматы, 2000. С. 17. Данную точку зрения разделяет А.Х. Миндагулов. См.: Миндагулов А.Х. Указ. Соч. С. 10.
  12. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступникаКриминолого-психологическое исследование. М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 279
  13. Джансараева Р. К вопросу о соотношении понятий личность осужденного и личность преступника // Предупреждение преступности. 2005. № 2. С. 11-12
  14. Альмагамбетова З.Б. Структура личности осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы. В кН.: Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в стране: Материалы международной научнопрактической конференции. Ч 2. - Алматы: ООНИиРИР Академии МВД Республики Казахстан, 2006. С. 288
  15. Долгова А.И., Ермаков В.Д., Беляев Н.В. Проблемы типологии несовершеннолетних преступников. - В кН.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 24. - М.,1976. - С. 41
  16. Криминология / Под ред. Г.А. Аванесова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 256
  17. Чучаев А.И. Личность преступника и вопросы наказания. М., 1990. С. 14
  18. Там же. С. 15
  19. Антонян Ю.М. Системный подход к изучению личности преступников // Советское государство и право. 1974. № 4. С. 5
Год: 2019
Город: Алматы
Категория: Юриспруденция