Аннотация: в статье рассмотрены современные основные тенденции этноэстетических исследований в современном Казахстане, представленные в двух научных областях – этнолитературоведческой и этнофилософской.
Стратегия развития вариативного образования в Республике Казахстан в отношении этноэстетического образования связывается с переходом от «безнациональной» унитарной школы, работающей по единым нормативным учебникам – к этнической дифференциации содержания образования. Поэтому цель предмета «Этноэстетика» обусловлена формированием студентов вузов Республики Казахстан как эстетических типов личности с наличием казахской эстетической ментальности [1].
Поскольку дисциплина «Этноэстетика» находится на стыке социально-гуманитарных наук, таких как эстетика, этнофилософия, этноэтика (составляющие «верхний» – теоретический уровень), этнолитературоведение, этноискусствоведение («нижний» – эмпирический уровень) и этнопедагогика («объединяющий» – образовательно-педагогический уровень), то содержание новой предлагаемой социально-гуманитарой дисциплины обусловлено междисциплинарной интеграцией научных взглядов и теорий указанных областей.
Эстетическая мысль в Казахстане с середины 20 до начала 21 веков начинает развиваться на научно-теоретической основе в четырѐх научных областях: этнолитературоведческой, этнофилософской, этнопедагогической и этноискусствоведческой [2]. Из них эт- нолитературоведческое и этнофилософское направления являются самыми значительными ветвями казахской эстетической мысли, представленными эстетическими исследованиями видных казахских ученых литературоведов и философов-эстетиков. Это связано с тем, что универсальной познавательной системой, определяющей основание эсте эстетического во всех его проявлениях (эстетические сознание, чувства, вкус, идеал, ценности; виды искусства) являются литература и философия. Наиболее видными казах-скими литературоведами-эстетиками являются М.Каратаев и З.Кабдолов. Этнофилософское направление представлено, в основном, эстетическими исследованиями казахских учѐных философов-эстетиков Б.Казыхановой и К.Нурлановой.
Из теоретических проблем эстетики М.Каратаев рассматривает предмет эстетики и эстетическое сознание («Әдебиет және эстетика», статьи:«Движущаяся эстетика», «Ӛнердің эстетикалық сипаты», «Ювелир слова», «Раздумья о казахской литературе 1966-1971», «Сражающееся мировоззрение», «Воспитательная функция эстетических ценностей», «Человек – песня»). По его мнению: «Эстетика изучает прекрасное независимо от искусства в его непосредственном проявлении в действительности» (статья «Воспитательная функция эстетических ценностей») [3, с.186]. Эстетическое сознание человека, по мнению Каратаева, формируется посредством приобщения к произведениям литературы и живописи, вырабатывающих «хороший вкус,.. гармонию и колорит,.. чувство формы». Эстетическая оценка связывается, прежде всего, с уровнем воспитания и со степенью художественной культуры.
Главной целью эстетического воспитания является формирование системы эстетических чувств, взглядов, вкусов, культуры. В процессе опре-деления уровня произведения искусства особую роль, по его мнению, играют эстетические чувства. Эстетическое воспитание, осуществляемое посредством художественного произведения, связано с «глубоким актуальным идейным содержанием, выраженным в совершенной художественной форме», которое и оказывает воспитательное воздействие на человека. Отсюда понимание им «каждого художественного произведения как эстетического открытия,.. воздействующего на психику читателя... в эстетическом плане, то есть с точки зрения осуществления законов красоты» [3, с.185]. «Воспитание красотой, приобщение к красоте» невозможно без формирования колористической культуры, осуществляющейся посредством таких видов искусства, как музыка, скульптура, живопись (статьи «Эстетический характер искусства», «Воспитательная функция эстетических ценностей»).
Из теоретических проблем эстетики другой казахский литературовед-эстетик Зейнолла Кабдолов рассматривает «предмет эстетики и еѐ категории – «прекрасное», «комическое», «трагическое», «героическое», «фантастическое»» («Әде-биет теориясының негіздері», «Арна», «Сӛз ӛнері», статья «Әуезовтің әсемдік әлемі»).
Предмет эстетики Кабдолов определяет как науку об эстетическом отношении человека к действительности, объектом исследования которого является искусство («Әдебиет теориясының негіздері»). Истоки искусства восходят к народной культуре, превращаясь в духовную пищу народа: «Ӛнердің кәусәр туындысы халық ӛмірінің терең және мӛлдір қайнарынан шымырлап шығады да, сол халықтың ӛзінің рухани сусынына айналады» («Сӛз ӛнері») [4, с.25].
История развития этноэстетической мысли связывается Кабдоловым («Сӛз ӛнері») с анализом эстетических воззрений казахских просветителей – «эстетикой критицизма» А.Кунанбаева, казахским народным устно-поэтическим творчеством Ч.Валиханова, эстетическим воспитанием Ы.Алтынсарина.
В развитии категории «прекрасное» Кабдолов исходит из синтеза эстетического и этического в образах эстетически идеальных женщин Абая – бабушки Зере, мамы Улжан, возлюбленной Тогжан, жены Айгерим: «Сонда бір ожданы тап-таза иманнан құйылғандай мейірім-шафқатқа толы Зере – әжелердің үлгісі; салқын қанды, сарабдал, сабырлы ақыл иесі Ұлжан – аналардың үлгісі; «сылдырлаған шолпысы әлдеқандай былдырлаған тілмен» бар сыры мен назын Абайға ғана құпия баян ететін «ақ еті атқан таңдай аппақ» ару Тоғжан – алыстан аралайтын қол жетпес арман секілді махаббат таңының үлгісі; әні сәніне, сәні әніне астасқан асыл, аяулы Әйгерім – жас жігіттің нақ сүйер сұлу жарының үлгісі...» (статья «Әуезовтің әсемдік әлемі») [5, с.91].
Категории «комическое», «трагическое», «героическое», «фантастическое» у Кабдолова отождествляются с сатирическими, трагическими, героическими и фантастическими образами, представляясь универсальными и для литературы, и для эстетики, различаясь лишь по методу их проявления: литературному или философскому. Категория комическое раскрывается через виды его отражения в искусстве: юмор, сарказм, иронию, гротеск, имеющих различные оттенки смеха. Если юмористический образ у Кабдолова положителен, то сатирический – отрицателен, отсюда и их различие в целях.
Этнофилософское направление впервые находит проявление в творчестве Б.Казыхановой («Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа», «Эстетическая культура казахского народа», «Возьми в дорогу красоту»), заложившей основы теории и истории этноэстетической науки, трансформируя общие проблемы эстетики в этноэстетику на базе казахской художественной культуры. Впервые исследуя эстетическую культуру казахов, Казыханова рассматривает еѐ как часть мировой культуры («Эстетическая культура казахского народа»). Специфика казахской эстетической культуры раскрывается через диалектику эстетических понятий «традиция» и «новаторство», воплотившихся в трансформации главного структурного элемента эстетической культуры – искусства из народного в профессиональное. Казыхановой выделены следующие аспекты казахской эстетической культуры: а) приобщение к достижениям мирового и отечественного искусства как средства формирования эстетической культуры, б) формирование культуры труда (или производства) и культуры быта, в) эстетическое и художественное воспитание в семье, г) формирование эстетических взглядов и вкусов, д) единство эстетического и этического как критериев эстетических взглядов, е) изучение эстетических воззрениий классиков казахского просвещения как основы историко-эстетического направления этноэстетической культуры.
Казыханова связывает анализ эстетических воззрений казахских мыслителей с эстетическими идеями казахских просветителей Ч.Валиханова, Ы.Алтынсарина, А.Кунанбаева: «Эстетические воззрения казахского народа впервые получили теоретическое обобщение и дальнейшее развитие в произведениях казахских просветителей-демократов Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева» [6, с.100]. Эстетические взгляды А.Кунанбаева оцениваются ею как «вершина эстетической мысли казахского народа...», дающие человеку представление о красоте жизни, и о высокой нравственности» [6, с.107].
Теория эстетического воспитания связывается Казыхановой с выявлением его целей и задач, формированием эстетического вкуса и выборе искусства как средства эстетического воспитания. Цель эстетического воспитания она видит в «способности правильной оценки красоты в окружающей действительности. научить людей понимать и воспринимать произведения искусства, побуждать человека к творчеству» («Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа») [7, с.169]. То есть «формировать
определѐнную систему эстетических взглядов и вкусов».
Разработка теоретических основ этноэстетики продолжена в творчестве философа-эстетика Канат Нурлановой («Формирование и развитие художественно-эстетической культуры казахского народа», «Эстетика художественной культуры казахского народа», статьи «Символика мира в традиционном искусстве казахов», «Қазақ хандығы дәуіріндегі жырау поэзиясының эстетикалық ерекшеліктері», «Қазақтың дәстүрлі мәдениетінің эстетикалық ерекшеліктері»).
Из теоретических проблем эстетики Нурланова рассматривает предмет эстеэстетики, обуславливаемый еѐ базовой категорией «прекрасное», содержащей в себе три основания: понятие «прекрасное» («әсемдік ұғымы»); отождествление прекрасного с действительностью («әсем-дікті ӛмір деп білу»); единство эстетического и этического («қазақ эстети-касының этикамен ажырамас біртұтастығы») (статья «Қазақ хандығы дәуіріндегі жырау поэзиясының эстетикалық ерекшеліктері»).
В качестве средства формирования этно-эстетического сознания Нурланова выдвигает метод созерцания – непосредственного зрительного постижения казахским человеком сущности действительности, и доставшегося ему в наследство от кочевой цивилизации, принципов взаимодействия с ней и постижения еѐ тайн: «Созерцание арқылы кӛшпелі дәуірде қазақ ӛзінің табиғатпен берік байланысын, ӛзінің жарық дүниемен рухани кіндестігін сезініп,.. адам мен әлем байланыстарын кӛзбен кӛріп, іштей сезіп, санаға тоқып ӛзінің эстетикалық негізін салған» [8, с.120].
Философско-эстетической анализ К.Нурлановой казахской устной культуры основывается на следующих параметрах: а) принципе изустности, б) общении как еѐ сущностной характеристики, в) сотворчестве как органичном феномене изустности, г) импровизации как виде творчества, д) художественно-эстетической содержательности слова. Художественноэстетические особенности взаимодействия казахского фольклора и письменной литературы, по мнению Нурлановой, происходят через диалектическое соотношение эстетических понятий «традиция» и «новаторство», на основе историко-эстетического анализа четырѐх этапов казахской художественной культуры: а) эпической поэзии, б) акынской поэзии, в) культуры просвещения, г) современной художественной культуры (с нач. 20 в. по современный период).
В результате анализа природы эстетического в устной культуре казахов Нурлановой сформированы следующие выводы: а) длительность истории развития устной поэтической формы, б) еѐ духовно-нравственная содержательность, в) наличие принципа преемственности из-за еѐ общедоступности («Эстетика художественной культуры казахского народа»). «Эстетическое своеобразие слова в устной культуре связано с. художественнополифонической содержательностью его, когда прозвучавшее слово содержит в свѐрнутом виде всѐ слово «множества» (кӛпшілік)... Внутренний художественно-поэтический полилог – «всепроникающий субстрат устной культуры» [8, с.75]. Нурланова выявляет два принципа существования казахского фольклора и литературы казахов – «притяжение» и «отталкивание», присущих творчеству практически всех казахских жырау – Асану Кайгы, Казтугану, Шалкиизу, Доспамбету, Бухару жырау и др. В связи с чем существенной особенностью эпической поэзии является содержательный синкретизм: «Их толгау пронизаны этикой своей эпохи, содержат в себе основы традиционной педагогики, этические и эстетические представления, даже знания о военном искусстве своего времени...» [8, с.161]. Например, в содержании акынской поэзии отражены многочисленные наставления в духе «обычного права» и вековых этико-бытовых нормативов, основным мотивом которых явились родовые семейно-родственные связи, а излюбленными образами – люди разных поколений (предки, потомки), нашедшие отражение в толгау, посвящѐнных анализу этапов психолого-возрастной трансформации человека (от 25 до 100 лет, например в поэзии Бухара жырау).
В качестве эстетических моментов казахской поэзии ею выделены – духовность, возвышенность и религиозность (статья «Қазақ хандығы дәуіріндегі жырау поэзиясының эстетикалық ерекшеліктері»). Эстетическим аспектом эпической поэзии жырау является включение в еѐ содержание категории «героическое», отражающей «полноту духа», высокую гражданственность поэзии, направленную на формирование единой этнической общности, обеспечивших жырау звание «историков народа», а акынам – «памяти народа», «архивариусов», хранителей его истории в шежире (летописях).
Таким образом, современными основными направлениями высшего этноэстетического образования в РК являются этнолитературоведческое и этнофилософское направления. Главные исследуемые ими проблемы – разработка теоретических проблем этноэстетики, эстетического воспитания, казахской эстетической культуры.
Список использованных источников:
- Акбаева Л.Н. «Основы казахской этноэстетики». – Учебное пособие. Алматы: Атамұра, 2012. – 264 с.
- Акбаева Л.Н., Акбаева А.Н. Тенденции этноэстетических исследований в современном Казахстане / Сб. трудов межд. науч.-практ. конф. КазУМОиМЯ им. Абылай хана «Наследие Абылай хана: взаимосвязь и премеественность идей», посв. 300-летию Абылай хана. – Алматы: КазУМОиМЯ, 2013. – с. 288-292.
- Каратаев М.К. Собрание сочинений: В 3 т. – Алматы: Жазушы, 1986. – Т. 2: Статьи и очерки. – 390 с.
- Қабдолов З. Сӛз ӛнері: Оқулық. – Алматы: Қазақ университеті, 1992. – 352 б.
- Қабдолов З. Арна: Зерттеу-сын-эссе. – Алматы: Жазушы, 1988. – 256 б.
- Казыханова Б.Р. Эстетическая культура казахского народа. – Алма-Ата: Казахстан, 1973. – 330 с.
- Казыханова Б.Р. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании. – Алма-Ата: Казахстан, 1967. – 240 с.
- Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. – Алма-Ата: Наука, 1987. – 176 с.