Актуальность. Нейроинфекционные заболевания у детей продолжают оставаться серьезной проблемой в связи с их повсеместной распространенностью, тяжестью течения, расширением спектра этиопатогенов, высоким риском летальных исходов и формированием психоневрологического дефицита у 30% переболевших [1].
Этиологическая структура менингитов у детей отличается разнообразием: причинами заболевания могут быть вирусы, бактерии, грибы. Несмотря на сравнительно более благоприятное течение серозного менингита, в исходе могут развиваться астеноневротический, невротический, гипертензионный синдромы и симптоматическая эпилепсия [2]. По данным Karen Edmond и соавторов (2010), основными последствиями бактериального гнойного менингита (БГМ) могут быть: когнитивный и двигательный дефицит, потеря слуха, судороги, нарушения зрения, гидроцефалия (крупные последствия), и менее тяжелые (малые): поведенческие проблемы, гипотония, диплопия, односторонняя потеря слуха [3]. Однако различия клинического течения менингитов разной этиологии у детей изучены недостаточно.
Цель исследования: изучение клинико-эпидемиологических особенностей течения менингитов у детей за 2017 год по данным ГИБ г. Шымкента.
Материалы и методы. Работа проводилась на базе городской инфекционной больницы г. Шымкента. Были проанализированы 235 историй болезни детей с менингитами различной этиологии в возрасте от 2 месяцев до 17 лет. Диагноз ставился на основании жалоб, анамнеза заболевания, неврологического статуса при поступлении в стационар и результатов лабораторного обследования. У всех больных отбирался ликвор. Ликвор был исследован в бактериологической и ПЦР лабораториях ШГИБ. В ликворе подсчитовался цитоз, определялся процент нейтрофилов и лимфоцитов, белок, глюкоза. Образцы ликвора были исследованы в ПЦР с использованием тестсистем производства Амплисенс на: Neisseria meningitides, Haemophilus influenza, Streptococcus pneumonia, Enteroviruses, Virus Herpes Simplex 1,2, Virus zoster. Во всех исследуемых случаях диагноз был лабораторно подтвержден. Среди них 92,3% случаев составили серозные и 7,7% - гнойные менингиты. В гендерном соотношении мальчиков было 137 (58,3%), девочек – 98 ( 41,7%).
Результаты и обсуждение. Оценка распределения пациентов по возрасту позволила выявить, что среди заболевших преобладали дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - 54,5% и школьного возраста (от 7 до 17 лет) – 41,2% и только 2,6% приходилось на детей младшего возраста и 1,7% дети до 1 года. Эти данные свидетельствуют о том, что дети младшего возраста более ограничены в контактах, нежели дошкольники и школьники.
Из числа всех расшифрованных случаев Enterovirus составляет 79,6%, N. Meningitidis 3,8%, S. pneumonia 1,7%, H. Influenza 1,7%, HSV 1,2 типа 8,9%, VZV 2,6% и менингиты неуточненной этиологии – 1,7%.
Анализ анамнестических данных позволил установить, что большинство детей (73,6%) поступило в стационар в первые двое суток от начала заболевания.
Изучение сезонности менингитов позволило выявить большую заболеваемость менингитами в весенние и летние месяцы (71,9%), а так же в осенний период времени (22,6%).
Наиболее распространенными клиническими симптомами у детей с менингитами были – повышение температуры тела (100%), головная боль (89,4%), рвота (95,3%), снижение аппетита (40,4). Так же отмечались слабость, вялость, недомогание. Частота рвоты в среднем составило 5-6 раз. Из менингеальных знаков в 100% случаев отмечалась ригидность затылочных мышц, симптом Кернига и Брудзинского был положительным у 18,7% больных, 5,5% случаях слабо положителен, в двух случаях сомнителен и у 74,5% отрицателен, у 1 ребенка отмечался положительный симптом Лессажа.
В группе пациентов с серозным менингитом изменения в ОАК у большєнства характеризовались нормоцитозом, отсутствием нейтрофилеза, нормальным показателем СОЭ. Лишь в 5 случаях был невысокий лейкоцитоз в пределах 10-13 тыс/мкл крови с нейтрофилезем от 71% до 88% и ускоренная СОЭ от 15 до 43 мм/ч. Ликвор во всех случаях характеризовался лимфоцитарным цитозом в пределах 10-682 кл в поле зрения и повышением общего белка во всех случаях.
У пациентов с гнойным менингитом в общем анализе крови у большинства лейкоцитоз в пределах 9,931,0 тыс/мкл крови, нейтрофилез 83%-92%, ускоренное СОЭ от 11 до 29 мм/ч. В ликворе имел место выраженный нейтрофильный цитоз (69%-95%) от 210 клеток до 20480 кл в поле зрения. Белок у всех детей превышал норму в 2-7 раз (0,66г/л-1,32 г/л).
В качестве лечения при серозном менингите 92% больных получали антибиотик, длительность антибиотикотерапии составила 6 суток. При гнойном менингите антибиотикотерапия назначалась в 100% случаев и составила в среднем 7-10 суток.
Средняя продолжительность госпитализации при серозном менингите составила 9,6 дней, при гнойном 12,4 дней.
Заключение: Исследование показало, что менингиты у детей характеризуются разнообразием вызывающих их этиологических причин. Наиболее частыми причинами развития вирусных менингитов были энтеровирусы, а при бактериальных менингитах N. meningitidis. Заболевание имело сезонный характер. Ригидность затылочных мышц с триадой менингеальных симптомов является показанием для спиномозговой пункции, при отрицательных симптомах Кернига и Брудзинского. Определение уровня общего белка и плеоцитоза в ЦСЖ при гнойных и серозных менингитах имеет высокую диагностическую значимость, но не всегда коррелирует с клинической картиной заболевания.
Литература
- Сорокина М.Н. Бактериальные менингиты у детей / М.Н. Сорокина, В.В. Иванова, Н.В. Скрипченко. - М: Медицина, 2003. - 320 с.
- Е. М. Мазаева, Л. А. Алексеева, Н. В. Скрипченко. Клинико-ликворологические различия при серозных и гнойных менингитах у детей разного возраста // детские инфекции 2014 №1 – С 61
- Edmond K. Global and regional risk of disabling sequelae from bacterial meningitis: a systematic review and meta-analysis / K. Edmond, A. Clark, V.S. Korczak, C. Sanderson, U.K. Griffi ths, I. Rudan // Lancet Infect Dis. — 2010: 10 (5). — S. 317—328.