В медицинской практике противовирусные препараты применяются достаточно широко. Основные группы антивирусных средств: 1. Противоцитомегаловирусные. 2. Противогерпетические. 3.
Противогриппозные. 4. Антиретровирусные [1]. Наиболее актуальной для более глубокого изучения является противогриппозная группа. Так как грипп относится к группе острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), которые занимают первое место в мире по частоте и количеству случаев и составляют 95% всех инфекционных заболеваний. Вспышки гриппа (А и В) происходят ежегодно в зимние месяцы и продолжаются около 6–8 недель. По данным ВОЗ, эпидемии гриппа ежегодно уносят жизни 250–500 тыс. человек. До настоящего времени возможности лечения гриппа антивирусными препаратами были ограничены, с одной стороны, сравнительно небольшим числом эффективных препаратов, с другой – феноменом резистентности, быстро развивающейся при широком клиническом применении препаратов [1, 2].
Противовирусная активность является одним из основных видов биологической активности полифенольных соединений растительного происхождения. Одним из растительных полифенолов является госсипол, набор и специфическое расположение протонодонорных и протоноакцепторных заместителей в молекуле которого обусловливает прототропные переходы, приводящие к существованию различных таутомерных форм для самого госсипола и для его многочисленных производных. Наличие оси симметрии у госсипола и ассиметрического атома у его производных сообщает им совершенно уникальную способность к существованию атропоизомеров и такого количества клатратов, полиморфов и соединений включения, которая не обнаружена ни у одного другого вещества. Наличие двух альдегидных групп в молекуле госсипола делает его ингибитором различных ферментов, в том числе и обратной транскриптазы. Среди полученных производных госсипола выявлены вещества с противовирусной, противоопухолевой, антиоксидантной, интерферониндуцирующей, иммуномодулирующей, антихламидийной и др. активностью.
Для госсипола – специфического пигмента хлопчатника известен широкий спектр физиологической активности. Известны и применяются в медицинской практике линимент госсипола 3% [3], таблетки батридена 0,1 г [3], мазь мегосина 1% [4], таблетки гозалидон 0,1 г, таблетки рагосина 0,05 г.
Недостатком, затрудняющим использование госсипола и его производных, является практическая нерастворимость их в воде. Именно в связи с этим возник вопрос о получении водорастворимых комплексов госсипола и его производных с полимером N–поливинилпирролидоном (N–ПВП).
Современная медицина располагает большим объемом информации о вирусной этиологии заболеваний дыхательных путей, желудочно–кишечного тракта, ЦНС, слизистых оболочек и таких патологий как рассеянный склероз и бронхиальная астма. По последним данным среди наиболее эффективных методов борьбы с вирусными заболеваниями является использование индукторов интерферона. Целенаправленное изучение производных госсипола позволило выявить высокоактивный оригинальный индуктор интерферона широкого спектра действия комплекса мегосина с N–ПВП. Показана эффективность действия комплекса мегосина с N–ПВП при гриппе и гепатите и установлено, что высокий уровень образования эндогенного интерферона наблюдается при различных путях введения и схем применения [5,6]. Кроме этого, показана высокая антиоксидантная активность комплекса мегосина с N– ПВП.
Изучение антиоксидантной активности комплекса мегосина с N–ПВП показало, что они оказывают более «мягкое» воздействие на биологические мембраны. Установлено, что комплексы в условиях in vitro проявляют более высокую антиоксидантную активность, чем исходные препараты при снижении мембраноповреждающих эффектов. Было проведено сравнительное изучение антиоксидантной активности мегосина и его комплекса с N–ПВП. Активность оценивали по способности комплекса мегосина с N–ПВП ингибировать перекисное окисление липидов в гомогенате печени крыс. Результаты сравнительного изучения мегосина и его комплекса с N–ПВП свидетельствуют о высокой антиоксидантной активности комплекса мегосина с N–ПВП и о его более пониженном мембраноповреждающем действии. Антиоксидантные свойства его могут быть одним из механизмов реализации иммуномодулирующих свойств, хорошо известных для многочисленных производных госсипола. Разработки защищены патентами Республики Узбекистан [7].
Таким образом, результаты изучения биологической активности полученного производного госсипола и комплекса с N-ПВП свидетельствуют о широком спектре их действия. И одним из объяснений этому может служить тот факт, что сам госсипол является индуктором интерферона.
Работами последних лет доказано существование прямых и обратных связей между интерфероновой, иммунной и нейроэндокринной системами, которые составляют общую систему биологической защиты организма. Многие из синтезированных нами производных госсипола обладают высокой интерферониндуцирующей активностью.
Важнейшее свойство индукторов интерферона состоит в универсально широком диапазоне противовирусной активности, и выраженном иммуномодулирующим влиянии, что и определяет их эффективность в отношении широкого спектра заболеваний.
Список литературы
- Ершов Ф.И., Чижов Н.П. Классификация противовирусных средств. – М.: Знание, 1995 г. – С. 215.
- Кукес В.Г., Стародубцев А.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. /под ред. В.Г. Кукеса, А.К. Стародубцева. 2 – е изд.; испр. – М: ГЭОТАР – Медиа, 2006 г. – С. 617 – 622.
- Машковский М.Д. Лекарственные средства, Ташкент, 1988, с. 385, 176.
- Машковский М.Д. Лекарственные средства, Ташкент, 1998, с. 362.
- Барам Н.И., Исмаилов А.И., Зияев Х.Л., Режепов К.Ж. Биологическая активность производных госсипола. (Обзор). //Химия природ.соедин.- Ташкент, 2004,- №3,- С. 171-176.
- Биктимиров Л., Зияев Х.Л., Ходжаниязов Б., Зиямов Д., Барам Н.И., Исмаилов А.И. Комплексы производных госсипола с N-поливинилпирролидоном. //Химия природ.соедин. -Ташкент, 1996.- №2.- С. 198-201.
- Патент РУз №IАP 02192. Талабнома IАP 9400564 от 28.06.1999. Комплекс ПВП с производным госсипола, обладающий антиоксидантной активностью и пониженным действием на мембраны. /Исмаилов А.И., Барам Н.И., Биктимиров Л., Зияев Х.Л., Гагельганс А.И., Замараева М.В., Гордиенко Н.В., Юсупова С.М. Расмий ахборотнома. 2002.-№4.