АННОТАЦИЯ
У работников железнодорожного транспорта, которые страдали аллергическими дерматитами, определялся повышенный уровень дисульфидных групп и сниженный уровень тиоловых групп в цельной крови, что происходило за счет групп небелкового происхождения. Самостоятельное применение низкоинтенсивного лазерного излучения инфракрасного диапазона (НЛИИД) (0,89 мкм, 10- мин сеансы в течение 5 дней) и ацтилцистеина (10% раствор по 2,0 мл дважды в день, в/м ) вызывали незначительное восстановление содержания тиоловых групп и снижение дисульфидных. Сочетанное применение НЛИИД и ацетилцистеина сопровождалось развитием выраженного терапевтического эффекта, который достоверно превышал результат раздельного применения указаных факторов.
Ключевые слова: профессиональный аллергический дерматит, ацетилцистеин, лазерное излучение низкой интенсивности инфракрасного диапазона, тиол- дисульфидная система.
Показано, что тиол- дисульфидная окислительно- восстановительная системы является важными компонентами антиоксидантной системы (АОС) организма, принимает участие в механизмах неспецифической резистентности, в том числе при действии при развитии воспалительных процессов [2, 5, 6]. Выраженность изменений со стороны данных компонентов АОС может быть критерием глубины имеющих место изменений при формировании воспалительного процесса и служить прогностическим фактором при разработке подходов к лечению [6].
В задачу данной работы вошло исследование динамики показателей состояния тиолдисульфидной системы у больных аллергическими дерматитами (АД)- работников железнодорожного транспорта в условиях раздельного и комбинированного лечения с помощью ЛИНИИД и ацетилцистеина АЦС. Выбор данных воздействий основывался на способности ЛИНИИД оказывать противовоспалительное и иммунокорригирующее действие [3, 4], а также на способности АЦС оказывать антигипоксическое, антиоксидантное действие, являющиеся существенными патогенетическими компонентами развития воспалительного процесса [1, 9].
Материал и методы исследования. В работе наблюдали 52 пациента, которые страдали АД, вызванными контактом с горюче-смазочными материалами, лако- красочными материалами, применяемыми в железнодорожном транспорте. В эту группу вошло 30 женщин и 22 мужчин средним возрастом 33,3±0,9 лет. Для контрольных наблюдений привлекли группу практически здоровых- инженерно-технические работники, из которых 17 - женщины и 10 мужчины. Давность заболевания АД составила 3,2+ 0,8 лет. Все биохимические исследования проведены в период обострения заболевания -в течение второго- третьего дня с момента поступления больных в стационар.
В качестве источника ЛИНИИД использовался прибор “Узор 2К”. Были избраны следующие параметры ЛИНИИД: (длина волны - 0.89 мкм, частота импульсов - 300 Гц, мощность воздействия 2.8 Вт, время воздействия на область АД - 10 минут). Всего проводили 10 сеансов ЛИНИИД в течение пяти дней. Выбор данных параметров воздействия соответствовал таковым, рекомендуемым другими авторами [3, 5]. Применение АЦС (10% раствор по 2,0 мл дважды в день в/м) проводили на протяжении пяти дней.
Состояние тиол-дисульфидной системы изучалось по показателям содержания общих, белковых, небелковых сульфгидрильных (SH) и дисульфидных (SS) групп, а также коэффициента SH/SS. Исследования проводились методом амперометрического титрования по [6]. Состояние аскорбатной окислительно-восстановительной системы изучали в сыворотке крови по показателям редуцированной аскорбиновой кислоты (АК) и ее окисленных форм (ОК) по методу [8]. При этом также вычисляли коэффициент АК/ОФ.
Результаты исследований обрабатывали статистически с применением критерия t- Стьюдента.
Результаты и обсуждение. В крови пациентов страдающих АД да начала лечения регистрировалось возрастание содержания SH- и SS- групп на 35.4% в сравнении с контрольными значениями (P<0.05) (табл. 1). Причем, на этом фоне снижалось содержание SH- групп как в небелковой, так и в белковой фракциях цельной крови- соответственно на 32.2 и 15.4% и в целом - на 17.1% (табл. 1). В то же время, содержание SS-групп возрастало - небелковых в 3,74 раза, белковых - на 30. 3%, общих - на 58.8% (см. табл.1). Наряду с этим, имело место снижение величины коэффициента SH/SS - небелкового в 5.5, белкового - в 1.5 и общего - в 1.8 раз.
Под влиянием применения ЛИНИИД наблюдалось некоторое снижение суммарного содержания небелковых SH- и SS- групп в сравнении с их уровнем до начала лечения- на 9,6% (P<0,05), однако их содержание было выше, чем в контроле на 22,3% (P<0,05) (табл. 1). В данных условиях содержание небелковых SH- групп было меньше, чем в контроле на 30%, а SS- групп - выше в 3,1 раза (P<0,05). При этом уровень SS- групп был на 17,6% меньшим, чем до начала лечения (P<0,05). В данных условиях лечения коэффициент SH/SS для небелковых групп оставался в 4,2 раза меньшим, чем в группе контроля (P<0,05). В условиях воздействия одним ЛИНИИД не отмечалось существенных изменений со стороны показателей SH- и SS- групп белковой фракции в сравнении с их значением до начала лечения- уровень SH- групп был 10,4% меньшим, SS- групп - на 24,3% большим, а коэффициент SH/SS- в 1,35 меньшим , чем в контроле (P<0,05). При исследовании общего содержания SH- и SS- групп было установлено, что в условиях одного воздействия ЛИНИИД уровень SH- групп оставался на 13,3% меньшим, чем в контроле (P<0,05), SS- групп- на 45,4% большим, а коэффициент SH/SS- в 1,6 раз меньшим (P<0,05). Причем, содержание SS- групп на 8,4% снижалось в сравнении с показателем до начала лечения (P<0,05), а коэффициент SH/SS- повышался на 14,6% (P<0,05) (см. табл. 1).
Таким образом, проведение консервативного лечения больных АД с помощью одного воздействия ЛИНИИД позволяет получить положительную терапевтическую динамику со стороны показателей тиол- дисульфидной системы крови, однако выраженность этих изменений является незначительной.
Изучение аналогичных показателей в условиях применения одной АЦК показало, что общее содержание небелковых SH- и SS- групп было больше, чем в контроле на 15,5% (P>0,05), и в то же время - на 14,7% меньшим, чем до начала лечения (P<0,05) (табл. 1). При этом содержание SH- групп оставалось меньше такового в контроле на 34,9% (P<0,05) и превышало уровень до начала лечения на 12,4% (P>0,05). В то же время уровень небелковых SS- групп был больше, чем в контроле в 2,56 раз, меньше, чем до лечения на 31,5% и меньше, чем в группе с воздействием ЛИНИИД на 15,8% (P<0,05). В этих условиях коэффициент SH/SS был меньше, чем в контроле в 3,45 раз (P<0,05).
Уровень белковых SH- групп был ниже, чем в контроле на 11,0% (P<0,05) и на 5,2% превышал таковой до начала лечения (P>0,05). Содержание SS- групп в данных условиях оставалось большим, чем в контроле- на 16,6% (P<0,05) и было меньшим, чем до начала лечения на 10,5% (P<0,05). Коэффициент SH/SS был ниже такового в контроле на 15,7% и больше, чем до лечения на 24,3% (P<0,05). Данный показатель также на 14,0% превышал таковой в группе с применением одного ЛИНИИД (P<0,05) (см. табл. 1). Общее содержание SH- групп было на 13,1% меньше, чем в контроле (P<0,05), в то время как содержание SS- групп превышало его на 32,9% (P<0,05) (табл. 1). При этом уровень SS- групп на 16,3% был меньшим, чем до начала лечения (P<0,05) и на 8,6%- чем в группе с одним воздействием ЛИНИИД (P<0,05) (Табл. 1). В этих условиях коэффициент SH/SS был на 33,1% меньшим, чем в контроле и на 21,8% - большим, чем до начала лечения (P<0,05).
Таким образом, самостоятельное применение АЦС также вызывает положительную динамику со стороны ряда показателей антиоксидантной системы, выраженность которой, однако, не достигает значений нормы.
Поэтому в задачу следующей части работы вошло исследование сочетанного применения ЛИНИИД и АЦС в данной группе больных. Как видно из представленных результатов (табл. 1), в этих условиях общее содержание небелковых SH- и SS- групп было на 22,8% меньшим, чем до начала лечения и превышало уровень в группе контроля на 4,6% (P>0,05). В то же время, уровень SH- групп был выше такового до начала лечения на 29,9% (P<0,05) и оставался меньшим, чем в
контроле на 13,2%(P>0,05). Содержание SS- групп было на 55,5% меньшим, чем до начала лечения (P<0,05). При этом данный показатель был меньше, чем в группах с раздельным применением ЛИНИИД- на 35% и АЦС- на 45,3% (P<0,05). Сходные различия наблюдались и со стороны SH/SS- коэффициента, который в 2,9 раз превышал таковой до начала лечения, на 47,7% оставался большим, чем в контроле и в 1,8 раз был больше, чем в группе с одним воздействием ЛИНИИД и в 2,2 раза- с одним применением АЦС (P<0,05).
В условиях сочетанного воздействия ЛИНИИД и АЦС уровень белковых SH- групп на 8,7% был выше такового до начала лечения и на 8,1% меньшим, чем в контроле (P<0,05). Содержание SS- групп снижалось в сравнение с их уровнем до начала лечения на 16,3% и также было меньше, чем в группе с одним применением АЦС (на 12,3%) (P<0,05). При этом их уровень в сравнение с контролем был выше на 9% (P>0,05) (см. табл.1). Коэффициент SH/SS был выше такового до начала лечения на 35,6% и оставался меньшим, чем в группе контроля на 8% (Р<0,05).При этом исследуемый показатель был большим, чем в группе с одним применением АЦС на 24,4% (P<0,05). Общий уровень SH- групп был выше, чем до начала лечения на 11,3% и при этом был меньшим, чем в группе контроля на 8,9% (P<0,05) (см. табл. 1). Содержание SS- групп было меньше, чем до начала лечения на 27,1% и большим, чем в группе контроля на 15,8% (P<0,05). При этом их содержание было меньше, чем в группе с одним применением ЛИНИИД - на 13% и с применением АЦС- на 20,4% (P<0,05). Коэффициент SH/SS увеличивался на 45,7% в сравнении с таковым до начала лечения и оставался на 20% меньшим, чем в группе контроля (P<0,05). При этом исследуемый показатель был больше, чем в группах, где применялись только ЛИНИИД и АЦС- соответственно на 19,6% и на 27,2% (P<0,05) (см. табл. 1).
Таким образом, по ряду показателей сочетанное применение ЛИНИИД и АЦС оказывается более эффективным, чем их самостоятельное воздействие (уровень небелковых и общих дисульфидных групп, коэффициент SH/SS), Причем, больший вклад в динамику наблюдаемых показателей вносят небелковые тиол- дисульфидные группы.
Представляют интерес возможные механизмы развития усиленного терапевтического действия при сочетанном применении ЛИНИИД и АЦС. Так, известно, что в основе действия лазерного излучения, в особенности при его высокой интенсивности, применении фотосенсибилизаторов- порфиринов, фталоцианинов, хлоринов, пурпуринов и других находится активация свободнорадикальных процессов [4]. В то же время, при относительно незначительной интенсивности лазерного излучения возможно наблюдать стимулирующие эффекты. При этом отмечается, что особенностью лазерной активации лейкоцитов является то, что данная активация может быть обнаружена только в условиях применения зимозаном, что позволяет полагать о существенной роли явления прайминга в развитии данного эффекта [4]. При этом в основе данного феномена находится увеличение внутриклеточной концентрации кальция. Можно думать, что на клеточном уровне дополнительное применение антиоксидантов, в том числе ацетилцистеина, повышает эффективность лазеротерапии за счет предотвращения развития нежелательных побочных эффектов, связанных с генерированием свободных радикалов.
Одним из весьма существенных механизмов развития эффектов лазера является вазодилятация и последующее улучшение микроциркуляции [4]. В этой связи большой интерес вызывает способность лейкоцитов и других клеток продуцировать кроме активных форм кислорода гипохлорита и целого ряда других продуктов оксид азота NO [7].
Поэтому существенной концепцией развития противовоспалительного действия лазерного облучения является участие компонента вазодилатации в формировании конечных эффектов. Можно полагать, вызванная лазерным излучением вазодилатация способствует лучшему проникновению ацетилцистеина в зону воспаления и, таким образом, также является фактором потенцирования терапевтического действия при сочетанном применении ЛИНИИД и АЦС.
Таблица 1 - Влияние сочетанного воздействия ацетилцистеина и низкоинтенсивным лазерным излучением инфракрасного диапазона на содержание сульфгидрильных (SH-) и дисульфидных (SS-) групп в небелковой и белковой фракции цельной крови больных аллергическими дерматитами (М±м, мкмоль/л)
Контроль (практически здоровые) (n=27) |
АД (до лечения) (n=52) |
АД+ ЛИНИИД (n=18) |
АД+ АЦС (n=15) |
АД+ АЦС+ ЛИНИИД (n=19) |
|
Небелковая фракция |
|||||
SH+SS |
1740,5+48,5 |
2356,5+107,0 # |
2129,5+107,0 #* |
2010,2+111,2* |
1820,4+94,5 * |
SH- |
1352,0+41,4 |
903,2+40,4 # |
947,5+35,8 # |
1015,1+102,1 # |
1173,2+120,2 * |
SS- |
398,0+19,5 |
1452,8+61,4 # |
1182,0+83,7 #* |
995,1+50,0 #*@ |
647,2+26,4 #*@& |
SH/SS |
3,52+0,21 |
0,64+0,07 # |
0,84+0,08 # |
1,02+0,08 # |
1,85+0,12 #*@& |
Белковая фракция |
|||||
SH- |
7726,0+105,3 |
6532,7+109,3 # |
6924,5+115,7 # |
6875,4+120,0 # |
7100,5+132,4 #* |
SS- |
2936,2+92,6 |
3825,4+86,1 # |
3650,7+73,6 # |
3423,5+80,5 #* |
3200,7+91,7 *@ |
SH/SS |
2,61+0,09 |
1,77+0,04 # |
1,93+0,06 # |
2,2+0,08 #*@ |
2,4+0,07 #*@ |
Общее содержание |
|||||
SH- |
907,8+133,4 |
7435,9+126,2 # |
7872,0+114,2 # |
7890,5+106,3 # |
8273,7+141,5 #* |
SS- |
3324,2+91,5 |
5278,2+94,3 # |
4832,7+105,6 #* |
4418,6+87,4 #*@ |
3847,9+97,2 #*@& |
SH/SS |
2,75+0,08 |
1,51+0,04 # |
1,73+0,05 #* |
1,84+0,06 #* |
2,20+0,07 #*@& |
Примечание: #-P<0,05 в сравнении с показателями в группе практически здоровых; *- P<0,05 в сравнении с показателями до начала лечения; @- P<0,05- в сравнении с эффектами одного ЛИНИИД; &-P<0,05- в сравнении с эффектами одного ацетилцистеина (ANOVA + Newman- Keuls тесты).
ЛИТЕРАТУРА
- Барінова І.€. Фармакологічна корекція гемічноі' гіпоксіі аргініном, ацетилцистеіном та еномеланіном//Автореф. дис. ... канд. мед. наук.- Одеса.- 2012.- 20 с.
- Воскресенский О.Н. Свободно-радикальное окисление, антиоксиданты и атеросклероз // Кардиология/ -1981. -№6. -С.118-123.
- Запорожченко Б.С. Патогенетическое обоснование комплексного лечения панкреатита.- Одесса.-2008.- 38 с.
- Илларионов В.Е. Основы лазерной терапии. -М., - 1992. -317 с.
- Меерсон Ф.З. Патогенез и предупреждение стрессорных и ишемических повреждений сердца.- М.: Медицина, 1984.- 272 с.
- Соколовский В.В. Тиолдисульфидное соотношение крови как показатель состояния неспецифической резистентности организма//Учебное пособие. С.- Петербург, - 1996, - 33 с.
- Снайдер С.Х., Бредт Д.С.Оксид азота в жизнедеятельности организма//В мире науки.- 1992. N7.- C.16-26
- Стальная И.Д., Гаришвили Т.Г. Современные методы в биохимии. -М.: Медицина, 1977. - С.66-68.
- Packer L., E.H.Witt, Trischler H.J., Wessel K., Ulrich H. Antioxidant properties and Clinical implications of alpha- lipoic acid// In: Biothiols in health and disease., L.Packer, E.Cadenas, Eds., Marcel Dekker, USA,- 2005.-P. 479- 516.